ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России
Кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней
Направление подготовки «Педиатрия»
Дисциплина «Детские болезни»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
|
Составлены с учетом рабочей программы по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» в соответствии с требованиями ФГОС
Утверждены на методическом совещании кафедры 14.05.2014 г. протокол № 18
Зав. кафедрой
профессор Т.Н. Николаева
|
Раздел I
Введение в педиатрию
-
Педиатрия - наука о здоровом ребенке, ее место в системе общей медицины. Педиатрия как частный раздел валеологии.
-
Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Роль отечественных ученых в ее развитии.
-
Система охраны здоровья матери и ребенка в России. Формы медицинского обслуживания детского населения. Структура лечебно - профилактических учреждений. Принципы работы объединенной детской больницы.
-
Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам в России. Профилактическая направленность отечественной педиатрии.
Раздел II
Развитие детей и состояние здоровья
-
Возраст и возрастная периодизация в педиатрии. Периоды детства, их общая характеристика. Роль наследственно - генетических и внешне-средовых факторов, вскармливания и воспитания для правильного развития детского организма и профилактики заболеваний.
-
Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии оценки биологического возраста (зубная формула, «костный» возраст, сроки полового созревания).
-
Внутриутробное развитие плода: эмбриональная и фетальная фазы развития плода, «критические периоды» развития. Антенатальная охрана плода.
-
Понятие об эмбрио- и фетопатиях. Воздействие гестозов, внутриутробной гипоксии, интоксикаций, вирусной и бактериальной инфекций, лекарственных веществ и др. факторов на органогенез и развитие плода.
-
Новорожденный ребенок: клиническая оценка состояния здоровья новорожденных при рождении (шкала Апгар). Понятие о зрелости, морфо-функциональные признаки зрелого новорожденного.
-
Новорожденный ребенок: адаптация детей к внеутробной жизни. Транзиторные физиологические состояния новорожденных (убыль первоначальной массы, желтуха, эритема и шелушение кожи, половой криз и другие).
-
Грудной возраст: основные анатомо-физиологические особенности, физическое развитие, вскармливание, уход, особенности режима дня, воспитание, возможная патология.
-
Период преддошкольного возраста: основные анатомо - физиологические особенности, физическое развитие, питание, уход, режим дня, воспитание, возможная патология.
-
Период дошкольного возраста: основные анатомо - физиологические особенности, физическое развитие, питание, уход, режим дня, воспитание, возможная патология.
-
Период младшего школьного возраста: основные анатомо-физиологические особенности, физическое развитие, питание, уход, режим дня, воспитание, возможная патология.
-
Период старшего школьного возраста: основные анатомо- физиологические особенности, физическое развитие, питание, уход, режим дня, воспитание, возможная патология.
-
Физическое развитие детей - определение. Основные законы роста детей. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.).
-
Принципы оценки физического развития по регрессивным (сигмальным) и центильным шкалам. Методика работы с таблицами стандартов физического развития. Массо-ростовые характеристики нормального физического развития и его отклонений.
-
Показатели физического развития доношенного новорожденного ребенка. Понятие о массо-ростовом индексе и физиологической убыли первоначальной массы, ее причины, величина и формы восстановления.
-
Динамика длины, массы тела, окружности головы и грудной клетки детей в течении первого года жизни. Опорные точки массы и роста, понятие о росто-весовом коэффициенте.
-
Изменение длины, массы тела, окружности головы и грудной клетки детей в возрасте старше года. Опорные точки массы и роста в различном возрасте.
-
Изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста. Понятие об индексах физического развития, антропометрических профилях, определение соматотипа.
-
Особенности физического развития подростков в связи с функциональной перестройкой эндокринной системы. Критерии оценки полового развития. Понятие об акселерации и ретардации развития детей.
-
Методика антропометрических измерений детей грудного возраста (длина тела, масса, окружность головы, окружность груди, плеча, бедра, голени). Антропометрические индексы.
-
Методика антропометрических измерений детей в возрасте старше года (длина тела, масса, окружность головы, окружность грудной клетки, плеча, бедра, голени). Антропометрические индексы. Площадь поверхности тела детей.
-
Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей грудного и раннего возраста. Понятие о дистрофии с дефицитом и избытком массы (гипотрофия, избыточное питание, паратрофия), о гипостатуре и гипоплазии.
-
Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей старшего возраста: нарушения роста, недостаточная или избыточная масса, непропорциональное развитие отдельных частей тела и их причины. Понятие о нанизме, гигантизме, ожирении.
-
Анатомические, морфологические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей. Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка, связь с патологией.
-
Особенности неврологического статуса новорожденного ребенка. Безусловные (физиологические) рефлексы новорожденного. Причины и клинические синдромы перинатального поражения нервной системы в периоде новорождённости.
-
Значение соотношения развития спинного мозга и позвоночного канала у детей различного возраста. Исследование ликвора, возрастные особенности его состава у детей. Семиотика изменений ликвора при менингитах различной этиологии.
-
Показатели нервно-психического развития детей. Закономерности формирования двигательной активности. Значение анализаторов в формировании движений, развитие координации движений. Средние сроки появления моторных и статических навыков у ребенка первого года жизни.
-
Развитие эмоций, форм общения, этапы формирования речи (предречевое развитие, «сенсорная» речь, моторная речь). Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка. Особенности развития органов чувств у детей.
-
Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка (генетические, патология беременности и родов, заболевания, питание, условия внешней среды, воспитание).
-
План и методика оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Понятие о физиологических (сухожильные, кожные) и менингеальных рефлексах. Качественно-количественная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста (группы развития).
-
Семиотика поражения центральной и периферической нервной системы. Понятие о микроцефалии, краниостенозе, гидроцефалии, парезах и параличах.
-
Семиотика поражения нервной системы: судорожный синдром. Критерии оценки сознания.
Раздел III
Питание здорового ребенка
-
Лактация. Фазы развития молочной железы. Регуляция лактогенеза и галактопоэза.
-
Состав и биологически активные компоненты женского молока. Отличия молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
-
Режим и диета беременной женщины и кормящей матери. Использование в их рационе питания специализированных продуктов промышленного производства.
-
Естественное вскармливание. Определение и виды естественного вскармливания. Преимущества естественного вскармливания перед другими видами вскармливания. Правила и сроки отлучения ребенка от груди матери.
-
Факторы, способствующие становлению лактации. Программа поддержки грудного вскармливания (ВОЗ/ЮНИСЕФ). 10 принципов успешного грудного вскармливания.
-
Сроки первого прикладывания ребенка к груди матери. Противопоказания к раннему прикладыванию ребёнка к груди (со стороны матери и со стороны ребенка). Техника кормления ребенка грудью.
-
Вскармливание новорождённого ребёнка в родильном доме и после выписки из родильного дома. Понятие о лактационных кризах. Тактика врача.
-
Понятие о свободном и регламентированном вскармливании детей первого года жизни. Способы расчёта суточного объёма пищи для детей первого года жизни. Динамика режима кормлений в течение первого года жизни.
-
Рекомендуемые нормы потребления основных пищевых ингредиентов и энергии для детей грудного возраста при естественном вскармливании. Достаточность питания при грудном вскармливании. Показания к ревизии макронутриентного состава фактически получаемой ребёнком пищи.
-
Прикорм: определение, цель и задачи. Условия, определяющие необходимость и возможность введения прикорма. Виды прикорма.
-
Последовательность и правила введения блюд прикорма. Проявления дезадаптации ребенка к новой пище, признаки непереносимости того или иного вида прикорма. Преимущества и недостатка продуктов промышленного производства.
-
Смешанное и искусственное вскармливание детей первого года жизни: определение, причины перевода на смешанное и искусственное вскармливание. Понятие о «докорме». Правила назначения докорма.
-
Гипогалактия, ее причины формы (первичная, вторичная, ранняя, поздняя), степени. Меры профилактики гипогалактии, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.
-
Классификация молочных смесей для смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни. Характеристика нутриентного состава адаптированных молочных смесей.
-
Основы рационального искусственного вскармливания детей. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах, их отличия. Принципы выбора искусственных молочных смесей.
-
Преимущества и недостатки кисломолочных смесей, особенности их назначения детям на искусственном вскармливании. Понятие о пре- и пробиотиках.
-
Искусственное вскармливание: критерии оценки его эффективности, наиболее частые ошибки. Режим питания, суточный объем питания при искусственном вскармливании на протяжении первого года жизни (способы расчета). Потребности в макронутриентах и энергии.
-
Особенности введения прикормов при смешенном и искусственном вскармливании (сроки, последовательность, объёмы). Использование продуктов промышленного производства.
-
Питание здоровых детей от 1 года до 3 лет. Требования, предъявляемые к пище детей старше года. Суточный объем и потребность в основных ингредиентах пищи.
-
Питание здоровых детей в возрасте старше 3-х лет. Суточный объем и потребность в основных ингредиентах пищи в зависимости от возраста. Распределение суточного калоража пищи.
-
Понятие о физиологических столах в диететике здоровых детей в возрасте старше года. Организация питания детей в детских учреждениях.
Раздел IV
Анатомо-физиологические особенности детей, методы исследования органов и систем и семиотика основных поражений
-
Значение анамнеза для диагноза. Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка. Схема анамнеза болезни и анамнеза жизни. Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития (наследственность, условия жизни, воспитания, перенесенные заболевания и т.д.) и выделение факторов риска нарушения здоровья ребенка.
-
Общий осмотр здорового и больного ребенка и подростка, состояние сознания, поведение, реакции на окружающее, положение и т.д. Понятие о стигмах дисэмбриогенеза. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое).
-
Методика исследования кожи и семиотика основных ее изменений (окраска, эластичность, влажность и т.д.).
-
Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова и т.д., их изменения при заболеваниях.
-
Морфологические элементы поражения кожи - первичные и вторичные. Характеристика элементов сыпи. Семиотика сыпей у детей. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи).
-
Особенности строения и функции жировой ткани и подкожного жирового слоя у детей. Возрастные и половые особенности развития и распределения жировой ткани. Методика исследования подкожного жирового слоя у детей. Оценка питания. Понятие о тургоре тканей. Отечность общая и ограниченная. Методы определения отеков.
-
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей различного возраста. периоды диспропорции роста костей и мышц, их значение в клинической диагностике.
-
Методика исследования мышечной системы. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного возраста и подростков. Семиотика поражения мышечной системы.
-
Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Эмбриогенез. Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование). Регуляция отложения минеральных солей в костях (значение витаминов, правильного питания, эндокринных желез и т.д.).
-
Рост и формирование скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови кальция и фосфора, их экскреция. Суточная потребность детей различного возраста в кальции, фосфоре и витамине Д.
-
Время появления основных ядер окостенения. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков и швов черепа.
-
Особенности надкостницы и кровоснабжения костей, их значение в клинических проявлениях патологических процессов (особенности переломов и их заживления, локализация воспалительных процессов).
-
Методика исследования костей черепа у детей грудного и раннего возраста (швы, роднички, плотность костей черепа, наличие зубов). Семиотика изменений костей черепа при рахите, гидро- и микроцефалии.
-
Методика исследования костного скелета у детей (грудной клетки, конечностей, суставов, позвоночника). Семиотика изменений грудной клетки. Клинические признаки поражения суставов.
-
Особенности исследования костно-мышечной системы детей школьного возраста и подростков. Осанка - методы оценки. Плантография
-
Определение «костного» возраста как одного из показателей биологической зрелости. Понятие о дисплазии тазобедренных суставов. Методы её ранней диагностики.
-
Семиотика наиболее частых поражений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, остеоидная гиперплазия, деформация и т.д.).
-
Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей и подростков, связь с патологией. Органогенез бронхиального дерева и легких. Аномалии развития дыхательных путей. Механизм первого вдоха. Клинические признаки зрелости дыхательного центра у новорожденных.
-
Анатомические особенности строения легочной ткани, нарастание массы легких и процесс дифференцировки ацинуса. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию легочного воспалительного процесса у детей. Особенности бронхиального скелета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, связь с патологией.
-
Возрастные особенности этапов дыхания у детей: внешнее дыхание, тканевое дыхание. Глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания. Возрастные изменения этих параметров.
-
Особенности диффузии газов через альвеоло-капиллярную мембрану и вентиляционно-перфузионных соотношений у детей. Газы крови у детей. Транспорт кислорода и углекислоты.
-
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков. Значение осмотра в диагностике поражений органов дыхания у детей различного возраста. Формы одышки, их клинические признаки. Подсчет частот дыхания у детей, оценка глубины, ритма, соотношение вдоха и выдоха. Типы дыхания.
-
Особенности перкуссии грудной клетки у детей. Сравнительная и топографическая перкуссия, возрастные особенности верхних и нижних границ легких, проекции долей легких на грудную клетку. Определение экскурсии грудной клетки и подвижности нижнего края легких.
-
Аускультация легких. Особенности дыхательного шума у детей различного возраста. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание. Бронхофония.
-
Методика исследования внутригрудных лимфатических узлов, симптомы при их поражениях.
-
Инструментальные, функциональные и лабораторные методы исследования органов дыхания (рентгенологические, бронхоскопия, пневмотахометрия, спирография, фармакологические тесты, пикфлоуметрия и др.)
-
Семиотика поражения органов дыхания у детей. Семиотика кашля, изменений перкуторного звука и дыхательных шумов.
-
Основные синдромы поражения верхних и средних дыхательных путей (назофарингит, ларингит, трахеит, бронхит).
-
Синдромы поражения нижних дыхательных путей (бронхиолит, пневмония, плеврит).
-
Синдром дыхательной обструкции (стенозирующий ларинготрахеит или круп, бронхообструктивный синдром). и его причины.
-
Синдром дыхательной недостаточности, причины, патогенетические типы, критерии диагностики, степени тяжести.
-
Эмбриогенез (органогенез) сердечно-сосудистой системы. Понятие об эмбрио- и фетокардиопатиях.
-
Кровообращение у плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, артериальный проток) после рождения ребенка и установление легочного (малого) круга кровообращения.
-
Нарастание массы сердца у детей и процессы тканевой дифференцировки. Изменение соотношения размеров желудочков и предсердий с возрастом. Возрастные изменения проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки, соотношение поперечника сердца и поперечника грудной клетки.
-
Возрастные особенности кровоснабжения миокарда и нервной регуляции кровообращения, особенности проводящей системы сердца у детей. Особенности строения сосудистой системы у детей.
-
Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у детей и подростков: частота пульса, ударный и минутный объемы, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление и другие параметры.
-
Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. Значение осмотра в диагностике поражений сердечно-сосудистой системы у детей. Семиотика изменений цвета кожи при сердечно-сосудистой патологии. Семиотика патологических пульсаций в области сердца и сосудов.
-
Особенности пальпации сердца и сосудов у детей. Локализация верхушечного толчка у здоровых детей, семиотика его изменений в патологических условиях. Систолическое и диастолическое дрожание, причины возникновения, семиотика.
-
Особенности исследования и характеристики пульса у детей. Семиотика нарушений ритма сердца (тахи-, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия, блокады и др.).
-
Перкуссия границ относительной и абсолютной сердечной тупости у детей и подростков, возрастные изменения. Семиотика изменения границ относительной сердечной тупости.
-
Особенности аускультации сердца и сосудов у детей, генез и клинические проявления основных физиологических аускультативных феноменов: изменения звучности тонов, лабильность сердечного ритма, физиологическая тахикардия, дыхательная аритмия, наличие III тона, акцент и расщепление II тона на легочной артерии. Соотношение частоты дыханий и пульса у здоровых детей.
-
Семиотика изменения сердечных тонов (ослабление, усиление, расщепление, дополнительные тоны).
-
Характеристика сердечных шумов у детей: отличия функциональных шумов от органических, шумы «малых» аномалий сердца. Семиотика функциональных и органических сердечных шумов.
-
Техника измерения артериального давления у детей. Физиологические нормы артериального давления в зависимости от возраста. Семиотика артериальной гипер- и гипотонии.
-
Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Пробы с дозированной физической нагрузкой, респираторные пробы, фармакологические пробы, клиноортостатические пробы. Методика проведения и оценка у детей.
-
Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, эхокардиография, допплерокардиография и др.). Возрастные особенности электрокардиограммы у детей.
-
Изменения ЭКГ при перегрузке желудочков и предсердий.
-
Семиотика врожденных пороков сердца с гиперволемией малого круга кровообращения (открытый артериальный проток, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки).
-
Семиотика врожденных пороков сердца с гиповолемией малого круга кровообращения (стеноз устья легочной артерии, тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов со стенозом легочной артерии).
-
Семиотика врожденных аортальных пороков сердца (стеноз устья аорты, коарктация аорты).
-
Семиотика приобретенных (ревматических) пороков сердца (недостаточность митрального клапана, стеноз левого атриовентрикулярного отверстия, недостаточность клапанов аорты, стеноз устья аорты).
-
Синдромы поражения сердца при ревматических и неревматических кардитах: мио-, эндо- и перикарда.
-
Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево- и правожелудочковой недостаточности, стадии недостаточности кровообращения.
-
Синдром сосудистой недостаточности (обморок, шок, коллапс).
-
Полость рта, особенности у детей. Приспособленность для сосания у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и фазы акта сосания.
-
Методика осмотра полости рта и зева у детей различного возраста. Семиотика поражений полости рта и зева у детей (стоматит, гингивит, тонзиллит).
-
Анатомические и физиологические особенности пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. Рост и развитие этих органов в постнатальном периоде. Особенности сфинктерного аппарата органов пищеварения у детей.
-
Анатомические и физиологические особенности тонкого и толстого кишечника у детей. Рост и развитие этих органов в постнатальном периоде. Особенности пищеварения у детей и подростков: возрастные особенности мембранного и полостного пищеварения, особенности процессов усвоения (всасывания) питательных веществ.
-
Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, ее физиологическая роль. Понятие о биоценозе. Становление микрофлоры кишечника после рождения ребенка, зависимость от вида вскармливания. Понятие об эубиозе и дисбиозе.
-
Анатомические и физиологические особенности печени, желчного пузыря, желчных путей и поджелудочной железы у детей. Рост и развитие этих органов в постнатальном периоде.
-
Физиологические особенности органов пищеварения у детей, состояние секреторной и ферментативной функции слюнных, желудочных, кишечных желез, внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы. Гормоны желудочно-кишечного тракта у детей.
-
Состояние эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта у детей, ее зависимость от характера питания. Особенности стула и его характеристики у детей различного возраста.
-
Особенности методики исследования органов пищеварения у детей и подростков. Методика исследования живота: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.
-
Осмотр, перкуссия, пальпация печени, возрастные особенности границ и размеров печени у детей, методика исследования поджелудочной железы.
-
Лабораторные методы исследования органов пищеварения у детей: дуоденальное зондирование, рН-метрия, исследование экзокринной функции поджелудочной железы (амилаза крови, диастаза мочи).
-
Методы исследования кала: визуальная оценка (бристольская шкала), копрограмма, исследование флоры, семиотика изменений.
-
Биохимический анализ крови («печеночные» маркеры) - лабораторные тесты синдрома холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и иммунопатологического (мезенхимально - воспалительного) синдрома.
-
Инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта (ультразвуковые, рентгенологические, эндоскопические).
-
Семиотика нарушения аппетита и болевого абдоминального синдрома у детей.
-
Семиотика диспептического синдрома у детей. Понятие о мальабсорбции. Синдром срыгивания и рвоты у детей.
-
Синдромы поражения гепато-билиарной системы у детей (желтуха, печеночная недостаточность).
-
Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития и положения. Наиболее частые аномалии развития и положения почек у детей. Сроки начала процесса мочеобразования у плода.
-
Анатомо-физиологические особенности почек у детей и подростков. Возрастное нарастание массы и размеров почек у детей, изменения положения почек, процесс дифференцировки нефрона.
-
Функциональные особенности мочевыделительной системы у детей. Созревание клубочковой фильтрации, особенности канальциевой реабсорбции различных веществ у детей. Методы исследования и оценка клубочковой фильтрации и реабсорбции у детей.
-
Канальциевая секреция, ее созревание с возрастом. Количество и состав мочи у детей различного возраста, суточная экскреция различных веществ с мочой.
-
Особенности мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала у детей и подростков. Особенности регуляции мочеиспусканий. Изменение числа мочеиспусканий с возрастом. Методы оценки диуреза у детей.
-
Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения. Осмотр области почек и мочевого пузыря, пальпация. Методика выявления отеков и клиническое различие отеков почечного и сердечного происхождения. Симптом Пастернацкого. Перкуссия мочевого пузыря.
-
Оценка анализа мочи у детей. Семиотика изменений анализа мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия и др.).
-
Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной системы у детей (биохимические показатели, проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, УЗИ, уро- и цистография, цистоскопия и др.).
-
Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей и подростков: отечный, артериальной гипертензии, болевой, интоксикации, олиго- и полиурии, недержание и неудержание мочи, энурез.
-
Синдром острой и хронической почечной недостаточности: клинические и лабораторные признаки.
-
Основные симптомо-комплексы поражения мочевыделительной системы: нефрит, пиелонефрит, цистит, рефлюкс-нефропатия.
-
Особенности кроветворения у плода: этапы и типы кроветворения, критические периоды. Современная теория кроветворения.
-
Закономерности и динамика изменений эритроцитарного ростка кроветворения после рождения. Физиологические нормы содержания эритроцитов и гемоглобина, СОЭ, осмотической резистентности эритроцитов и гемотокрита в различных возрастных группах детей.
-
Закономерности и динамика изменений количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы с возрастом у детей. Реактивные изменения лейкограммы при различных патологических состояниях.
-
Количественные и качественные изменения тромбоцитов в процессе роста детей. Возрастные особенности гемостаза у детей и подростков (свертываемость крови, длительность кровотечения, ретракция кровяного сгустка). Коагулограмма.
-
Методы исследования органов кроветворения у детей и подростков. Общий осмотр. Семиотика геморрагического синдрома, типы кровоточивости.
-
Методика исследования периферических и внутригрудных лимфатических узлов. Синдром увеличения лимфатических узлов, его семиотика.
-
Методика исследования печени и селезенки. Семиотика гепато-лиенального синдрома. Заболевания, сопровождающиеся спленомегалией, гиперспленизмом, функциональной аспленией.
-
Методы исследования и клинико-гематологическая характеристика различных вариантов анемического синдрома, семиотика.
-
Методы исследования и клинико-гематологические синдромы при остром лейкозе. Миелограмма и гемограмма у детей при остром и хроническом лейкозе.
-
Костномозговая пункция и трепанобиопсия. Пункция лимфатических узлов, селезенки. Особенности миелограммы у здоровых детей и методы ее оценки.
-
Методы исследования и клинико-гематологические синдромы при различных вариантах геморрагических диатезов у детей, семиотика.
-
Основные синдромы поражения органов кроветворения и состава периферической крови. Понятие о гипоплазии костного мозга.
-
Функция желез внутренней секреции. Основные свойства гормонов. Регуляция работы эндокринной системы.
-
Роль эндокринной системы в растущем организме. Роль гормонов в постнатальной адаптации новорожденного ребенка. Пограничные состояния эндокринной системы у новорожденных.
-
Роль гипоталамо-гипофизарной системы в растущем организме. Понятие о гипоталамическом синдроме, особенности клинических проявлений.
-
Наиболее частые синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией гипофиза. Обследование ребенка с патологией гипоталамо-гипофизарной системы.
-
Анатомо-физиологические особенности надпочечников у детей. Наиболее частые синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией надпочечников. Обследование ребенка с патологией надпочечников.
-
Анатомо-физиологические особенности щитовидной железы у детей, ее роль для растущего организма. Основные синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией щитовидной железы. Обследование ребенка с патологией щитовидной железы.
-
Паращитовидные железы и их значение для растущего организма. Синдромы, связанные с гипер- и гипофункцией паращитовидных желез. Обследование ребенка с патологией паращитовидных желез.
-
Поджелудочная железа и ее роль в организме ребенка. Синдромы, связанные и гипер- и гипогликемией.
-
Половое развитие детей и подростков. Формирование пола и созревание. Сроки полового созревания. Семиотика нарушений полового развития.
-
Особенности теплопродукции, теплоотдачи и терморегуляции у детей различного возраста, критерии зрелости системы терморегуляции у новорожденных детей.
-
Семиотика изменения температуры тела у детей. Состояние гипо- и гипертермии.
-
Понятие об иммунитете, его видах и факторах иммунной защиты. Центральные органы иммунной системы, их анатомо-физиологические особенности и значение для иммунитета у детей.
-
Периферические органы иммунной системы, их анатомо-физиологические особенности у детей и значение для иммунной защиты.
-
Особенности неспецифических факторов защиты (лизоцим, комплемент, пропердин, цитокины) у детей, связь с заболеваниями.
-
Становление и особенности специфического клеточного и гуморального иммунитета у детей, связь с возрастной заболеваемостью. Возрастная динамика уровня иммуноглобулинов.
-
Иммунопатологические состояния в детском возрасте. Основные признаки иммунодефицитных состояний у детей. Обследование ребенка с патологией иммунной системы.
-
Этапы и особенности обмена веществ у детей. Общее представление о болезнях обмена веществ.
-
Распределение энергии у детей различного возраста, отличия от взрослых. Закономерности возрастных изменений основного обмена. Потребность в энергии детей различного возраста.
-
Особенности белкового обмена у детей и подростков, его значение для растущего организма. Баланс азота. Потребность ребенка в белке и аминокислотах. Регуляция белкового обмена.
-
Семиотика основных нарушений белкового обмена у детей. Клинические синдромы, возникающие при дефиците и избытке белка в питании ребенка.
-
Нозологические формы нарушения белкового обмена (эксудативная энтеропатия, муковисцидоз, фенилкетонурия, целиакия).
-
Оценка белкового обмена у детей. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови у детей различного возраста и семиотика основных отклонений белкового спектра крови.
-
Особенности жирового обмена у детей. Потребность детей в различных жирах. Значение жира в организме.
-
Регуляция жирового обмена. Особенности содержания липидов у детей различного возраста.
-
Семиотика основных нарушений обмена жиров у детей. Синдромы, возникающие при дефиците и избытке жиров в питании ребенка. Синдромы, связанные с нарушением переваривания и всасывания жиров.
-
Понятие о кетоацидозе, его причинах и основных симптомах. Обследование ребенка с патологией жирового обмена.
-
Значение углеводов для организма ребенка. Расщепление и всасывание углеводов. Особенности обмена углеводов у детей.
-
Возрастные особенности содержания сахара крови у детей. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемии у детей.
-
Синдромы нарушения расщепления и всасывания углеводов у детей (недостаточность сахаразы, лактазы, галактоземия, фруктоземия).
-
Синтез и распад гликогена. Понятие о болезнях накопления гликогена. Обследование ребенка с патологией углеводного обмена.
-
Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей. Физиологическая роль кальция и фосфора для растущего организма. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена.
-
Причины нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей. Семиотика нарушений фосфорно-кальциевого обмена (рахит, рахитоподобные заболевания, гипер- и гипопаратиреоз, остеопороз).
-
Особенности водно-солевого обмена у детей. Возрастные особенности содержания воды в организме, распределение вне- и внутриклеточной жидкости. Лабильность водного обмена, ее причины. Потребность ребенка в воде в возрастном аспекте. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей.
-
Ионогорамма у детей. Значение ионов натрия, калия, хлора, карбонат-иона. Клиническое значение повышения и снижения их количества. Понятие об ацидозе и алкалозе.
-
Нарушения водно-солевого обмена (гиперосмия, «водная интоксикация), причины. Понятие об эксикозе, его видах и степенях.
-
Кислотно-щелочное равновесие крови детей. Методы определения. Понятие об ацидозе и алкалозе метаболического и дыхательного происхождения.
-
Витамины и минеральные вещества, их значение для правильного развития ребенка. Участие витаминов в обменных процессах. Возрастная физиологическая потребность в витаминах и минералах у детей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |