Пояснительная записка Данный сборник предназначен для самостоятельной работы студентов 4 кур­сов по специальности



Дата25.10.2019
Размер133 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
Данный сборник предназначен для самостоятельной работы студентов 4 кур­сов по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» для практических занятиях по: 
« Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста»

Сборник ситуационных задач ставит своей целью выработать у студентов на­выки самостоятельного планирования своей деятельности, базируясь на алгоритмах этапов сестринского процесса, наблюдения и ухода за пациентами.

Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:
«отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации: знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи с алгорит­мами действий;
«хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правиль­ный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнитель­ными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических мани­пуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
«удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; непол­ный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но не­уверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгорит­мом действий;
«неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика дейст­вий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций 
«отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для вы­полнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациен­та и медперсонала; рабочее место убирается в соответст­вии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
«хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения прак­тических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала: рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все дейст­вия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
«удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практиче­ских манипуляции; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии пе­дагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима:
«неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочем о места, невозможность само­стоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безо­пасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима. техники безопас­ности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

Образец решения ситуационной задачи.


Пациентка 72 лет поступила в кардиологическое отделение с диагнозом - гипертоническая болезнь II ст., ожирение I ст.
При сборе информации о пациентке медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на сильную головную боль в затылочной области, общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, плохой сон.
Считает себя больной около 8 лет; ухудшение состояния в последние 1,5 месяца после работы на садовом участке. Лекарства принимает нерегулярно: иногда забывает, а иногда не принимает сознательно, т.к. опасается их побочных эффектов. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой, жирной пищей, много пьет жидкости.
Пациентка сомневается в успехе лечения, испытывает страх смерти.
Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, кожные покровы чистые, обычной окраски, пациентка избыточного питания. Рост 168 см, масса тела 86 кг. ЧДД - 18 в минуту, пульс 68 в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень у края реберной дуги.
Задания
Выявите, удовлетворение каких потребности нарушено, определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки, установите приоритетную проблему.
Каковы факторы, способствующие прогрессированию заболевания у данной пациентки?
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Эталон ответа 
Нарушено удовлетворение потребностей: спать, есть, пить, отдыхать, работать, избегать опасности, общаться, поддерживать свое состояние.
Проблемы пациентки настоящие:
сильная головная боль в затылочной области, связанная с повышением АД
общая слабость
нарушение сна
повышенное питание, не соответствующее потребностям организма
дефицит знаний о своем заболевании
неуверенность в эффективности лечения
страх побочного действия гипотензивных препаратов
неэффективное соблюдение лечебной схемы
повышенная раздражительность
страх смерти 
потенциальные:
риск развития гипертонического криза
риск развития инфаркта миокарда
риск развития инсульта 
приоритетная:
головная боль в затылочной области, связанная с повышением АД.
2. Факторы, способствующие прогрессированию заболевания у пациентки:
несоблюдение диеты (злоупотребление поваренной солью, жирными
продуктами, употребление избыточного количества жидкости),
избыточная масса тела, несоблюдение лечебной схемы, тяжелая
физическая нагрузка.
3. Краткосрочная цель: головная боль уменьшится через 2 дня.
Долгосрочная цель: пациентка не будет испытывать головной боли к моменту выписки, артериальное давление у пациентки нормализуется.
План
Мотивация

1. М/с обеспечит физический и психический покой


с целью уменьшения действия раздражителей на ЦНС

2. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день


для обогащения воздуха кислородом, улучшения сна

3. М/с обеспечит возвышенное положение в постели


с целью уменьшения притока крови к головному мозгу и сердцу

4. М/с обеспечит соблюдение диеты № 10


с целью улучшения кровообращения, нормализации обмена веществ

5. М/с проведет беседу с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска прогрессирования заболевания


с целью снижения АД, уменьшения риска осложнений заболевания

6. М/с обеспечит взвешивание пациентки


с целью выявления задержки жидкости и контроля веса

7. М/с будет наблюдать за состоянием пациентки, внешним видом, измерять АД, пульс 2 раза в день


ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

8. М/с будет выполнять назначения врача


для своевременного обследования и эффективного лечения

9. М/с обучит пациентку и родственников технике измерения АД, определения пульса, взвешивания, ведению дневника самоконтроля


для эффективного контроля состояния пациентки
Сестринский процесс при заболеваниях системы крови и кровообращения
Задача № 1
Больной 72 года, живет с семьей дочери. Примерно год назад впервые диагностирована ИБС, проявляющаяся приступами давящих болей в области сердца, иррадиирущих в левую руку. Врача посещает нерегулярно. В течение года реги­стрируются повышенные цифры артериального давления (170/100 -200/110 мм рт. ст.).
Из предписанных препаратов пациент иногда пользуется нитроглицерином, который быстро снимает боль.
Выкуривает примерно по одной пачке сигарет в день. Стаж курения -около 40 лет. Крепкие алкогольные напитки употребляет умеренно (2-3 раза в месяц). Питание - любит копченое сало, селедку.
При обследовании пациент возбужден, говорит, что «не хочет оставаться в больнице», просит выписать его, так как «боль в груди полностью прошла после уколов». Рост -170 см, масса - 86 кг, АД - 170/95 мм рт.ст., пульс ритмичный, 90 уд/мин, частота дыхания - 16 в минуту.
Задания
1. Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента. 
2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Продемонстрируйте выполнение в/м инъекции р-ра дибазола.

Задача № 2.


В кардиологическое отделение поступает пациентка 76 лет с диагнозом ИБС. 
При сборе информации о пациентке медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на выраженную общую слабость, значительное снижение аппетита, одышку в покое, похудание, невозможность ухаживать за собой. Считает себя больной в течение 7 лет после перенесенного инфаркта миокарда. Ухудшение началось 3 недели назад после гриппа, в течение последних 5 дней не встает с постели. Пациентка постоянно получает сердечные гликозиды, мочегонные.
Объективно: общее состояние тяжелое. Больная заторможена, в пространстве ориентирована. С трудом поворачивается в постели. Кожные покровы сухие, цианотичные. На коже в области крестца и пяток покраснение. Отеки на нижних конечностях, поясничной и крестцовой области. Тургор тканей снижен, состояние питания резко понижено. ЧДД 26 в минуту, пульс 92 в минуту аритмичный, АД 110/70 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме. Стул 1 раз в двое суток. Мочеиспускание редкое, малыми порциями.
Задания:
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки, установите приоритетную проблему.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Каковы факторы, способствующие возникновению пролежней у данной пациентки?
Продемонстрируйте выполнение в/в капельное введение р-ра дигоксина 0,0025% 1 мл на физиологическом растворе.
Задача № 3.
Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение по поводу ИБС, осложнённой хронической сердечной недостаточностью. Предъявляет жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображенным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится предстоящей абдоминальной пункции.
Объективно:
Положение в постели вынужденное - ортопноэ. Кожные покровы цианотичные. Пациент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме. 
Задания:
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику в/м ведения фуросемида.

Задача № 4.


Вечером праздничного дня, вскоре после ужина, в доме престарелых к пациенту 68 лет, страдающему ИБС, была вызвана медсестра. Пациент испуган, его беспокоят боли за грудиной сжимающего характера, отдающие в затылок и левую руку, чувство стеснения в груди. ЧДД 20 в минуту, пульс 82 в минуту ритмичный, АД 150/90 мм рт. ст.
Задания
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Продемонстрируйте забор крови на б/х исследование крови.

Задача № 5.


Больная 68 лет. При обследовании выявлено повышение АД до цифр 210/105 мм рт.ст. Со слов больной, о повышении АД она знает несколько лет, но считает это нормальным явлением для своего возраста. Жалоб не предъявляет, гипотензивные препараты не принимает. ЧСС 88 в минуту, ЧД 16 в минуту. Масса тела - 84 кг, рост - 156 см. В общем анализе крови изменений нет, в биохимическом анализе крови - гиперхолестеринемия (8,2 ммоль/л). 
Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Составьте сестринский план наблюдения и ухода.
Продемонстрируйте технику в/в введения р-ра магнезии сульфат.

Задача № 6.


Пациентка 52 лет поступила на стационарное лечение с диагнозом: "Железодефицитная анемия". Предъявляет жалобы на сильную слабость, головокружение, одышку при минимальной физической нагрузке, ломкость ногтей, выпадение волос. Аппетит снижен. Сон сохранён. Пациентка с трудом встаёт с постели даже для посещения туалета. Стесняется пользоваться судном в присутствии посторонних людей (в палате ещё четверо пациенток), поэтому старается «терпеть».
Положение в постели активное. Рост 165 см, масса тела 86 кг. Кожные покровы и видимые слизистые бледные, волосы тусклые, ногти ломкие. Частота дыхания 20 в мин., пульс 76 в мин., ритмичный. АД 110/70 мм рт. ст. 
Задания:
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Обучите пациентку правильному питанию при железодефицитной анемии.
Продемонстрируйте технику в/м введения гемофера.

Задача № 7.


Больной, 67 лет с жалобами на повышение температуры до 38,8 градуса, боли в горле, болезненность при глотании. При осмотре зева некротическая ангина. Из анамнеза известно, что в течение 3-х последних лет больной отмечает частые ОРЗ, ангины, гаймориты.
В крови лейкоцитоз за счет зрелых лимфоцитов. Отмечается увеличение печени и селезенки. 
Задания:
1. О каком заболевании идет речь? 
2. В чем заключаются особенности ухода за гематологическими больными?
3. Продемонстрируйте на фантоме взятик крови на б/х анализ.

Задача № 8.


Пациентка 57 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на периодические сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.
Пациентка избыточного питания (при росте 162 см, вес 87 кг). ЧДД 20 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен, АД 180/100 мм рт. ст. 
Задания:
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику измерения артериального давления с подсчетом пульса.

Задача № 9.


Больная, 72 года. Жалобы на слабость, извращение вкуса и обоняния, трофические расстройства (ломкость ногтей, сухость кожи трещины в углах рта). Из анамнеза известно, что у больной сопутствующее заболевание миома матки, сопровождающее периодическими маточными кровотечениями. В крови гипохромная анемия. 
Задания:
1. О каком заболевании идет речь?
2. Какие советы по питанию Вы можете дать данной пациентке?
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.

Задача № 10.


Больной 65 лет, страдает артериальной гипертензией в течение 5 лет. Лечение принимает нерегулярно. Ведет малоподвижный образ жизни. Самочувствие ухудшилось вчера, связывает с физическим перенапряжением. Госпитализирован с жалобами на тяжесть в затылочной области, шум в ушах, колющую боль в области сердца, перебои в работе сердца, одышку при небольшой физической нагрузке.
При объективном исследовании: больной сонлив, заторможен.
Подкожно-жировой слой развит чрезмерно. Тоны сердца приглушены. Пульс - 56 ударов в минуту, ритмичный, напряженный. АД-190/115 мм рт. ст. Живот мягкий. На ЭКГ: гипертрофия левого желудочка.
1. Установите сестринский диагноз.
2. Определите цель сестринского вмешательства.
3. Продемонстрируйте технику в/в капельного введения лекарственного средства.

Задача № 11.


На прием к участковому врачу-терапевту пришел пациент 59 лет, водитель, с жалобами на нарастающую головную боль в затылочной области, головокружение, шум в ушах, сердцебиение. Из анамнеза известно, что впервые повышение АД было выявлено 3 года назад, не обследовался и не лечился.
Курит 17 лет. Мать страдает артериальной гипертензией. Самочувствие ухудшилось после автоаварии.
При объективном исследовании: возбужден, гиперемия лица. В легких дыхание везикулярное. Границы сердца расширены влево на 2 см. Тахикардия до 120 ударов в 1 минуту. АД - 190/105 мм рт. ст.
1. Назовите неотложное состояние, возникшее у пациента.
2. Перечислите препараты для оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления с подсчетом пульса

Задача № 12.


Больной 65 лет, жалуется на сжимающую боль за грудиной, появляющуюся при физической нагрузке 1-2 раза в день. Не обследовался. При объективном исследовании: состояние удовлетворительное. Пульс - 76 ударов в 1 минуту, ритмичный. Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца звучные, чистые. АД -140/80 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное. Периферических отеков нет. На ЭКГ: изменений не выявлено.
1. Назовите препарат для купирования приступов боли.
2. Определите цель сестринского вмешательства.
3. Продемонстрируйте технику введения гепарина.

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания и пищеварения.


Задача №1.
Больная 68 лет около 10 лет страдает бронхиальной астмой средней степени тяжести. Ежегодно 3-4 раза госпитализируется в стационар с ухудшением состояния - учащением приступов удушья, астматическим статусом. Ингаляционные средства (бронхолитики, гормональные) не использует. Считает, что это «вредные» препараты. Принимает большие дозы теофедрина. Последнее время отмечает выраженное сердцебиение, нарушение ритма после употребления этого лекарственного средства.
Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Составьте сестринский план наблюдения и ухода.
Выполните технику выполнения в/в инъекции р-ра эуфиллина 2,4%-5,0 на физ-ре.

Задача № 2.


Больной 68 лет доставлен в отделение с диагнозом: «язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, стадия обострения, осложненная желудочно-кишечным кровотечением». На момент осмотра предъявляет жалобы на многократную рвоту цвета «кофейной гущи», резкую слабость, головокружение.
Из анамнеза: курит в течение 40 лет (1-2 пачки сигарет в сутки), страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки более 10 лет, с частыми обострениями.
Объективно: общее состояние тяжелое, в сознании. Кожа бледная, влажная. ЧД 20 в 1 минуту. Дыхание в легких везикулярное, хрипов нет. Пульс 110 ударов в 1 минуту. Тоны сердца ослаблены. АД 90/60 мм рт. ст. Язык обложен серым налетом. Живот болезненный в эпигастрии. Стул был накануне, дегтеобразный. 
Задания:
Выделите приоритетные проблемы пациента.
Определите краткосрочную цель сестринского вмешательства.
Составьте план сестринского ухода и наблюдения для выполнения краткосрочной цели.
4. Продемонстрируйте технику забора крови на б/х исследование.

Задача № 3.


Больной 73 лет находится на обследовании и лечении в гастроэн­терологическом отделении с диагнозом: «атрофический гастрит». Пациент предъявляет жалобы на чувство тяжести в эпигастрии, отсутствие аппетита, снижение массы тела, утомляемость.
Из анамнеза: больной длительное время страдает хроническим гастритом. Последнее ухудшение - около месяца назад после нарушения диеты. 
Объективное обследование: состояние удовлетворительное, рост 180 см, вес 69 кг. Температура тела 36,8°С. Кожа бледная. Дыхание везикулярное, ЧД 16 в минуту. Пульс 72 удара в минуту, удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. 
Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Выделите приоритетные проблемы пациента.
Составьте план сестринского ухода и наблюдения для выполнения краткосрочной цели.
Продемонстрируйте технику в/в капельного введения р-ра.
Задача № 4.
Пациент 58 лет направлен поликлиникой в пульмонологическое отделение с диагнозом – «атопическая бронхиальная астма, приступный период."
При сестринском обследовании палатная медицинская сестра выявила жалобы на периодические -приступы удушья, одышку с затрудненным выдохом, непродуктивный приступообразный кашель с отделением в конце густой, вязкой мокроты, слабость, головокружение.
Приступу удушья, как правило, предшествует слезотечение и заложенность носа.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, бледные. Лимфоузлы не увеличены, дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 19 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.
Задания:
Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
Обучите пациента правилам пользования карманным ингалятором.
Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 2.5%- 2мл р-ра супрастина.

Задача № 5.


Больной 72 лет поступил на обследование и лечение в терапевтическое отделение с диагнозом: «язвенная болезнь, с выраженным болевым и диспепсическим синдромами». При поступлении предъявляет жалобы на боли ломящего характера в эпигастральной области через 1,5-2 часа после еды, а также изжогу, тошноту, запоры, раздражительность, слабость.
Объективное обследование: кожные покровы обычной окраски, язык обложен белым налетом. Пульс 85 ударов в минуту, АД 110/80 мм рт. ст. При пальпации живота - болезненность в эпигастральной области.
Реакция больного на госпитализацию адекватная, согласен на лечение Однако обеспокоен состоянием здоровья, подавлен, опасается, что болен раком желудка. В целях снятия эмоционального напряжения часто курит. Вдовец, дети живут отдельно.
Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Выделите приоритетные проблемы пациента.
Составьте план сестринского ухода и наблюдения для выполнения краткосрочной цели.
Продемонстрируйте технику промывания желудка.

Задача № 6.


Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лечении по поводу бронхиальной астмы.
Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный кашель. Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы бледные. Дыхание затруднено на выдохе (больная «выдавливает» из себя воздух), сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД - 19 в минуту, пульс - 90 в минуту, слегка напряжен, АД -140/90 мм рт. ст.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Выполните в/в введение р-ра эуфиллина.

Задача № 7.


В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент 68 лет с диагнозом пневмония.
Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 40°С с ознобом, к утру упала до 36° С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.
Задания
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику разведения и в/м введения а/б.
Задача №8.
В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота -кофейной гущей".
Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120уд/мин малого наполнения и напряжения. АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.
Задания
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Продемонстрируйте технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.

Задача № 9.


Пациент 70 лет госпитализирован в гастроэнтерологичесчкое отделение. Диагноз- рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести, тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу - не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек.
Объективно: Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Физиологические отправления без особенностей. 
Задания
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.
Продемонстрируйте технику проведения очистительной клизмы..

Задача № 10.


У пациента 72 лет с диагнозом рака легкого, находящегося на стационарном лечении в онкодиспансере, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.
Объективно: кожные покровы бледные, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин, АД 100/70 мм рт. ст. Пациент беспокоен, говорит о приближающейся смерти.
Задания
Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
Продемонстрируйте технику в/м введения викасола.

Задача № 11.


В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подавляющие кашель (либексин). 
Задания:
Определите проблемы пациента. 
Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте на муляже технику в/к инъекции.

Задача №12.


Дежурная медицинская сестра пульмонологического отделения во время вечернего измерения температуры пациентам услышала шумное свистящее дыхание у пациентки 59 лет.
При объективном исследовании: пациентка сидит на кровати, ноги опущены, руками опирается о край кровати, плечевой пояс приподнят. Лицо бледное, одутловатое, с синюшным оттенком, крылья носа раздуты. Грудная клетка расширена. Частота дыхательных движений - 34 в 1 минуту, выдох удлинен, дыхание свистящее, шумное. Тоны сердца учащены, приглушены. АД - 160/90 мм рт. ст.
Задания:
1. Определите состояние, возникшее у пациентки.
2. Неотложная помощь в данном случае.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.

Задача №13.


Пациент 64 года, поступил в клинику с жалобами на кашель с трудноотделяемой мокротой, одышку при физическом напряжении, потливость, субфебрильную температуру, осиплость голоса. Больным себя считает 12 лет, курил около 20 лет. При объективном исследовании: температура тела - 37,3С, акроцианоз. При аускультации легких - везикулярное дыхание ослаблено, выслушиваются рассеянные сухие хрипы с обеих сторон. Частота дыхательных движений - 28 в 1 минуту. Тоны сердца значительно приглушены, акцентирован II тон над легочной артерией. Частота сердечных сокращений -108 в 1 минуту. АД - 130/85 мм рт. ст. Живот мягкий. Отеки на стопах.

Задания:
1. Назовите предполагаемое заболевание.


2. Составьте план сестринского ухода.
3. Продемонстрируйте технику в/м введения а/б.

Задача №14.


Больной 64 года, поступил в клинику с жалобами на кашель с отделением слизистой мокроты с прожилками алой крови, усиливающуюся одышку, периодическую боль в правой половине грудной клетки, потерю масса тела (6 кг за 2 месяца), субфебрильную температуру, общую слабость. Больным себя считает 3 месяца. Курит с подросткового возраста. 
При объективном исследовании: пониженного питания, кожа бледная, одышка в покое. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. При аускультации - рассеянные сухие хрипы над легкими.
Задания:
Общий анализ крови: гемоглобин - 105 г/л, лейкоциты -18·10 9/л, СОЭ - 54 мм/ч.
1. Назовите предполагаемое заболевание.
2. Определите приоритетные проблемы пациента. Составьте план сестринского ухода.
3. Продемонстрируйте технику в/м введения лекарственного препарата.

Задача №15.


Пациент 69 лет, жалуется на боли ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после приема пищи, тошноту, отрыжку, вздутие живота. Считает себя больным около 2 лет. Состояние ухудшилось в течение последних 2 недель.
При объективном исследовании: кожные покровы и видимые слизистые бледные. АД - 130/80 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений - 76 ударов в 1 минуту. Язык обложен белым налетом, влажный. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области. Печень и селезенка не увеличены.
Задания:
1. Какое заболевание можно предположить?
2. Дайте рекомендации пациенту по диетическому питанию.
3. Назовите основные принципы медикаментозного лечения данного заболевания.
4. Продемонстрируйте технику промывания желудка.
Задача №16.
Пациентка 80 лет, жалуется на тяжесть, боли в эпигастральной области, возникающие через 1 -1,5 ч после еды, отрыжку кислым, изжогу. Считает себя больной около 20 лет. Обострение заболевания связывает с применением аспирина в течение последней недели.
При объективном исследовании: кожные покровы и видимые слизистые бледно-розовые. АД - 145/90 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений - 90 ударов в 1 минуту. Язык у корня обложен белым налетом. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области. Печень и селезенка не увеличены. При эзофагогастродуоденоскопии: язва желудка.
Задания:
1. Сформулируйте сестринский диагноз.
2. Определите цели и составьте план сестринского ухода.
3. Назовите возможные осложнения язвенной болезни желудка.
4. Продемонстрируйте технику п/к ведения атропина.

Задача №17.


Пациент 72 года, госпитализирован по экстренным показаниям с жалобами на рвоту по типу кофейной гущи, двукратный жидкий стул в течение суток.
В анамнезе: язвенная болезнь желудка. При объективном исследовании: кожные покровы и видимые слизистые бледные. Частота сердечных сокращений – 96 ударов в 1 минуту, АД - 95/70 мм рт. ст. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.
При пальпации прямой кишки обнаружены следы кала черного цвета.
1. Развитие какого состояния можно заподозрить у больного?
2. В чем заключается экстренная доврачебная помощь в данной ситуации?
3. Продемонстрируйте технику в/м введения лекарственного препарата.
Сестринский процесс при заболеваниях мочевыделительной и эндокринной систем.
Задача № 1.
Пациент 68 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом «хронический пиелонефрит».
При сестринском обследовании получены следующие данные: жалобы на тупые боли в поясничной области справа, болезненное и частое мочеиспускание, головную боль, общую слабость, плохой аппетит, беспокойный сон.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, чистые. ЧДД 20 в минуту, пульс 92 удара в минуту, АД 140/90 мм рт. ст., температура тела 37,6°С. 
Задания.
Удовлетворение каких потребностей пациента нарушено? Определите проблемы пациента.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Продемонстрируйте технику в/м введения а/б 500 тыс. ЕД.

Задача № 2.


На стационарное лечение поступает пациентка 69 лет с диагнозом сахарный диабет II типа
При сборе информации о пациентке медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на общую слабость, зябкость стоп, зуд кожи в области промежности, учащенное мочеиспускание (в течение ночи встает 3-4 раза).
Сахарным диабетом пациентка больна около 12 лет, назначенные лекарственные препараты принимает нерегулярно. В настоящее время из дома практически не выходит, много времени тратит на просмотр телепередач, чтение книг; диету не соблюдает: любит сладости, жирные и жареные блюда. Мать пациентки страдала сахарным диабетом и гипертонической болезнью.
Объективно: сознание ясное, кожные покровы сухие, со следами расчесов, бледные и холодные на ощупь на стопах. Рост 164 см, масса тела 86 кг. АД - 150/90 мм рт. ст., ЧСС - 82 в мин, ЧДД - 20 в мин, t - 36,8°С. Живот мягкий, безболезненный. Сахар в крови - 8,7 ммоль/л.
Задания
Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено, определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки, установите приоритетную проблему.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Продемонстрируйте на фантоме выполнения п/к инъекции.

Задача № 3.


Пациентка 64 года. Диагноз: «хронический пиелонефрит в стадии обострения». Поступила в отделение с жалобами на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное, болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3 часа. Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). Работает вахтером.
Объективно: кожа бледная, веки отечны. Температура тела 37,8 С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в минуту, ЧДД 18 в минуту.
Задания:
Удовлетворение каких потребностей нарушено? Определите проблемы пациентки.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Продемонстрируйте технику забора крови на маркеры гепатита В.

Задача № 4.


На амбулаторный прием пришла пациентка 64 лет с диагнозом «МКБ, оксалатные камни». Жалобы на периодические боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной смородины.
Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает, никаких лекарств не принимает.
Задания:
1. Удовлетворение каких потребностей нарушено? Определите проблемы пациентки. 
2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
2. Продемонстрируйте технику в/м введения р-ра но-шпы.

Задача № 5.


Пациент 65 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом «мочекаменная болезнь».
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание учащенное, болезненное, малыми порциями, однократная рвота. Считает себя больным 3 года. Приступы периодически повторяются.
Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. В окружающем пространстве ориентируется адекватно, тревожен, мечется в постели. Положение вынужденное. Кожные покровы бледные, покрыты холодным липким потом. Температура тела 36,7°С. ЧДД 18 в мин. Пульс 100 уд/мин, ритмичный. АД 120/80 мм рт. ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания. Симптом Пастернацкого положительный справа. В анализе мочи гематурия.
Задания.
Сформулируйте нарушенные потребности и выявите проблемы пациента.
Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Продемонстрируйте технику в/в введения баралгина.

Задача № 6.


Пациентка 65 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом «хронический пиелонефрит».
При сестринском обследовании получены следующие данные: жалобы на общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки, сниженный аппетит, плохой сон.
Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, акроцианоз, лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице, ЧДД 32 в минуту, пульс 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 210/110 мм рт. ст., живот увеличен в объеме из-за асцита. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.
Задания:
Удовлетворение каких потребностей пациентки нарушено? Оп­ределите проблемы пациентки.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Продемонстрируйте технику в/в капельного введения р-ра.

Задача №7.


Медицинская сестра с целью профилактического патронажа посетила пациентку 68 лет, которая страдает сахарным диабетом II типа. В последние дни больную беспокоят выраженная слабость, потливость, дрожь в ногах, сердцебиение, плохой сон. При опросе медицинской сестрой установлено, что больная нарушает режим введения инсулина по причине плохой памяти.
Объективное обследование: кожный покров, видимые слизистые бледные, влажные. ЧСС 92 удара в 1 минуту, АД 120/80 мм рт. ст.
Больная возбуждена, боится оставаться одна из-за возможности забыть ввести очередную дозу инсулина. Вдова, родственники навещают редко. Жилищные условия удовлетворительные. 

Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.


Выделите приоритетные проблемы пациента.
Продемонстрируйте на фантоме технику п/к введения инсулина.

Задача № 8.


Медсестру, проживающую по соседству, пригласили к пациенту, страдающему мочекаменной болезнью. Пациент 62 лет вечером за ужином съел большую порцию жареного мяса. Ночью у него появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, частое болезненное мочеиспускание.
Объективно: поведение беспокойное, мечется (то сядет, то ляжет). Кожные покровы гиперемированы, влажные, ЧДД 22 в минуту, пульс 100 ударов в минуту, температура тела 37,0°С, живот вздут, мягкий, умеренно болезненный при пальпации, симптом Пастернацкого положительный справа.
Задания:
Определите неотложное состояние.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
Продемонстрируйте технику в/в введения баралгина.

Задача № 9.


К медсестре здравпункта обратился мужчина 70 лет. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, положительный симптом Пастернацкого справа, температура 36,3°С, пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.
Задания:
Определите вид неотложного состояния.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией с аргументацией каждого этапа.
Продемонстрируйте технику в/м введения р-ра папаверина.

Задача № 10.


В стационаре находится пациентка 59 лет, диагноз: сахарный диабет II типа, ангиопатия нижних конечностей. Жалобы на боли в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 -3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку.
Объективно: кожа сухая, со следами расчесов, бледная и холодная на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,8°С, сахар крови 9,2 ммоль/л. 
Задания
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Обучите пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.
Продемонстрируйте технику измерения АД и пульса.

Задача № 11.


У пациента 76 лет, внезапно после физической нагрузки появилась резкая боль в поясничной области слева, иррадиирующая в низ живота, паховую область. Боль сопровождается частым болезненным мочеиспусканием.
При объективном исследовании: кожные покровы обычной окраски. Пульс - 88 ударов в 1 минуту, ритмичный. АД - 130/90 мм рт. ст. Язык влажный, чистый. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Симптом поколачивания положительный слева.
Задания:
1. Какое состояние можно предположить у пациента?
2. В чем заключается оказание экстренной помощи при данном состоянии?
3. Продемонстрируйте технику в/в введения препарата.

Задача № 12.

У больной 72 года, длительно страдающей сахарным диабетом 2-го типа, после интенсивной физической нагрузки на дачном участке внезапно появилась общая слабость, потливость, дрожь, чувство голода.
При объективном исследовании: больная возбуждена, кожные покровы влажные. Пульс - 98 ударов в 1 минуту, ритмичный.
АД - 140/90 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное. Частота дыхательных движений - 19 в минуту. Живот при пальпации мягкий, безболезненный.
Задания:
1. Развитие, какого состояния у больной можно предположить? 
2. В чем заключается неотложная доврачебная помощь?
3. Продемонстрируйте технику введения инсулина.
Задача № 13.
Пациентка 75 лет, предъявляет жалобы на общую слабость, зуд кожных покровов, прогрессирующее ухудшение зрения, головные боли, головокружения, шум в ушах, онемение в конечностях, появление язвы на правой стопе. Страдает сахарным диабетом 2-го типа в течение 7 лет. Год назад перенесла инфаркт миокарда.
При объективном исследовании: больная избыточного питания. Кожные покровы чистые. АД - 160/80 мм рт. ст. Пульс-78 ударов в 1 минуту, ритмичный. В легких дыхание везикулярное.
Частота дыхательных движений - 17 в 1 минуту. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. В крови - глюкоза 10 ммоль/л.
Задания:
1. Развитие каких осложнений сахарного диабета можно заподозрить у больной?
2. Расскажите об основных принципах лечения сахарного диабета.
3. Продемонстрируйте технику п/к введения препарата.

Задача № 14.


Пациентка 72 года, обратилась с жалобами на нарастающую слабость, похудание (за год похудела более чем на 13 кг), раздражительность, учащение стула до 3 раз в сутки (ранее страдала запорами).
При объективном исследовании: кожные покровы влажные, теплые, цианоза нет. Температура тела - 37,5 ос. Пульс – 106 ударов в 1 минуту, аритмичный. АД - 150/80 мм рт. ст. Живот мягкий, при пальпации безболезненный
Задания:
1. Какое заболевание можно заподозрить?
2. Основные принципы лечения и ухода при данном заболевании.
3. Продемонстрируйте технику забора крови на гормоны щитовидной железы.

Задача № 15.


Больной 68 лет. Со слов родственников в течение 3 лет наблюдается по поводу диффузного токсического зоба. Состояние ухудшилось в течение 2 дней (после смерти жены). Появилась слабость, тошнота, многократная рвота, понос, сердцебиения.
При объективном исследовании: больной возбужден, спутанность сознания. Лицо гиперемировано. Кожа горячая на ощупь. Температура тела - 39 С. Пульс -140 ударов в 1 минуту, аритмичный. АД -190/80 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное.
Частота дыхательных движений - 24 в 1 минуту. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Щитовидная железа диффузно увеличена.

Задания:
1. Назовите проблемы пациента.


2. Развитие какого состояния можно заподозрить у больного?
3. Продемонстрируйте технику забора крови на исследования.

Задача № 16.


Пациент 58 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет. Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Волнуется, что возможно придётся «жить на уколах».
Сознание ясное. Рост 178 см, вес 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту.
Задания
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Обучите пациента принципам диеты N 9
Продемонстрируйте на муляже технику п/к введения инсулина. 

Задача № 17.


Пациентка 58 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом: гипотиреоз.
Предъявляет жалобы на сонливость, слабость, апатию. Пациентка отмечает снижение памяти, рассеянность, часто забывает принимать лекарства. Из-за плохого настроения не может смотреть телевизор, читать, в основном лежит, бездумно глядя перед собой, или дремлет. Волосы и ногти находятся в неопрятном состоянии, при разговоре отмечается неприятный запах изо рта, но пациентка говорит, что «это всё равно».
Положение в постели активное. Рост - 164 см, вес - 88 кг. На вопросы отвечает правильно, но медленно. Кожные покровы бледные, сухие; кисти и стопы холодные. Затруднено дыхание через нос из-за вазомоторного ринита. Ps- 56 ударов в минуту, АД 110/70 мм рт. ст., ЧДД 16 в 1 минуту, температура тела 36,2( С. 
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Обучите пациентку принципам рационального питанию при данной патологии.
Продемонстрируйте технику взятия крови на гормоны щитовидной железы.

Сестринский процесс при заболеваниях нервной системы и органов чувств, опорно-двигательного аппарата.


Задача № 1.
Участковая медсестра посетила на дому пациентку 74 лет с диагнозом атеросклероз сосудов головного мозга. Пациентка жалуется на общую слабость, головную боль, головокружение, раздражительность, угнетенное тревожное настроение, бессонницу, навязчивые мысли, страхи, шум в ушах, шаткость при ходьбе. Дочь пациентки отмечает значительное снижение памяти у матери, отмечает, что она забывает вовремя принимать лекарства, злоупотребляет жирной, жареной, острой пищей. 
Объективно: пациентка избыточной массы тела, неопрятного вида, бледная, тремор конечностей, мышечный гипертонус. Пульс 52 удара в минуту, АД 105/70 мм рт. ст., масса тела 89 кг, рост 163 см. Стул, диурез в норме.
Задания
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки, установите приоритетную проблему.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Каковы возрастные психологические особенности пациентов старческого возраста?
Продемонстрируйте технику в/в введения р-ра рибоксина.

Задача № 2.


Больная 68 лет находится на обследовании и лечении в терапевтическом отделении с жалобами на интенсивные ноющие боли в коленных и тазобедренных суставах, возникающие при движениях, усиливающиеся к вечеру, ограничение движений в суставах.
Из анамнеза: боли в суставах отмечает около 5 лет. Боли возникают после длительной ходьбы. Затем стала отмечать «хруст» в суставах, нарушение походки. Ухудшение в течение недели, когда на фоне повышенной физической нагрузки (работа на огороде) отметила значительное усиление болей, сопровождавшееся ограничением движений в суставах. Лечилась самостоятельно (использовала мази) - без эффекта. 
Объективное обследование: состояние удовлетворительное, сознание ясное, кожа обычной окраски. При пальпации отмечается болезненность в области головки бедра с обеих сторон, по ходу суставной щели правого коленного сустава. Активные и пассивные движения в этих суставах значительно ограничены из-за болезненности.
Задания:
Выявите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Выделите приоритетные проблемы пациента.
Выявите факторы риска опасности жизни.
Продемонстрируйте технику введения в/м раствора вольтарена.
Задача № 3.
Вы участковая медицинская сестра взрослой поликлиники. На активном патронаже пациента 72 лет, с диагнозам гипертоническая болезнь 2 ст., сахарный диабет 2 тип. Родс­твенники больного стали замечать неадекватность в поведении в течении последних 3-х месяцев, которая заключается в следующем: стал теряться в знакомой обстановке, не может готовить пишу, что раньше не вызывало затруднений, перестал осознавать свои заболевания (отказывается принимать гипотензивные, сахароснижающие препараты), стал проявлять аномальное поведение (зафиксирован 1 случай бродяжничества). Родственники обеспокоены состоянием пациента.
Задания
О начале какого заболевания идет речь?
Какие клинические симптомы могут присоединиться по мере прогрессирования заболевания?
В чем заключается уход за пациентом?
Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Задача № 4.


Больная 62 лет, жалуется на боли в левом коленном и левом тазобедренном суставах, боли в поясничном отделе позвоночни­ка. Больной себя считает 5-6 лет. Боли в суставах, как правило, возникают при на­грузке, в покое уменьшаются.
Объективно: Резко повышенного питания. Межфаланговые суставы обеих кис­тей деформированы, объем движений сохранен полностью. Ле­вый коленный сустав увеличен в размерах, кожа над ним отечна, движения болез­ненны.
Задания:
Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки и вы­явите проблемы.
Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
Продемонстрируйте технику забора крови из вены для биохимического иссле­дования.

Задача № 5.


Вы участковая медицинская сестра. На активном па­тронаже пациента. 65лет с диагнозом: Гипертоническая бо­лезнь 2ст., ожирение II ст. 
Жалобы больного: в последнее время (в течение 3 месяцев) отмечает дрожание пальцев рук, языка, губ, что отразилось на по­черке и речи больного. Отмечает также трудности при ходьбе - трудно начать движение и останавливаться. Родственники отмечают, что больной стал раздражителен, плак­сив, обидчив.
Объективно: лицо больного маскообразное, шея и спина наклонены вперед, руки согнуты в локтевых суставах, ноги слегка согнуты в тазобед­ренных и коленных суставах. Отмечается тремор пальцев рук, губ. Больной разговаривает медленно, с трудом. 
Задания:
О начале какого заболевания идет речь?
Принципы лечения.
В чем заключается уход за пациентом?
Продемонстрируйте на фантоме технику в/м инъекции.

Задача №6.


На приеме в поликлинике больной 74 лет с жалобами на тремор верхних конечностей в покое (движения пальцев по типу катания пилюль), тремор головы в покое (кивательные движения по типу «да-да»), гиперсаливацию, потливость, частые запоры. Родственники больного отмечают повышенную раздражительность, временами – плаксивость. Симптомы нарастают постепенно в течение нескольких месяцев. При осмотре также определяются явления мышечной скованности.
Задания:
1. Предположительный диагноз?
2. Каковы принципы лечения и ухода при данном заболевании?
3. Продемонстрируйте технику введения седативного препарата в/м.

Задача № 7.


На приеме больной 71 года. У больного наблюдаются выраженные нарушения памяти, как текущей, так и на события прошлого, утрата прежних знаний и умений, временами эпизоды дезориентировки во времени и месте, включая неузнавание привычной обстановки, родственников. Речь не всегда внятная и не всегда по существу беседы. Интеллект снижен. Фон настроения неустойчив. Тонус мышц несколько повышен, походка медлительная, шаркающая. Болеет в течение примерно 10 лет. Несколько лет назад имел место эпизод выраженного психомоторного возбуждения, сопровождающийся полной дезориентировкой во времени и месте, галлюцинаторными расстройствами, в связи с чем больной лечился стационарно.
Задания:
Предположительный диагноз?
Особенности сестринского ухода.
Продемонстрируйте технику п/к введения.

Задача № 8.


На приеме находится больной 70 лет, приведенный дочерью. Дочь сообщает, что на протяжении последних примерно полугода больной начал постепенно становится раздражительным, обидчивым, подозрительным, в беседе высказывает неадекватные претензии к родственникам. Прежние интересы постепенно утрачиваются, в поведении появляется неадекватность, в последнее время больной пытается разобрать или даже разломать различные предметы домашней обстановки, говоря, что он их «чинит». Критика к состоянию отсутствует. Не узнает соседей, путает старых знакомых на фотографиях, путает события прошлого. Часто теряется в привычной обстановке, забывает, где что находится, постоянно забывает, куда положил ту или иную вещь, что собирался сделать, что уже сделал. 
Задания:
О каком заболевании идет речь?
Методы лечения.
Продемонстрируйте технику п/к инъекции.

Задача № 9.


В поликлинику обратился больной 74 лет с жалобами на тремор верхних конечностей в покое (движения пальцев по типу катания пилюль), тремор головы в покое (кивательные движения по типу «да-да»), гиперсаливацию, потливость, частые запоры. Частота дрожания 4-8 колебаний в секунду, неодинакова для разных частей тела. Родственники больного отмечают повышенную раздражительность, временами – плаксивость. Симптомы нарастают постепенно в течение нескольких месяцев. При осмотре также определяются явления мышечной скованности.
Задания:
Предположительный диагноз?
Принципы лечения.
Особенности сестринского ухода.
Продемонстрируйте технику в/в капельного введения.

Задача № 10.


Пациент 67 лет, находясь на пенсии, продолжал заниматься общественной деятельностью, готовил доклады. Проживал с женой отдельно от детей, в прошлом инженер. Заболевание началось со странностей в поведении. Во время одного из докладов начал мочиться в трибуну, на вопрос, зачем он это делает, с улыбкой ответил: «Не прерывать же доклад?» Дома тайком стал тратить деньги на сладости, пирожные, пряча их от жены. Стал требовать от нее соблюдения неукоснительного порядка. Странные поступки с неадекватным объяснением мотивов продолжались в течение года. Был задержан милицией, когда в троллейбусе щипал женщин, «хотел познакомиться ближе». 
Задания: 
Поставьте предположительный диагноз.
Каковы основные принципы терапии данного заболевания.
Продемонстрируйте технику в/в капельного введения.

Задача № 11.


На приеме в семейной амбулатории больная 57 лет, в сопровождении родственников. Жалобы родственников на неадекватное поведение больной, отдельные высказывания бредового характера. Тяжелых заболеваний, травм, операций в течение жизни не было, алкоголем не злоупотребляла. Имеет средне-специальное образование. Около трех лет назад стала отмечать повышенную утомляемость, слабость, беспричинное снижение настроения, резко снизилась производительность труда, стала допускать брак, была переведена на более простую работу, но вскоре перестала справляться и с ней. Около года не работает. Дома родственники постепенно стали замечать странности в поведении больной: Она стала забывать, где что лежит. Постепенно перестала выходить из дома, дома почти ничего не делала, выглядывая из окон, спрашивала сестру, что это за люди ходят вокруг дома, стала без причины раздражаться, иногда плакать. 
При осмотре: В беседе не может точно назвать свой возраст, текущую дату, правильно перечислить с кем проживает, не совсем понимает, где находится («вроде какой-то санаторий»). Темп мышления замедлен, интеллектуально-мнестические функции существенно снижены. Больной себя не считает. Говорит, что ей надо немного отдохнуть и она снова сможет выйти на работу. 
Задания:
1.Предположительный диагноз?
2. Принципы лечения.
3. Особенности сестринского ухода.
4. Продемонстрируйте технику в/в ведения препарата.
Задача № 12.
Пациентка 62 года, жалуется на боль в суставах кистей и образование утолщений межфаланговых суставов. Боль усиливается после физической нагрузки и к вечеру.
При объективном исследовании: отмечаются плотные костные разрастания в области дистальных межфаланговых суставов кистей, болезненные при пальпации, кожа над ними гиперемирована.
Над легкими дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены. Пульс -76 ударов в 1 минуту, ритмичный, напряженный. АД -140/90 мм рт. ст. Живот мягкий.
Задания:
1. Назовите предполагаемое заболевание.
2. Определите приоритетные проблемы пациентки.
3. Назовите группу препаратов для купирования боли.
4. Продемонстрируйте технику в/м введения ортофена.

Задача № 13.


Пациент 67 лет, обратился к врачу с жалобами на постоянную ноющую боль в тазобедренных суставах по ночам, которая не дает уснуть. Боли усиливаются после длительной физической нагрузки.
При объективном исследовании: подкожно-жировой слой чрезмерно развит. Отмечается тугоподвижность в правом тазобедренном суставе и боль в паховой области справа, иррадиирущая по переднебоковой поверхности бедра, усиливающаяся в положении лежа на правом боку. Над легкими дыхание везикулярное, единичные сухие хрипы с обеих сторон. Тоны сердца ритмичные. Акцент II тона и систолический шум над аортой. Пульс - 66 ударов в 1 минуту, ритмичный, напряженный. АД - 160/100 мм рт. ст. Живот мягкий.
1. Назовите предполагаемое заболевание.
2. Продемонстрируйте технику в/м введения препарата.

Задача № 14.


Пациентка 55 лет, жалуется на боль в левом коленном суставе, усиливающуюся при подъеме или спуске по лестнице и при ходьбе по холмистой местности, а также неустойчивость в левом коленном суставе.
При объективном исследовании: больная повышенного питания. Коленные суставы деформированы. Болезненность при пальпации передней поверхности левого колена и верхней части левой голени. В легких дыхание везикулярное. Границы сердца не расширены. Тоны сердца приглушены. Пульс – 92 удара в 1 минуту. АД - 150/95 мм рт. ст. Живот мягкий.
1. Назовите предполагаемое заболевание.
2. Перечислите факторы риска.
3. Назовите препараты для купирования болевого синдрома.
4. Продемонстрируйте технику в/м введения препарата.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница