Министерство образования и науки
Российской Федерации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общественное здоровье и здравоохранение
для студентов, обучающихся
по специальностям
060101 (040100) –Лечебное дело и 060103 (040200) – Педиатрия
Москва – 2005г.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия
«УТВЕРЖДАЮ»
|
«ОДОБРЕНО»
|
«СОГЛАСОВАНО»
|
Директор Департамента государственной политики в образовании образования Минобрнауки России
_____________ И.И.Калина
|
Заместитель председателя УМО по медицинскому и фармацевтическо-му образованию вузов России, Первый проректор ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова
__________________ И.Н.Денисов
|
Директор Департамента фар-мацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России
____________ Н.Н. Володин
|
«___»_____________2006г.
|
«_____»__________________2006г.
|
«_____»______________2006.
|
Примерная программа дисциплины
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
для студентов, обучающихся
по специальностям
060101 (040100) – Лечебное дело, 060103 (040200) – Педиатрия
Москва – 2005г
Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (0402100) - Лечебное дело и 060103 (040200) - Педиатрия сотрудниками кафедр общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО РГМУ и ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова академиком РАМН, профессором Ю.П. Лисицыным, заслуженным деятелем науки, чл.-корр. РАМН, профессором Кучеренко В.З., чл.-корр. РАМН, профессором Н.В. Полуниной, профессорами: Е.И. Нестеренко, О.А. Манеровой, В.С. Полуниным, доцентами: Н.М. Ашаниной, Г.К. Краевой, М.А. Кубраковым, В.Г. Петуховым. В разработке программы приняли участие и предоставили необходимые материалы коллективы кафедр общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета (зав. кафедрой профессор Г.А. Комаров), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.П. Павлова (зав. кафедрой профессор Н.И. Вишняков, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.А. Миняев), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.И. Мечникова (зав. кафедрой Заслуженный деятель науки, профессор В.С. Лучкевич), Санкт-Петербургской педиатрической академии (зав. кафедрой профессор В.К. Юрьев), сотрудники ГОУ «Всероссийский учебно-научно-методический Центр Министерства здравоохранения и социального развития России» (П.А. Душенков, профессор В.О. Флек),
Рецензенты:
Зав. кафедрой Общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Российского Университета Дружбы народов, профессор Д.И. Кича
Зав. кафедрой медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования, профессор В.В.Кудрина
Пояснительная записка
Состояние здоровья населения в конце ХХ и начале ХХI веков на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997г.) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров.
Врачи ХХI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствованию существующих и внедрению новых организационно-клинических технологий.
Сложившаяся реальность требует пересмотра учебных программ в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия, определения специфики и места учебной дисциплины по обозначенным проблемам, оптимизации форм и методов преподавания предмета, подготовки научно-педагогических кадров, организации и проведения научно-исследовательской работы.
Общественное здоровье и здравоохранение, как наука и соответственно учебная дисциплина, отражает закономерности общественного здоровья и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью.
Цель дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения по вопросам:
-
общественное здоровье и факторы его определяющие;
-
системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения;
-
организационно-медицинские технологии;
-
управления и экономике здравоохранения;
-
тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.
Задачами обучения является изучение и анализ показателей, характеризующих состояния здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения, мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, теоретических основ здравоохранения, внедрения новых экономических и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения.
В программе усилено внимание к преподаванию таких разделов, как здоровье и образ жизни отдельных групп населения, охрана материнства и детства, страхование здоровья и экономика здравоохранения.
Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания не только с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами (история медицины, медицинское право, экономика и политология, физика и информатика, медицинская информатика и др.), но и с гигиеническими и клиническими дисциплинами.
По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» будущие врачи студенты должны знать:
1.Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:
1.1.методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;
1.2.методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;
2.Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению:
2.1.системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.):
2.2.методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;
2.3.вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности);
2.4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах.
3. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.
По завершении обучения студенты должны овладеть следующими умениями:
-
вычислять и оценивать основные виды статистических величин (относительных и средних, их ошибок), коэффициенты корреляции и стандартизации;
-
оценивать достоверность средних и относительных величин, разности средних величин и показателей, коэффициентов корреляции;
-
составлять план и программу медико-статистических исследований, определять репрезентативный объем выборочной совокупности;
-
овладеть методиками расчета и оценки показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;
-
оформлять медицинскую документацию, в том числе листы нетрудоспособности;
-
использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
-
использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.
Закрепление полученных студентами знаний и приобретенных умений осуществляется при проведении медико-социального обследования различных групп семей. Подбор обследуемых семей производится студентами по определенным критериям, заранее предлагаемым преподавателем группы (семьи с детьми, студенческие семьи, семьи, имеющие хронического больного и др.). В процессе медико-социального обследования изучается состояние здоровья членов семьи, осуществляется сбор социального анамнеза, дается оценка различным видам активности семьи и состояния здоровья каждого члена семьи, выявляются факторы, формирующие здоровье семьи. Выполненная студентами научно-исследовательская работа оформляется письменно в виде отчета по разработанной преподавателями кафедры форме. Подготовленные студентами отчеты о проведенном медико-социальном обследовании семьи выносятся на обсуждение студентов группы на одном из практических занятий.
Для реализации перечисленных выше цели и задач обучения при освоении студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» предусмотрено изучение 3-х разделов, каждый из которых подразделяется на самостоятельные подразделы.
Первый раздел «Теоретические и организационные основы здравоохранения» включают в себя изучение системы здравоохранения, организационных принципов и правовых основ отечественного здравоохранения, информационного обеспечение и компьютеризация отрасли, социальных гарантий населению, общих теорий и концепций здравоохранения и медицины, научных основ и технологии управления здравоохранением, медицинской этики и деонтологии.
Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль гигиенического воспитания населения в сохранении и укреплении здоровья.
В третий раздел «Управление, организация и функционирование системы здравоохранения» вошли такие подразделы, как организация первичной медико-санитарной и санаторно-курортной помощи различным группам населения, организация санитарно-эпидемиологической службы, организация медико-социальной помощи группам социального риска, лекарственное и инструментальное обеспечение медицинских учреждений.
Большое внимание при освоении дисциплины уделяется самостоятельной работе студентов, заключающейся в подготовке рефератов по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, которые рассматриваются как курсовые работы. Выбор темы реферата студенты осуществляют самостоятельно в зависимости от их интереса к той или иной актуальной проблеме здоровья населения или здравоохранения. Темы рефератов, предлагаемые студентам, подготовлены профессорско-преподавательским составом кафедры и ежегодно пересматриваются и обновляются. С реферативными сообщениями студенты выступают на практических занятиях и студенческих конференциях. Все студенты готовят конспект лекции по любой теме, связанной с санитарно-просветительной работой с населением. Лекции читаются населению в период прохождения летней врачебной производственной практики.
Преподавание на педиатрическом факультете предполагает акцентирование внимания на вопросах охраны материнства, младенчества и детства, деятельности детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения.
Большой объем информации по рассматриваемому предмету, необходимость приобретения практических умений в организации работы врача не зависимо от будущей специальности и малое количество учебного времени, выделенного для изучения общественного здоровья и здравоохранения на лечебном и педиатрическом факультетах, требует обязательного выполнения студентами при прохождении производственной практики специально разработанных кафедрой заданий. Эти задания должны учитывать региональные особенности здоровья населения и состояния здравоохранения.
Обязательная учебно-образовательная программа дополнена специальными элективные курсами: «Менеджмент и организация работы врача в условиях реформирования здравоохранения», «Статистика в деятельности врача и научного работника», «Современные проблемы управления здравоохранением», «Менеджмент и инновационные процессы в медицине».
Ректораты вузов при необходимости и с учетом местных условий, а так же возможностей, заложенных в региональном компоненте, имеют право на основании решений Ученых Советов вносить коррективы и дополнения в последовательность преподавания по семестрам, распределение и увеличение количества учебных часов, регламент проведения зачетов и экзамена по «Общественному здоровью и здравоохранению», но строго без уменьшения обязательного объема часов. Возможности обучения по дисциплине могут быть расширены также за счет проведения внеаудиторных занятий на специальных элективных курсах и в студенческих научных кружках.
В соответствии с утвержденными Министерством образования РФ 10 марта 2000 г. учебными планами установлена следующая трудоемкость дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальностям 060101 (040200) – Лечебное дело и 060103 (040100) – Педиатрия:
п/№
|
Виды учебной работы
|
всего часов
|
семестр
| -
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
130
|
| -
|
Аудиторные занятия
|
87
|
|
|
из них:
|
17
|
VIII
|
|
|
19
|
IX
|
|
|
51
|
XII
|
|
лекции
|
24
|
|
|
|
6
|
VIII
|
|
|
8
|
IX
|
|
|
10
|
XII
|
|
практические занятия
|
63
|
|
|
|
11
|
VIII
|
|
|
11
|
IX
|
|
|
41
|
XII
| -
|
Самостоятельная работа
|
43
|
| -
|
Вид итогового контроля:
|
|
|
|
курсовой экзамен
|
|
IX
|
|
итоговый государственный экзамен
|
|
XI
|
С учетом накопленного опыта рядом медицинских вузов рекомендуется на перспективу следующий вариант оптимальной модели преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»:
п/№
|
Виды учебной работы
|
всего часов
|
семестр
|
1.
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
196
|
|
2.
|
Аудиторные занятия
|
125
|
|
|
из них:
|
64
|
VIII
|
|
|
42
|
IX
|
|
|
19
|
XII
|
|
лекции
|
34
|
|
|
|
20
|
VIII
|
|
|
14
|
IX
|
|
практические занятия
|
91
|
|
|
|
44
|
VIII
|
|
|
28
|
IX
|
|
|
19
|
XII
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
71
|
|
4.
|
Вид итогового контроля:
|
|
|
|
курсовой экзамен
|
|
IX
|
|
итоговый государственный экзамен
|
|
XI
|
В конце учебного года подводятся итоги по всем аспектам подготовки, включающим результаты контрольных работ по перечисленным выше разделам, итоговые выступления по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, зачет, курсовой экзамен. После изучения вопросов экономики и управления в здравоохранении студенты сдают итоговый государственный экзамен по общественному здоровью и здравоохранению, который включает тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и собеседование.
К общему количеству учебных часов, выделенных для преподавания дисциплины, рекомендуется добавлять часы, отведенные для чтения лекций и проведения практических занятий по основам менеджмента и экономики здравоохранения (см. раздел 7 программы). Лекции по дисциплине читаются либо по фронтальному, либо по цикловому расписанию. Практические занятия традиционно проводятся в виде аудиторных и самостоятельных внеаудиторных занятий. В процессе прохождения практического курса осуществляется тестовый контроль знаний, решаются ситуационные задачи, выполняются курсовые задания по анализу и оценке состояния здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения.
При чтении лекций и проведении практических занятий в воспитательной и патриотической целях рекомендуется освещать вопросы истории здравоохранения, роли отечественных ученых, в том числе, ученых обучающих кафедр, отражать вклад сотрудников медицинских вузов в развитие медицинской науки и педиатрического образования.
Примерный перечень тем лекций и практических занятий для студентов лечебного и педиатрического факультета.
I. Лекции:
1.Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины. Политика государства в области охраны здоровья населения.
2. Медико-социальные аспекты демографии.
3. Заболеваемость: состояние и основные тенденции.
4. Медико-социальные аспекты важнейших неинфекционных болезней. Факторы риска, эпидемиология и профилактика неинфекционных болезней.
5.Инвалидность и реабилитация как медико-социальная проблема.
6.Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.
7.Системы здравоохранения и основные направления реформ здравоохранения в различных странах.
8. Современные проблемы качества медицинской помощи.
9. Проблемы социального и медицинского страхования.
10. Вопросы этики и деонтологии в медицине и здравоохранении.
II. Практические занятия:
1.Организация изучения здоровья населения.
2.Этапы статистического исследования.
3.Относительные величины. Графические изображения.
4.Методики вычисления и анализа демографических показателей.
5.Методы изучения заболеваемости.
6.Стандартизация.
7.Средние величины. Применение средних величин для оценки состояния здоровья населения.
8.Оценка достоверности результатов исследования.
9.Корреляция.
10.ПМСП. Роль поликлиники в системе ПМСП.
11.Анализ деятельности ЛПУ (объединенная городская больница).
12.Охрана материнства и детства. Анализ деятельности женской консультации, родильного дома и детской поликлиники.
13.Экспертиза временной нетрудоспособности.
14.Система медицинского страхования.
15.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
16.Экономика, финансирование и планирование здравоохранения.
17.Санитарно-эпидемиологическая служба РФ.
18.Медико-социальные аспекты ЗОЖ. Гигиеническое обучение и воспитание населения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |