Мария Некрасова, «Народное искусство России, «Советская Россия», Москва, 1983



Скачать 101.83 Kb.
страница1/5
Дата28.12.2019
Размер101.83 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Мария Некрасова, «Народное искусство России,

«Советская Россия», Москва, 1983.

Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей меч­той о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от са­мых глубоких устремлений современности.

... По своему составу, по своей генетике народное творчество очень сложно. Различные виды изобразительного прикладного искусства развиваются в единстве со словесным, песенным фольк­лором. Поэтому, исследуя поэтику образов изобразительного творчества, нельзя не обратиться к календарно-обрядовой культуре, в недрах которой оно зародилось и сформировалось.

....Быт крестьянина издавна закрепляли хранил художественные достижения народа. Он весь был пронизан искусством: от резных наличников на окнах дома, расписной конской дуги до узо­рочья утвари и одежды. Человека окружал целостный, эстетически обжитый мир вещей, поэтому у селян огромна потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художествен­ная культура.

....Ритмическое, пластическое и живописное богатство народных произведений несёт в себе опыт мышления образами.

Народное искусство самостоятельными чертами вошло в культуру России, составив существен­ный элемент её художественности.

Высочайшие достижения культуры - результат не только воли одного индивида, а творчества коллективного гения народа. Народное искусство всегда было носителем соборного начала. Яр­кий, неповторимый мир образов русского народного искусства развивался в постоянном взаимо­действии с творчеством других народов.

... Многообразие форм народного искусства в России проявляется в богатстве связей националь­ных, региональных, исторических и этно-социальных. Во все времена народное искусство помога­ло национальному самосознанию, помогало одному народу узнать другой. Ведь ничто не скажет больше о его характере, национальной психологии, истории, чем словесный, изобразительный, музыкальный фольклор.

... Доступность, понятность образного художественного языка делает народное творчество необ­ходимым звеном в международных культурных связях. Не случайно в эпоху роста мировых кон­тактов и взаимообогащения культур возрастает значение народного искусства во всём мире.

Гл. 1. Образы и мотивы. Древние космологические истоки.

Образы народного искусства - изобразительного и устного фольклора - народная мудрость ро­ждала веками. Их формировала жизнь, история, духовный склад народа. Они не были единствен­ными в своём роде, подобные произведениям художника - профессионала. Образ вынашивался народом, кристаллизировался в сущности и оттачивался в форме, жил веками и не терял для наро­да своей значимости, хотя и изменялся в содержании.

Каждый народ творил свой образ мира и общий со всем человечеством. Такая масштабность во времени и пространстве может определяться только вечными ценностями. Ими же определялось в народном искусстве и отношение к миру, в котором человек чувствовал себя единым с природой. Солнце, Свет, Вода, Земля-вся природа воспринимается народными творцами «родственным» чувством. С этим чувством народ обживал, осваивал мир, творчески созидал своё предметное ок­ружение, утверждал себя частью коллектива, движимый великой силой братства.

....Главным единством был дом. Дом-Космос, сосредоточие всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший повседневность и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в краях Приморья, Заонежья, на просторах больших судоходных рек...

...Пластически цельный, скульптурный объём двухэтажной избы, соединяющий многие внутрен­ние помещения, летние и зимние, хозяйственные клети с прилегающим двором, под одной огром­ной крышей похож на корабль. Символом небесной колесницы во вселенском Космосе представ­лял свой дом крестьянин, сажая на крышу деревянный конёк- знак солнца. Под знаком его созда­вался семейный очаг - дом.

Народное сознание не отделяло собственную жизнь, общую - от вселенской. Жили миром, пере­живали события и выносили решения миром. Миром строили. Воздвигнуть коня на кровлю- событие для всей деревни и теперь. Дело это требует умения и участия односельчан. И здесь есть свой порядок, установившийся опытом. Тяжёлый, массивный конь-охлупень-скульптурное завер­шение бревна, соединяющего два крыла, два ската крыши - имел глубокий смысл. Этот символ определяет всю систему образов в резном уборе дома. Конёк, завершающий щепец фронтона, кон­трастно сочетающий маленькую головку и могучую округлость комля-основания дерева, подхва­тывает движение архитектурной формы, словно вздымает ввысь, парит над землёй, вовлекая в это движение могучий размах крыльев крыши. Они становятся частью движения, неотделимыми от образа коня. Синтез скульптурной и архитектурной форм возник здесь на образной основе, и, не­смотря на внушительные формы стены избы, доминирует в её архитектурном объёме крыша.

Только народное мироощущение, воспринимавшее свою жизнь в аспекте вечного, могло родить столь сильный, смелый образ. Его можно сравнить с образом ковра-самолёта, огненных крылатых коней, преодолевающих пространства, делающих реальностью-Чудо. Следы изначального образа сохраняют названия деталей архитектурного декора: «крылья»-резные доски, закрывающие торцы слег, поддерживающих кровлю, «подкрылки»-резьба, прикрывающая торцы брёвен сруба.

Смелость дерзновенной мечты, скрытой в образе, поэтический размах поразили в своё время С. Есенина. Он писал : «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, упо­добляя свою хату под ним колеснице...» И далее: «Такое отношение к вечности, как к родитель­скому очагу, проглядывает в символе нашего петуха на ставнях».

Смысловое значение крыши дома, не только конструктивное и функциональное, развивает вся система резных изображений, украшающих дом. Солярные знаки в виде лучистых кругов в резном узорочье полотенца-доска с пропильной ажурной резьбой, спускающейся от щепца фронтона, на причелинах и наличниках окон образуют символико-космогоническую систему синтеза орнамен­тального декора и архитектуры.

Солярная символика связывала дом с солнечным пространством, это было органично мироощу­щению северянина, рождалось из самой жизни русского населения в северных краях, где дом был открыт снегам и ветрам, где в долгое суровое зимнее ненастье мечта о солнце, о лете слагалась в поэмы.

Чувствуя свой дом маленькой вселенной, где всё подчинено общему с природой порядку, всё, как и в ней, гармонично, человек ощущал себя защищённым и сильным. Идея дома-космоса, где каждая часть несла свою функцию, развивалась и в интерьере. Это отчётливо проступает в систе­ме росписей интерьера, которые были распространены на Севере, в деревнях Поволжья, на Урале и в Сибири со второй половины 19 века. Красный угол в избе уподоблялся заре (здесь помещались солярные изображения-символы) потолок-небесному своду.

Человек роднил себя с космосом, как роднил себя с природой. В неё созвучно входило всё, что создавалось человеком. На холмистых берегах северных рек, в бесконечных просторах лесов, где небо кажется близким земле, и есть только центр - вздымающийся шатёр древней деревянной цер­ковки, потемневшие деревенские избы кажутся самой землёй и самим небом. Архитектурная фор­ма здесь неотделима от пространства, она живая часть его.

Дом и вся деревня «родственно» вписываются в природу, так же, как вся жизнь и труд человека, как искусство, создаваемое по её подобию. Такое единство обостряло интуицию, развивало вооб­ражение, рождало поэзию. Искусством становилось всё, чем окружал себя человек, искусством была и сама жизнь. Оно соединяло изображение, танец, музыку, поэзию, было синкретично, имея источником народный обряд.

Как искусство жизнеустроительное, то есть преобразующее среду, народное творчество несёт образы, имеющие большой жизненный смысл. Всё, начиная от вещи в доме и вещи в поле, кончая деревенским домом и самой деревней, окружающей её природой, представлялось, создавалось и воспринималось единым ансамблем. От малого до большого всё пронизывала одна мера духовно­го, единое вселенское чувство мира.

Вещь, таким образом, была причастна миру идей, будь то солоница с двумя конями или дом. Резной выдолбленный из дерева ковш был не только формой утилитарной, но и праздничным предметом, нёс символическую функцию. Под резцом мастера он принимал скульптурный образ плывущей птицы или коня. Это уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значи­тельностью, силой, которая помогает человеку. Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому его преподносили жениху и невесте. Вклю­чённый в свадебный обряд, такой ковш нёс символику, связанную с водой, с солнцем. Уподобле­ние ковша птице отражало фольклорное представление. Невеста сравнивается с лебёдушкой, с уточкой.

...Ковш-скобкарь выделялся не только-размерами на праздничном столе, но был величав и торже­ствен, полон значения. В символике его сохранялись следы древних верований. Силы природы че­ловек стремился привлечь к себе. Плавная, круглящаяся линия силуэта ковша таит напряжение живого существа и в то же время подчинена конструктивной логике вещи. Движение сжато, клюв приподнят, хвост расширен, объёмы мягко один в другой, передавая образ плывущей птицы.

Масштаб космического в народном искусстве не противоречит жизненному реализму. Природа и человек в народном мироощущении слиты в единое целое. И потому искусство, связанное с че­ловеком, наполняют образы, воплощающие эту связь. Она особенно ясно просматривается в ан­самблях вещей, прежде всего дома, интерьера и костюма, которыми определял себя человек в жизни.

Русский народный костюм отличает богатая красочность, любовь к огненно-красным горячим цветам. В женской одежде, как в сарафанном ансамбле, характерном для Русского Севера, так и в ансамбле с юбкой, имела большое значение рубаха-«исподка» с верхней частью - «воротушкой», украшавшейся ткаными красными узорами. По количеству красных полос можно узнать назначе­ние рубахи. Праздничная-густо покрывалась узорами в несколько затканных полос. На сарафан надевалась нагрудная одежда. В ансамбле женского костюма большое значение имел головной убор и пояс. Их орнаментация надолго удерживала магические символы. Кокошник в виде полу­кружья или борушка для замужних женщин, вышитые золотом, чаще украшались растительным узором. Характерно, что форма кокошника в виде месяца или солнца, связанная со световой се­мантикой, завершала ансамбль костюма, точно так же, как световые символы увенчивали дом. И не случайно понятие «очелья» с головного убора переносилось на убранство дома. Дом очелове­чивался, имел чело. Отсюда и названия - «причелины», «наличники».

Солнце, Свет, плодородящая сила земли остаются в центре народных переживаний, определяю­щих поэтическое ядро художественной образности искусства.

Издревле плодородным символом был мифологический образ получеловека, полуконя-Полкан. Человеческое и животное тело в одном существе в народных представлениях выражало наивыс­шую точку напряжения жизни, её круговорот - рождение, смерть и вечное возрождение. Природ­ное и человеческое воспринимается в фольклоре как единое целое. Образ Полкана в народной фантазии синтезирует плодородящие силы земли и солнца. На груди Полкана-солнцевой знак лу­чистого круга. Чёткие грани формы с подчёркнуто выделенной белой плоскостью большого, рас­ширяющегося книзу лица с лучисто расписанной бородой создают выразительную пластику. Чёр­ные конские ноги, выступающие из общего объема, не теряют единства с целым. Это символ об­новления мира: у славянских народов он был связан с восприятием солнца как источника жизни, убыли и прибыли света по временам года.

Следы, пережитки солярного культа несут многие образы народного творчества. Среди них парные изображения коней, сохранившиеся в русском народном искусстве Севера. Их можно встретить не только на крышах изб, но и на самых разных предметах деревенской утвари: вальках, сечках, ткацких станах, ковшах. Мотив двуглавого коня встречается в северной пластике. Симво­лика близнечных коней у славян связывалась с солнцем -весенним и осенним, с представлением о двух божественных близнецах, детях неба. Образ ярилы-коня в русском народном искусстве по­лучил особенно глубокое поэтическое воплощение

Народная фантазия искала соответствий космическим явлениям в событиях и явлениях матери­ального мира. Образ-уподобление возникал на основе сходства, обобщая многие значения и пред­ставления, связываемые с этим мотивом, он перерастал в символ. Семантика образа коня в искус­стве языческой древности определялась культом не только солнца, но и воды: конь имел охрани­тельный смысл, занимал важное место в магии плодородия. В народном искусстве этот образ бо­гат поэтическими выражениями: конь-время, конь-свет, конь - богатырская сила.

Сохранилось, например, предание о том, как строились соловки, как поднимались соловецкие стены, сложенные из валунов. Могучесть их архитектурных форм ассоциировалась с образом ко­ня, его всемогуществом.

Кто поднимал? Кто стёсывал?

Конь поднимал. Великан стёсывал.


Скачать 101.83 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница