МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА
|
«Утверждаю»
Декан факультета послевузовского профессионального образования
д.м.н., профессор О.Д.Мишнев
«_____» _________________2012г
|
Основная образовательная программа
послевузовского профессионального образования
Аспирантура
Медицинские науки
14.01.08 ПЕДИАТРИЯ
Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
Москва 2012
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 14.01.08 «Педиатрия»
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы.
Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) кандидат наук.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта (адъюнкта), далее по тексту - подготовки аспиранта) по специальности 14.01.08 «Педиатрия» при очной форме обучения составляет 3 года.
Нормативный срок подготовки аспиранта по специальности 14.01.08 «Педиатрия» при заочной форме обучения составляет 4 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре) (далее по тексту – аспирантуре).
Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также настоящих федеральных государственных требований.
Цели аспирантуры
Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области медицины для науки, медицинской промышленности и профессионального образования медицинского профиля.
Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:
-
углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
-
формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
-
совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
-
совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:
Объектами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, кандидата медицинских наук являются:
-
все стороны жизни человека (с определением или перераспределением приоритетов в зависимости от специальности): строение организма и процессы жизнедеятельности в норме, патологии, эмбриональном развитии, пренатальном, интранатальном, постнатальном и во всех последующих возрастных периодах, при старении и в старости на всех уровнях организации живой материи (молекулярном, генетическом, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном, социальном); условия жизни и труда, экологические, социальные и экономические факторы, процессы биологической и социальной адаптации; здоровье, факторы его сохранения и укрепления, продления жизни людей; репродуктивная деятельность человека; болезни, их этиология, патогенез, структурные основы, диагностика, лечение, профилактика; заболеваемость и смертность населения; смерть и факторы реанимации организма;
-
управление и экономика здравоохранения;
-
физические, химические, биологические, технические и другие объекты, являющиеся причиной болезней человека;
-
физические, химические, биологические, технические и другие объекты, используемые для диагностики, лечения и профилактики болезней человека;
-
модели болезней на экспериментальных животных; математические модели болезней с использованием системного и информационных анализа, современных методов управления и обработки медицинской информации.
Кандидат медицинских наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских, научно-практических, научно-производственных, морально-этических задач в области медико-биологических, клинических, медико-социальных проблем медицины; участвует в качестве руководителя или члена научного (научно-педагогического) коллектива в организации и проведении теоретических, клинических, лабораторных, экспериментальных, социологических, информационных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; разрабатывает методологию медицинских исследований, новые методы диагностики, лечения, профилактики болезней человека и охраны его здоровья, новые технологии клинических, медико-биологических и медико-социальных исследований; разрабатывает нормативные и методические документы в области медицинских наук и для практического здравоохранения, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования медицинского профиля; осуществляет преподавание медицинских дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывает медико-экономические социальные и экологические критерии реализации медицинских исследований; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-практических конференций. Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры кандидата медицинских наук осуществляется в строгом соответствии с правовыми нормами, отраженными в Конституции РФ и действующем законодательстве, с морально-этическими и деонтологическими принципами, провозглашенными в Конвенции о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1987 г.).
Основными сферами профессиональной деятельности кандидата медицинских наук являются:
-
организации и учреждения системы Минздравсоцразвития РФ, организации медико-биологического, клинического, медико-социального, медико-технического, экологического и других профилей, а также соответствующие по профилю организации и учреждения других Министерств и Государственных Комитетов Российской Федерации;
-
академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;
-
организации независимо от формы собственности, связанные с решением клинических, медико-биологических, медико-социальных, медико-технических и медико-экономических проблем;
-
организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
-
учреждения системы высшего и среднего профессионального, школьного и дошкольного образования в установленном порядке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по отрасли медицинских наук, должны иметь высшее профессиональное образование.
Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.
Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
Программы вступительных испытаний в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
В аспирантуру по научным специальностям клинического профиля из числа утвержденных Минздравсоцразвития РФ, принимаются лица, имеющие опыт практической работы не менее 3-х лет, а также выпускники клинической ординатуры по соответствующим специальностям в год окончания при условии выполнения плана обучения и успешной сдачи выпускных экзаменов.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА по специальности 14.01.08 «Педиатрия»
Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.
В основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:
Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:
Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД.А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
Практика (П.А.00).
Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме1.
1 Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2011, N 1, ст. 38).
Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):
|
|
|
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
|
|
|
|
Аудиторная в часах
|
Самостоят работа
|
Аудиторная в часах
|
Само-стоят работа
|
Аудиторная в часах
|
Само-стоят работа
|
Индекс
|
Наименование дисциплины
|
Трудоемкость в з.ед.
|
Трудоемкость
в часах
|
Лекции/
Практ. занятия
|
Лекции/
Практ. занятия
|
Лекции/
Практ. занятия
|
|
Обязательные дисциплины
|
11
|
396
|
108
|
108
|
90
|
90
|
|
|
|
|
Иностранный язык
|
2
|
72
|
0/36
|
36
|
|
|
|
|
|
|
История и Философия науки
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности: Педиатрия
|
2
|
72
|
6/12
|
18
|
6/12
|
18
|
|
|
|
|
Дисциплины по выбору аспиранта:
|
5
|
180
|
12/24
|
36
|
18/36
|
54
|
|
|
|
|
|
нефрология
|
1
|
36
|
6/12
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
аллергология/гастроэнтерология/
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
неонатология
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
Факультативные дисциплины
|
13
|
468
|
36/72
|
108
|
42/84
|
126
|
|
|
|
|
подготовка по программе ПВШ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
Медицинская информатика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
Биоэтика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
|
|
Охрана интеллектуальной собственности
|
1
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Биомедицинские наноматериалы
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
|
|
|
|
Природоохранные нанобиотехнологии
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
|
|
|
|
Наночастицы в биомедицинских исследованиях и медицинской практике
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
3
|
108
|
|
|
108
|
|
|
ИТОГО обязательная образовательная составляющая
|
27
|
972
|
66/168
|
234
|
66/132
|
198
|
|
|
|
Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
165
|
5940
|
1836
|
1836
|
2268
|
|
Кандидатские экзамены
|
3
|
108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кандидатский экзамен История и Философия науки
|
1
|
36
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
Кандидатский экзамен Иностранный язык
|
1
|
36
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
Кандидатский экзамен по Инфекционным болезням в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
1
|
36
|
|
|
36
|
|
|
|
|
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
15
|
540
10 нед
|
|
|
|
|
540
|
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
|
210
|
7560
|
2376
|
2376
|
2808
|
1 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
2 Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.
3 Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.
4 Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и ее вид (педагогическая или производственная), сроки и форму ее прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00).
5 При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.
6 Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление ее на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
7 Без учета каникул.
Приложения:
Программы дисциплин
- Специальной дисциплины по отрасли наук и научной специальности
«Педиатрия»
- Дисциплины по выбору аспиранта:
нефрология
аллергология/гастроэнтерология/
неонатология
- Факультативные дисциплины (подготовка по программе ПВШ).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА
|
«Утверждаю»
Декан факультета послевузовского профессионального образования
д.м.н., профессор О.Д.Мишнев
«_____» _________________2012г
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ по специальности 14.01.08 - «Педиатрия»
Рабочая программа составлена на основе Федеральных требований к послевузовской профессиональной подготовке по специальности 14.01.08 - «Педиатрия»
Москва, 2012
Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ
Главные положения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по подготовке научно-педагогических кадров по специальности 14.01.08 – «Педиатрия» разработаны Экспертным советом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по медицине (терапевтические специальности): http://db.informika.ru/pke/140009_01.htm
В настоящей программе (август-2011) отражены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» марта 2011 г. N 1365, в том числе соотношение частей образовательной программы и их объемы.
Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу(модуль) по специальности 14.01.08 – «Педиатрия», обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательная составляющая программы включает следующие разделы:
-
Обязательные дисциплины (ОД.А.00);
-
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
-
Практика (П.А.00).
Исследовательская составляющая программы включает такие разделы как:
-
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00);
-
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
-
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме – четыре года. Исключение составляет обучение по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, по которым срок обучения может составлять в очной форме четыре года, в заочной форме – пять лет1.
На кафедре детских болезней лечебного факультета трудоёмкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по её составляющим и их разделам) – собственно учебный план профессиональной послевузовской подготовки в аспирантуре представлен следующим образом:
|
|
|
|
1 курс
|
2 курс
|
3 курс
|
|
|
|
|
Аудиторная в часах
|
Самост работа
|
Аудиторная в часах
|
Самост работа
|
Аудиторная в часах
|
Самост работа
|
Индекс
|
Наименование дисциплины
|
Трудоемкость в з.ед.
|
Трудоем-кость в часах
|
Лекции/Практические занятия
|
Лекции/Практические занятия
|
Лекции/Практические занятия
|
|
Обязательные дисциплины образовательной составляющей
|
11
|
396
|
24/84
|
108
|
30/60
|
90
|
|
|
Иностранный язык
|
2
|
72
|
0/36
|
36
|
|
|
История и Философия науки
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности:
педиатрия
|
2
|
72
|
|
|
12/24
|
36
|
Дисциплины по выбору аспиранта:
|
5
|
180
|
12/24
|
36
|
18/36
|
54
|
нефрология
|
1
|
36
|
|
|
6/12
|
18
|
аллергология/
гастроэнтерология
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
|
неонатология
|
2
|
72
|
|
|
12/24
|
36
|
|
|
Факультативные дисциплины
|
13
|
468
|
36/72
|
108
|
42/84
|
126
|
|
|
Программа подготовки (ПВШ)
|
|
|
36/72
|
108
|
42/84
|
126
|
|
|
Педагогика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
Медицинская информатика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
Биоэтика
|
2
|
72
|
12/24
|
36
|
|
|
|
Охрана интеллектуальной собственности
|
1
|
36
|
|
|
|
|
|
Биомедицинские наноматериалы
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
|
Природоохранные нанобиотехнологии
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
|
Наночастицы в биомедицинских исследованиях и медицинской практике
|
2
|
72
|
12/24
|
|
|
|
ИТОГО образовательная составляющая
|
27
|
972
|
60/156
|
216
|
72/144
|
216
|
|
|
Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
165
|
5940
|
1872
52зет
|
1800
зет
|
2268
63зет
|
|
Кандидатские экзамены
|
3
|
108
|
|
|
|
|
|
Кандидатский экзамен История и Философия науки
|
1
|
36
|
36
|
|
|
|
Кандидатский экзамен Иностранный язык
|
1
|
36
|
36
|
|
|
|
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
1
|
36
|
|
36
|
|
|
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
|
15
|
540
|
|
|
540
15зет
|
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
|
210
|
7560
|
66зет
|
66зет
|
78зет
|
1 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
2 Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.
3 Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.
4 Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и ее вид (педагогическая или производственная), сроки и форму ее прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00).
5 При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.
6 Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление ее на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
7 Без учета каникул.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА
|
«Утверждаю»
Декан факультета послевузовского профессионального образования
д.м.н., профессор О.Д.Мишнев
«_____» _________________2012г
|
Рабочая учебная программа
послевузовского профессионального образования
Аспирантура
Медицинские науки
14.01.08 ПЕДИАТРИЯ
Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
Москва 2012
Кафедра детских болезней лечебного факультета предлагает аспирантам по их усмотрению следующие дисциплины (на выбор):
-
Детская эндокринология – цикл проводится на кафедре детских болезней лечебного факультета (профессор В.В.Смирнов)
При выборе данной дисциплины специалистов знакомят с часто встречающимися эндокринологическими заболеваниями;умению постановки предварительного диагноза; составлению плана обследования,лечения,диспансерного наблюдения; умению назначать необходимое лабораторное обследование для уточнения диагноза;выбору терапии неотложных состояний у эндокринологических больных. Аспиранты должны уметь правильно оценить результаты обследования; поставить диагноз в соответствии с МКБ-10; назначить лечение и проводить контроль эффективности терапии. Также они должны знать современные медикаментозные средства, используемые в терапии различных
эндокриногогических заболеваний у детей, обладающие высокой эффективностью и безопасностью. Аспирантов знакомят с новейшими технологиями, используемыми для обследования и терапии различных эндокринных болезней. Программа по детской эндокринологии предусматривает изучение эндокринных болезней с акцентом на экстренную помощь ургентным больным,накопление клинического опыта.
-
Детская нефология– цикл проводится на кафедре детских болезней лечебного факультета(заведующий кафедрой – профессор С.С.Паунова).
При выборе данной дисциплины аспиранты детально изучают анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих органов у детей. Знакомятся с современными технологиями и методами обследования, используемыми в педиатрии при патологии мочевыделительной системы(клинические, рентгенологические, микробиологические, иммунологические, функциональные). Они овладевают новейшими стратегическими направлениями диагностики, терапии, профилактики болезней органов мочевой системы у детей. Особый акцент при проведении цикла обучения делается на вопросах оказания неотложной и экстренной помощи при острой и хронической почечной недостаточности ; принципам консервативной и заместительной терапии,показаниям к диализу (его виды) и трансплантации почек.Большое место в программе обучения специалистов занимают специальные методы диагностики, оценка эффективности лекарственных препаратов разных фармгрупп, немедикаментозные методы лечения почек и мочевыводящей системы, современные возможности их профилактики.
-
Детская иммунология и тимомегалия – цикл проводится на кафедре факультетской педиатрии ( профессор П.Д.Ваганов).
Во время обучения специалисты досконально изучают анатомо-физиологические возрастные особенности тимуса и иммуннй системы у детей, а также номенклатуру иммунологических болезней. Аспиранты обучаются проводить оценку результатов специальных методов обследования:кардио-тимико-торокального индекса при рентгенографии грудной клетки,систем Т и В-клеточного иммунитета,сывороточной тимической активности, гемограмм, системы неспецифической резистентности (р-белки,лизоцим,пропердин и др.) ;анализ эндокринного фона (тиреотропный гормон,тиреоидин,адренокортикотропный гормон и др.).Их обучают также современным уровням диагностики опухолевым заболеваниям тимуса у детей с использованием новейших лабораторных технологий. Большое внимание уделяется тактике ведения детей с тимомегалией и тимомами.
Реформа системы образования в РФ предусматривает внедрение образовательных стандартов, регламентирующих минимум требований к знаниям и кадровые условия ведения образовательного процесса. Требование единства подходов к организации и нормативному обеспечению учебного процесса на всех уровнях образования содержится в Федеральном Законе РФ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г.
Представленная рабочая учебная программа подготовки аспирантов по специальности 14.01.08 «Педиатрия» определяет требования к знаниям, умениям и практическим навыкам специалистов, а также содержит характеристики имеющихся условий для организации учебного процесса аспирантов. Настоящая программа призвана обеспечить единство основных требований, фундаментальность подготовки с учетом достижений науки, техники и технологий, а также представить объективные критерии оценки деятельности врача в процессе его образования в аспирантуре.
Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской науки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоничного развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний.
Эффективность самообразования и последующий рост квалификации врача-педиатра в значительной степени определяется тем, насколько прочно удалось овладеть медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они составляют фундамент для последующего клинического обучения и совершенствования. Возможности самообразования врача-педиатра велики и разнообразны. Это, прежде всего, постоянная работа над научной литературой, изучение отечественных и иностранных педиатрических журналов, руководств и монографий.
Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамичной областью знания. Рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нарастающей скоростью. Это связано как с быстрым развитием фундаментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, биохимия, генетика, иммунология), внедрением высоких медицинских технологий в клиническую практику, так и с развитием клинических представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта.
Поделитесь с Вашими друзьями: |