МЕЖГОСУДАРСТВЕННый СОВЕТ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ РЕКЛАМНОЙ ОТРАСЛИ
В ГОСУДАРСТВАХ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2012 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
I. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕКЛАМЕ ГОСУДАРСТВ − УЧАСТНИКОВ СНГ …………………… 5
1.1. Цели, задачи, сфера действия законодательства …………………… 5
1.2. Понятие рекламы, требования к рекламе …………………………… 6
1.3. Отдельные способы рекламирования………………………………... 7
1.4. Защита несовершеннолетних при производстве,
размещении и распространении рекламы ………………………..... 14
1.5. Социальная реклама ………………………………………………… 15
1.6. Реклама отдельных видов товаров ………………………………… 17
1.7. Государственный контроль соблюдения рекламного законодательства в государствах − участниках СНГ ……….…..... 28
II. ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОВ
О РЕКЛАМЕ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ ……………. 34
III. УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА
В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ ………………….. 50
3.1. Координационный совет по рекламе при МСАП………………… 50
3.2. Органы саморегулирования в рекламе……………..……………… 52
IV. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………… 57
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие рынка рекламы оказывает всё большее воздействие на развитие экономических отношений на рынках отдельных товаров. Для того чтобы выделить свою продукцию из целого ряда однородных товаров конкурентов и привлечь потребителей именно к своей продукции, производители товаров вынуждены часть финансовых средств расходовать на разработку и проведение рекламной кампании.
Влияние рекламы на восприятие потребителями того или иного товара трудно переоценить: создав единожды привлекательный образ товару, производитель может получить лояльного потребителя на долгие годы, и наоборот, неудачная рекламная кампания может повлиять на резкое отторжение данного товара покупателями.
Кроме того, проводимая рекламная стратегия выступает как один из способов ведения конкурентной борьбы между производителями однородных товаров. Нередко увеличение объемов рекламы одного производителя влечет за собой также увеличение денежных средств, затрачиваемых на рекламу, другим производителем-конкурентом с тем, чтобы не отстать и не потерять своих потребителей, и соответственно, долю рынка.
Деятельность в сфере рекламы, а также само состояние рынка рекламы является отражением того состояния, в котором находится экономика отдельной страны или целого региона, мира. Так, первая десятка крупнейших рекламных рынков мира в 2011 году выглядит следующим образом (в млн долларов США):
1. США – 154 935 6. Бразилия – 15 470
2. Япония – 45 358 7. Франция – 12 823
3. Китай – 29 943 8. Австралия – 11 417
4. Германия – 24 419 9. Канада – 10 529
5. Великобритания – 18 355 10. Италия – 10 040
По сравнению с экономиками указанных стран объемы рынка рекламы государств − участников СНГ выглядят скромнее, однако рынок рекламы России в размере 8 207 млн долларов США в 2011 году вполне сопоставим с указанными странами. В то же время объем рынка рекламы Украины в 2011 году составил 1 500 млн долларов США, Беларуси – 74 млн долларов США, Молдовы – 41 млн долларов США, Армении – 40,4 млн долларов США, Кыргызстана – 7,7 млн долларов США.
С учетом значимости влияния, оказываемого рекламой на потребителей, а также развития конкурентных отношений в большинстве стран вводятся обязательные нормы, соблюдение которых в рекламе предусмотрено для различных субъектов рекламного рынка. В первую очередь, в целях развития рынка на принципах недопущения введения потребителей в заблуждение и причинения им вреда.
Во всех государствах − участниках СНГ приняты самостоятельные нормативные акты в сфере рекламы, исполнение которых обеспечивается соответствующими государственными органами. При этом в законах устанавливаются как общие требования, предъявляемые к рекламе любых товаров (относительно достоверности, корректности, этичности рекламы), так и требования, устанавливаемые к рекламе отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных средств и др.).
Наличие государственного принуждения к исполнению установленных норм поведения в сфере рекламы не ограничивает развитие саморегулирования в данной сфере и формирования ассоциациями, объединяющими предпринимателей в данной отрасли, дополнительных правил ведения рекламного бизнеса, затрагивающих отношения, не урегулированные государством, или установление более жестких ограничений, нежели введены законами. Вместе с тем развитие и влияние саморегулирования в сфере рекламы на территориях государств − участников СНГ на современном этапе пока несущественно, в то время как в государствах Европы и Америки саморегулирование в сфере рекламы носит первоочередной характер. Кроме того, одной из составляющих развития рекламного бизнеса становится социальная ответственность, что, несомненно, оказывает влияние на закрепление и развитие внутренних коллективных правил ведения бизнеса в определенной сфере, что является непременным условием существования саморегулирования.
Очевидно, что данные тенденции развития бизнеса найдут свое отражение, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике государств − участников СНГ.
Настоящий доклад подготовлен Координационным советом по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (далее – Координационный совет) на основе информации, представленной уполномоченными органами 10 государств − участников СНГ.
Целью подготовки доклада являлось изучение сходства и различий в правовом регулировании рынка рекламы, в том числе норм, установленных в отношении рекламы отдельных видов товаров (алкогольной продукции, медицинских товаров и др.), выявление схожих проблем, с которыми сталкиваются государства-участники СНГ при регулировании рынка рекламы, оптимизация работы Координационного совета. Доклад включает в себя анализ законодательных норм, регулирующих отношения в сфере рекламы на территории государств СНГ, наиболее интересные примеры нарушений законодательства о рекламе, выявленные государственными контролирующими органами.
В итоговой части доклада определены тенденции развития рекламной отрасли в государствах − участниках СНГ, даны рекомендации по сближению рекламного законодательства и практики его применения в целях эффективного пресечения нарушений на рекламном рынке.
Установление сопоставимых норм поведения в рекламном бизнесе на пространстве СНГ положительно скажется, в том числе на кампаниях, проводимых транснациональными корпорациями, осуществляющими деятельность на территории нескольких стран СНГ, а также иными субъектами рекламного рынка, которые заинтересованы в проведении единой рекламной кампании в разных странах без нарушения законов.
I. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕКЛАМЕ ГОСУДАРСТВ − УЧАСТНИКОВ СНГ
Анализ законодательства о рекламе государств − участников СНГ показывает, что в целом практически всеми государствами признается необходимость самостоятельного регулирования данной сферы общественных отношений. Законы «О рекламе» действуют в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Российской Федерации, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан, Украине. Особая ситуация сложилась в Туркменистане, где отсутствует специальное законодательство о рекламе, однако частично общественные отношения, связанные с распространением рекламы, регулируются законами Туркменистана «О фармацевтической деятельности и лекарственном обеспечении», «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту» и «О торговле».
Поделитесь с Вашими друзьями: |