Содержание гетеросуггестивный релаксация сердечнососудистый ригидность
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Психотерапия
1.2 Гетеросуггестивный психомышечный метод релаксации (ГСПМР) Кожевникова В.Н
1.3 Основные этапы ГСПМР
1.4 Значимость стрессорного фактора в возникновении сердечнососудистых заболеваний
1.5 Нейрофизиологический аспект стресса
1.6 Нейроэндокринный ответ на стресс
1.7 Ишемическая болезнь сердца
Глава 2. Материалы и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Томский опросчик ригидности Г. В. Залевского
2.1.2 Опросчик мини-мульт
2.1.3 Опросчик невротических расстройств симптоматический
2.1.4 Значение омега-потенциала в динамике функциональных состояний головного мозга человека и обоснование метода омегаметрии для объективации психотерапевтического процесса
Глава 3. Обсуждение результатов
3.1 Проведение ГСПМР
3.2 Психофизиологическая диагностика после курса психотерапии
Заключение
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Значимость проблемы сосудистых заболеваний определяется большой их распространённостью, тяжестью поражений жизненно-важных органов и частотой летальных исходов. Так, в промышленно развитых странах, в том числе и в нашей, смертность в результате сердечнососудистой патологии составляет 50-60% от общей смертности населения. И, несмотря на многочисленные исследования, проведенные по этой теме, актуальность этого вопроса до сих пор вызывает интерес, так как в литературе на наш взгляд до сих пор недостаточно уделяется внимания психологической стороне соматического заболевания. Несмотря на признанность биопсихосоциального подхода, того, что человек является по своему характеру "триединым" существом: биологическим, социальным и психологическим, до сих пор существует тенденция к разобщению этих трех аспектов, и, как следствие, непонимание психологических факторов, как механизмов приводящих к соматическим заболеваниям. Реабилитация больных до сих пор проводится путем воздействия на биологическую основу пациента, игнорируя психосоциальный аспект, что приводит к тому, что больной снова и снова попадает в медицинское учреждение.
В настоящее время с достаточной аргументацией можно выделить три взаимосвязанных категории отрицательных явлений, определяющих снижение приспособительных возможностей организма человека уже на этапе внутриутробного развития. В их число входят:
1. нарушение экологического равновесия среды обитания за счет непрогнозируемых отдаленных последствий реализации многих технократических идей, направленных на ускорение технического процесса.
2. активное неблагоприятное воздействие на биологически детерминированные режимы функционирования жизненно важных систем организма в условиях интенсификации производительных сил общества.
3. острый и хронический психоэмоциональный стресс, как основа нервно – психических и психосоматических расстройств, в том числе в детском, подростковом и молодом возрасте, при ограниченных адаптационных и резервных возможностях организма.
Основное место в современной практике лечения всех заболеваний, должен занимать аспект психотерапевтического воздействия как основной элемент включенный в общую реабилитацию больных. (Илюхина В.А.)
ЦЕЛЬ: целью исследования является определение показаний для адекватной психологической помощи больным ишемической болезнью сердца, провести психотерапию и отследить динамику их состояния
Задачи:
-
Провести диагностику психологических особенностей больных ишемической болезнью сердца.
-
Обосновать выбор психотерапевтического подхода.
-
Провести курс психотерапии (10 сеансов).
-
Измерить показатели омега-потенциала до и после проведения курса психотерапии.
Объект: психологические и психофизиологические показатели в контексте психотерапии больных ишемической болезнью сердца.
Предмет: изменение показаний омегапотенциала и психологических характеристик до и после психотерапии.
Гипотеза: гетеросуггестивная психомышечная релаксация оказывает положительное влияние на психологические и физиологические показатели исходного дезадаптивного состояния больных ишемической болезнью сердца.
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Психотерапия
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, и через психику на весь организм и поведение больного. Принято различать понятие психотерапии в узком медицинском смысле как метод лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре) и в более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т.п.
Психотерапия является специфическим методом лечения, так как лечебный эффект здесь достигается не физическими или фармакологическими свойствами лечебного фактора, а той информацией и эмоциональным зарядом, которые она в себе несет. ( Ахмедов Т.И.)
Психотерапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения. В первую очередь, психотерапевтическое влияние на соматических больных должно быть системным и многоуровневым, сориентированным в трёх основных направлениях, в каждом из которых можно выделить несколько уровней:
Первое направление — биологическое, в котором выделяется пять уровней реализации психотерапевтического влияния:
-
Организма (наивысший и общеобъёмный с этого направления, которое предусматривает влияние на весь организм, как тотальную биологическую систему, или систему систем).
-
Функциональных систем (по П. К. Анохину — совокупность физиологических систем, взаимодействующих в выполнении определённой работы).
-
Физиологических систем (системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевыделения, эндокринная и другие).
-
Органов (например, внушение спокойной работы сердца, или ощущение тепла в области желудка, почек и тому подобное).
-
Отдельных групп клеток (невзирая на известную долю условности этого уровня, исследования, проведённые под руководством профессора А. Т. Филатова, показали реальность реализации гипнотического влияния на клеточном уровне).
Второе направление — психологическое (психическое), в котором выделяют три уровня:
-
Личности (наивысший и тотальный уровень этого направления, который предусматривает коррекцию личностных установок, системы моральных ценностей и тому подобное).
-
Сфер психики (восприятие, эмоции, память, мышление и другие).
-
Отдельных свойств, сфер психики (например, укрепление и потенцирования уверенности, покоя, выдержки и тому подобное).
Третье направление — социальное, которое также предусматривает три уровня:
-
Макросоциальной реадаптации личности (восстановление или коррекция ролевой позиции личности).
-
Микросоциальной реадаптации личности (восстановление или коррекция микросоциальных ролевых позиций в семье и других микросоциальных группах).
-
Аутореабилитации.
При построении системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны учитываться особенности организации лечебного процесса в заведении, где предусматривается проведение курсовой психотерапии (соматический или психиатрический стационар, поликлиника, профилакторий или курорт), особенности основного заболевания, невротических расстройств и личностного реагирования на заболевание, отягощённость психоанамнеза и отношение больного человека к психотерапии. В комплексе психотерапевтической коррекции могут и должны использоваться методы, которые базируются как на внушении, так и переубеждении, растолковывании: гипносуггестивная, рациональная, групповая, косвенная психотерапия, внушение наяву, самовнушения, методы психической саморегуляции и другие, в их различных модификациях, комбинациях и вариантах. Система психотерапевтической коррекции должна также строиться на основании дидактического подхода, который предусматривает:
-
Этапность влияния.
-
Связь каждого последующего занятия с предыдущим.
-
Доступность (вразумительность) для больных информации.
-
Соответствие заданий возможностям больного.
-
Систематичность в овладении навыками психической саморегуляции.
При этом, в процессе психотерапевтического влияния нами выделяется три этапа:
-
Седативно-адаптирующий.
-
Лечебно-корректирующий.
-
Профилактически-закрепляющий.
Седативно-адаптирующий этап, основными заданиями его являются:
-
Установление эмоционального контакта с больным.
-
Формирование доверия к врачу, адекватного отношения к психотерапии.
-
Дезактуализация острой невротической симптоматики.
Лечебно-корректирующий этап:
-
Достижение позитивной динамики эмоционального состояния больных.
-
Осознания больными связи факторов и проявлений невротических расстройств с особенностями их личности и поведения, конфликтами, нерешёнными эмоциональными проблемами.
-
Коррекция масштаба переживания болезни, её социальной значимости.
-
Перестройка личности больного, системы его отношений, реадаптация в макро- и микросоциальной среде.
Профилактически-закрепляющий этап: основными заданиями его являются закрепление
-
Достигнутого терапевтического результата.
-
Навыков психической саморегуляции.
-
Коррекция системы жизненных целей, ценностей, отношения к заболеванию, своему "Я" и окружающей среде ( Томас Дауд Е).
1.2 Гетеросуггестивный психомышечный метод релаксации (ГСПМР) Кожевникова В.Н
Суггестивная психотерапия является одной из основных форм лечения нарушений психической сферы, как психогенного, так и соматического генеза. Основной методикой суггестивной терапии является гипносуггестия, т. е. проведение терапевтического внушения пациентам, находящимся в состоянии гипноза. Гипноз — это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования, и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды, (релаксация). Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — общее состояние покоя, расслабленности, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий. Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Методика позволяет решить несколько задач. С одной стороны за счет гетеросуггестивных формул пациент учится психической и мышечной релаксации. На фоне этого состояния больному даются установки на позитивные переживания своей болезни, воспроизводится состояние оптимального или здорового самочувствия, больной адресуется к своему прошлому позитивному опыту и при этом ему даются установки на то, как он должен чувствовать себя оптимально после выздоровления. Пациенту дается ключ, благодаря которому он может самостоятельно, в последующем целенаправленно формировать у себя состояние релаксации и формирование того оптимального функционального состояния, которое для него является позитивным, удовлетворительным. А это значит нормализация артериального давления, пульса, ритма, а также хорошее настроение, уверенность, оптимизм, хороший сон; при этом у него формируется уверенность в возможности выздоровления.
Имеет место положительное подкрепление за счет: формирования релаксации, т. е. психофизиологического оптимума с положительными эмоциональными переживаниями (внутренняя свобода, умиротворение, покой и т. д.) и приятными телесными ощущениями себя, своего тела. Создание образа "здорового сердца и всей сердечно-сосудистой системы", сохраняющимися после сеанса, и самовоспроизводящимися в любой обстановке по желанию пациента.
Во время релаксации наступает снижение артериального давления, замедляется частота сердечных сокращений (как информативный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервновегетативной регуляции), дыхание становится более редким и поверхностным. Состояние релаксации вызывает снижение эмоциональной возбудимости, вследствие снижения реактивности гипоталамуса.
Многочисленные исследования и применение метода в клинической практике указывают на снижение роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний, снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме.
Мозговые волны.
Так же, одним из главных лечебных эффектов ГСПМР является преобладание альфа – ритма электрической активности головного мозга во время сеанса. Альфа – ритм, наиболее благоприятный ритм для оптимального функционирования всего организма человека.
Мозг человека генерирует в своей работе широкий спектр электромагнитных волн низкой частоты. Их называют биоритмами, либо мозговыми волнами (brainwaves).
Электрическая активность головного мозга проявляет себя в виде мозговых волн (brainwaves). Существует четыре категории этих волн. В бодрствующем состоянии мозг генерирует бета-ритм. Частота бета-ритма находится в диапазоне 14 –40 Гц.
Человек, занимающийся той или иной мыслительной, интеллектуальной деятельностью генерирует доминирующий бета-ритм в общей структуре мозговых волн. Следующая категория мозговых волн обозначается буквой альфа-ритм. Амплитуда альфа-ритма больше, а частота составляет 8-14 Гц. Это режим "бездумья", в моменты доминирующего альфа-ритма в общей структуре сознания человек эмоционален, мечтателен, созерцателен, он как бы находится в "отвлеченной задумчивости". Мысль человека не конкретна, она как бы "скользит" без интеллектуального напряжения. В эти моменты человек ест, делает монотонную не творческую работу, думает "ни о чем", находится в режиме "задумчивости".
Тета-ритм имеет еще большую амплитуду, его частота составляет 4-8 Гц. Человек, который решил отдохнуть и почти что погрузившийся в сон, часто находится в состоянии тэта-ритма. Процесс мышления практически полностью отсутствует, это режим полубессознательности, забытья.
И последний вид электромагнитных волн генерируемых мозгом человека - дельта-ритм головного мозга, с максимальной амплитудой и частотой 1-4 Гц. Эта частота не может опуститься до нуля, потому что это означало бы смерть головного мозга, а значит и человека. Глубокий сон без сновидений характеризуется частотой 1,5-3 Гц. В это время сознание человека отключено полностью от физического тела.
1.3 Основные этапы ГСПМР
1) Установка. Текст начинается с предъявления установки на приятную позу, на отдых и восстановление.
Переходом ко второму этапу служит представление зрительных образов эмоционально приятно окрашенных. Слово и образ запечатлевается в памяти сильнее в состоянии глубокой релаксации. Поэтому, совмещая активизирующие образы с представлением о том, что происходит в теле во время расслабления, можно программировать состояние, противоположное тревоге, напряженности, беспокойству.
2) Фиксация ощущения тепла, расслабления во всем теле. Следствием мышечного расслабления является снятие эмоционального напряжения. Снижается нервная активность и сократительное напряжение поперечно-полосатой скелетной мускулатуры. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах осуществляется с целью овладения регуляцией сосудистой иннервации конечностей. Вызывание ощущения тепла и расслабления в груди ведет к нормализации и регуляции ритма сердечных сокращений. Также параллельно осуществляется нормализация и регуляция дыхательного ритма. Ощущение тепла в брюшной полости стимулирует кровоснабжение внутренних органов, осуществляется снятие спазмов, зажимов, нарушающих кровоснабжение.
Снятие мышечных зажимов способствует пробуждению и освобождению подавленных чувств, данный факт сопровождается такими явлениями, как плач клиента, ощущение тревоги или страха в процессе сеанса.
Имеет место музыкальное сопровождение, подкрепление.
3) Суггестия ощущение тяжести. Фиксация легкости, невесомости. Ощущение тяжести в руках и ногах сопровождается полным расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Возникает чувство невесомости, бестелесности. Одновременно с этим появляется чувство свободы, независимости, расширение границ своего "Я" и т.п. Формируется так называемое альтернативное состояние сознания.
4) Отключение от личных переживаний. Фиксация состояния покоя. Клиент обучается сосредотачиваться на расслаблении различных мышечных групп своего тела, что помогает понизить уровень физиологического возбуждения и вызывает приятное ощущение покоя.
"Погружение" в состояние покоя, внутреннего комфорта, полного успокоения, глубокого отдыха.
5) Отключение от окружающей среды, формирование раппорта. В процессе сеанса отключение от внешних раздражителей и частичное торможение коры головного мозга представляют собой то сочетание условий, при котором в максимальной степени раскрываются репродуктивные свойства ЦНС.
6) Лечебное внушение. На основе вызванного внушением альтернативного состояния сознания путем вербального гетеросуггестивного программирования происходит формирование оптимального функционального психофизического состояния и формирование мотивации человека на дальнейшее выздоровление, общее эмоциональное благополучие, что позволяет человеку самостоятельно использовать наработанные в процессе тренинга, полученные и закрепленные в долговременной памяти навыки психологической и физиологической самооптимизации с использованием новых когнитивно-поведенческих паттернов.
Формулы-внушения разрабатываются в соответствии с механизмом развития заболевания, а также ее клиническим проявлением.
7) Перевод покоя в дремоту, погружение в состояние сна. После 30-40 минут отдыха, пациент выводится из данного состояния, в течение 5 минут.
Таким образом, применение данной методики гетеросуггестивного тренинга психомышечной релаксации запускает в организме человека процессы выздоровления, делает возможным человеку самостоятельно достигать оптимального состояния.
Методика корректирует когнитивные процессы и связанные с ними шаблоны поведения и переживаний на осозноваемо-подсознательном уровне, направлен на восстановление гемодинамики, и улучшения здоровья, на выздоровление и самооптимизацию.
Научно обоснованным является тот факт, что наиболее полно и глубоко, в самые глубины сознания и подсознания информация проникает в трансовых состояниях. Методика заключается в использовании специальных "словесных формул" и создание мыслеобразов, которые в состоянии релаксации, внедряются в психическую сферу пациента и становятся активными элементами его сознания и поведения. Прямая суггестия в соответствии с ее психологической природой, рассматривается в двух аспектах:
1) влияние суггестии на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы (суггестивные наставления).
2) влияние суггестии на слагаемые поведения (суггестивные команды и приказы).
1. Психофизиологический аспект.
Во время суггестивного воздействия на психику пациента в его мозгу протекают следующие процессы:
1) условный рефлекс - приобретенная организмом при жизни ответная реакция на воздействие окружающей среды. В процессе суггестивного воздействия врач описывает пациенту признаки суггестируемого сознания, и организм последнего воспроизводит его по механизму условного рефлекса. Слова врача "сигналы сигналов" полностью замещают реально действующие раздражители.
2) Торможение и возбуждение - угасание и усиление процессов в мозгу. В ходе суггестивного воздействия врач вызывает у пациента торможение коры мозга, за исключением тех пунктов коры, в которых разыгрываются физиологические акты, соответствующие содержанию данной суггестии. Эти пункты коры мозга объединяются в доминантный очаг возбуждения.
2. Нейрофизиологический аспект.
Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации обосновываются, что словесный сигнал или образ, вызванный словесным сигналом, ведет при систематическом повторении в процессе тренинга к образованию условных, вербально висцеральных реакций и реализации желанных сдвигов. Также существенное значение имеет связь функционального состояния ЦНС с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, а сердце, как мы знаем, мышечный орган.
Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального давления, замедляется частота сердечных сокращений (как информативный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-вегетативной регуляции), дыхание становится более редким и поверхностным, снижается перистальтика желудочно-кишечного тракта, что одновременно способствует редукции болевых ощущений. Состояние релаксации вызывает снижение эмоциональной возбудимости, вследствие снижения реактивности гипоталамуса.
Многочисленные исследования и применение метода в клинической практике указывают на снижение роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний, снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме.
Также, в результате релаксации развивается трофотропная реакция, характеризующаяся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной, нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, а также ослабление активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся.
3. Психологический аспект.
В процессе ГСПМР, наблюдаются такие эффекты как развитие способности к образным представлениям, улучшение функций памяти, повышение внушаемости, усиление рефлексивной способности сознания, возможностей саморегуляции произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению некоторых непроизвольных психических и физиологических функций.
1.4 Значимость стрессорного фактора в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний
Значимую роль в в возникновении и развитии заболевания играет фактор психологического стресса.
Стресс – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени активирующий патологические механизмы. Многие жалуются, что во время напряженных, психоэмоциональных ситуаций у них возникают головная боль, отдышка, боль в области сердца.
Стресс (англ. stress) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Термин "стрессор" употребляется для обозначения раздражителя - физического, химического, биологического, психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций. Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Поделитесь с Вашими друзьями: |