МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Биологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
___________________Е.Г. Елина
"__" __________________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
Интегративная биология
Модуль 1. «Интегративная ботаника»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Биология
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов,
2011
1. Цели освоения дисциплины.
Интеграция биологических и экологических знаний в систему жизненно необходимых знаний; формирование биоцентрического мировоззрения и современного представления о масштабах, путях решения и предотвращения экологически опасных ситуаций; выработка ситуационного опыта, экологически адекватного поведения; развитие системного, прогностического, ассоциативного мышления. Целью модуля 1. «Интегративная ботаника» является ознакомление студентов с наиболее общими закономерностями, присущими сообществам организмов; изучение закономерностей строения и распределения сообществ в зависимости от условий среды.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Цикл Б.3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах.
Дисциплина состоит из 6 модулей, модуль 1. «Интегративная ботаника» осваивается в 3 семестре.
Данный модуль логически и содержательно-методически связан с дисциплинами «Ботаника», «Зоология», «Экология».
Знания, полученные в ходе освоения данного модуля, необходимы для изучения дисциплины «Экология», «Теория эволюции» и подготовки выпускной квалификационной работы.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля Учение о биосфере и биоразнообразие Земли.
В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ПК-1, СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6, СК-7, СК-8.
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК-6);
способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-7);
способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие экологические закономерности взаимодействия растений с окружающей средой и основные пути и формы экологических адаптации, свойственные отдельным группам;
- понятия популяции и основные популяционные характеристики (структура, динамика, гомеостаз) и др. Хозяйственное, оздоровительное и культурно-эстетическое значение популяций отдельных видов.
- Лекарственные свойства растений, способы их заготовки;
- Биологические основы классификации растительного мира; основы систематики грибов, низших и высших растений.
- типы взаимоотношений между организмами в биоценозах, наиболее важные элементы структуры и динамики сообществ;
- понятие о биосферной организации жизни, проблемах ноосферы, роли экологического образования в развитии возможности человека управлять биосферой.
- основы гербарного дела. Правила сбора, сушки, монтировки и хранения гербарных образцов.
Уметь:
- Излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию.
- применять ботанические методы исследований (сбор, идентификация, описание) при решении типовых профессиональных задач.
Владеть:
- комплексом лабораторных и полевых методов исследований.
- навыками самостоятельной работы со специальной литературой.
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 34 зачетных единицы, 1224 часа. Трудоемкость модуля 1 «Интегративная ботаника» составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
4.1. Структура дисциплины.
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
практические
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Введение. Овощные, технические и лекарственные растения.
|
3
|
1
|
2
|
6
|
10
|
устный опрос
|
2
|
История применения лекарственных растений
|
3
|
2
|
2
|
4
|
20
|
устный опрос
|
3
|
История развития промысла лекарственных растений
|
3
|
3
|
2
|
4
|
30
|
устный опрос
|
4
|
Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья
|
3
|
4
|
2
|
4
|
10
|
устный опрос
|
5
|
Лекарственное растительное сырьё. Морфологические группы сырья.
|
3
|
5
|
2
|
6
|
100
|
устный опрос
|
6
|
Источники лекарственного растительного сырья.
|
3
|
6
|
2
|
6
|
8
|
устный опрос
|
7
|
Общие правила заготовки лекарственного растительного сырья.
|
3
|
7
|
2
|
6
|
|
устный опрос
|
8
|
Сроки сбора лекарственного растительного сырья
|
3
|
8
|
2
|
6
|
|
устный опрос
|
9
|
Обработка лекарственного растительного сырья
|
3
|
9-10
|
4
|
18
|
|
устный опрос
|
10
|
Хранение лекарственного растительного сырья
|
3
|
11
|
2
|
6
|
|
устный опрос
|
11
|
Влияние жизнедеятельности человека на лекарственные растения
|
3
|
12
|
2
|
6
|
|
устный опрос
|
12
|
Биологически активные вещества растений
|
3
|
13
|
2
|
6
|
|
устный опрос
|
13
|
Лекарственные средства. Лекарственные формы
|
3
|
14
|
2
|
6
|
2
|
устный опрос
|
14
|
Лекарственные растения
|
3
|
15-18
|
8
|
24
|
|
устный опрос
|
Всего:
|
36
|
108
|
180
|
зачёт
|
4.2. Содержание дисциплины.
Раздел 1. Введение. Овощные, технические и лекарственные растения. Знакомство с обширным миром растений и областями их использования человеком. Основные определения и ведущие признаки, позволяющие использовать растения в различных целях.
Раздел 2. История применения лекарственных растений. Знакомство с историей применения лекарственных растений в медицинских целях. Историческое развитие научных знаний о действии и применении лекарственных средств растительного происхождения и их роли в современном мире. Сведения о русских ученых, заложивших основу научных знаний о лекарственных растениях.
Раздел 3. История развития промысла лекарственных растений. Понятие о фармакогнозии. Основные этапы развития и организации заготовок лекарственного растительного сырья (ЛРС) в России. Информация о помясах и травниках, зелейных лавках и аптеках, аптечных огородах и аптечном приказе. Сведения о русской медицинской литературе - травниках, вертоградах, лечебниках. Понятие о фармакогнозии как прикладной науке, цель которой изучение и теоретическая систематизация объективных знаний о морфологии, анатомии, химическом составе и лечебных свойствах ЛРС растительного и животного происхождения, разработка методов его заготовки, хранения и стандартизации.
Раздел 4. Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья. Методологический подход к организации заготовительного процесса лекарственных растений. Описание необходимых сил и средств, практического опыта организации заготовки, оценка современного состояния организации работы по заготовке ЛРС. Представление об ареале, экологии и ресурсе лекарственного растения.
Раздел 5. Лекарственное растительное сырье. Морфологические группы сырья. Определение понятий «лекарственное растительное сырье» (ЛРС), «морфологическая группа сырья». Знакомство с нормативно-технической документацией, определяющей качество ЛРС. Теоретическое и практическое разделение ЛРС на морфологические группы: кора, цветки, листья, плоды, семена, трава, побеги, почки, корни, корневища, луковицы, клубни.
Раздел 6. Источники лекарственного растительного сырья. Дикорастущие и культивируемые растения. Образование научных названий лекарственных растений и получаемого из них ЛРС. Экологическая приуроченность лекарственных растений и принцип изучения местной флоры, с целью обнаружения местных лекарственных растений и конкретные методы, позволяющие оценить их ресурсы и возможность организации заготовок ЛРС в данной местности.
Раздел 7. Общие правила заготовки лекарственного растительного сырья. Общие особенности процесса заготовки ЛРС, включающего ряд последовательных этапов: сбор сырья, первичная обработка, сушка, приведение в стандартное состояние, упаковка и хранение. Зависимость качества конечного продукта от соблюдения общих правил заготовки отдельных морфологических групп сырья. Правила, гарантирующие воспроизводство лекарственных растений. Проблемы обеспечения и контроля качества собираемых частей растения.
Раздел 8. Сроки сбора лекарственного растительного сырья. Теоретическая основа влияния сроков сбора сырья на содержание биологически активных веществ и, соответственно качество ЛРС. Влияние природных условий и окружающей среды на содержание биологически активных веществ в лекарственных растениях.
Раздел 9. Обработка лекарственного растительного сырья. Первичная обработка лекарственного растительного сырья. Знакомство с ключевыми понятиями: примеси, органические и минеральные примеси, партия сырья. Основные операции по устранению дефектов сырья, вызванных неправильным сбором или появившихся в результате транспортировки сырья до заготовительного пункта или склада. Модуль включает практические способы повышения чистоты сырья: удаление ошибочно собранных частей растения; удаление частей растения изменивших свою естественную окраску, заплесневевших и других дефектных частей растения; удаление посторонних частей других растений, органических и минеральных примесей; составление более крупных, однородных партий сырья.
Сушка лекарственного растительного сырья. Основная задача процесса сушки, теоретическая основа процесса сушки ЛРС, влияние сушки на качество ЛРС. Различные виды сушки ЛРС, описание работ по оборудованию простейших сушилок и выполнению с их помощью процесса сушки ЛРС.
Раздел 10. Хранение лекарственного растительного сырья. Основные положения об условиях хранения ЛРС, которые должны обеспечить его неизменность, как по внешнему виду, так и по содержанию биологически активных веществ. Информация о факторах, оказывающих наиболее существенное влияние на качество сырья: температура, влажность воздуха, освещение, вентиляция и дезинсекция помещений, предназначенных для хранения ЛРС. Влияние свойств самого сырья на сроки его хранения.
Раздел 11. Влияние жизнедеятельности человека на лекарственные растения. Влияние антропогенных факторов на качество ЛРС. Экологические основы рационального природопользования, вопросы охраны растительных ресурсов и рациональное использование природных зарослей лекарственных растений. Последствия ведения массовой потребности в данных и причины, сдерживающие их развитие, источники данных для ГИС, вопросы поиска и каталогизации данных, а также их сбора, преобразования и интеграции.
Раздел 12. Биологически активные вещества растений. Общая характеристика основных групп биологически активных веществ (БАВ) лекарственных растений, которые определяют лечебное действие этих растений. Информация о действующих веществах лекарственных растений: углеводы, липиды, витамины, эфирные масла, горечи, сапонины, фенольные соединения, алкалоиды, сердечные гликозиды.
Раздел 13. Лекарственные средства и лекарственные формы. Приготовление лекарственных средств из растений. Определение понятий: лекарственное средство, лекарственная форма, фитотерапевтический препарат, галеновый препарат.
Раздел 14. Лекарственные растения. Лекарственные растения, сырье и лекарственные средства, содержащее биологически активные вещества, оказывающие преимущественно седативное действие.
Лекарственные растения, сырьё и лекарственные средства, содержащее биологически активные вещества, оказывающие преимущественно кардиотоническое, антиаритмическое, антигипертензивное и диуретическое действие.
Лекарственные растения и сырье и лекарственные средства, содержащее биологически активные вещества, оказывающие преимущественно противокашлевое, отхаркивающее и противопростудное действие.
Лекарственные растения и сырье и лекарственные средства, содержащее биологически активные вещества, оказывающие преимущественное воздействие на пищеварительный тракт и обмен веществ, на кровь, противомикробного и противопаразитарного, противовоспалительного действия.
5. Образовательные технологии
В образовательном процессе используются основные формы работы в виде лекций и практических занятий. На лекциях применяются мультимедийные презентации. Текущий контроль знаний организован в виде опросов и устных докладов. Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, интернет-ресурсы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, работу с литературой для подготовки устных докладов.
Вопросы для текущего контроля
Тема 1. Овощные, технические и лекарственные растения.
-
Разнообразие овощных, технических и лекарственных растений.
-
Использование человеком овощных растений.
-
Использование человеком технических и лекарственных растений.
Тема 2. История применения лекарственных растений.
-
Основные сведения о русских учёных, заложивших основу научных знаний о лекарственных растениях.
-
Историческое развитие научных знаний о действии и применении лекарственных средств растительного происхождения.
Тема 3. История развития промысла лекарственных растений.
-
Основные термины факмакогнозии.
-
Разнообразие медицинской литературы.
Тема 4. Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья.
-
Понятие об ареале, экологии и растительных ресурсах.
-
Способы организации заготовительного процесса.
Тема 5. Строение растения. Основные вегетативные и генеративные органы
-
Вегетативные органы растения: корень, побег; части побега - стебель, лист, почка.
-
Метаморфозы побега и корня.
-
Генеративные органы растения: цветок, плод, семя.
Тема 6. Методы ухода за культурными растениями.
-
Требования культурных растений к влаге, свету, почве.
-
Основные болезни культурных растений.
Тема 7. Методика заготовки морфологических групп сырья.
-
Морфологические группы лекарственного сырья.
-
Методика заготовки морфологических групп сырья.
Тема 8. Сбор лекарственного растительного сырья.
-
Методика заготовки отдельных морфологических групп сырья.
-
Сроки заготовки морфологических групп сырья.
Тема 9. Обработка лекарственного растительного сырья.
-
Гербаризация, сушка растений.
-
Оформление гербария. Гербарные этикетки.
Тема 10. Хранение лекарственного растительного сырья.
-
Организация мест хранения лекарственного растительного сырья.
-
Срок годности лекарственного растительного сырья.
Тема 11. Влияние деятельности человека на лекарственные растения.
-
Рациональная заготовка дикорастущего лекарственного растительного сырья.
Тема 12. Биологически активные вещества растений.
-
Основные группы биологически активных веществ растений.
-
Действующие вещества лекарственных растений.
Тема 13. Лекарственные средства, лекарственные формы.
-
Дать определения понятий: лекарственное средство, лекарственная форма, фитотерапевтический препарат, галеновый препарат.
-
Изготовление простейших лекарственных форм – настоев, отваров.
Тема 14. Разнообразие лекарственных растений.
-
Лекарственные растения влияющие на нервную систему.
-
Лекарственные растения влияющие на сердечно-сосудистую систему.
-
Лекарственные растения влияющие на органы дыхания.
-
Лекарственные растения влияющие на органы пищеварения.
Вопросы для промежуточной аттестации
-
Характерные признаки лекарственных растений, которые служат источниками получения лекарственных средств.
-
Части лекарственных растений, которые служат сырьём.
-
Сроки и способы заготовки, обработки, сушки и хранения лекарственного растительного сырья;
-
Простейшие агротехнические приемы выращивания культурных лекарственных растений.
-
Основное лечебное действие и применение лекарственных растений.
-
Основные биологически активные вещества растений.
-
Методы определения подлинности и качества лекарственного сырья.
-
Примеси к лекарственному растительному сырью.
-
Ядовитые растения, произрастающие в данной местности.
-
Способы приготовления лекарственных форм, предназначенных для оказания первой медицинской помощи и домашнего употребления лекарственных растений в лечебных целях.
-
Принципы организации индивидуальной трудовой деятельности.
-
Распознать лекарственные растения в различных фитоценозах.
-
Описать внешний вид лекарственного растительного сырья с использованием специальной терминологии.
-
Правила заготовки, обработки и сушку различных групп лекарственного сырья.
-
Правила хранения различных групп лекарственного сырья.
-
Правила выращивания лекарственные растения на приусадебном участке.
-
Правила поведения человека в окружающей среде.
-
Правила определения лекарственных растений.
-
Наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения.
-
Оценка подлинность и качества лекарственного растительного сырья по внешним признакам.
-
Изготовление лекарственных форм для домашнего употребления.
-
Простейшие рекомендации по применению лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
-
Куркин В.А., Бекишева Е.В., Куркина Т.В. Этимология названий лекарственных растений. - Москва, Самара: СамГМУ, 2000. - 43 с.
-
Куркин В.А., Новодранова В.Ф., Куркина Т.В. Иллюстрированный словарь терминов и понятий в фармакогнозии. - Москва, Самара: Перспектива, СамГМУ, 2002. - 188 с.
-
Лекарственные растения Государственной фармакопеи / Под ред. И.А.Самылиной и В.А.Северцева. - М.: «АНМИ», 2001. – 488 с.
б) дополнительная литература:
-
Еленевский А.Г., Буланый Ю.И., Радыгина В.И. Определитель сосудистых растений Саратовской области. – Саратов: Изд-во "ИП Баженов", 2009. – 248 с.
-
Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия: Учебник для студентов фармацевтических вузов. - М.: Медицина, 2002. – 656 с.
-
Пути использования лекарственного растительного сырья и его стандартизация / И.А. Самылина, И.А. Баландина // Фармация: Научно-практический журнал, 2004. № 2. - С. 39-41.
-
Соколов С.Я. Фитотерапия и фитофармакология. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000. - 976 с.
-
Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В. Фармакогнозия: Учебник. - М.: Медицина, 2003. - 480 с.
-
Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения: Учеб. пособие / Под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 407 с.
8. Материально-техническое обеспечение модуля.
-
Мультимедийный проектор и ноутбук
-
Слайды.
-
географические карты, гербарные образцы
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 Педагогическое образование.
Авторы:
Доцент кафедры ботаники и экологии, д.б.н. ______________ Ю.И. Буланый
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники и экологии биологического факультета СГУ от 28 февраля 2011 года, протокол № 8.
Подписи:
Зав. кафедрой ботаники и экологии
д.б.н., профессор ______________ В.А. Болдырев
Декан биологического факультета
д.б.н., профессор ______________ Г.В. Шляхтин
Поделитесь с Вашими друзьями: |