На правах рукописи
Романова Татьяна Алексеевна
РОЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
14.00.33 – «Общественное здоровье
и здравоохранение»
14.00.09 – «Педиатрия»
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
доктора медицинских наук
Москва – 2008
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет Федерального агентства по образованию»
Научные консультанты:
Доктор медицинских наук Александр Геннадьевич Ильин
Доктор медицинских наук, профессор Лейла Сеймуровна Намазова
Официальные оппоненты:
Доктор медицинских наук, профессор Николай Николаевич Ваганов
Доктор медицинских наук, профессор Леонид Петрович Чичерин
Доктор медицинских наук, профессор Нина Алексеевна Коровина
Ведущая организация -
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ
Защита состоится 9 декабря 2008 года в 14.00 часов
на заседании Диссертационного совета Д.001.023.01 при ГУ Научный центр здоровья детей РАМН (119991, Москва, Ломоносовский пр-т, д.2/62)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Научного центра здоровья детей РАМН
Автореферат разослан «____» _____ 2008 года
Учёный секретарь
Диссертационного совета
кандидат медицинских наук А.Г. Тимофеева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В период масштабных социально-экономических реформ, происходящих в стране в последние десятилетия, сформировались серьёзные демографические проблемы. Снижается общая численность населения, сохраняется естественный отрицательный прирост населения (-4,8 на 1 000 населения), создается ситуация, когда численность поколения родившихся меньше численности своих родителей (А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, 2003). По прогнозам к 2060 году число россиян может снизиться до 75 миллионов человек (С.Л. Акимова, 2001).
За период с 2002 по 2006 годы численность детского населения уменьшилась на 3,7 млн., причём, в основном, за счёт детей в возрасте 10-17 лет, то есть подросткового возраста (на 3,4 млн.). В этой ситуации сохранение жизни и здоровья каждого ребёнка становится первоочередной задачей государства и общества (А.А. Баранов, А.Г. Ильин, 2007).
В то же время, за последние годы динамика состояния здоровья детей приобрела устойчивые негативные тенденции. Уменьшается доля здоровых детей при рождении, наблюдается рост частоты детской инвалидности и числа больных с хроническими формами патологии (А.Г. Ильин, 2006).
Ежегодно возрастает уровень общей и первичной заболеваемости среди детей как младшего (10–14 лет), так и старшего (15-17 лет) подросткового возраста. В настоящее время более чем у половины подростков выявляется хроническая патология (Л.М. Сухарева с соавт., 2003; Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов, В.Р. Кучма, 2004 и др.).
За последние годы наиболее значительно увеличилась частота тяжёлых форм заболеваний, что, в определённой мере, повлияло на рост инвалидности в данной возрастной группе: в 2006 году она составила 234,3 на 10 000 детей подросткового возраста, что на 17,4% выше, чем в детской популяции в целом (199,6 на 10 000 детей всех возрастов).
Выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста в настоящее время уже привели к серьёзным медико-социальным последствиям – ухудшению репродуктивного здоровья, ограничению возможности получения профессионального образования, трудоустройства, уменьшению числа юношей, годных к военной службе, что не могло не сказаться на демографической ситуации, трудовом и военном потенциале государства (А.А. Баранов, Т.В. Русова, Л.А. Жданова, 2003; А.А. Баранов, А.Г. Ильин, 2005 и др.).
Острота проблем, связанных с формированием здоровья детей на подростковом этапе развития, обусловлена и тем, что подростковый возраст является критическим как с медицинских и психологических позиций (Л.А. Щеплягина с соавт., 2000; А.А. Баранов, 2003), так и с социальной точки зрения (Е.И. Шубочкина, 2001; А.Г. Ильин с соавт., 2002, 2005). Формирование здоровья ребёнка в этом возрасте происходит под воздействием активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности (Л.А. Жданова с соавт., 2000 и др.). В период наиболее выраженного роста и развития организм крайне чувствителен к воздействию социальных факторов. При этом чрезвычайно быстрые и интенсивные перемены последних лет в государстве и обществе определили формирование у современных подростков стереотипов поведения не ориентированных на сохранение и укрепление здоровья (А.В. Ляхович, А.И. Маркова, 1999; Е.И. Шубочкина, 2001; Е.Л. Вишневская с соавт., 2001 и др.).
В связи с изложенным, а также с целью реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и совершенствования медицинской помощи детям подросткового возраста вышел приказ Минздрава России № 154 от 05.05.1999 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
В настоящее время можно утверждать, что организация медицинской помощи детям старшего подросткового возраста в условиях детской поликлиники апробирована на практике и доказала свои несомненные преимущества (А.А. Баранов, Н.Н. Ваганов, 2000).
Обоснованы и разработаны структура, функции и штаты детской поликлиники, врачебного педиатрического участка, определены функции и критерии деятельности врача-педиатра участкового (А.Г. Ильин, 2005; С.Р. Конова, 2007 и др.), разработан и внедрён алгоритм наблюдения за ростом и развитием детей в течение первого года жизни.
При этом крайне недостаточное внимание уделяется организационным аспектам проведения работы по разноуровневой профилактике неинфекционных болезней, хотя профилактическое направление в педиатрии является приоритетным (А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.Г. Ильин, 2006). Ситуация усугубляется и тем, что в последние годы при планировании и реализации профилактических мероприятий среди детей подросткового возраста не учитывались современные особенности их состояния здоровья и весь комплекс факторов, влияющих на его формирование. Кроме того, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, резкое ограничение финансирования профилактического направления в здравоохранении привели к свертыванию профилактической работы с подростками. Всё это не позволяло разработать и реализовать эффективные профилактические и организационные технологии медицинского обеспечения, а также привлечь самого подростка к активному формированию здоровья (А.А. Баранов, 2005).
Современным российским законодательством значительная часть функций по управлению социальной сферой передана органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по формированию и реализации программ и моделей работы в сфере здравоохранения. При этом до настоящего времени не разработаны научно обоснованные подходы к организации и проведению профилактической работы, а также эффективные модели такой работы с детьми подросткового возраста на региональном уровне.
В связи с изложенным, особую актуальность приобретают научное обоснование и разработка новых подходов к организации и проведению профилактической работы среди детей подросткового возраста на уровне субъекта Российской Федерации на основе внедрения новых организационных технологий, учитывающих региональные особенности состояния здоровья, факторы, оказывающие влияние на его формирование и медико-социальную характеристику подросткового возраста в современных условиях.
Цель работы: изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и разработать региональную модель организации профилактической работы с детьми подросткового возраста.
Задачи исследования:
-
Провести анализ медико-демографической ситуации в Белгородской области за последние 15 лет.
-
Изучить динамику состояния здоровья детского населения в Белгородской области за период с 1992 по 2007 гг. и выявить особенности в состоянии здоровья на региональном уровне.
-
Дать сравнительную оценку физического развития и состояния здоровья детей подросткового возраста в зависимости от места проживания.
-
Провести анализ системы медицинского обеспечения детского населения Белгородской области.
-
Оценить степень влияния отдельных медико-социальных характеристик на формирование здоровья детей подросткового возраста и выделить ведущие факторы риска.
-
Обосновать и разработать концепцию совершенствования профилактической работы среди детей подросткового возраста в современных условиях.
-
Разработать новую организационную схему и модель оказания всех видов профилактической помощи детскому населению подросткового возраста на муниципальном и региональном уровнях.
Научная новизна.
Получены новые данные о пятнадцатилетней динамике состояния здоровья детей подросткового возраста (10 - 17 лет). Выявлены особенности физического развития, состояния отдельных функциональных систем организма, уровня и структуры заболеваемости, инвалидности и смертности детей данного возраста, проживающих в городской и сельской местности промышленно развитого региона России.
Впервые проанализированы региональные данные по инвалидности детей 10-14 и 15-17 лет, что позволило выявить особенности структуры причин инвалидизации детей этого возраста, провести её сравнительный анализ по причинам и главному нарушению в состоянии здоровья среди детей младшего и старшего подросткового возраста.
Проведён сравнительный анализ параметров, характеризующих состояние здоровья (заболеваемость, физическое развитие), частоты медико-социальных факторов, оказывающих влияние на его формирование, среди детей подросткового возраста, проживающих в городской и сельской местности, а также среди коренных жителей и детей из семей мигрантов.
Проведён комплексный анализ ряда медико-социальных показателей, характеризующих образ жизни и условия жизнедеятельности детей. Оценена эффективность действующей в настоящее время в сфере здравоохранения системы профилактической помощи детям подросткового возраста. Выявлена тесная зависимость формирования здоровья детей на подростковом этапе развития от проанализированных медико-социальных факторов.
Научно обоснована модель и алгоритм прогноза формирования нарушений состояния здоровья у детей на подростковом этапе развития. Определены приоритетные факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья (для уровня субъекта Российской Федерации).
Результаты проведённого анализа дали возможность определить, с учётом медико-социальных последствий ухудшения состояния здоровья, приоритетные направления работы по модернизации системы разноуровневой профилактики нарушений здоровья и развития среди детей подросткового возраста.
Обоснованы ведущие положения и разработана концепция совершенствования профилактической работы в современных условиях. Определены её цель, задачи, принципы, а также механизмы реализации.
Полученные современные данные об уровне и структуре заболеваемости, инвалидности, смертности, о состоянии физического развития и особенностях формирования здоровья у детей на подростковом этапе развития позволили научно обосновать организационную схему первичной, вторичной и третичной разноуровневой профилактики среди подростков для субъектов Российской Федерации.
Практическая значимость.
Разработанные критерии прогноза позволили более эффективно решать задачи управления в сфере охраны здоровья детей подросткового возраста.
Основные положения работы, результаты проведённых исследований, явились основой принятия на региональном уровне (Управление здравоохранения и Управление образования Белгородской области) ряда организационных решений, результатом которых явилась разработка и принятие нормативных правовых документов, направленных не только на совершенствование системы оказания медицинской, в том числе профилактической помощи детям подросткового возраста, но и на повышение эффективности межведомственной работы органов и учреждений здравоохранения и образования по сохранению и укреплению здоровья детского населения. Документы предназначены для реализации органами управления и учреждениями систем здравоохранения и образования.
Научно обоснованы и разработаны базовая модель организации профилактической помощи детям подросткового возраста, цель и задачи её деятельности, спектр необходимых специалистов различной ведомственной принадлежности.
На основе полученных материалов о динамике состоянии здоровья, влиянии медико-биологических и социально-гигиенических факторов на его формирование у детей подросткового возраста разработаны новые и усовершенствованы существующие организационные технологии контроля за состоянием здоровья детей подросткового возраста, первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний, по организации профилактической работы с детьми подросткового возраста, оздоровления детей, коррекции нарушений здоровья и развития. Это позволило оформить и утвердить на региональном уровне 14 методических и инструктивно-методических документов, предназначенных для детских поликлиник, образовательных учреждений, организаторов здравоохранения, врачей-педиатров, педагогов и студентов медицинского факультета. Разработаны и внедрены в учебный процесс практические рекомендации, которые используются при преподавании по специальностям: «Педиатрия» (060103.65), «Лечебное дело» (060101.65), «Сестринское дело» (060109.65) на кафедре педиатрии с курсом детских хирургических болезней медицинского факультета Белгородского государственного университета.
Внедрение результатов исследования в практику.
Результаты работы использованы при разработке следующих методических документов: методические рекомендации «Организационные мероприятия и оздоровительные технологии для детей по выполнению областной целевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых» на 2004-2010 гг., Белгород, 2004; методические рекомендации «Программа оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях Белгородской области», Белгород, 2005; методические рекомендации для врачей-кардиологов и врачей кабинетов функциональной диагностики: «Особенности ЭКГ-исследования и анализа электрокардиограмм у детей», Белгород, 2002; учебное пособие с грифом УМО «Профилактическая работа на педиатрическом участке», Белгород, 2006; учебное пособие для врачей и педагогов образовательных учреждений, участковых врачей-педиатров и студентов медицинского факультета БелГУ «Оздоровительные технологии в образовательных учреждениях Белгородской области», Белгород, 2008, учебная программа и программа промежуточной аттестации по дисциплине «Педиатрия»; учебная программа по поликлинической педиатрии, Белгород, 2002; пособие с грифом УМО «Преподавание педиатрии на лечебном факультете», Белгород, 2006. Все материалы изданы по решению Редакционно-издательского совета Белгородского государственного университета.
Полученные данные и результаты используются при подготовке врачей-педиатров, медсестёр с высшим сестринским образованием на кафедре педиатрии с курсом детских хирургических болезней.
Апробация работы.
Материалы исследования доложены и обсуждены на Украинской республиканской научно-практической конференции с международным участием: «Новые технологии в диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний» (Феодосия, 2003); на научно-практической конференции: «Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» – эффективное развитие первичного звена здравоохранения (Белгород, 2006), на ХI Конгрессе педиатров: «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007); на заседаниях Белгородского научного общества педиатров (2002-2007); областных конференциях школьных врачей (Белгород, 2000, 2002, 2005, 2006).
Публикации.
По материалам исследований опубликовано 70 научных работ.
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, семи глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 308 источников отечественных и 70 – зарубежных авторов. Диссертационная работа изложена на 340 страницах машинописного текста, содержит 55 таблиц и 59 рисунков.
Содержание работы
Организация работы, объём наблюдений и методы исследования.
Для решения поставленных задач была разработана схема проведения исследования (табл. 1), в соответствии с которой была организована работа.
Основными предметами исследования являлись изучение отдельных демографических показателей, характеризующих динамику численности детского населения, показателей, отражающих состояние здоровья, условия и образ жизни, а также эффективность системы медицинского обеспечения детей подросткового возраста в Белгородской области.
Таблица 1.
Материалы и объём исследований
№ п/п
|
Наименование видов исследования, источники информации
|
Объём выполненных исследований
|
1.
|
Анализ демографической ситуации Белгородского региона (по материалам ежегодных статистических сборников)
|
За 1992-2007 годы
|
2.
|
Изучение динамики заболеваемости детского населения Белгородской области по данным официальной статистической отчётности (отчётные формы: № 12, 31 и ежегодные статистические сборники)
|
за
1992-2007 годы
|
3.
|
Анализ динамики уровня и структуры инвалидности и смертности среди детей подросткового возраста в Белгородской области (отчётная форма №19, ежегодные статистические сборники)
|
за
1992-2007 годы
|
4.
|
Анализ показателей, характеризующих деятельность и ресурсное обеспечение педиатрической службы Белгородской области (отчётные формы: № 12, 30, 31, учётные формы №112-у, 026-у и ежегодные статистические сборники)
|
за 1992-2007 годы
|
5.
|
Организация и проведение комплексного углублённого медицинского осмотра детей подросткового возраста – учащихся образовательных учреждений Белгородской обл. с анализом сведений, содержащихся в уч. ф. №112-у и 026-у:
1. г. Белгород в т.ч.
- школьники
- учащиеся медицинского колледжа
2. Белгородский район (школьники)
3. Чернянский район (школьники)
|
3878 чел.
3306 чел.
3256 чел.
50 чел
277 чел.
295 чел.
|
6.
|
Проведение социально-гигиенического обследования детей подросткового возраста по специально разработанной программе:
в возрасте 10-14 лет
в возрасте 15-17 лет
|
67 характе ристик
3878 анкет
2804 анкеты
1074 анкеты
|
7.
|
Проведение исследования репродуктивного поведения девочек подросткового возраста по специально составленной программе
|
38 характеристик – 328 анкет
|
8.
|
Проведение и анализ результатов стандартного электрокардиографического скрининг-обследования детей в возрасте 10-17 лет
|
1458 детей
|
9.
|
Статистическая обработка полученных данных а анализ результатов комплексного медико-социального исследования
|
3878 чел.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |