МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Балашовский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Директор БФ СГУ
доцент А.В.Шатилова
___________________________
"____" ________________2013 г.
Рабочая программа дисциплины
Лечебная физическая культура и массаж
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Балашов, 2013
Содержание:
1.
|
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
|
3
|
2.
|
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
|
3
|
3.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
3
|
4.
|
Структура и содержание учебной дисциплины
|
4
|
5.
|
Образовательные технологии
|
7
|
6.
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
7
|
7.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
16
|
8.
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
17
|
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование систематизированных теоретических знаний и практических навыков в области лечебной физической культуры и массажа.
2.Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.ДВ9).
При изучении дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студенты могут использовать знания, умения, навыки, полученные в ходе изучения дисциплин «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Оздоровление лиц с ОВЗ», «Общая патология и тератология».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (СК-3).
В результате изучения студент должен:
знать:
- методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;
- особенности методической деятельности при массаже и ЛФК;
- предмет, задачи, методы врачебно-педагогической оценки влияния лечебной физической культуры и массажа;
- технику массажа;
- основные механизмы лечебного действия физических упражнений и методику их применения.
уметь:
- формулировать конкретные задачи ЛФК в физическом воспитании различных групп населения;
- формулировать показания и противопоказания при назначении ЛФК и массажа при определенной патологии у конкретного человека;
- составлять комплекс ЛФК и рекомендации по проведению массажа с учетом возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы;
- применять практические приемы проведения ЛФК и массажа (на базе клинической больницы).
владеть:
-методами и организацией комплексного физиологического и психолого-педагогического контроля состояния организма при нагрузках ЛФК;
- методами организации научно-исследовательской работы по ЛФК.
4. Структура и содержание дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из которых 54 – аудиторные занятия, 54 – самостоятельная работа студентов. Организация учебного процесса предусматривает лекционный курс на котором следует излагать как традиционные, так и наиболее важные новые данные, полученные мировой наукой о лечебной физической культуре и массажу, практические и семинарские занятия и домашние учебные задания по программе курса. На лекционный курс отводится 22 часа, на практические занятия – 32 часа. Учебным планом по данной дисциплине предусмотрен экзамен.
5. Тематическое планирование занятий
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Лекции
|
Семинары
|
Сам. работа
|
Всего
|
1
|
Механизмы лечебного действия физических упражнений при различных формах патологии.
|
5
|
1
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Задание по СРС 1, практическое занятие 1
|
2
|
Современная классификация физических упражнений в ЛФК.
|
5
|
2
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Задание по СРС 1, практическое занятие 2
|
3
|
Периодизация, средства, формы и методы ЛФК.
|
5
|
3-4
|
2
|
4
|
6
|
12
|
Задание по СРС 3; практическое занятие 3, 4
|
4
|
Организация занятий ЛФК в различных лечебных учреждениях.
|
5
|
5
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Задание по СРС 4; практическое занятие 5
|
5
|
Понятие о массаже. Гигиенические основы массажа.
|
5
|
6
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Задание по СРС 5; практическое занятие 6
|
6
|
Физиологические механизмы влияния массажа на организм.
|
5
|
7-8
|
2
|
4
|
6
|
12
|
Задание по СРС 6; практическое занятие 7,8
|
7
|
Классификация массажа
|
5
|
9
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Задание по СРС 7; практическое занятие 9
|
8
|
Основные приемы массажа. Методичес-кие особенности при проведении массажа.
|
5
|
10-12
|
4
|
6
|
10
|
20
|
Задание по СРС 8; практическое занятие 10,11,12
|
9
|
Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур
|
5
|
13-14
|
2
|
4
|
6
|
12
|
Задание по СРС 9; практическое занятие 13,14
|
10
|
Массаж и ЛФК при различных заболеваниях
|
5
|
15-16
|
2
|
4
|
6
|
12
|
Задание по СРС 10; практическое занятие 15,16
|
|
Всего
|
|
|
22
|
32
|
54
|
144
|
Экзамен
|
6. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Механизмы лечебного действия физических упражнений
при различных формах патологии.
Предмет "Лечебная физическая культура и массаж", его специфика по сравнению с другими методами лечения. Теоретическая основа ЛФК. Краткая история развития ЛФК. ЛФК в Древнем Риме, Китае, Индии. Роль русских и советских ученых в развитии ЛФК.
Лечебное действие физических упражнений на организм. Тонизирующее и трофическое действие физических упражнений, Механизмы формирования компенсаций. Механизмы нормализации функций. Рефлекторная перестройка функций под действием мышечной деятельности.
Тема 2. Современная классификация физических упражнений в ЛФК.
Общие основы ЛФК. Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК и их характеристика. Трудотерапия, механотерапия, гимнастические упражнения. Спортивно-прикладные упражнения и игры, применяемые в ЛФК. Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений.
Принципы дозировки нагрузки при лечебном использовании физических упражнений: выбор исходного положения; подбор, продолжительность физических упражнений; количество повторений; темп движений; степень усилия и сложности движения; амплитуда и ритм движения; количество упражнений; использование эмоционального фактора.
Тема 3. Периодизация,средства, формы и методы ЛФК.
Формы занятий ЛФК. Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК. Периоды ЛФК (вводный, основной, заключительный). Режимы двигательной активности больных: постельный режим, полупостельный режим, свободный режим, щадящий режим, щадяще-тренирущий режим, тренирующий режим.
Тема 4. Организация занятий ЛФК в различных лечебных учреждениях.
Организация занятий ЛФК. Обязанности врача ЛФК, методиста ЛФК, схема занятий лечебной гимнастикой. Временные нормы нагрузки врача и инструктора ЛФК
Тема 5. Понятие о массаже. Гигиенические основы массажа.
Характеристика массажа. История развития массажа. Массаж в Древней Индии, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Восточный массаж и вклад в его развитие Али Абу Ибн-Сина. Гигиенические основы массажа, массажный кабинет и его оборудование, требования к массажисту, к пациенту
Тема 6. Физиологические механизмы влияния массажа на организм
Механизм действия массажа на организм человека. Сущность массажа. Влияние массажа на кожу, нервную систему, крово- и лимфообразование. Влияние массажа на мышцы, связочно-суставной аппарат, дыхательную систему, обмен веществ
Тема 7. Классификация массажа
Классификация массажа: лечебный массаж, гигиенический массаж, косметический массаж, спортивный массаж, сегментарный массаж, точечный массаж.
Формы массажа: общий, локальный, самомассаж, парный, взаимный.
Методы массажа: ручной метод, аппаратный метод, комбинированный метод, вибрационный массаж, гидромассаж, баромассаж, баночный массаж, точечный массаж.
Тема 8. Основные приемы массажа. Методические особенности
при проведении массажа.
Развитие современной методики и техники массажа. Методика проведения массажа. Приемы массажа. Поглаживание. Физиологическое влияние поглаживания на организм. Техника основных приемов поглаживания отдельных областей тела. Вспомогательные приемы поглаживания. Общие методические указания. Ошибки при проведении поглаживания. Разминание. Физиологическое влияние разминания на организм. Техника основных и вспомогательных приемов разминания. Общие методические указания. Ошибки при проведении разминания. Растирание. Вибрация. Физиологическое влияние на организм. Техника основных и вспомогательных приемов растирания и вибрации. Общие методические указания. Ошибки при проведении разминания. Массаж различных частей тела (лица, головы, спины, верхних и нижних конечностей, живота, груди).
Тема 9. Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур
Комбинирование массажа с физическими методами лечения. Сочетание массажа с теплолечением (водяная ванна, аппликации, индуктотермия), со светолечением (соллюкс, световые ванны), с водолечением (подводный массаж, обливание, ванна), электролечение (импульсные токи низкой частоты, электростимуляция, электрогимнастика, электрофорез).
Тема 10. Массаж и ЛФК при различных заболеваниях
Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, недостаточность кровообращения, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркте миокарда, ревматизме, пороке сердца, вегетососудистой дистонии), при заболеваниях органов дыхания (бронхиальной астме, пневмонии, остром бронхите), при заболеваниях органов пищеварения (гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки), при заболеваниях желез внутренней секреции и расстройствах обмена веществ (при заболеваниях обмена веществ, сахарном диабете, подагре, алиментарной дистрофии), при некоторых заболеваниях системы крови, заболеваниях почек и мочевых путей (лейкозе, анемии, мочекаменной болезни, пиелонефрите), при хирургических заболеваниях и повреждениях органов грудной клетки и брюшной полости (ранения груди, брюшной стенки, грыжа, аппендицит, холецистит), при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии), при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы), при неврозах. Лечебная физкультура и массаж при детских заболеваниях.
Особенности детского организма. Реабилитация в педиатрии. Рахит, гипотрофия, диатез экссудативный, плоскостопие, врожденный вывих бедра, кривошея, врожденная косолапость, полиомиелит. Наследственные нервно-мышечные заболевания. Острая пневмония, астма бронхиальная, бронхит астматический. Энурез, пиелонефрит, ожирение. Нарушение осанки и сколиоз. Желудочно-кишечные заболевания. Ревматизм. при болезнях суставов. Детские церебральные параличи.
Лечебная физкультура в системе реабилитации больных с профессиональными заболеваниями.
Производственные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья людей. Профессиональные дискинезии. Пневмокониозы. Хронические профессиональные интоксикации. Вибрационная болезнь. Заболевания рук от функционального перенапряжения.
Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
5. Образовательные технологии
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев), мультимедиа-технологии, использовать возможности творческих дискуссий, взаимного обмена мнениями по проблемным вопросам, обсуждения докладов, научных сообщений и рефератов, проводить коллоквиум, практикум.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
а) Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Методические рекомендации: вопросы рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательного обращения к рекомендуемой литературе.
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Контрольные вопросы
|
1.
|
Механизмы лечебного действия физических упражнений при различных формах патологии.
| -
Предмет "Лечебная физическая культура и массаж", его специфика по сравнению с другими методами лечения.
-
Теоретическая основа ЛФК.
|
2.
|
Современная классификация физических упражнений в ЛФК.
|
1.Общие требования к методике лечебного применения физических упражнений.
2.Принципы дозировки нагрузки при лечебном использовании физических упражнений.
|
3.
|
Периодизация, средства, формы и методы ЛФК.
|
1.Формы занятий ЛФК.
2.Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК.
|
4.
|
Организация занятий ЛФК в различных лечебных учреждениях.
|
1.Организация занятий ЛФК.
|
5.
|
Понятие о массаже. Гигиенические основы массажа.
|
1.История развития массажа. Массаж в Древней Индии, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Восточный массаж и вклад в его развитие Али Абу Ибн-Сина.
2.Гигиенические основы массажа, массажный кабинет и его оборудование, требования к массажисту, к пациенту
|
6.
|
Физиологические механизмы влияния массажа на организм.
|
1.Механизм действия массажа на организм человека.
|
7.
|
Классификация массажа
|
1.Классификация массажа.
2.Формы массажа.
3.Методы массажа.
|
8.
|
Основные приемы массажа. Методические особенности при проведении массажа.
|
1.Развитие современной методики и техники массажа.
2.Приёмы массажа.
|
9.
|
Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур
|
1.Комбинирование массажа с физическими методами лечения.
|
10.
|
Массаж и ЛФК при различных заболеваниях
|
1.Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях внутренних органов.
|
б) Оценочные средства для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проходит в форме теста, тесты разрабатываются по каждому разделу дисциплины.
1. Основным средством ЛФК является:
a. физическое упражнение;
b. закаливающие процедуры;
c. механотерапия;
d. трудотерапия.
2. Статические упражнения в ЛФК применяют с целью:
a. снятия утомления мышц;
b. понижения мышечного тонуса;
c. нормализации дыхательного акта;
d. укрепления мышц, профилактики атрофии мышц.
3. Упражнения на растягивание в ЛФК используют с целью:
a. развития силы и выносливости мышц;
b. понижения мышечного тонуса и снятия утомления;
c. укрепления мышц, профилактики атрофии мышц.
4. Корригирующие упражнения направлены на:
a. восстановление бытовых и профессиональных навыков;
b. расширение резервных возможностей организма;
c. исправление, нормализацию осанки;
d. профилактику контрактур.
5. Осанка – это:
a. правильное взаиморасположение головы, плеч, лопаток и пр.;
b. положение человека при стоянии и сидении;
c. привычная поза непринужденно стоящего человека;
d. правильная форма позвоночного столба.
6. Какая форма спины диагностируется, если уменьшен физиологический
изгиб грудного отдела позвоночника?
a. круглая;
b. кругло-вогнутая;
c. плоская;
d. сутулая.
7. Кифоз – это:
a. физиологический изгиб позвоночника выпуклостью вправо;
b. физиологический изгиб позвоночника выпуклостью влево;
c. физиологический изгиб позвоночника выпуклостью вперед;
d. физиологический изгиб позвоночника выпуклостью назад.
8. Какому дефекту осанки характерны следующие нарушения: большой
грудной физиологический изгиб, ослабленная спина, грудь вдавлена,
плечи свисают, лопатки выдаются, живот выпячен, голова наклонена
вперед?
a. плоской спине;
b. круглой спине;
c. сколиозу I степени.
9. Лордоз – это физиологический изгиб позвоночника:
a. вправо;
b. влево;
c. вперед;
d. назад.
10. Какой дефект осанки характеризуют следующие нарушения: таз сильно
наклонен вперед и смещен назад, грудной отдел позвоночника сглажен?
a. круглая _______спина;
b. плоская спина;
c. плосковогнутая спина;
d. кругло-вогнутая спина.
11. Сколиоз – это:
a. нарушение осанки в сагиттальной плоскости;
b. нарушение осанки во фронтальной плоскости;
c. заболевание, вызванное боковым искривлением позвоночника.
12. Наибольшую роль в изменении осанки играют:
a. плечевой пояс;
b. позвоночник и таз;
c. нижние конечности.
13. С физиологической точки зрения осанка – это:
a. основная стойка, при которой равновесие тела длительно удерживается без
значительного мышечного усилия;
b. правильное положение головы, формы позвоночного столба и грудной клетки, состояние плечевого пояса, верхних и нижних конечностей;
c. динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания.
14. Заболевание, характеризующееся понижением артериального давления
крови ниже значений 100/60 мм рт. ст., называется:
a. анемия;
b. артериальная гипертензия;
c. артериальная гипотензия.
15. Что не является противопоказанием к назначению ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?
a. острая стадия заболевания;
b. нарастание сердечной недостаточности;
c. осложнения со стороны других органов;
d. недостаточность кровообращения.
16. Признаком гипертонии является, когда артериальное давление:
a. выше 140/90 мм рт. ст.;
b. равно 120/80 мм рт. ст.;
c. ниже 100/70 мм рт. ст.
17. Какие из перечисленных упражнений противопоказаны при гипертонической болезни?
a. общеразвивающие упражнения;
b. упражнения с задержкой дыхания;
c. упражнения на развитие гибкости;
d. упражнения на расслабление.
18. Какая одышка характерна для сужения верхних дыхательных путей?
a. инспираторная (затруднен вдох);
b. экспираторная (затруднен выдох);
c. смешанная (затруднены обе фазы дыхания).
19. При понижении эластичности легочной ткани и сужении мелких бронхов наблюдается:
a. инспираторная одышка;
b. экспираторная одышка;
c. смешанная одышка.
20. Спланхоптоз, это:
a. опущение желудка;
b. опущение органов брюшной полости;
c. опущение кишечника.
21. Какой степени ожирения соответствует превышение должной массы тела на 50-100%?
a. I степени;
b. II степени;
c. III степени;
d. IV степени.
22. Что является противопоказанием к назначению ЛФК при сахарном
диабете?
a. дыхательная недостаточность;
b. сердечная недостаточность;
c. ишемическая болезнь сердца (III-IV функциональные классы).
23. Какой метод лечения не используется при травмах опорно-двига-
тельного аппарата?
a. фиксации и вытяжения;
b. операция;
c. интенсивной нагрузки.
24. Полное или частичное нарушение целостности кости, это:
a. перелом;
b. ушиб;
c. вывих.
25. Атрофия, это:
a. заболевание, характеризующееся снижением количества гемоглобина в
крови;
b. изменения функции ткани и уменьшение ее жизнеспособности;
c. уменьшение в объеме органов и тканей вследствие гибели клеточных и тканевых элементов.
26. При какой степени ожогов в толще эпидермиса образуются пузырьки с серозной жидкостью?
a. I степени;
b. II степени;
c. III степени;
d. IV степени.
27. Аутодермопластику применяют при лечении ожогов:
a. III А степени;
b. II степени;
c. III В и IV степени.
28. В классификации отморожений выделяют:
a. II степени;
b. V степеней;
c. III степени;
d. IV степени.
29. Детский церебральный паралич (ДЦП) является:
a. прогрессирующим заболеванием;
b. не прогрессирующим заболеванием;
c. медленно прогрессирующим.
30. В отечественной классификации ДЦП выделяют:
a. V форм заболевания;
b. IV формы заболевания;
c. III формы заболевания;
d. II формы заболевания.
31. Что из нижеследующего не является абсолютным противопоказанием к назначению массажа?
a. гангрена;
b. активная форма туберкулеза;
c. воспаление лимфатических сосудов и узлов;
d. злокачественные болезни крови.
32. Гигиеническая норма температуры воздуха в кабинете массажа:
a. 18-20оС;
b. 20-22оС;
c. 22-24оС;
d. 24-26оС.
33. Стандартная кушетка для массажа имеет длину:
a. 170-180 см;
b. 180-190 см;
c. 190-200 см;
d. 220 см.
34. Продолжительность общего массажа в среднем должна составлять:
a. 15-25 мин.;
b. 30-45 мин.;
c. 50-60 мин.;
d. 70-85 мин.
35. Сколько времени при общем массаже отводится на выполнение приема разминание?
a. 40%;
b. 50%;
c. 60%.
36. Сколько времени при общем массаже отводится на выполнение приема растирание?
a. 30%;
b. 40%;
c. 50%.
37. Вибрация, как прием массажа, это:
a. манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже;
b. манипуляции, при которых массирующая рука скользит по коже;
c. манипуляции, при которой массирующая рука передает телу массируемого
колебательные движения.
38. Растирание, как прием массажа, это:
a. манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее;
b. манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже, не смещая ее;
c. манипуляция, при которой массирующая рука передает телу пациента колебательные движения.
39. Как называется дополнительный прием растирания, выполняемый лучевым краем кисти с участием одной или обеих рук попеременно?
a. круговое;
b. спиралевидное;
c. пересекание;
d. пиление.
40. Штрихование, как дополнительный прием массажа, направлен на:
a. вибрацию;
b. растирание;
c. разминание.
41. Какой прием массажа выполняется на конечностях с ее фиксацией?
a. сотрясение;
b. встряхивание;
c. рубление.
42. Пиление и строгание – это дополнительные приемы:
a. разминания;
b. поглаживания;
c. растирания.
43. Какой вид массажа оказывает воздействие на костные поверхности и
надкостницу?
a. периостальный;
b. соединительнотканный;
c. точечный.
44. Какой вид массажа оказывает воздействие на подкожные ткани?
a. периостальный;
b. соединительнотканный;
c. точечный.
45. Основной физиологический эффект массажа поглаживанием:
a. нейроседативный;
b. релаксация;
c. стимулирующий;
d. периферическая вазогиперемия.
46. Основной физиологический эффект массажа растиранием:
a. нейроседативный;
b. релаксация;
c. стимулирующий;
d. периферическая вазогиперемия.
47. Основной физиологический эффект массажа разминанием:
a. нейроседативный;
b. релаксация;
c. стимулирующий;
d. периферическая вазогиперемия.
48. Основной физиологический эффект массажа вибрацией:
a. нейроседативный;
b. релаксация;
c. стимулирующий;
d. периферическая вазогиперемия.
в) Оценочные средства для итоговой аттестации
Вопросы к экзамену
-
Понятие о ЛФК и массаже.
-
Механизмы лечебного действия физических упражнений при различных формах патологии.
-
Краткая история развития ЛФК.
-
Краткая история развития массажа.
-
Общая характеристика и классификация физических упражнений (гимнастические упражнения).
-
Общая характеристика и классификация физических упражнений (идеомоторные, изометрические упражнения, упражнения на тренажерах, дозированные игры).
-
Общая характеристика и классификация физических упражнений (спортивно-прикладные упражнения и упражнения в посылке импульсов).
-
Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК.
-
Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.
-
Средства и формы проведения ЛФК.
-
Периоды ЛФК и режимы двигательной активности.
-
Показания, противопоказания и факторы риска в лечебной физкультуре.
-
Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.
-
Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК.
-
Временные нормы нагрузки лечебной культуры.
-
Квалификационная характеристика специалиста по лечебной физкультуре (общие знания, умения и навыки).
-
Гигиенические основы массажа. Массажный кабинет и его оборудование.
-
Гигиенические требования к массажисту и к пациенту.
-
Классификация, виды и формы массажа
-
Методы массажа.
-
Влияние массажа на кожу и нервную систему.
-
Влияние массажа на мышцы, суставы, связки, сухожилия.
-
Влияние массажа на кровеносную и лимфатическую системы.
-
Влияние массажа на дыхательную систему, обмен веществ и функцию выделения.
-
Действие массажа на функциональное состояние организма.
-
Показания и противопоказания к проведению массажа.
-
Методика проведения массажа.
-
Общая характеристика массажных приемов.
-
Физиологическое влияние приема поглаживания. Техника основных и вспомогательных приемов. Методические указания и ошибки при выполнении.
-
Физиологическое влияние приема растирание. Техника основных и вспомогательных приемов. Методические указания и ошибки при выполнении.
-
Физиологическое влияние приема разминание. Техника основных и вспомогательных приемов. Методические указания и ошибки при выполнении.
-
Физиологическое влияние приема вибрации. Техника основных и вспомогательных приемов. Методические указания ошибки при выполнении.
-
Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур.
-
Лечебный массаж.
-
Баночный массаж.
-
Медовый массаж.
-
Спортивный массаж.
-
Дозировка массажа.
-
Сегментарный массаж.
-
Точечный массаж.
-
Соединительнотканный массаж.
-
Периостальный массаж.
-
Техника и методические указания массажа головы.
-
Техника и методические указания массажа лица и шеи.
-
Техника и методические указания массажа верхних конечностей.
-
Техника и методические указания массажа нижних конечностей.
-
Техника и методические указания массажа спины.
-
Техника и методические указания массажа поясничной области и таза.
-
Техника и методические указания массажа груди.
-
Техника и методические указания массажа живота.
г) Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать своё время. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списка, но и познакомится с публикациями в периодических изданиях. Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчёта в форме реферата или конспекта. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях.
Методические рекомендации.
Написание реферата является
-
одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
-
одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.
Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.
Требования к содержанию автореферата:
-
материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
-
необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)
-
при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;
-
реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.
Структура реферата.
1. Начинается реферат с титульного листа.
2. За титульным листом следует Содержание. Содержание - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.
а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.
б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует «перегружать» текст.
в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые «высветились» в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4. Литература. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников. Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (см. Оформление Списка источников и литературы).
Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата.
Объем работы должен быть, как правило, не менее 12 и не более 20 страниц. Работа выполняется как в письменном, так и в машинописном варианте по выбору студента. Если выбор пал на печатный текст, то он выполняться через полуторный интервал 14 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.
Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
-
текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;
-
каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:
-
соответствие содержания выбранной теме;
-
отсутствие в тексте отступлений от темы;
-
соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;
-
умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;
-
умение логически мыслить;
-
культуру письменной речи;
-
умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
-
умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;
-
способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;
-
соблюдение объема работы;
-
аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.
Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.
Темы рефератов
-
Общие основы ЛФК. Комплексное патогенетическое функциональное лечение и лечебная физкультура.
-
Трудовая терапия.
-
Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
-
Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК.
-
Виды нагрузок, применяемых в трудовой терапии.
-
Системы и методы массажа.
-
Техника выполнения приемов массажа.
-
Последовательность приемов массажа и массируемых участков тела.
-
Использование мазей, гелей, кремов в тренировке и соревнованиях.
-
Разновидности и техника выполнения рефлекторно-сегментарного массажа.
-
Лечебное и профилактическое действие физических упражнений в занятиях со школьниками, относящимися к специальной медицинской группе.
Практикум
-
Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
-
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.
-
Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения.
-
Лечебная физкультура при заболеваниях желез внутренней секреции расстройствах обмена веществ.
-
Лечебная физкультура при некоторых заболеваниях системы крови, заболеваниях почек и мочевых путей.
-
Лечебная физкультура при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
-
Лечебная физкультура при хирургических заболеваниях и повреждениях органов грудной клетки и брюшной полости.
-
Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.
-
Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы.
-
Лечебная физкультура при психических заболеваниях и неврозах.
-
Лечебная физкультура при детских заболеваниях.
-
Лечебная физкультура в системе реабилитации больных с профессиональными заболеваниями.
-
Лечебная физкультура при различных профессиональных заболеваниях.
-
Подвижные игры в системе реабилитации детей.
-
Массаж различных частей тела.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «ЛФК и массаж».
Основная:
-
Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Уч.-мет. Пособие.- М., 2001.- 272 с.
-
Лечебная физическая культура и массаж [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост.,: Н. М. Царева, Т. А. Беспалова, С. С. Павленкович ; ред. Е. А. Спиридонова. - Электрон. текстовые дан. - Саратов, 2011. - 47 с
Дополнительная:
-
Васичкин, В.И. Справочник по массажу. - Л.: Медицина, 1991. - 192 с.
-
Вербов, А.Ф. Лечебный массаж. - М.: Селена, 1996. - 288 с.
-
Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. И. Дубровский, 2004. - 624 с.
-
Дубровский, В.И. Спортивный массаж. - М.: Изд-во “Шаг”, 1994. - 448 с.
-
Коренберг В. Б. Основы спортивной кинезиологии [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Коренберг, 2005. - 232 с.
-
Лечебная физическая культура: Учеб./ С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др.. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 416 с.
-
Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] : учебник / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин, 2002. - 384 с.
-
Погосян М. М. Лечебный массаж [Текст] : учеб. для вузов по спец. "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физ. культура)" / М. М. Погосян, 2002. - 528 с.
-
Попов, С. Н. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. для студ. высш. С. Н. Попова. – 6-е изд., стер. – М. : «Изд. центр «Академия», 2008. 416 с.
Интернет-ресурсы
-
www.ed.gov.ru - сайт Федерального агентства по образованию МОиН
-
http//dic.academic.ru – Словари и энциклопедии
-
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет
-
http://www.nlr.ru – Российская государственная библиотека
-
https:// orel.rsl/ru - Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Комплект научно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, читальный зал с возможностью доступа к современной справочной базе, доступ к сети Интернет, электронные ресурсы: электронный вариант лекций, анатомический атлас, приемы массажа, цифровые видеозаписи лечебного массажа, корригирующих упражнений и пр.; мультимедийный проектор; модель скелета человека; планшеты спинного мозга; планшеты мышц головы и шеи; планшеты мышц туловища человека; планшеты мышц верхних и нижних конечностей; модель торса человека; модель скелета человека; стол массажный, валики; специализированный зал с зеркалами; инвентарь: теннисные мячи, медболы, скакалки, обручи, гимнастические палки, гантели, коврики гимнастические и пр.; манометры, фонендоскопы.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Автор профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат социологических наук, доцент Е.А.Цыглдакова.
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности
от 13 июня 2013 года, протокол № 4.
Подписи:
Автор программы к.с.н., доцент Цыглакова Е.А.
Зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности к.м.н., доцент Тимушкина Н.В.
Декан факультета д.п.н., профессор Тимушкин А.В.
Заместитель директора по УМР к.ф.н., доцент Кудинова Е.П.
Поделитесь с Вашими друзьями: |