Педагогическая



Pdf просмотр
страница1/21
Дата10.09.2017
Размер2.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

УДК 371.72:616.89-008.44:004.738.5(07)
ББК 74.200.556я7
Д75

Издание осуществлено при финансовой поддержке фонда РГНФ
(проект №12-06-00391а)


Д75 Дроздикова–Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ
КОМПЬЮТЕРНОЙ
ЗАВИСИМОСТИ
У
ПОДРОСТКОВ
ГРУППЫ
РИСКА:
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА. - Казань: Издательство «Отечество»,
2012. - 280 с.

В монографии дано целостное представление о проектировании модели педагогической коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска (на примере воспитанников детских домов и социальных приютов). Раскрываются сущностно- содержательная характеристика понятия «компьютерная зависимость», основные причины и специфика проявления компьютерной зависимости у подростков группы риска. В книге освещается исторический отечественный и современный зарубежный опыт коррекции и профилактики компьютерной зависимости, предложены апробированные организационно- педагогические условия по повышению эффективности педагогической коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска.
Имеющиеся в работе коррекционная программа по преодолению компьютерной зависимости у подростков и авторские методики на выявление уровня сформированности и специфики компьютерной зависимости могут быть использованы как в практической деятельности педагогов и психологов, так и для определения приоритетов воспитательной деятельности педагогов.
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов социальных и образовательных учреждений, преподавателей педагогики и студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами гуманистического воспитания.
Рецензенты:

В.Ш. Масленникова - д.п.н., профессор, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
А.В. Фролова – к.псих.н., доцент, зав. кафедрой общей и практической психологии Казанского федерального университета.


УДК 371.72:616.89-008.44:004.738.5(07)
ББК 74.200.556я7

ISBN 978-5-9222-0568-9


© Дроздикова–Зарипова А.Р., Валеева Р.А.,
Шакурова А.Р., 2012
© Оформление.
Издательство «Отечество», 2012


3


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. Компьютерная зависимость у подростков группы риска ........... 10 1.1. Феноменология зависимости. Нехимические зависимости. ............... 10 1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«компьютерная зависимость» ................................................................ 18 1.2.1. Компьютерная зависимость: история вопроса, дефиниции ..................................................................................... 18 1.2.2. Интернет-зависимость .................................................................. 33 1.2.3. Игровая компьютерная зависимость ........................................... 49 1.2.4. Механизмы возникновения и стадии развития компьютерной зависимости ......................................................... 62 1.3. Причины и специфика проявления компьютерной зависимости у подростков группы риска ............................................. 70
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты педагогической коррекции
компьютерной зависимости у подростков группы риска .......................... 94 2.1. Исторический опыт решения проблем коррекции компьютерной зависимости в России и за рубежом .......................... 94 2.2. Современные подходы и принципы педагогической коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска.......................................................................................... 111
ГЛАВА 3. Педагогическое обеспечение процесса педагогической
коррекции компьютерной зависимости у подростков группы
риска ......................................................................................................................... 152 3.1. Проектирование педагогической модели коррекции компьютерной зависимости у детей группы риска ........................... 152 3.2. Научно-практическое обоснование организационно - педагогических условий эффективности педагогической

4

коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска.......................................................................................... 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 203
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................... 204
Приложение 1. Тест на выявление компьютерной зависимости
...................... 219
Приложение 2. Тест на выявление детской компьютерной зависимости ................................................................................................. 222
Приложение 3. Анкета на выявление специфики компьютерной зависимости ................................................................................................. 225
Приложение 4. Анкета на выявление специфики детской компьютерной зависимости ....................................................................... 229
Приложение 5. Анкета на когнитивный компонент антиаддиктивной установки компьютерной зависимости .................................................... 233
Приложение 6. Содержание программы групповых занятий по педагогической коррекции компьютерной зависимости подростков «Из виртуальности в реальность» ......................................... 234
Приложение 7. Педагогическая модель коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска ................................................. 279

5

ВВЕДЕНИЕ
Компьютерная зависимость относительно молодое явление. И оно берет начало не с возникновения первого компьютера как такового. А с момента, когда компьютер обрел ряд развлекательных функций. Первые компьютеры были слишком громоздки и представляли собой вычислительные центры. Но с развитием компьютерных технологий компьютер становится мобильнее и функциональнее.
Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х и
1960-х годах, но в силу малой распространенности персональных компьютеров являлись большей частью диковинкой, которой можно было похвастаться, но не серьезно увлечься. Начиная с 1970-х годов можно говорить о постепенном
«одомашнивании» компьютера и появлении компьютерных игр, несущих в себе элемент соревновательности и визуально привлекательную проработку. Также к 70-м годам прошлого века относится рождение и последующее быстрое развитие Интернета.
В последние годы наблюдается компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной и промышленной деятельности. Компьютеры стали необходимым атрибутом офисов, медицинских учреждений, школ, промышленных производств и широко используются в повседневной жизни.
Быстрое распространение новых информационных технологий, рост количества активных пользователей всевозможных программ, игр и компьютерных сетей становятся одними из важных принадлежностей современности, которые не только влияют на нашу жизнь, но и существенно ее меняют. Человечество вступило в «эру пользователей» и можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера.
В последнее десятилетие Интернет прочно вошел в повседневную жизнь значительной части россиян, и доля совсем юной аудитории растет с каждым днем. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей

6

Интернета TNS Web Index на сентябрь 2010 года - 92% всех подростков в
России имеют доступ к Интернету. На 2012 год по данным Российского агентства международной информации РИА Новости количество активных пользователей Интернета составило 46 миллионов человек, из них 12 миллионов - это дети до 14 лет.
В настоящее время увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами и компьютерными играми различной сложности. Существенно изменилась и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность.
Пользователи открывают для себя массу новых возможностей: общение с людьми, игра в сети с реальным или «виртуальным» соперником или, возможность узнавать последние новости, вести дневник, слушать музыку, проигрывать видео и смотреть матч с любимой командой в реальном времени.
Вместе с тем, помимо уже привычных монитора, клавиатуры, мышки, процессора появляются компьютеры «помобильнее»: ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, КПК, смартфоны. Большое количество современных сотовых телефонов имеют часть функций полноценного компьютера. Причем выход в Интернет доступен для любого из перечисленных устройств.
На данный момент вполне можно говорить о том, что признание удобства
ПК может перерасти в привязанность - иной раз очень глубокую, патологичную
- к виртуальному источнику удовольствия.
В современном мире подростки уже оценили все преимущества использования компьютера и Интернета, которые оказывают и негативное влияние на их социально-психическое развитие. Прежде всего, попадая в сеть, дети оказываются беззащитны перед угрозами и соблазнами, таящимися во "всемирной паутине". По данным МВД России, за последние годы количество

7

сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, и число подобных ресурсов превысило 300 миллионов веб-страниц.
Компьютер магнетически действует на подростков не только как техническое средство, но и как собеседник, друг помогающий преодолевать многие проблемы: одиночество, неумение общаться, неуверенность и боязливость и т.д. Перед подростком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира, «переключая» на себя.
Однако возникает вопрос: заменит ли виртуальное общение реального собеседника, не станет ли виртуальный мир игры желаннее реального мира с его проблемами?
Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации. Зачастую, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться, не имея необходимых психологических механизмов защиты. Следовательно, их психическая система страдает. Еще большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категорий подвержена негативным воздействиям. Опыт, вынесенный из собственной семьи, не всегда является положительным и полезным для этих детей. Играет роль и генетическая предрасположенность к различным рода зависимостям. Эти подростки, как правило, уже аддикты
(токсикомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и др.), что служит хорошей основой для еще более быстрого приобретения и развития новых форм зависимого поведения, в частности, Интернет – зависимости и гейм- аддикции.
Ни одна область человеческой жизни, получив признание, не остается обойденной специалистами различных направлений науки. Взаимодействие

8

человека и компьютера не исключение. К сожалению, именно педагогических работ, посвященных этому вопросу, единицы.
Существуют исследования
Интернет-аддикции, зависимости от компьютерных игр. В последнее время и компьютерная зависимость все чаще становиться темой исследований социологов, психологов, педагогов.
Известны работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные факторам риска формирования аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте (Е.В. Янко, О.Ю. Калиниченко); различным аспектам
Интернет-аддикции (В.А. Лоскутов, А.Е. Войкунский, Ф.А Саглам, Е.П.
Белинская, А.Е. Жичкина, И. Голдберг, Д. Гринфилд, М. Шоттон, Ш. Текл и К.
Янг); основным признакам компьютерной зависимости (А. В. Котляров); исследованиям формирования медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В.
Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина), а также работы Ю.Е. Егошкина, В.В.
Шабалиной, которые посвящены проблеме проявления у подростков аддиктивных форм поведения, вызванных неблагополучным положением ребенка в системе детско-родительских отношений; исследования Д.З.
Ахметовой, А.В. Худякова, Ф.Е. Василюка о роли школьной среды в процессе профилактики зависимого поведения учащихся.
Однако работ, посвященных педагогической коррекции компьютерной зависимости подростков группы риска очень и очень мало. Констатируя наличие проблемы, за ее решения берутся немногие.
В связи с вышесказанным, изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса, а также педагогическое обеспечение коррекции компьютерной зависимости представляются весьма актуальным.
Более того, педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска, помимо актуальности, имеет огромное социальное значение.
В данной книге представлены результаты монографического исследования проблемы педагогической коррекции компьютерной зависимости у подростков группы риска; предложены способы решения проблемы организационно-педагогического обеспечения коррекции компьютерной

9

зависимости у подростков группы риска (на примере детей-воспитанников детских домов и социальных приютов).
Материалы книги могут быть использованы для практического применения в работе специалистов как социальных, так и общеобразовательных учреждений в контексте управления процессом педагогической коррекции и профилактики подростковой компьютерной зависимости, а также для дальнейших исследований проблем аддиктивного поведения детей группы риска.
Материалы монографии подготовили:
Дроздикова – Зарипова А.Р. (введение, параграфы: 1.1, 1.2., 2.1, 2.2., 3.1,
3.2, заключение, приложения);
Валеева Р.А. (2.2, 3.1);
Шакурова А.Р. (приложения).





10


Глава 1. Компьютерная зависимость у подростков группы риска

1.1.

Феноменология зависимости. Нехимические зависимости.
Раскрытие содержательной характеристики основного понятия исследования «компьютерная зависимость» потребовало от нас рассмотрения ключевых понятий данной проблематики, а именно «аддикция», «аддиктивное
поведение», «зависимость», «поведенческие (нехимические) зависимости».
Рассмотрим далее представленные понятия в предложенной последовательности.
Исследование зависимостей входит в непосредственную компетенцию таких наук как наркология, психиатрия, психотерапия,
психология, социология и отдельной науки – аддиктологии. Вместе с тем достаточно трудно очертить четкие понятийные границы. Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов. Значительные изменения в понимании сущности и механизмов формирования зависимостей произошли за последние 15 лет.
В ранних публикациях отечественных и зарубежных авторов [85] рассматривается почти исключительно зависимость от химических веществ.
Ряд ученых понимают аддикцию (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи рассматривают данные понятия как синомичные, что приводит к терминологической путанице.
Специалисты преимущественно старшего возраста понимают под аддикцией исключительно физическую зависимость от психоактивных веществ
(ПАВ), в то время как более молодые специалисты рассматривает аддикцию как компульсивно-зависимое поведение (compulsive-habitual behavior).

11

Разными авторами аддикции рассматриваются как патологические влечения и относятся к обсессивно-компульсивным расстройствам (А. Лешнер,
1997; А.А. Портнов, 2004; И.Н. Пятницкая, 2003), расстройствам психопродуктивного спектра (В.Б. Альтшулер, 1994), сопоставляются с сумеречным расстройством сознания (В.Д. Менделевич, 2003), со сверхценной идеей (А.Ю. Егоров, 2004; 2006).
Ю.П. Сиволап (2006) высказывает мнение, что аддиктивные расстройства принадлежат к сфере мотивационных расстройств и формируют отдельную нозологическую группу, которая включает зависимость от различных ПАВ и нехимические зависимости [132].
Десятилетия назад зависимость была фармакологическим термином, который подразумевал использование препарата (лекарства, легального или нелегального наркотика) в достаточном количестве, чтобы избежать неприятных эффектов отмены. Сопряжённое с состоянием такой зависимости аддиктивное поведение («наркотизм», по терминологии И.Н. Пятницкой, 1975) расценивалось как девиантное и противопоставлялось аддикции как болезни
[117].
Ц.П. Короленко (1991, 2000) стирает грани между аддикцией и аддиктивным поведением и утверждает, что аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [74;
75].
Эту точку зрения разделяют украинские ученые Л. Н. Юрьева и Т. Ю.
Больбот (2006), которые считают, что это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном мире, где он не только не способен решить свои насущные

12

проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии, вплоть до деградации [168].
Казанский профессор В.Д. Менделевич (2003) определил аддиктивное поведение как разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения [93; 95].
А.Е. Личко и В.С Битенский (1991), утверждают, что для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [86].
Понятие зависимость (наркотическая) в медицинском смысле В.Д.
Менделевич (2004) рассматривает как навязчивую потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами [94].
В психологии зависимость (аддикция) определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта к чему-либо.
А.В. Котляров (2006) под зависимостью понимает любую форму существования, при которой человек, воспринимающий реальность как дискомфортную, избегает ее, вместо того, чтобы попытаться ее изменить. В качестве места для избегания выбирается искусственно измененное состояние сознания. Зависимое поведение направлено на поиск особой, «идеальной» реальности, которая является по своей сути деструктивной, приводящая к разрушению здоровья и жизни человека [77].

13

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2000) считают, что процессу появления и развития аддиктивного поведения способствуют биологические, психологические и социальные факторы [75].
Реальность такова, что нагрузка на системы адаптации очень велика.
Наличие зависимого (аддиктивного) поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды.
Естественные адаптационные возможности аддикта нарушаются на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Люди, которые с трудом воспринимают перепады настроения и переносят психофизическое напряжение, не могут противостоять превратностям судьбы, в качестве способа восстановления психологического комфорта выбирают зависимость, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Привлекательность зависимости заключается в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления.
Как пишет В.А. Бурова (Лоскутова) (2000): “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты зависимой реализации” [24].
Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот утверждают, что аддиктивная личность выбирает универсальный способ выживания – уход от проблем [168].
В основе мотивации к зависимости, по мнению В.А. Буровой,

лежит стремление избежать боли (т.е. уйти от проблем и их решения) и получить удовольствие [63].
Выбор зависимой стратегии поведения обусловлен, прежде всего, трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение

14

идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов (В.А. Бурова (Лоскутова), 2000).
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности. Среди причин аддиктивного поведения также можно выделить страх перед обыденной, наполненной обязательствами и требованиями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки.
Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы и предоставление детей самих себе. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.
Провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно- психическая неустойчивость, акцентуации характера
(гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции подросткового возраста: группирование, реакция эмансипации, увлечения (хобби), и формирующиеся сексуальное влечение (А.Е.
Лично, 1986; В.А. Жмуров, 1994; Я.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг, 2000;
Р.В. Овчарова, 2000 и др.).
На сегодняшний день хорошо изучена зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм). Вместе с тем все более отчетливо проявляется тенденция к расширенному пониманию аддикций и все чаще упоминаются нехимические зависимости [74; 75; 176; 177;
184],
где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




©zodomed.ru 2024


    Главная страница