МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Учебная ПРОГРАММА
Психодиагностика в контексте консультирования
Введение
Учебная дисциплина «Психодиагностика в контексте консультирования» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания по дисциплинам: «Теоретико-прикладные аспекты психологии развития личности в контексте консультирования», «Теории личности в контексте психологического консультирования».
Отправным пунктом при разработке учебного курса «Психодиагностика в контексте консультирования» явились идеи отечественных и зарубежных исследователей: И.М. Сеченова И.П.Павлова, В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, П.П.Блонского, А.Ф. Лазурского, М.Ю. Сыркина, , Ф. Гальтона, Дж. Кеттэлла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А.Бине, Г. Фехнера, В. Вундта и др.
Цель дисциплины: дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога-консультанта, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.
Задачи:
1. раскрыть теоретико-методологические и этические принципы психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;
2. сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики (как инструментария дифференциальной психологии и как арсенала методов для решения практических задач);
3. обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности психолога-консультанта;
4. познакомить с многообразием психодиагностических методов, историей их создания и практикой использования;
5. способствовать формированию у студентов основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
-
способность и готовность к применению в теоретическом и экспериментальном исследовании основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;
-
восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей;
-
способность и готовность к: реализации стандартных программ, направленных на отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;
-
способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
-
психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
-
способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
-
место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;
-
историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;
-
основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;
-
специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;
-
классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию;
-
классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения;
Уметь:
-
формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;
-
конструировать психодиагностический процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью;
-
соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации - Российском Психологическом Обществе (РПО);
-
подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;
-
описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации;
Поделитесь с Вашими друзьями: |