ПРОГРАММА
ПО ПЕДИАТРИИ
для студентов
высших медицинских учебных заведений
(лечебного, медико-профилактического,
стоматологического факультетов)
Москва
1997
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антена-тальном периоде, и включает охрану здоровья будущих матерей и отцов.
Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболевае-мости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспи-тания здорового ребенка, спецификой основной патологии детства, со-временными терапевтическими воздействиями и способами оказания не-отложной помощи. Настоящая программа определяет объем знаний по детским болезням, необходимых врачу, оканчивающему лечебный, меди-ко-профилактический и стоматологический факультеты медицинских ин-ститутов. В приложении даны квалификационные требования к знаниям и умениям студентов.
Основной целью курса детских болезней является: научить студен-тов лечебного факультета осуществлять контроль за гармоничным разви-тием ребенка, а также диагностировать, лечить и предупреждать наи-более часто встречающиеся заболевания детского возраста.
Задачи состоят в том, чтобы студенты научились:
а) общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;
б) получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные факты с учетом анатомо-физио-логических особенностей и возрастных норм;
в) диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания ран-него и старшего детского возраста и острые детские инфекции, а также состояния, угрожающие жизни ребенка;
г) составлять планы лечения и профилактики, а также прогнозиро-вать наиболее частые заболевания детского возраста и лечить неотлож-ные состояния у детей;
д) выполнять правила ухода и выхаживания новорожденных и не-доношенных детей;
е) проводить диспансерное наблюдение детей с целью профилак-тики обострений заболеваний и формирования соответствующей патоло-гии у взрослых;
ж) на основе знаний преимущества естественного вскармливания использовать методы стимуляции лактации, давать рекомендации по пи-танию здоровых детей, особенно детей первого года жизни.
Поставленные задачи могут быть выполнены лишь при овладении студентами навыками диагностического мышления, а также умения само-стоятельно планировать лечебные и профилактические мероприятия. До-
стижение необходимого уровня "знаний-умений" возможно только в том случае, если обучение студента при подготовке к занятиям, на лекциях и практических занятиях будет проходить в форме профессиональной деятельности, т.е. путем решения клинических задач или в контакте со здоровым или больным ребенком.
Закрепляются "знания-умения" самостоятельной работой студентов с больными, данными лабораторных и инструментальных исследований, а также источниками информации (под контролем преподавателя).
Изучение курса детских болезней на лечебном факультете закан-чивается комбинированным экзаменом. Теоретические знания по всему курсу проверяются у всех студентов с помощью письменного экзаменаци-онного теста, состоящего из вопросов и ситуационных задач.
Знания и практические умения каждого студента оцениваются пре-подавателем индивидуально у постели больного ребенка.
В соответствии с утвержденным планом детские болезни препода-ются в следующем объеме:
Факультет
|
Семестр
|
Кол-во часов
|
Лекции
|
Практи-ческие занятия
|
Экзамен
курс
|
Лечебный
|
VII
IX
XII
|
85
95
34
|
31
41
|
54
54
34
|
IX
семестр
|
Всего:
|
|
214
|
72
|
142
|
|
Медико-профилакти-ческий
|
VIII
IX
XII
|
85
76
34
|
20
20
|
65
56
34
|
IX
семестр
|
Всего:
|
|
195
|
40
|
155
|
|
Стоматоло-гический
|
IX
|
34
|
9
|
25
|
IX
семестр
|
Всего:
|
|
34
|
9
|
25
|
|
Преподавание детских болезней на лечебном, медико-профилакти-ческом и стоматологическом факультетах интегрируется с кафедрами акушерства и гинекологии, терапии, хирургии, инфекционных болезней, гигиены питания, гигиены детей и подростков, нервных болезней.
При преподавании детских болезней на медико-профилактическом факультете основное внимание должно уделяться профилактическим принципам педиатрии, социальным факторам, влияющим на здоровье де-тей, экологию семьи и общества в целом. Необходимо также определить важную роль врача гигиениста-эпидемиолога в создании условий для гар-
монического развития детей, организации здорового образа жизни и осу-ществлении системы профилактических и противоэпидемических меро-приятий, в том числе в наблюдении за санитарным режимом детских ле-чебных и профилактических учреждений.
Преподавание детских болезней на стоматологическом факультете должно быть построено с учетом того, что между стоматологическими заболеваниями у детей и патологическими процессами в других органах и системах существует определенная связь. Это требует от врачей-стома-тологов прочных знаний не только в области детской стоматологии, но и основных заболеваний детского возраста.
Целесообразно на этих факультетах (институтах) детально излагать те разделы дисциплины, которые имеют наибольшее значение в практи-ческой работе врачей-стоматологов. Основное внимание на лекциях и практических занятиях уделяется тем заболеваниям у детей, которые имеют тесное отношение к зубо-челюстной системе.
Большой объем информации, необходимость приобретения практи-ческих умений в работе с детьми и малое количество учебного времени, выделенного для изучения детских болезней на лечебных, медико-профи-лактических и, особенно, стоматологических факультетах, требуют чет-кого разграничения материала лекций и практических занятий.
ЦЕЛИ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Проблемное изложение основных вопросов и достижений педиа-трии, особенностей реактивности, иммунитета, обмена веществ у детей, современных концепций этиологии, патогенеза, лечения и профилактики наиболее частых заболеваний детского возраста.
2. Обучение диагностическому мышлению с использованием диаг-ностических и лечебных алгоритмов применительно к больному.
3. Освещение методологических основ детских болезней, роли оте-чественных исследователей в изучении отдельных проблем, профилакти-ческой направленности педиатрии.
4. Оценка роли социальных, средовых, семейных и наследственных факторов в формировании здоровья и болезни. Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваемости и активного долголетия.
Лекции должны сопровождаться демонстрацией больных, мотивиру-ющих важность изучения темы для врачей общей практики, гигиенистов и стоматологов, и проводятся с использованием кино- и видеофильмов, диапозитивов, слайдов, таблиц, рисунков, рентгенограмм и других нагляд-ных пособий. Проблемное изложение материала делает крайне важным последовательность изложения тем и связь лекций с практическими заня-тиями.
ЦЕЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Научить студентов:
1) проводить самостоятельную работу с больными и здоровыми детьми разного возраста (жалобы, анамнез, объективные данные);
2) диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания и неотложные состояния у детей (особенно раннего возраста);
3) оценивать результаты дополнительных методов исследования в возрастном аспекте;
4) оказывать необходимую ургентную помощь;
5) составлять план основных диагностических и лечебных меропри-ятий;
6) давать рекомендации по вскармливанию и питанию здорового ре-бенка, профилактике осложнений и рецидивов заболеваний, режиму дня, противоэпидемическим мерам.
Цель самостоятельной работы:
Выработка умений практической врачебной деятельности и закреп-ление их повторением на здоровых и больных детях.
По новому учебному плану вводится на VI курсе государственный экзамен по педиатрии. При введении итогового междисциплинарного тес-
тового экзамена по специальности "лечебное дело" педиатрические во-просы будут включены в тестовые задания. В связи с этим вводится 34 учебных часа для всех студентов VI курса.
Цель практических занятий на VI курсе: закрепить умения, полу-ченные в процессе обучения на IV-V курсах, в следующих разделах:
1. Роль социально-биологических факторов в структуре заболевае-мости новорожденных и детей раннего возраста.
2. Причины формирования и особенности течения хронических за-болеваний у детей в сравнении со взрослыми.
3. Диспансерное наблюдение за детьми с хронической патологией.
4. Принципы оказания неотложной помощи детям. Посиндромная терапия.
5. Дифференциальный диагноз и профилактика детских инфекци-онных болезней.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому плану по педиатрии для студентов
стоматологических факультетов (36 часов)
Врач-стоматолог в практической работе нередко встречается с необ-ходимостью решать вопросы детских заболеваний и определять свою те-рапевтическую тактику при лечении детей с различными заболеваниями. Лечение любого ребенка со стоматологическими заболеваниями предпо-лагает знание основных анатомо-физиологических особенностей органов и систем в различные возрастные периоды.
Цель и задачи курса детских болезней для студентов-стоматологов:
1. Освоить сведения по анатомо-физиологическим особенностям детского организма и правильно интерпретировать объективные данные при осмотре здоровых и больных детей.
2. Научить умению общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями.
3. Освоить диагностику наиболее часто встречающихся заболева-ний детей раннего и старшего возраста.
4. Уметь определить тактику врача-стоматолога при различных дет-ских заболеваниях.
5. Уметь оказать неотложную помощь при острых ситуациях.
Главная задача при преподавании педиатрии студентам-стоматологам - профилизация преподавания: раскрытие связей стоматологических за-болеваний с общей патологией, освоение особенностей терапевтической тактики стоматолога при различных заболеваниях у детей раннего и старшего возраста, определение роли врача-стоматолога при диспансе-ризации больных с различной соматической патологией.
Преподавание детских болезней на стоматологическом факультете должно проводиться по согласованным программам с кафедрами терапии, инфекционных заболеваний, кожных болезней, оториноларингологии, ка-федр детской стоматологии разного профиля.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. История отечественной педиатрии. История педиатрии, орга-низация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболе-ваемости и снижении младенческой смертности. (2 часа)
2. Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей в различные возрастные периоды. Становление иммуни-тета у детей. Закаливание детей раннего возраста. Значение генетиче-ских и наследственных факторов в патологии детства. Особенности воз-растной патологии. (2 часа)
3. Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания, стимуляция лактации. Введение прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания детей старше 1 года. Роль питания в про-филактике различных заболеваний. (2 часа)
4. Проблемы неонатологии. Младенческая смертность и пути ее снижения; решение проблемы невынашивания, программа планирования семьи, совершенствование пренатальной диагностики. Недоношенный ребенок. Структура заболеваемости новорожденных. (2 часа)
5-6. Патология периода новорожденности. Перинатальное пораже-ние ЦНС гипоксически-травматического генеза (головного и спинного мозга). Врожденные пороки развития. Внутриутробное инфицирование. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных. (4 часа)
7. Аномалии конституции (диатезы). Варианты диатезов. Анома-лии конституции как предрасположенность к тому или иному хрониче-скому патологическому процессу. (2 часа)
8. Дистрофия. Хронические расстройства питания и гиповитамино-зы у детей. Этиология, патогенез, удельный вес в патологии детей в со-временных условиях. Характеристика различных форм расстройств тро-фики, принципы лечения и профилактики. (2 часа)
9. Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного ра-хита. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболева-ниями. Гипервитаминоз D. Принципы лечения и профилактики. (2 часа)
10. Анемии. Основные группы анемий. Удельный вес и особенности анемии у детей раннего возраста. Дефицитные анемии. Частота. Зна-чение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные. (2 часа)
11. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Роль острых рес-пираторных заболеваний и бактериальных инфекций в развитии пневмо-
ний, механизмы развития. Клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики. (2 часа)
12-13. Неотложные состояния у детей раннего возраста. Токси-коз. Гипертермия. Судороги. Острый стенозирующий ларинготрахеит (синдром крупа). (4 часа)
14. Хронические заболевания органов дыхания. Распространенность. Этиология. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхо-легочных заболеваний у детей. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. (2 часа)
15. Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма. Особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей. Принципы лечения и профилактики аллергических поражений системы дыхания. Неотлож-ная помощь при острых аллергических реакциях у детей. (2 часа)
16-18. Ревматические заболевания у детей. Ревматизм. Современ-ное представление и распространенность ревматизма в детском возрасте. Особенности патогенеза и клинической картины, варианты течения рев-матизма у детей. Диагностические критерии. Принципы этапного лечения и профилактики. Диффузные заболевания соединительной ткани, совре-менные теории этиологии и патогенеза. Особенности течения системной красной волчанки, дерматомиозита, системной склеродермии у детей. Ювенильный ревматоидный артрит. Современные концепции этиологии и патогенеза. Дифференциальный диагноз. Особенности клиники и тече-ния, принципы лечения. Прогноз. (6 часов)
19-20. Заболевания почек у детей. Особенности строения и функции почек в детском возрасте. Классификация заболеваний почек у детей. Характеристика наиболее частых форм. Острая и хроническая почечная недостаточность, неотложная терапия при них. (4 часа)
21-22. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Гастрит, дуоде-нит, язвенная болезнь. Дискинезия желчевыводящих путей. Современные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики. Принципы этапного лечения. (4 часа)
23. Геморрагические диатезы и системные васкулиты. Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов. Особенности течения у детей. Прин-ципы лечения. (2 часа)
24. Эндокринные заболевания. Клиническая картина сахарного диа-бета, гипотиреоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития. Неотложная помощь при диабетической и гипогликемической комах, тиреотоксическом кризе. (2 часа)
25. Лейкозы. Варианты острого лейкоза у детей. Клиника и диаг-ностика острого лейкоза в детском возрасте. Роль дополнительных мето-дов исследования. Принципы лечения. (2 часа)
26. Скарлатина. Этиология и патогенез. Диагностические критерии. Связь скарлатины и ревматизма. Роль режима и условий госпитализации в профилактике осложнений скарлатины. Лечение, профилактика, ис-ходы. (2 часа)
27. Дифтерия. Особенности клиники и течения дифтерии в совре-менных условиях. Осложнения и причины смерти. Дифференциальный диагноз с инфекционным мононуклеозом и ангинами. Лечение и профи-лактика. (2 часа)
28. Корь. Этиология и патогенез кори и ее осложнений. Клиника. Дифференциальный диагноз, классификация. Лечение и профилактика. (2 часа)
29. Полиомиелит. Клиника и течение полиомиелита. Дифференци-альный диагноз. Осложнения и исходы. Принципы лечения и профилак-тики. (2 часа)
30. Менингококковая инфекция у детей. Классификация менинго-кокковой инфекции. Клинические формы и осложнения. Дифференци-альный диагноз менингококкового менингита с менингитами другой этио-логии. Неотложная помощь при инфекционно-токсическом шоке и отеке головного мозга. Лечение, профилактика. (2 часа)
31. Острый и хронический вирусный гепатит у детей. Этиология и патогенез вирусных гепатитов, клиника. Дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. Исходы и осложнения. (2 часа)
32. Ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит. Этиология, патогенез, особенности клиники, осложнения. Принципы лечения и про-филактики. (2 часа)
33. Коклюш. Этиология, патогенез, клиника, осложнения коклюша. Особенности течения коклюша у детей раннего возраста. Лечение. Про-филактика. (2 часа)
34. Кишечные инфекции. Этиология, патогенез, формы острых ки-шечных инфекций у детей. Синдром обезвоживания. Неотложная те-рапия. Принципы лечения кишечных инфекций. Регидрационная терапия. Профилактика. (2 часа)
35. Вакцинация. Значение вакцинации в предупреждении управляе-мых инфекций. Календарь прививок. Поствакцинальные реакции и ос-ложнения. (2 часа)
36. Паразитарные болезни у детей. Эпидемиология, клиника и лечение гельминтозов и часто встречающихся протозоонозов. (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Знакомство с организацией и принципами работы детской боль-ницы. Сбор анамнеза у детей и их родителей.
Самостоятельный сбор анамнеза каждым студентом у матерей боль-ных и здоровых детей в приемном покое, поликлиническом и боксовом отделениях, материнской комнате - с использованием схемы истории бо-лезни.
2. Физическое и психомоторное развитие детей. Возрастные осо-бенности нарастания массы, длины и других параметров тела, семиотика нарушений. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Развитие статических и психических функций. Роль среды, воспитания и режима для правильного развития детей. Оцен-ка нервно-психического и физического развития детей.
Самостоятельная работа с детьми. Оценка физического и психомо-торного развития.
3. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Анатомо-физиоло-гические особенности, методика исследования и оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатических узлов у детей. Семио-тика нарушений. Анатомо-физиологические особенности костно-мышеч-ной системы и методика ее исследования. оценка состояния опорно-дви-гательного аппарата. Семиотика основных поражений.
Самостоятельное исследование у курируемых больных кожи, под-кожной клетчатки, тургора тканей, лимфоузлов, мышц, костей. Оценка полученных данных с учетом возрастных норм. Фиксация в соответст-вующих разделах учебной истории болезни. Закрепление на нескольких больных практических умений.
4. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания и крово-обращения. Методика исследования по возрастным группам, оценка гра-ниц сердца и легких, характера дыхательных и сердечных шумов. Осо-бенности детской ЭКГ, рентгенограмм грудной клетки. Семиотика основ-ных поражений.
Закрепление умений перкуссии и аускультации сердца и легких, ме-тодики определения их границ на больных. Измерение артериального давления, подсчет пульса и дыхания. Фиксация в учебной истории болез-ни. Самостоятельный анализ рентгенограмм, ЭКГ у курируемых больных, заключение по ним (в учебной истории болезни).
5. Особенности кроветворения у детей. Нормативы периферической крови у детей различного возраста. Семиотика основных изменений. Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочеобра-зования. Методика исследования органов пищеварения и мочеобразова-
ния в связи с их анатомо-физиологическими особенностями у детей. Се-миотика основных поражений.
Самостоятельная оценка анализов крови, мочи и кала у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в кли-ническую историю болезни.
Заключительный контроль по всем темам пропедевтики: написание статуса курируемого больного с оценкой состояния по всем органам и системам.
6. Вскармливание. Выявление преимуществ естественного вскарм-ливания. Меры по предупреждению гипогалактии и стимуляции лакта-ции. Время и техника введения прикорма. Принципы смешанного и ис-кусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, исполь-зуемых для докорма и искусственного вскармливания. Принципы питания детей в детских учреждениях. Особенности вскармливания недоношен-ных.
Курация детей первого года жизни, находящихся на естественном, искусственном и смешанном вскармливании. Составление режима и ра-циона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка с внесением в учебную историю болезни. Составление рациона и расчета питания для нескольких детей разных возрастов, находившихся на естественном, сме-шанном и искусственном вскармливании, с фиксацией расчетов в учеб-ной истории болезни.
7. Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологи-ческие изменения, свойственные разным фазам рахита. Дифференциаль-ный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз D. Со-ставление плана лечебных и профилактических мероприятий для кури-руемых больных.
Закрепление умений обследования и оценки состояния мышц и кос-тей. Самостоятельное исследование костно-мышечной системы несколь-ких детей первых двух лет жизни. Оценка их биохимических анализов крови, рентгенограмм зон роста с целью выявления рахита, уточнения его фазы и степени тяжести. Составление плана лечения или профилак-тических мероприятий для курируемого больного, фиксация в учебной истории болезни.
8. Дефицитные анемии. Клиническая картина. Лабораторная диаг-ностика. Дифференциальный диагноз с другими видами анемий. Состав-ление плана лечения и профилактики рецидивов заболевания.
Закрепление умений оценки показателей периферического и биохи-мического анализов крови. Расчет цветового показателя, показателя на-сыщения трансферрина железом у нескольких больных с сидеропенией и без нее. Заключение по результатам анализов в учебной истории бо-лезни. Составление плана профилактических и лечебных мероприятий
для курируемого больного, плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска.
9. Хронические расстройства питания. Гипотрофия I, II, III степе-ни. Гипостатура. Паратрофия. Составление плана диагностики, лечения и профилактики на примере курируемых больных.
Закрепление умений оценки параметров тела, состояния питания, тургора тканей, эластичности, влажности кожи. Фиксация заключений и планов лечения в учебной истории болезни.
10. Аномалии конституции. Роль наследственных факторов в форми-ровании диатезов. Диагностика, исходы различных форм диатезов.
Закрепления умений оценки лимфатической системы, состояния пи-тания, характера высыпаний на коже и слизистых, тургора тканей, ха-рактера стула, иммунологического статуса по показателям гуморального и клеточного иммунитета. Составление плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска, фиксация заключения в учебной истории бо-лезни.
11. Болезни новорожденных. Перинатальное поражение ЦНС (голов-ного и спинного мозга) гипоксически-травматического генеза. Роль соци-ально-биологических факторов, предшествующих абортов, состояния здо-ровья родителей, патологического течения беременности и родов в невы-нашивании, гипоксии плода. Гемолитическая болезнь новорожденных по резус-конфликту и по АВО-системе. Профилактика, лечение в современ-ных условиях. Сепсис. Гнойно-воспалительные заболевания. Внутри-утробное инфицирование. Этиология. Клиника. Диагностика. Отдаленные последствия.
12. Поликлиника. Патронаж новорожденных и грудных детей на до-му (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожден-ных. Рекомендации по сохранению лактации, режима питания и отдыха для матери.
Закрепление умений ухода за новорожденным.
13. Поликлиника, работа в кабинете здорового ребенка и на приеме грудных детей. Принципы диспансеризации детей первого года жизни. Коэффициент и группа здоровья. Оформление документации.
Закрепление умений измерения параметров тела, взвешивания, оцен-ки физического и психического развития детей, заполнения истории раз-вития ребенка.
14. Бронхиальная астма и хронические бронхолегочные неспеци-фические заболевания у детей (ХНЗЛ). Курация больных в приступном и послеприступном периодах бронхиальной астмы, с хронической пнев-монией, респираторным аллергозом, врожденными аномалиями развития, муковисцедозом и другой патологией.
Закрепление умений общения с детьми, физикального обследования органов грудной клетки, оценки результатов эндоскопического обследо-вания и рентгенограмм легких. Составление плана этапного лечения и профилактических мероприятий ХНЗЛ, мер неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы, вопросов лечения в межприступном пе-риоде, рекомендации для родителей.
15. Ревматизм у детей. Особенности клинической картины и диффе-ренциальный диагноз. Курация больных с первичным и возвратным рев-мокардитом, хореей, инфекционно-аллергическим миокардитом, инфек-ционным эндокардитом, пролапсом митрального клапана, вегетососудис-той дистонией. Выявление диагностических и дифференциально-диагно-стических критериев с использованием клинических, лабораторных, ин-струментальных данных. Установление возможных этиологических фак-торов и ведущих патогенетических механизмов, степени активности рев-матизма и степени недостаточности кровообращения.
Закрепление умений физикального обследования сердечно-сосудис-той системы и оценки данных ЭКГ, ФКГ, УЗИ на больных с различной патологией. Составление плана этапного лечения и профилактических (первичных и вторичных) мероприятий для курируемого больного.
16. Ювенильный ревматоидный артрит и диффузные заболевания соединительной ткани. Курация больных ювенильным ревматоидным арт-ритом, системной красной волчанкой, системной склеродермией, дерма-томиозитом.
Решение вопросов диагностики по ведущим клиническим и лабора-торным синдромам, определение степени активности патологического процесса и индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий для курируемого больного.
Закрепление умений сопоставления и оценки данных анамнеза, кли-нического обследования больного, результатов лабораторных и инстру-ментальных методов исследования.
17. Лейкозы; заболевания, сопровождающиеся кровоточивостью; системные васкулиты у детей. Курация больных с острым лейкозом, тромбоцитопенической пурпурой (другими геморрагическими диатезами), геморрагическим васкулитом (другими системными васкулитами). Роль геморрагических проявлений в диагностике заболеваний, врачебная так-тика при выявлении острого лейкоза. Решение вопросов дифференци-альной диагностики по ведущим клинико-лабораторным синдромам, определение степени тяжести, индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий.
Закрепление умений оценки характера анализов периферической крови, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставле-ния данных лабораторных исследований с клиническими проявлениями.
18. Заболевания почек у детей. Курация больных с острым и хро-ническим гломерулонефритом, пиелонефритом, почечной недостаточ-ностью. Решение вопросов о наличии или отсутствии основных клинико-лабораторных синдромов, позволяющих диагностировать определенную почечную патологию. Выявление в каждом отдельном случае роли врож-денной патологии (анатомических аномалий и пороков развития мочевы-водящей системы, обменных нарушений), инфекционных и других аген-тов в формировании соответствующей патологии. Составление плана ле-чения (режим, диета, лекарственные средства). Меры неотложной помо-щи при острой и хронической почечной недостаточности. Показания к гемодиализу. План диспансерного наблюдения.
Закрепление умений оценки анализов мочи, уровня азотистых шла-ков, функционального состояния мочевыводящих органов. Комплексная оценка функции почек у одного из больных в виде заключения по ана-лизам с фиксацией его в учебной истории болезни.
19. Заболевания желудочно-кишечного тракта и печени у детей. Ку-рация больных с гастродуоденитом, язвенной болезнью, хроническим хо-лециститом, хроническим колитом, хроническим гепатитом, глистными инвазиями. Решение вопросов диагностики по клинико-лабораторным синдромам, возрастные особенности, значение характера питания, анома-лий обмена, хронических очагов инфекции и других факторов в генезе заболевания у конкретного больного. Составление плана лечения (диета, режим, лекарственные средства). Профилактика обострений, рекоменда-ции для родителей курируемого больного.
Закрепление умений обследования желудочно-кишечного тракта: ос-мотр языка и слизистой рта, пальпация и перкуссия органов брюшной полости, осмотр ануса, оценка органолептических свойств кала.
20. Корь, коклюш. Ранние диагностические критерии этих заболева-ний. Курация больных корью (в период продромы, высыпаний и пигмен-тации), а также детей раннего и старшего возраста, больных коклюшем. Выявление диагностических признаков, составление плана мер по преду-преждению и своевременному лечению возможных осложнений, плана профилактики распространения кори и коклюша в детских учреждениях и активной иммунизации. Неотложная помощь при апноэ у больных кок-люшем.
Составление эпикризов на больных корью и коклюшем для закреп-ления умений сопоставления данных анамнеза, в том числе - эпидемио-логического, с клиническими проявлениями и результатами лаборатор-ных исследований. Составление рекомендаций для родителей по реаби-литации больных.
21. Скарлатина. курация больных. Выявление основных клиниче-ских признаков в разгар заболевания и в период реконвалесценции. Диф-
ференциальный диагноз с корью, краснухой. Лечение, профилактика.
Закрепление умений осмотра кожи и слизистых оболочек, пальпа-ции и оценки состояния лимфатических узлов. Составление плана лече-ния, мер по предупреждению осложнений скарлатины и противоэпиде-мических мероприятий в очаге.
22. Краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Ранние диаг-ностические признаки. Дифференциальная диагностика с корью, скарла-тиной. Лечение. Профилактика. Прогноз.
Закрепление умений осмотра кожи, слизистых оболочек, выявления признаков менингита, дифференциального диагноза серозных и гнойных менингитов, пальпации органов брюшной полости, осмотра наружных половых органов, оценки анализов крови, мочи.
23. Дифтерия и ее дифференциальный диагноз. Диагностические признаки при разных формах дифтерии. Курация больных с подозрением на дифтерию зева, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, инфекцион-ным мононуклеозом. При отсутствии больных дифтерией - работа с ко-пиями историй болезни.
Составление плана противоэпидемических мероприятий в очаге дифтерии с учетом свойств дифтерийных бактерий. Составление плана лечебных мероприятий при дифтерии и ангине, инфекционном мононук-леозе (в зависимости от заболевания курируемого больного). Составление плана активной иммунизации против дифтерии. Закрепление умений ос-мотра и образного описания состояния зева, пальпации и оценки состоя-ния лимфатических узлов, печени и селезенки.
24. Острый вирусный гепатит. Современные представления об этио-логии. Особенности клиники и течения у детей. Меры профилактики.
25. Острые расстройства питания и пищеварения. Роль инфекцион-ного фактора. Синдромы обезвоживания и электролитных нарушений. Диагностика. Меры неотложной помощи в зависимости от типа дегидра-тации. Принципы лечения и профилактики. Противоэпидемические меро-приятия.
26. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Этиология. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Лечение. Пневмония и синдром крупа как осложнение ОРВИ. Клинические проявления ост-рой дыхательной недостаточности. Меры неотложной помощи. Терапев-тическая тактика.
Закрепление на больных умений перкуссии и аускультации легких, осмотра зева и слизистых оболочек. Оценка степени дыхательной недо-статочности и стадии крупа. Гематологические показатели вирусного и островоспалительного бактериального процесса. Оформление краткого статуса. Составление плана профилактических и лечебных мероприятий для осмотренных больных.
27. Поликлиника. Работа в прививочном кабинете. Изучение плана прививок для здоровых детей 1-2-го года жизни, согласно прививочному календарю.
Посещение больных с острыми детскими инфекциями на дому (корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит, скарла-тина). Диагноз и дифференциальный диагноз, план лечения осмотренного больного, противоэпидемические мероприятия.
Составление развернутого дневника (или эпикриза) с фиксацией его в карте развития ребенка.
28. Заключительное, зачетное занятие, где проводится часть комби-нированного экзамена: индивидуально, на больном, оцениваются знания, умения, полученные студентом во время прохождения дисциплины в кли-нике.
Поделитесь с Вашими друзьями: |