министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский национальный исследовательский
медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан
Лечебного факультета
(по административному
подчинению кафедры)
_________________ / Г.В. Порядин /
подпись ФИО
|
|
« 31 » августа 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«неврология и нейрохирургия »
(наименование учебной дисциплины)
Направление (я) подготовки (специальность): «стоматология»
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП: пять лет
(нормативный срок обучения)
Методические указания к разработке рабочей программы
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) стоматолгия, утвержденный Министерством образования и науки РФ « » 20 г. №
2) Учебный план по специальности Стоматология одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от « » 201 г. Протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры:
неврологии и нейрохирургии лечебного факультета
от « 30 » августа 2011 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии лечебного факультета
название кафедры
_________________________ Е.И. Гусев
подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом факультета
от «_____» ____________2011 г. Протокол №
Председатель Ученого совета лечебного факультета
_______________________________ Г.В. Порядин
подпись ФИО
Разработчики:
Заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии лечебного факультета название кафедры
_____________________________________________ Е.И. Гусев
подпись ФИО
Заведующий учебной частью кафедры неврологии и нейрохирургии
лечебного факультета
название кафедры
_____________________________________________ М.Ю. Мартынов
подпись ФИО
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения неврологических больных.
При этом задачами дисциплины являются:
- обучение студентов принципам организации и работы неврологического
отделения и кабинета;
- изучение студентами этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, принципов лечения основных заболеваний нервной системы;
- обучение студентов клиническому подходу к оценке неврологической патологии и ее влиянию на тактику врача при оказании стоматологической помощи больным;
- освоение студентами знаний методам обследования нервной системы, проведения неврологического интервью, сбора анамнеза, выявления симптомов поражения нервной системы и формирования из них синдромов, установления топического, синдромологического, этиологического диагнозов;
- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование;
- обучение студентов правилам оформления медицинской документации и получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Неврология» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в восьмом семестре.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; микробиология полости рта; иммунология, клиническая иммунология; фармакология; патофизиология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);
- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия, стоматологические дисциплины).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
а) общекультурными (ОК):
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные:
способен и готов:
- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);
способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);
способен и готов:
- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,
- осуществлять уход за больными (ПК-3);
способен и готов:
- провести подкожные и внутримышечные инъекции
- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).
способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
диагностическая деятельность
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии бо
способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);
лечебная деятельность
способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);
способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-35);
способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);
организационно-управленческая деятельность
способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);
способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные клинические методы исследования нервной системы с углубленным обследованием функции черепных нервов;
- основные симптомы и синдромы поражения нервной системы, в особенности касающиеся лица и полости рта;
- этиологию, патогенез, клинику и диагностику основных заболеваний нервной системы, а также профилактику поражений нервной системы, которые могут возникнуть при стоматологических манипуляциях;
- врачебную тактику при неотложных состояниях в стоматологии, приводящих к патологии нервной системы;
- о различных нейрохирургических методах лечения прозопалгий (нервэкзерез, ретрогассеральная терморизотомия, микроваскулярная декомпрессия тригеминального корешка, нуклеотомия тригеминальных ядер);
- об особенностях внешних проявлений неврологических заболеваний в области лица, головы и полости рта (мимика, тремор, гиперкинезы, вегетативные нарушения, вторичные изменения в зубочелюстной системе);
- о принципах и особенностях фармакотерапии основных заболеваний нервной системы в различные возрастные периоды;
- об особенностях оказания стоматологической помощи при хронических заболеваниях нервной системы (последствия инсульта, эпилепсия, тригеминальная невралгия, сирингомиелия и др.).
Уметь:
- выявлять симптомы поражения нервной системы, объединять их в синдромы;
устанавливать топический, этиологический и нозологический диагнозы;
- оценить степень тяжести поражения нервной системы больного и провести неотложные лечебные и диагностические мероприятия при экстренных состояниях у стоматологических больных, обусловленных патологией нервной системы;
- cоставить план обследования больных с неврологическими заболеваниями;
- провести лечение неотложных неврологических расстройств при болевых синдромах лица и полости рта;
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
- выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
Владеть:
- методами общего клинического обследования неврологических больных;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у неврологических больных;
- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
- схемами лечения основных неврологических заболеваний;
- схемами лечения нейростоматологических заболеваний;
- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных
Единиц
|
Семестры
|
VI
|
VII
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
36
|
36
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
10
|
4
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
62
|
32
|
30
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
18
|
18
|
В том числе:
|
|
|
|
История болезни (написание и защита)
|
6
|
|
6
|
Реферат (написание и защита)
|
12
|
6
|
6
|
Другие виды самостоятельной работы
|
18
|
12
|
6
|
Вид промежуточной аттестации
|
Зачет
|
Общая трудоемкость: часы
Зачетные единицы
|
108
|
3,0
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |