Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям



страница1/3
Дата23.04.2016
Размер0.95 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3


Министерство образования и науки

Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общественное здоровье и здравоохранение

для студентов, обучающихся

по специальностям

060101 (040100) –Лечебное дело и 060103 (040200) – Педиатрия

Москва – 2005г.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия

«УТВЕРЖДАЮ»

«ОДОБРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

Директор Департамента государственной политики в образовании образования Минобрнауки России

_____________ И.И.Калина



Заместитель председателя УМО по медицинскому и фармацевтическо-му образованию вузов России, Первый проректор ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова

__________________ И.Н.Денисов



Директор Департамента фар-мацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России

____________ Н.Н. Володин



«___»_____________2006г.

«_____»__________________2006г.

«_____»______________2006.

Примерная программа дисциплины

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ



для студентов, обучающихся

по специальностям

060101 (040100) – Лечебное дело, 060103 (040200) – Педиатрия

Москва – 2005г


Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (0402100) - Лечебное дело и 060103 (040200) - Педиатрия сотрудниками кафедр общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО РГМУ и ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова академиком РАМН, профессором Ю.П. Лисицыным, заслуженным деятелем науки, чл.-корр. РАМН, профессором Кучеренко В.З., чл.-корр. РАМН, профессором Н.В. Полуниной, профессорами: Е.И. Нестеренко, О.А. Манеровой, В.С. Полуниным, доцентами: Н.М. Ашаниной, Г.К. Краевой, М.А. Кубраковым, В.Г. Петуховым.

В разработке программы приняли участие и предоставили необходимые материалы коллективы кафедр общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета (зав. кафедрой профессор Г.А. Комаров), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.П. Павлова (зав. кафедрой профессор Н.И. Вишняков, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.А. Миняев), Санкт-Петербургского медицинского университета им. И.И. Мечникова (зав. кафедрой Заслуженный деятель науки, профессор В.С. Лучкевич), Санкт-Петербургской педиатрической академии (зав. кафедрой профессор В.К. Юрьев), сотрудники ГОУ «Всероссийский учебно-научно-методический Центр Министерства здравоохранения и социального развития России» (П.А. Душенков, профессор В.О. Флек),

Рецензенты:

Зав. кафедрой Общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Российского Университета Дружбы народов, профессор Д.И. Кича

Зав. кафедрой медицинской статистики и информатики Российской медицинской академии последипломного образования, профессор В.В.Кудрина


Пояснительная записка

Состояние здоровья населения в конце ХХ и начале ХХI веков на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997г.) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров.

Врачи ХХI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствованию существующих и внедрению новых организационно-клинических технологий.

Сложившаяся реальность требует пересмотра учебных программ в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия, определения специфики и места учебной дисциплины по обозначенным проблемам, оптимизации форм и методов преподавания предмета, подготовки научно-педагогических кадров, организации и проведения научно-исследовательской работы.

Общественное здоровье и здравоохранение, как наука и соответственно учебная дисциплина, отражает закономерности общественного здоровья и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью.

Цель дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения по вопросам:


  • общественное здоровье и факторы его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения;

  • организационно-медицинские технологии;

  • управления и экономике здравоохранения;

  • тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.

Задачами обучения является изучение и анализ показателей, характеризующих состояния здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения, мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, теоретических основ здравоохранения, внедрения новых экономических и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения.

В программе усилено внимание к преподаванию таких разделов, как здоровье и образ жизни отдельных групп населения, охрана материнства и детства, страхование здоровья и экономика здравоохранения.

Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания не только с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами (история медицины, медицинское право, экономика и политология, физика и информатика, медицинская информатика и др.), но и с гигиеническими и клиническими дисциплинами.

По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» будущие врачи студенты должны знать:

1.Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:

1.1.методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

1.2.методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

2.Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению:

2.1.системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.):

2.2.методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

2.3.вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности);

2.4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах.

3. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.

По завершении обучения студенты должны овладеть следующими умениями:



  • вычислять и оценивать основные виды статистических величин (относительных и средних, их ошибок), коэффициенты корреляции и стандартизации;

  • оценивать достоверность средних и относительных величин, разности средних величин и показателей, коэффициентов корреляции;

  • составлять план и программу медико-статистических исследований, определять репрезентативный объем выборочной совокупности;

  • овладеть методиками расчета и оценки показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

  • оформлять медицинскую документацию, в том числе листы нетрудоспособности;

  • использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.

Закрепление полученных студентами знаний и приобретенных умений осуществляется при проведении медико-социального обследования различных групп семей. Подбор обследуемых семей производится студентами по определенным критериям, заранее предлагаемым преподавателем группы (семьи с детьми, студенческие семьи, семьи, имеющие хронического больного и др.). В процессе медико-социального обследования изучается состояние здоровья членов семьи, осуществляется сбор социального анамнеза, дается оценка различным видам активности семьи и состояния здоровья каждого члена семьи, выявляются факторы, формирующие здоровье семьи. Выполненная студентами научно-исследовательская работа оформляется письменно в виде отчета по разработанной преподавателями кафедры форме. Подготовленные студентами отчеты о проведенном медико-социальном обследовании семьи выносятся на обсуждение студентов группы на одном из практических занятий.

Для реализации перечисленных выше цели и задач обучения при освоении студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» предусмотрено изучение 3-х разделов, каждый из которых подразделяется на самостоятельные подразделы.

Первый раздел «Теоретические и организационные основы здравоохранения» включают в себя изучение системы здравоохранения, организационных принципов и правовых основ отечественного здравоохранения, информационного обеспечение и компьютеризация отрасли, социальных гарантий населению, общих теорий и концепций здравоохранения и медицины, научных основ и технологии управления здравоохранением, медицинской этики и деонтологии.

Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль гигиенического воспитания населения в сохранении и укреплении здоровья.

В третий раздел «Управление, организация и функционирование системы здравоохранения» вошли такие подразделы, как организация первичной медико-санитарной и санаторно-курортной помощи различным группам населения, организация санитарно-эпидемиологической службы, организация медико-социальной помощи группам социального риска, лекарственное и инструментальное обеспечение медицинских учреждений.

Большое внимание при освоении дисциплины уделяется самостоятельной работе студентов, заключающейся в подготовке рефератов по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, которые рассматриваются как курсовые работы. Выбор темы реферата студенты осуществляют самостоятельно в зависимости от их интереса к той или иной актуальной проблеме здоровья населения или здравоохранения. Темы рефератов, предлагаемые студентам, подготовлены профессорско-преподавательским составом кафедры и ежегодно пересматриваются и обновляются. С реферативными сообщениями студенты выступают на практических занятиях и студенческих конференциях. Все студенты готовят конспект лекции по любой теме, связанной с санитарно-просветительной работой с населением. Лекции читаются населению в период прохождения летней врачебной производственной практики.

Преподавание на педиатрическом факультете предполагает акцентирование внимания на вопросах охраны материнства, младенчества и детства, деятельности детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения.

Большой объем информации по рассматриваемому предмету, необходимость приобретения практических умений в организации работы врача не зависимо от будущей специальности и малое количество учебного времени, выделенного для изучения общественного здоровья и здравоохранения на лечебном и педиатрическом факультетах, требует обязательного выполнения студентами при прохождении производственной практики специально разработанных кафедрой заданий. Эти задания должны учитывать региональные особенности здоровья населения и состояния здравоохранения.

Обязательная учебно-образовательная программа дополнена специальными элективные курсами: «Менеджмент и организация работы врача в условиях реформирования здравоохранения», «Статистика в деятельности врача и научного работника», «Современные проблемы управления здравоохранением», «Менеджмент и инновационные процессы в медицине».

Ректораты вузов при необходимости и с учетом местных условий, а так же возможностей, заложенных в региональном компоненте, имеют право на основании решений Ученых Советов вносить коррективы и дополнения в последовательность преподавания по семестрам, распределение и увеличение количества учебных часов, регламент проведения зачетов и экзамена по «Общественному здоровью и здравоохранению», но строго без уменьшения обязательного объема часов. Возможности обучения по дисциплине могут быть расширены также за счет проведения внеаудиторных занятий на специальных элективных курсах и в студенческих научных кружках.



В соответствии с утвержденными Министерством образования РФ 10 марта 2000 г. учебными планами установлена следующая трудоемкость дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальностям 060101 (040200) – Лечебное дело и 060103 (040100) – Педиатрия:

п/№

Виды учебной работы

всего часов

семестр



Общая трудоемкость дисциплины

130






Аудиторные занятия

87







из них:

17

VIII







19

IX







51

XII




лекции

24










6

VIII







8

IX







10

XII




практические занятия

63










11

VIII







11

IX







41

XII



Самостоятельная работа

43






Вид итогового контроля:










курсовой экзамен




IX




итоговый государственный экзамен




XI

С учетом накопленного опыта рядом медицинских вузов рекомендуется на перспективу следующий вариант оптимальной модели преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»:

п/№

Виды учебной работы

всего часов

семестр

1.

Общая трудоемкость дисциплины

196




2.

Аудиторные занятия

125







из них:

64

VIII







42

IX







19

XII




лекции

34










20

VIII







14

IX




практические занятия

91










44

VIII







28

IX







19

XII

3.

Самостоятельная работа

71




4.

Вид итогового контроля:










курсовой экзамен




IX




итоговый государственный экзамен




XI

В конце учебного года подводятся итоги по всем аспектам подготовки, включающим результаты контрольных работ по перечисленным выше разделам, итоговые выступления по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, зачет, курсовой экзамен. После изучения вопросов экономики и управления в здравоохранении студенты сдают итоговый государственный экзамен по общественному здоровью и здравоохранению, который включает тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и собеседование.

К общему количеству учебных часов, выделенных для преподавания дисциплины, рекомендуется добавлять часы, отведенные для чтения лекций и проведения практических занятий по основам менеджмента и экономики здравоохранения (см. раздел 7 программы). Лекции по дисциплине читаются либо по фронтальному, либо по цикловому расписанию. Практические занятия традиционно проводятся в виде аудиторных и самостоятельных внеаудиторных занятий. В процессе прохождения практического курса осуществляется тестовый контроль знаний, решаются ситуационные задачи, выполняются курсовые задания по анализу и оценке состояния здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения.

При чтении лекций и проведении практических занятий в воспитательной и патриотической целях рекомендуется освещать вопросы истории здравоохранения, роли отечественных ученых, в том числе, ученых обучающих кафедр, отражать вклад сотрудников медицинских вузов в развитие медицинской науки и педиатрического образования.

Примерный перечень тем лекций и практических занятий для студентов лечебного и педиатрического факультета.

I. Лекции:

1.Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины. Политика государства в области охраны здоровья населения.

2. Медико-социальные аспекты демографии.

3. Заболеваемость: состояние и основные тенденции.

4. Медико-социальные аспекты важнейших неинфекционных болезней. Факторы риска, эпидемиология и профилактика неинфекционных болезней.

5.Инвалидность и реабилитация как медико-социальная проблема.

6.Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

7.Системы здравоохранения и основные направления реформ здравоохранения в различных странах.

8. Современные проблемы качества медицинской помощи.

9. Проблемы социального и медицинского страхования.

10. Вопросы этики и деонтологии в медицине и здравоохранении.

II. Практические занятия:

1.Организация изучения здоровья населения.

2.Этапы статистического исследования.

3.Относительные величины. Графические изображения.

4.Методики вычисления и анализа демографических показателей.

5.Методы изучения заболеваемости.

6.Стандартизация.

7.Средние величины. Применение средних величин для оценки состояния здоровья населения.

8.Оценка достоверности результатов исследования.

9.Корреляция.

10.ПМСП. Роль поликлиники в системе ПМСП.

11.Анализ деятельности ЛПУ (объединенная городская больница).

12.Охрана материнства и детства. Анализ деятельности женской консультации, родильного дома и детской поликлиники.

13.Экспертиза временной нетрудоспособности.

14.Система медицинского страхования.

15.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

16.Экономика, финансирование и планирование здравоохранения.

17.Санитарно-эпидемиологическая служба РФ.

18.Медико-социальные аспекты ЗОЖ. Гигиеническое обучение и воспитание населения.



Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г
img -> Вопросы по пульмонологии к билетам на курсовой экзамен по терапии для студентов 5 курса дневного лечебного факультета и 6 курса вечернего отделения лечебного факультета


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница