Рабочая программа «Основы социальной медицины»



Дата28.04.2016
Размер99 Kb.
ТипРабочая программа
Комитет администрации Алтайского края по образованию

КГОУ СПО «Алтайский колледж информационных

технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы социальной медицины»

2005 г.

Одобрена предметной комиссией социально-правовых дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к обязательному уровню подготовки выпускника



Протокол № _________
от «___» ______________ 2005 г.

Председатель:



Зам. директора

по учебной работе


____________ Н.Г. Заикина

Автор: Кочнев В.Н.



Рабочий тематический план


тем

Разделы и темы

Часы

1

Основы анатомии и физиологии человека.

4

2

Понятие о здоровье и болезни.

2

3

История медицины, организация здравоохранения в России.

4

4

Основы гигиены, микробиологии и эпидемиологии.

4

5

Основы медицинской психологии, этики, деонтологии.

4

6

Основы фармакологии.

2

7

Понятие о внутренних болезнях.

4

8

Понятие и хирургических болезнях.

4

9

Понятие о нервно-психических болезнях.

2

10

Понятие о заболеваниях органов зрения и ЛОР-органов.

2

11

Понятие о кожно-венерических болезнях.

2

12

Анатомо-физиологические особенности детского возраста и заболевания детского возраста.

4

13

Общий уход за больными.

4

14

Уход и помощь больным с терапевтическими заболеваниями.

4

15

Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями.

4

16

Уход, помощь и надзор за больными с нервно-психическими заболеваниями.

2

17

Уход и помощь больным с сенсорными нарушениями (слабовидящими, незрячими, тугоухими и глухими больными).

2

18

Особенности ухода и помощи, больным детям и детям-инвалидам.

2

19

Понятие о вспомогательно-технических средствах реабилитации больных и инвалидов.

4




Итого:

60



Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека.

История изучения анатомии и физиологии человека. Строение человека. Костная система, строение скелета. Костно-мышечная система.

Внутренние органы: система кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделительная система, эндокринная система, репродуктивная система. Центральная и периферическая нервная система. Органы чувства. Физиология человека, основные физиологические процессы в организме Функции организма, организм и внешняя среда, обмен веществ, биологические реакции. Кровь и кроветворение.

Кроветворение, сердце и кровеносные сосуды, основные принципы гемодинамики.

Дыхание: обмен газов в легких и тканях, регуляция дыхания.

Пищеварение: в полости рта, желудка, кишечника.

Обмен веществ: белков, жиров, углеродов, минеральных солей и воды; витамины и их значение.

Функции почек. Функции желез внутренней секреции.

Понятие о нервно-мышечной передаче.

Физиология центральной нервной системы: функции нейронов, рефлекторная деятельность, свойства нервных центров.

Физиология рецепторов: болевых, температурных, тактильных, обонятельных и вкусовых, слуховых, зрительных. Высшая нервная деятельность.
Тема 2. Понятие о здоровье и болезни

Понятие о здоровье и болезни. Патология - наука, изучающая болезнь, ее сущность и закономерность развития. Общие представления о типовых патологических процессах и их исходах (гипоксия, шок, стресс, воспаление, лихорадка и др.). Роль социальной среды в развитии болезни.

Роль ЦНС в развитии болезни. Болезненный процесс и его периоды. Исходы болезни. Клинические проявления болезни. Современные понятия о симптоме и синдроме.

Инфекционные болезни. Обменно-дистрофические заболевания. Новообразования. Наследственные и генетически обусловленные заболевания.

Понятие о травме.

Понятие об анатомическом дефекте. Обеспечение безопасности жизни.


Тема 3. История медицины, организация здравоохранения в России.

История развития медицины по дисциплинам: терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, неврология и др. История медицины в России.

Организация медицинской помощи в России. Принципы работ больниц, поликлиник, диспансеров и других медицинских учреждений. Особенности планирования здравоохранения.

Понятие о страховой медицине.

Учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические больницы (городская, районная, участковая и др.), амбулаторно-поликлинические (поликлиника, амбулатория, здравпункт, фельдшерско-акушерский пункт и др.), скорой и неотложной медицинской помощи (больницы станций скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови); учреждения охраны материнства и детства - родильный дом, дом ребенка и др.; санаторно-курортные учреждения - санатории, санатории-профилактории, курортные поликлиники, грязелечебницы и др. Аптечные, судебно-медицинской экспертизы, санаторно-профилактические учреждения. Санаторно-эпидемиологические учреждения: санаторно-эпидамиологическая станция, дезинфекционная, противочумные и др. станции. Дома санаторного просвещения.
Тема 4. Основы гигиены, микробиологии и эпидемиологии.

Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Личная гигиена медицинского работника. Факторы внешней среды и их влияние на людей. Химический состав воздуха. Загрязнение воздуха и меры борьбы с ним. Гигиенические требования к местам общего пользования. Вода и здоровье людей. Гигиенические требования к качеству воды. Роль проветривания и влажной уборки в обеспечении чистоты помещения. Понятие о дезинфекции.

Гигиена питания. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Физиологические нормы питания. Режим питания. Лечебное питание. Пищевые отравления и их профилактика. Кормление тяжелого больного. Виды искусственного питания. Кормление из ложечки, поильника, через зонд, парентеральный способ введения питательных веществ.

Понятие о микробах и эпидемиологическом процессе. Пути распространения инфекций. Общие представления об иммунитете. Профилактическая вакцинация.

Понятие о работе СЭС, дезинфекция и дезинсекция. Виды дезинфекций. Методы дезинфекции.
Тема 5. Основы медицинской психологии, этики, деонтологии.

Предмет, методы и задачи медицинской психологии, этики, деонтологии. Общие принципы психологии. Общение с больными и инвалидами. Медицинский работник и больной. Роль характерологических свойств личности в обеспечении профессионального успеха. Особенности воспитания воли и характера. Психологические особенности общения больных и инвалидов в условиях пребывания в реабилитационных учреждениях и роль социального работника в создании психологического климата в учреждениях медико-социального обслуживания. Семья и инвалид. Психологические особенности семейно-бытовых отношений в семье инвалида, роль социального работника в создании благоприятного психологического климата.


Тема 6. Основы фармакологии.

История фармакологии, Предмет фармакологии. Связь фармакологии с другими медицинскими и биологическими науками.

Форма лекарственных веществ. Понятие о привыкании и пристрастии. Кумуляция. Токсические и побочные действия. Понятие о дозах.

Понятие о ядовитых и сильнодействующих веществах и правила их хранения.

Наркомания. Социально-психологический аспект борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Тема 7. Понятие о внутренних болезнях.

Заболевания органов дыхания.

Анатомо-физиологические характеристики органов дыхания.

Понятие о нарушениях функции системы дыхания - одышка, удушье, кашель. Понятие о бронхите, бронхиальной астме, пневмонии, абсцессе легкого, туберкулезе легкого, их диагностика и лечение. Первая помощь во время приступов при заболеваниях органов дыхания. Психические нарушения при бронхиальной астме. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Анатомо-физиологические характеристики. Понятие о нарушениях функций сердечно- сосудистой системы - одышка, отеки, боли в сердце.

Понятие об инфаркте миокарде, ревматизме, пороках сердца, гипертонической болезни, острой сосудистой недостаточности - обмороке, коллапсе и первой помощи при них. Диагностика и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Особенности психики при инфаркте миокарда и гипертонической болезни. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Анатомо-физиологические характеристики желудка. Понятие о заболеваниях желудка: гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, их проявления (боль, отрыжка, изжога, тошнота, рвота). Диагностика и лечение. Желудочные кровотечения - первая помощь.

Техника промывания желудка.

Анатомо-физиологические характеристики кишечника. Понятие о нарушении функции кишечника (диспептические явления, энтерит, колит). Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Заболевания печени и желчных путей. Анатомо-физиологическая характеристика печени и желчных путей. Понятие о гепатите, холецистите, желчнокаменной болезни. Диагностика и лечение, оказание первой помощи.

Особенности психики у больных, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Профилактика болезней печени и желчных путей.

Заболевания почек и мочевыводящих путей. Анатомо-физиологическая характеристика почек и мочевыводящих путей. Понятие о нефрите, уремии, почечнокаменной болезни. Диагностика и лечение. Первая помощь. Профилактика этих заболеваний.

Сахарный диабет. Анатомо-физиологическая характеристика поджелудочной железы. Понятие о сахарном диабете. Диагностика и лечение. Помощь при гипогликемической, гипергликемической коме. Профилактика сахарного диабета.

Лучевая болезнь. Понятие о лучевой болезни. Мероприятия по профилактике.

Тема 8. Понятие о хирургических болезнях.

Общие сведения о хирургии. Понятие об анестезиологии и анестезии. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном, операционном и послеоперационном периодах. Осложнения в послеоперационном периоде, профилактика. Особенности психики больных с хирургическими заболеваниями.

Понятие о ранах, о роли раневой инфекции, профилактических прививках. Оказание первой помощи. Понятие о десмургии.

Ожоги. Четыре степени ожога. Лечение.

Обморожения. Степени обморожения. Лечение, профилактика обморожений.

Повреждение головы. Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы, сдавление мозга. Диагностика, лечение, оказание первой помощи.

Понятие об ушибах, растяжениях, вывихах, переломах костей. Диагностика и лечение. Оказание первой помощи.

Признаки повреждения внутренних органов, диагностика и лечение, первая помощь.

Травмы таза и позвоночника, диагностика и лечение, оказание первой помощи. Профилактика травм таза и позвоночника.

Понятие о полостных операциях на брюшной полости: резекции желудка, холецистит, непроходимость кишечника, грыжа, аппендиците и др.

Понятие о гастростоме, колостоме, проктологических операциях, операциях на мочеполовых органах.

Понятие о реанимации и интенсивной терапии. Техника простейших реанимационных мероприятий: искусственная вентиляция легких, массаж сердца.


Тема 9. Понятие о нервно-психических болезнях.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Центральная и периферическая нервная система.

Понятие о нарушениях мозгового кровообращения. Диагностика и лечение. Профилактика. Оказание первой помощи.

Понятие о радикулитах. Диагностика и лечение, профилактика.

Понятие об опухолях головного и спинного мозга. Диагностика и лечение.

Понятие о менингите, энцефалите, полиомиелите. Диагностика и лечение. Профилактика.

Понятие о психических расстройствах: нарушения сознания, эпилептический припадок, нарушения памяти, мышления, поведения и др. Диагностика и лечение. Оказание первой помощи.
Тема 10. Понятие о заболеваниях органов зрения и ЛОР-органов.

Анатомо-физиологическая характеристика глаза. Достижения медицины в офтальмогии.

Понятие о нарушениях рефракции. Диагностика и лечение. Профилактика близорукости.

Понятие о воспалительных заболеваниях глаза и его придатков: конъюктивите: ячмени, иридоциклите. Диагностика, лечение и профилактика.

Понятие о глаукоме и катаракте. Диагностика и лечение. Профилактика.

Глазной травматизм, профилактика.

Анатомо-физиологическая характеристика ЛОР-органов. Понятие об ангине, тонзелите, гайморите, отите, неврите слуховых нервов. Диагностика и лечение. Профилактика.
Тема 11. Понятие о кожно-венерических болезнях.

Понятие о кожных заболеваниях: гнойничковых (фурункулез, пиодермия и др.), педикулезе, чесотке, грибковых заболеваниях, экземах, дерматитах. Диагностика и лечение. Профилактика.

Понятие о венерических заболеваниях: трихомонозе, гонорее, сифилисе. Диагностика и лечение. Профилактика
Тема 12. Анатомо-физиологические особенности детского возраста и заболевания детского возраста.

Законодательство России об охране материнства и детства. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Периоды развития детского возраста.

Личная гигиена персонала при работе с детьми. Санитарно-гигиенический режим в детских учреждениях.

Особенности ухода за кожей, волосами, ушами, глазами. Приготовление и применение гигиенической ванны. Умывание, подмывание, пеленание детей, профилактика опрелостей. Одежда ребенка. Понятие о режиме питания, кормления ребенка.

Понятие о заболеваниях детского возраста: рахите, диспепсии, инфекционных болезнях (корь, коклюш, скарлатина, эпидемический паротит, ветрянка), глистовых инвазиях (аскаридоз, энтеробиоз и др.).

Понятие о родовой травме, врожденных и наследственных заболеваниях. Диагностика и лечение. Профилактика.


Тема 13. Общий уход за больными.

Устройство приемного отделения в стационарных и полустационарных реабилитационных учреждениях. Основная документация на больного или инвалида в этих учреждениях.

Прием больного. Санитарная обработка, гигиеническая ванная. Пользование термометрами: для измерения температуры тела, водяными термометрами. Противопоказания к применению ванны. Обмывание и обтирание больного. Гигиенический душ. Транспортировка больных.

Уход за кожей, волосами, полостью рта, ушами, глазами, носом. Постель больного и смена белья. Применение функциональных кроватей для больных с различной патологией. Техника смены нательного и постельного белья. Сроки и способы смены белья. Хранение и порядок выдачи белья и одежды. Пользование подголовником и прикроватным столиком. Положение больного при различных заболеваниях. Предупреждение образования пролежней и уход при них. Пользование подкладным кругом и другими противопролежневыми приспособлениями.

Техника постановки очистительных и питательных клизм, газоотводной трубки. Показания и противопоказания.

Понятие о подаче судна больным, находящимся на постельном режиме.

Правила обработки рук и предметов ухода за больными.

Теплорегуляция. Понятие о лихорадке и виды лихорадки.

Меры воздействия на кровообращение. Основы водолечения. Отвлекающие средства. Компрессы и припарки. Применение сухого тепла и холода. Грелка. Пузырь для льда. Применение горчичников. Банки. Техника процедур. Осложнения. Подача кислорода.

Инъекции. Типы шприцов и их устройство. Иглы для шприцов. Хранение шприцов и игл. Стерилизация инструментов. Сборка шприца и его наполнение. Техника внутримышечных инъекций (на фантоме). Осложнения.

Наблюдение и уход за больными в бессознательном состоянии.
Тема 14. Уход и помощь больным с терапевтическими заболеваниями.

Особенности ухода за больными с терапевтическими заболеваниями: положение больных в постели, особенности смены нательного и постельного белья при различных терапевтических заболеваниях. Кормление тяжелобольных.

Сбор мокрот для исследований и в профилактических целях. Различные виды плевательниц, способы их обеззараживания. Оксигенотерапия: кислородная подушка, наполнение, пользование, увлажнение кислорода.

Техника постановки различных видов клизм, подготовка к эндоскопическому и рентгеноскопическому исследованию. Постановка газоотводной трубки. Сбор анализов мочи.

Приготовление компрессов, применение грелки, пузыря со льдом, постановка банок, горчичников.

Определение температуры тела, пульса, дыхания, артериального давления и их оценка.

Приготовление дезинфицирующих растворов.

Техника инъекций.

Помощь больным при проведении гигиенических процедур: умывании, чистке зубов, подмывании, стрижке ногтей, мытье ног, мытье тела.

Помощь в приготовлении и приеме пищи: тепловая обработка, измельчение пищи, пользование поильником, специальными столовыми приборами и посудой. Гигиеническая обработка посуды и столовых приборов.

Особенности транспортировки больных.

Оказание помощи в проведении санитарно-гигиенической обработки помещений, где находится больной.

Проведение санитарно-просветительной работы с больными о здоровом образе жизни, безопасности жизни, санитарии и гигиене.

Тема 15. Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями.

Уход за больными с ушибами, растяжениями, вывихами, переломами. Участие в наложении шин, в приготовлении гипсовых бинтов, гипсовой лангеты, участие в наложении гипсовой повязки. Уход за больными, находящимися на скелетном вытяжении, в гипсовой повязке. Транспортировка больных с травмами опорно-двигательного аппарата.

Особенности ухода за больными с ожогами в зависимости от степени ожога, и с обморожениями.

Уход за больными с черепно-мозговыми травмами. Применение и наложение пузыря со льдом.

Уход за больными при переломах ключиц, ребер, таза.

Особенности ухода за больными с травмами позвоночника без повреждения и с повреждением спинного мозга. Недержание мочи и кала. Моче- и калоприемники. Гигиеническая обработка больного и предметов ухода за ним.

Особенности ухода за больными после операций на грудной и брюшной полости.

Техника помощи больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата в проведении гигиенических процедур, приготовлении и приеме пищи, уборке помещений, перемещения больных и инвалидов в кровати, кресле-коляске, каталке.

Обучение больных и инвалидов пользованию простыми опорными средствами (трости, костыли, ходунки и др.).
Тема 16. Уход, помощь и надзор за больными с нервно-психическими заболеваниями.

Уход за больными с нарушениями мозгового кровообращения: в остром периоде при нарушении сознания, в подостром периоде, в периоде выздоровления. Предупреждение пролежней, обработка кожи и уход за ней.

Особенности ухода за больными с расстройствами чувствительности, применение грелки у этих больных.

Уход за больными с болевым синдромом.

Особенности ухода за больными с параличами и порезами: смена постельного белья и одежды, перекладывание, кормление, проведение гигиенических процедур, транспортировка, участие в мероприятиях реабилитационной направленности: лечебная физкультура - разработка активных и пассивных движений, навыков сидения, стояния и ходьбы, пользования простыми вспомогательными средствами для опоры и передвижения; массаж; логопедические занятия и т.д.

Особенности ухода и надзора за больными с психическими расстройствами. Средства и приемы, купирующие возбуждение больных. Защитные средства.

Помощь больным с неврологическими расстройствами в проведении гигиенических процедур, приготовлении и принятии пищи и т.д.

Развитие навыков и оказание помощи психическим больным в проведении элементарных бытовых приемов, пользовании бытовыми приспособлениями и др.


Тема 17. Уход и помощь больным с сенсорными нарушениями (слабовидящими, незрячими, тугоухими и глухими больными).

Особенности специализированного ухода за ЛОР больными: техника накладывания компресса на ухо, закапывания капель в ухо, нос. Помощь, развитие навыков самообслуживания и ориентации тугоухим и глухим.

Особенности специализированного ухода за больными с болезнями глаз: закапывание капель в глаза, накладывание повязок на глаза. Помощь, развитие навыков самообслуживания и ориентации у слабовидящих и слепых.

Тема 18. Особенности ухода и помощи, больным детям и детям-инвалидам.

Уход за больными детьми при заболеваниях, сопровождающихся лихорадочным состоянием, расстройствами пищеварения, рахите, диспепсии и др. Особенности кормления детей при различных заболеваниях в разных возрастных периодах.

Уход за детьми с поражениями опорно-двигательного аппарата: проведение санитарно-гигиенических процедур, кормление, одевание, транспортировки. Развитие навыков самообслуживания в зависимости от возраста и тяжести состояния больного ребенка или ребенка-инвалида.

Уход и помощь детям с задержкой психического развития и речи. Развитие навыков самообслуживания у детей с психоречевыми нарушениями. Обучение играм, танцам, физическим упражнениям.

Защитные средства для детей. Особенности надзора.
Тема 19. Понятие о вспомогательно-технических средствах реабилитации больных и инвалидов.

Понятие о протезно-ортопедических изделиях: протезах и приспособлениях к ним, ортезах (аппаратах, туторах и др.), ортопедической обуви, корсетно-бандажных изделиях. Обучение пользованию ими.

Понятие о средствах передвижения для инвалидов: простых (трости, костыли, ходунки, ходилки и др.) вспомогательных средствах, кресло-колясках, авто-мототранспорте, подъемных устройствах и приспособлениях, особенности пользования ими.

Вспомогательные средства для самообслуживания бытового назначения для инвалидов с двигательными и сенсорными нарушениями. Обучение пользованию ими.

Специальные вспомогательные средства информационного назначения для незрячих и глухих.

Технические средства, применяемые при обучении и трудовой деятельности инвалидов с различными нарушениями (двигательными и сенсорными, интеллектуальными).



Вспомогательные технические средства для ухода за больными и инвалидами индивидуального и массового назначения.

Адаптация среды жизнедеятельности возможностям инвалида (архитектурно-планировочные устройства жилища инвалида, среды его обитания).
Каталог: upload -> iblock -> cf4
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"
cf4 -> Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница