Комитет администрации Алтайского края по образованию
КГОУ СПО «Алтайский колледж информационных
технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы социальной медицины»
2005 г.
Одобрена предметной комиссией социально-правовых дисциплин
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к обязательному уровню подготовки выпускника
Протокол № _________
от «___» ______________ 2005 г.
Председатель:
Зам. директора
по учебной работе
____________ Н.Г. Заикина
Автор: Кочнев В.Н.
Рабочий тематический план
№ тем
|
Разделы и темы
|
Часы
|
1
|
Основы анатомии и физиологии человека.
|
4
|
2
|
Понятие о здоровье и болезни.
|
2
|
3
|
История медицины, организация здравоохранения в России.
|
4
|
4
|
Основы гигиены, микробиологии и эпидемиологии.
|
4
|
5
|
Основы медицинской психологии, этики, деонтологии.
|
4
|
6
|
Основы фармакологии.
|
2
|
7
|
Понятие о внутренних болезнях.
|
4
|
8
|
Понятие и хирургических болезнях.
|
4
|
9
|
Понятие о нервно-психических болезнях.
|
2
|
10
|
Понятие о заболеваниях органов зрения и ЛОР-органов.
|
2
|
11
|
Понятие о кожно-венерических болезнях.
|
2
|
12
|
Анатомо-физиологические особенности детского возраста и заболевания детского возраста.
|
4
|
13
|
Общий уход за больными.
|
4
|
14
|
Уход и помощь больным с терапевтическими заболеваниями.
|
4
|
15
|
Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями.
|
4
|
16
|
Уход, помощь и надзор за больными с нервно-психическими заболеваниями.
|
2
|
17
|
Уход и помощь больным с сенсорными нарушениями (слабовидящими, незрячими, тугоухими и глухими больными).
|
2
|
18
|
Особенности ухода и помощи, больным детям и детям-инвалидам.
|
2
|
19
|
Понятие о вспомогательно-технических средствах реабилитации больных и инвалидов.
|
4
|
|
Итого:
|
60
|
Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека.
История изучения анатомии и физиологии человека. Строение человека. Костная система, строение скелета. Костно-мышечная система.
Внутренние органы: система кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделительная система, эндокринная система, репродуктивная система. Центральная и периферическая нервная система. Органы чувства. Физиология человека, основные физиологические процессы в организме Функции организма, организм и внешняя среда, обмен веществ, биологические реакции. Кровь и кроветворение.
Кроветворение, сердце и кровеносные сосуды, основные принципы гемодинамики.
Дыхание: обмен газов в легких и тканях, регуляция дыхания.
Пищеварение: в полости рта, желудка, кишечника.
Обмен веществ: белков, жиров, углеродов, минеральных солей и воды; витамины и их значение.
Функции почек. Функции желез внутренней секреции.
Понятие о нервно-мышечной передаче.
Физиология центральной нервной системы: функции нейронов, рефлекторная деятельность, свойства нервных центров.
Физиология рецепторов: болевых, температурных, тактильных, обонятельных и вкусовых, слуховых, зрительных. Высшая нервная деятельность.
Тема 2. Понятие о здоровье и болезни
Понятие о здоровье и болезни. Патология - наука, изучающая болезнь, ее сущность и закономерность развития. Общие представления о типовых патологических процессах и их исходах (гипоксия, шок, стресс, воспаление, лихорадка и др.). Роль социальной среды в развитии болезни.
Роль ЦНС в развитии болезни. Болезненный процесс и его периоды. Исходы болезни. Клинические проявления болезни. Современные понятия о симптоме и синдроме.
Инфекционные болезни. Обменно-дистрофические заболевания. Новообразования. Наследственные и генетически обусловленные заболевания.
Понятие о травме.
Понятие об анатомическом дефекте. Обеспечение безопасности жизни.
Тема 3. История медицины, организация здравоохранения в России.
История развития медицины по дисциплинам: терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, неврология и др. История медицины в России.
Организация медицинской помощи в России. Принципы работ больниц, поликлиник, диспансеров и других медицинских учреждений. Особенности планирования здравоохранения.
Понятие о страховой медицине.
Учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические больницы (городская, районная, участковая и др.), амбулаторно-поликлинические (поликлиника, амбулатория, здравпункт, фельдшерско-акушерский пункт и др.), скорой и неотложной медицинской помощи (больницы станций скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови); учреждения охраны материнства и детства - родильный дом, дом ребенка и др.; санаторно-курортные учреждения - санатории, санатории-профилактории, курортные поликлиники, грязелечебницы и др. Аптечные, судебно-медицинской экспертизы, санаторно-профилактические учреждения. Санаторно-эпидемиологические учреждения: санаторно-эпидамиологическая станция, дезинфекционная, противочумные и др. станции. Дома санаторного просвещения.
Тема 4. Основы гигиены, микробиологии и эпидемиологии.
Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Личная гигиена медицинского работника. Факторы внешней среды и их влияние на людей. Химический состав воздуха. Загрязнение воздуха и меры борьбы с ним. Гигиенические требования к местам общего пользования. Вода и здоровье людей. Гигиенические требования к качеству воды. Роль проветривания и влажной уборки в обеспечении чистоты помещения. Понятие о дезинфекции.
Гигиена питания. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Физиологические нормы питания. Режим питания. Лечебное питание. Пищевые отравления и их профилактика. Кормление тяжелого больного. Виды искусственного питания. Кормление из ложечки, поильника, через зонд, парентеральный способ введения питательных веществ.
Понятие о микробах и эпидемиологическом процессе. Пути распространения инфекций. Общие представления об иммунитете. Профилактическая вакцинация.
Понятие о работе СЭС, дезинфекция и дезинсекция. Виды дезинфекций. Методы дезинфекции.
Тема 5. Основы медицинской психологии, этики, деонтологии.
Предмет, методы и задачи медицинской психологии, этики, деонтологии. Общие принципы психологии. Общение с больными и инвалидами. Медицинский работник и больной. Роль характерологических свойств личности в обеспечении профессионального успеха. Особенности воспитания воли и характера. Психологические особенности общения больных и инвалидов в условиях пребывания в реабилитационных учреждениях и роль социального работника в создании психологического климата в учреждениях медико-социального обслуживания. Семья и инвалид. Психологические особенности семейно-бытовых отношений в семье инвалида, роль социального работника в создании благоприятного психологического климата.
Тема 6. Основы фармакологии.
История фармакологии, Предмет фармакологии. Связь фармакологии с другими медицинскими и биологическими науками.
Форма лекарственных веществ. Понятие о привыкании и пристрастии. Кумуляция. Токсические и побочные действия. Понятие о дозах.
Понятие о ядовитых и сильнодействующих веществах и правила их хранения.
Наркомания. Социально-психологический аспект борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Тема 7. Понятие о внутренних болезнях.
Заболевания органов дыхания.
Анатомо-физиологические характеристики органов дыхания.
Понятие о нарушениях функции системы дыхания - одышка, удушье, кашель. Понятие о бронхите, бронхиальной астме, пневмонии, абсцессе легкого, туберкулезе легкого, их диагностика и лечение. Первая помощь во время приступов при заболеваниях органов дыхания. Психические нарушения при бронхиальной астме. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Заболевания сердечно-сосудистой системы. Анатомо-физиологические характеристики. Понятие о нарушениях функций сердечно- сосудистой системы - одышка, отеки, боли в сердце.
Понятие об инфаркте миокарде, ревматизме, пороках сердца, гипертонической болезни, острой сосудистой недостаточности - обмороке, коллапсе и первой помощи при них. Диагностика и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Особенности психики при инфаркте миокарда и гипертонической болезни. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Заболевания желудочно-кишечного тракта
Анатомо-физиологические характеристики желудка. Понятие о заболеваниях желудка: гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, их проявления (боль, отрыжка, изжога, тошнота, рвота). Диагностика и лечение. Желудочные кровотечения - первая помощь.
Техника промывания желудка.
Анатомо-физиологические характеристики кишечника. Понятие о нарушении функции кишечника (диспептические явления, энтерит, колит). Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Заболевания печени и желчных путей. Анатомо-физиологическая характеристика печени и желчных путей. Понятие о гепатите, холецистите, желчнокаменной болезни. Диагностика и лечение, оказание первой помощи.
Особенности психики у больных, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Профилактика болезней печени и желчных путей.
Заболевания почек и мочевыводящих путей. Анатомо-физиологическая характеристика почек и мочевыводящих путей. Понятие о нефрите, уремии, почечнокаменной болезни. Диагностика и лечение. Первая помощь. Профилактика этих заболеваний.
Сахарный диабет. Анатомо-физиологическая характеристика поджелудочной железы. Понятие о сахарном диабете. Диагностика и лечение. Помощь при гипогликемической, гипергликемической коме. Профилактика сахарного диабета.
Лучевая болезнь. Понятие о лучевой болезни. Мероприятия по профилактике.
Тема 8. Понятие о хирургических болезнях.
Общие сведения о хирургии. Понятие об анестезиологии и анестезии. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном, операционном и послеоперационном периодах. Осложнения в послеоперационном периоде, профилактика. Особенности психики больных с хирургическими заболеваниями.
Понятие о ранах, о роли раневой инфекции, профилактических прививках. Оказание первой помощи. Понятие о десмургии.
Ожоги. Четыре степени ожога. Лечение.
Обморожения. Степени обморожения. Лечение, профилактика обморожений.
Повреждение головы. Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы, сдавление мозга. Диагностика, лечение, оказание первой помощи.
Понятие об ушибах, растяжениях, вывихах, переломах костей. Диагностика и лечение. Оказание первой помощи.
Признаки повреждения внутренних органов, диагностика и лечение, первая помощь.
Травмы таза и позвоночника, диагностика и лечение, оказание первой помощи. Профилактика травм таза и позвоночника.
Понятие о полостных операциях на брюшной полости: резекции желудка, холецистит, непроходимость кишечника, грыжа, аппендиците и др.
Понятие о гастростоме, колостоме, проктологических операциях, операциях на мочеполовых органах.
Понятие о реанимации и интенсивной терапии. Техника простейших реанимационных мероприятий: искусственная вентиляция легких, массаж сердца.
Тема 9. Понятие о нервно-психических болезнях.
Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Центральная и периферическая нервная система.
Понятие о нарушениях мозгового кровообращения. Диагностика и лечение. Профилактика. Оказание первой помощи.
Понятие о радикулитах. Диагностика и лечение, профилактика.
Понятие об опухолях головного и спинного мозга. Диагностика и лечение.
Понятие о менингите, энцефалите, полиомиелите. Диагностика и лечение. Профилактика.
Понятие о психических расстройствах: нарушения сознания, эпилептический припадок, нарушения памяти, мышления, поведения и др. Диагностика и лечение. Оказание первой помощи.
Тема 10. Понятие о заболеваниях органов зрения и ЛОР-органов.
Анатомо-физиологическая характеристика глаза. Достижения медицины в офтальмогии.
Понятие о нарушениях рефракции. Диагностика и лечение. Профилактика близорукости.
Понятие о воспалительных заболеваниях глаза и его придатков: конъюктивите: ячмени, иридоциклите. Диагностика, лечение и профилактика.
Понятие о глаукоме и катаракте. Диагностика и лечение. Профилактика.
Глазной травматизм, профилактика.
Анатомо-физиологическая характеристика ЛОР-органов. Понятие об ангине, тонзелите, гайморите, отите, неврите слуховых нервов. Диагностика и лечение. Профилактика.
Тема 11. Понятие о кожно-венерических болезнях.
Понятие о кожных заболеваниях: гнойничковых (фурункулез, пиодермия и др.), педикулезе, чесотке, грибковых заболеваниях, экземах, дерматитах. Диагностика и лечение. Профилактика.
Понятие о венерических заболеваниях: трихомонозе, гонорее, сифилисе. Диагностика и лечение. Профилактика
Тема 12. Анатомо-физиологические особенности детского возраста и заболевания детского возраста.
Законодательство России об охране материнства и детства. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Периоды развития детского возраста.
Личная гигиена персонала при работе с детьми. Санитарно-гигиенический режим в детских учреждениях.
Особенности ухода за кожей, волосами, ушами, глазами. Приготовление и применение гигиенической ванны. Умывание, подмывание, пеленание детей, профилактика опрелостей. Одежда ребенка. Понятие о режиме питания, кормления ребенка.
Понятие о заболеваниях детского возраста: рахите, диспепсии, инфекционных болезнях (корь, коклюш, скарлатина, эпидемический паротит, ветрянка), глистовых инвазиях (аскаридоз, энтеробиоз и др.).
Понятие о родовой травме, врожденных и наследственных заболеваниях. Диагностика и лечение. Профилактика.
Тема 13. Общий уход за больными.
Устройство приемного отделения в стационарных и полустационарных реабилитационных учреждениях. Основная документация на больного или инвалида в этих учреждениях.
Прием больного. Санитарная обработка, гигиеническая ванная. Пользование термометрами: для измерения температуры тела, водяными термометрами. Противопоказания к применению ванны. Обмывание и обтирание больного. Гигиенический душ. Транспортировка больных.
Уход за кожей, волосами, полостью рта, ушами, глазами, носом. Постель больного и смена белья. Применение функциональных кроватей для больных с различной патологией. Техника смены нательного и постельного белья. Сроки и способы смены белья. Хранение и порядок выдачи белья и одежды. Пользование подголовником и прикроватным столиком. Положение больного при различных заболеваниях. Предупреждение образования пролежней и уход при них. Пользование подкладным кругом и другими противопролежневыми приспособлениями.
Техника постановки очистительных и питательных клизм, газоотводной трубки. Показания и противопоказания.
Понятие о подаче судна больным, находящимся на постельном режиме.
Правила обработки рук и предметов ухода за больными.
Теплорегуляция. Понятие о лихорадке и виды лихорадки.
Меры воздействия на кровообращение. Основы водолечения. Отвлекающие средства. Компрессы и припарки. Применение сухого тепла и холода. Грелка. Пузырь для льда. Применение горчичников. Банки. Техника процедур. Осложнения. Подача кислорода.
Инъекции. Типы шприцов и их устройство. Иглы для шприцов. Хранение шприцов и игл. Стерилизация инструментов. Сборка шприца и его наполнение. Техника внутримышечных инъекций (на фантоме). Осложнения.
Наблюдение и уход за больными в бессознательном состоянии.
Тема 14. Уход и помощь больным с терапевтическими заболеваниями.
Особенности ухода за больными с терапевтическими заболеваниями: положение больных в постели, особенности смены нательного и постельного белья при различных терапевтических заболеваниях. Кормление тяжелобольных.
Сбор мокрот для исследований и в профилактических целях. Различные виды плевательниц, способы их обеззараживания. Оксигенотерапия: кислородная подушка, наполнение, пользование, увлажнение кислорода.
Техника постановки различных видов клизм, подготовка к эндоскопическому и рентгеноскопическому исследованию. Постановка газоотводной трубки. Сбор анализов мочи.
Приготовление компрессов, применение грелки, пузыря со льдом, постановка банок, горчичников.
Определение температуры тела, пульса, дыхания, артериального давления и их оценка.
Приготовление дезинфицирующих растворов.
Техника инъекций.
Помощь больным при проведении гигиенических процедур: умывании, чистке зубов, подмывании, стрижке ногтей, мытье ног, мытье тела.
Помощь в приготовлении и приеме пищи: тепловая обработка, измельчение пищи, пользование поильником, специальными столовыми приборами и посудой. Гигиеническая обработка посуды и столовых приборов.
Особенности транспортировки больных.
Оказание помощи в проведении санитарно-гигиенической обработки помещений, где находится больной.
Проведение санитарно-просветительной работы с больными о здоровом образе жизни, безопасности жизни, санитарии и гигиене.
Тема 15. Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями.
Уход за больными с ушибами, растяжениями, вывихами, переломами. Участие в наложении шин, в приготовлении гипсовых бинтов, гипсовой лангеты, участие в наложении гипсовой повязки. Уход за больными, находящимися на скелетном вытяжении, в гипсовой повязке. Транспортировка больных с травмами опорно-двигательного аппарата.
Особенности ухода за больными с ожогами в зависимости от степени ожога, и с обморожениями.
Уход за больными с черепно-мозговыми травмами. Применение и наложение пузыря со льдом.
Уход за больными при переломах ключиц, ребер, таза.
Особенности ухода за больными с травмами позвоночника без повреждения и с повреждением спинного мозга. Недержание мочи и кала. Моче- и калоприемники. Гигиеническая обработка больного и предметов ухода за ним.
Особенности ухода за больными после операций на грудной и брюшной полости.
Техника помощи больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата в проведении гигиенических процедур, приготовлении и приеме пищи, уборке помещений, перемещения больных и инвалидов в кровати, кресле-коляске, каталке.
Обучение больных и инвалидов пользованию простыми опорными средствами (трости, костыли, ходунки и др.).
Тема 16. Уход, помощь и надзор за больными с нервно-психическими заболеваниями.
Уход за больными с нарушениями мозгового кровообращения: в остром периоде при нарушении сознания, в подостром периоде, в периоде выздоровления. Предупреждение пролежней, обработка кожи и уход за ней.
Особенности ухода за больными с расстройствами чувствительности, применение грелки у этих больных.
Уход за больными с болевым синдромом.
Особенности ухода за больными с параличами и порезами: смена постельного белья и одежды, перекладывание, кормление, проведение гигиенических процедур, транспортировка, участие в мероприятиях реабилитационной направленности: лечебная физкультура - разработка активных и пассивных движений, навыков сидения, стояния и ходьбы, пользования простыми вспомогательными средствами для опоры и передвижения; массаж; логопедические занятия и т.д.
Особенности ухода и надзора за больными с психическими расстройствами. Средства и приемы, купирующие возбуждение больных. Защитные средства.
Помощь больным с неврологическими расстройствами в проведении гигиенических процедур, приготовлении и принятии пищи и т.д.
Развитие навыков и оказание помощи психическим больным в проведении элементарных бытовых приемов, пользовании бытовыми приспособлениями и др.
Тема 17. Уход и помощь больным с сенсорными нарушениями (слабовидящими, незрячими, тугоухими и глухими больными).
Особенности специализированного ухода за ЛОР больными: техника накладывания компресса на ухо, закапывания капель в ухо, нос. Помощь, развитие навыков самообслуживания и ориентации тугоухим и глухим.
Особенности специализированного ухода за больными с болезнями глаз: закапывание капель в глаза, накладывание повязок на глаза. Помощь, развитие навыков самообслуживания и ориентации у слабовидящих и слепых.
Тема 18. Особенности ухода и помощи, больным детям и детям-инвалидам.
Уход за больными детьми при заболеваниях, сопровождающихся лихорадочным состоянием, расстройствами пищеварения, рахите, диспепсии и др. Особенности кормления детей при различных заболеваниях в разных возрастных периодах.
Уход за детьми с поражениями опорно-двигательного аппарата: проведение санитарно-гигиенических процедур, кормление, одевание, транспортировки. Развитие навыков самообслуживания в зависимости от возраста и тяжести состояния больного ребенка или ребенка-инвалида.
Уход и помощь детям с задержкой психического развития и речи. Развитие навыков самообслуживания у детей с психоречевыми нарушениями. Обучение играм, танцам, физическим упражнениям.
Защитные средства для детей. Особенности надзора.
Тема 19. Понятие о вспомогательно-технических средствах реабилитации больных и инвалидов.
Понятие о протезно-ортопедических изделиях: протезах и приспособлениях к ним, ортезах (аппаратах, туторах и др.), ортопедической обуви, корсетно-бандажных изделиях. Обучение пользованию ими.
Понятие о средствах передвижения для инвалидов: простых (трости, костыли, ходунки, ходилки и др.) вспомогательных средствах, кресло-колясках, авто-мототранспорте, подъемных устройствах и приспособлениях, особенности пользования ими.
Вспомогательные средства для самообслуживания бытового назначения для инвалидов с двигательными и сенсорными нарушениями. Обучение пользованию ими.
Специальные вспомогательные средства информационного назначения для незрячих и глухих.
Технические средства, применяемые при обучении и трудовой деятельности инвалидов с различными нарушениями (двигательными и сенсорными, интеллектуальными).
Вспомогательные технические средства для ухода за больными и инвалидами индивидуального и массового назначения.
Адаптация среды жизнедеятельности возможностям инвалида (архитектурно-планировочные устройства жилища инвалида, среды его обитания).
Поделитесь с Вашими друзьями: |