МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Балашовский институт (филиал)
Факультет естественно-научного и педагогического образования
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БИ СГУ
доцент А.В. Шатилова
_______________
«____» __________ 20____ г.
Рабочая программа дисциплины
Специальная психология
Направление подготовки
050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Балашов
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Цели освоения учебной дисциплины
|
3
|
2.
|
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
|
3
|
3.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
3
|
4.
|
Структура и содержание учебной дисциплины
|
4
|
5.
|
Образовательные технологии
|
7
|
6.
7.
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
|
8
17
|
8.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
20
|
9.
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
21
|
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов профессиональных компетенций в области психологии лиц с ОВЗ.
2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы
Дисциплина «Специальная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3 Б.4).
Базовыми для изучения дисциплины «Специальная психология» являются дисциплины: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Медико-биологические основы дефектологии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла
3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
-
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
-
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
-
готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4).
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
теорию и историю специальной психологии;
-
теоретические основы психологии развития лиц с ОВЗ;
-
методы изучения психики лиц с ОВЗ;
-
систему психологической помощи; принципы психологического изучения лиц с ОВЗ.
уметь:
-
осуществлять психологическое изучение лиц с ОВЗ;
-
выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии;
-
определять диагностические и прогностические показатели психического развития лиц с ОВЗ.
владеть:
-
конкретными методиками психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;
-
определением содержания психологического обследования лиц с ОВЗ;
-
навыками психологического сопровождения лиц с ОВЗ;
-
навыками оказания психологической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.
4. Содержание и структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них:
- по заочной форме обучения 12 часов аудиторной работы (6 часов лекций, 6 часов практических занятий), 56 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 5-6 семестре, ее освоение заканчивается контрольной работой (6 семестр) и зачётом (6 семестр).
Заочная форма обучения
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Практические
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Научно-теоретические основы специальной психологии
|
5
|
1
|
1
|
1
|
16
|
Реферат №1
|
2
|
Типы нарушений психического развития
|
5
|
2
|
1
|
1
|
16
|
Тестирование
|
3
|
Психология детей с интеллектуальными нарушениями
|
6
|
1
|
2
|
|
8
|
Контрольная работа №1
|
4
|
Психология детей с сенсорными нарушениями
|
6
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Контрольная работа №2
|
5
|
Психологическое изучение детей с нарушениями развития
|
6
|
3
|
|
2
|
8
|
диагностическая программа
зачёт
|
Содержание дисциплины
Научно-теоретические основы специальной психологии
Определение специальной психологии. Предмет, объект, задачи и методы специальной психологии. Принципы специальной психологии. Межпредметные связи специальной психологии с другими науками.
Теоретические истоки специальной психологии. Роль Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Теории компенсации. Дефект и компенсация. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Взаимосвязь предметов специальной и общей психологии развития с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Современное состояние специальной психологии в России.
Типы нарушений психического развития
Понятие об аномальном развитии. Современные теории развития. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития Критерии периодизации психического развития ребенка. Понятия «норма» и «патология» в психическом и личностном развитии человека. Основные подходы к пониманию норма-патология. Виды и типы дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.
Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации: В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза: стойкое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
Психология детей с интеллектуальными нарушениями
Психология умственно отсталого ребенка: понятие, причины, классификации. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребёнка: восприятие, речь, внимания, памяти, мышления. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребёнка
Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР):понятие, причины, классификации. Особенности развития познавательной сферы детей ЗПР: восприятие, речь, внимания, памяти, мышления. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
Психология детей с сенсорными нарушениями
Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа: психология детей с нарушениями слуха, психология детей с нарушениями зрения.
Психология детей с нарушениями речи (логопсихология): определение, причины, классификации. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР: восприятие, речь, внимания, памяти, мышления. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: понятие, классификации. Характеристика психологического развития.
Психологическое изучение детей с нарушениями развития
Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики). Психологическое изучение детей с различными видами дизонтогенеза. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями
Психологическое обследование детей с проблемами в развитии. Технология психологического обследования. Психодиагностика в сфере специального образования. Деятельность ПМПК, состав, основные направления деятельности.
5. Образовательные технологии
В целях реализация компетентностного подхода в учебном процессе используются следующие образовательные технологии:
-
традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой;
-
технология проблемного обучения: в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование);
-
интерактивные образовательные технологии: технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии, технология портфолио, технологии интерактивных лекций; технологии игрового обучения; технология современного проектного обучения;
-
информационные технологии: использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы); составление и редактирование текстов при помощи текстовых редакторов; создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.
В целях обеспечения возможности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптивные технологии: технология тьюторского сопровождения; технологии инклюзивного, разноуровневого и адаптивного обучения; технология определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов, технологии компьютерного обучения.
Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями специального образования, планируются мастер-классы экспертов и специалистов коррекционных образовательных учреждений.
6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов по дисциплине
Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение терминологического словаря и методической папки дефектолога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий.
К самостоятельной работе студентов относится: детальная проработка лекций, учебной литературы, разработка диагностических программ, электронных презентаций, выполнение практических заданий и контрольных работ.
Раздел 1. Научно-теоретические основы специальной психологии
Самостоятельная работа по изучению научно- теоретических основ специальной психологии ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых понятий специальной психологии; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.
Вопросы и практические задания:
-
В чем состоят трудности определения предметного содержания специальной психологии?
-
Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей?
-
Каковы основные задачи специальной психологии?
-
В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?
-
С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? Чем определяются эти связи?
-
Предметное содержание специальной психологии и ее отраслевая структура.
-
Сходства и различия предметного содержания специальной и клинической психологии.
-
Значение специальной психологии для построения общепсихологической теории сознания.
-
В чем особенности метода наблюдения в специальной психологии?
-
Охарактеризируйте особенности организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.
-
Что представляет собой анамнестический метод, и какова его роль в исследовании детей с отклонениями в развитии?
-
В чем состоят достоинства формирующего эксперимента?
-
Каковы основные принципы проведения исследований в специальной психологии?
-
В чем состоят ограничения использования тестов в специальной психологии?
-
Что представляют собой компенсаторные процессы?
-
Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
-
Сопоставьте понятия «компенсация» и «коррекция».
-
В чем состоит сущность таких понятий как «декомпенсация» и «псевдокомпенсация»?
-
Что представляет собой процесс реабилитации?
-
Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».
Раздел 2. Типы нарушений психического развития
Самостоятельная работа по изучению типов нарушения психического развития ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых понятий специальной психологии; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.
Вопросы и практические задания:
-
Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?
-
Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?
-
Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
-
Каковы возможные принципы построения классификаций нарушенного развития?
-
В чем отличие теоретических классификаций от эмпирических?
-
Охарактеризуйте новые классификации отклонений в развитии.
-
Охарактеризуйте основные параметры дизонтогенеза.
-
Какие психические функции чаще подвергаются повреждению, а какие — недоразвитию? Почему?
-
Какова роль фактора хроногенности в возникновении отклонений в развитии?
-
Что представляют собой первичные нарушения?
-
Какова природа вторичных отклонений?
-
Охарактеризуйте особенности взаимосвязей первичных и вторичных нарушений.
-
Из каких элементов складывается профиль нарушенного развития?
-
Каковы основные положения культурально-релятивно го подхода?
-
В чем достоинства и недостатки гуманистического под хода к решению проблемы «норма — патология»?
-
В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
-
Каковы основные параметры дизонтогенеза?
Раздел 3. Психология детей с интеллектуальными нарушениями
Главное в этом разделе— показать специфику психического развития умственно отсталых детей. При этом нужно иметь в виду определение таких основополагающих понятий, как «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция», причины их возникновения, а также характеристику степеней умственной отсталости и ЗПР. Важно уяснить не только содержание понятий, но и сопоставить качественную характеристику снижения интеллекта (Россия) с количественной (зарубежные страны). Самостоятельная работа по изучению психического развития детей с интеллектуальными нарушениями ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых понятий специальной психологии; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.
Вопросы и практические задания:
-
Дайте определение умственной отсталости.
-
Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?
-
Каковы различия в клинической картине между олигофренией и деменцией?
-
Дайте психологическую характеристику детям с дебильностью, имбецильностью и идиотией.
-
Как соотносятся классификация степеней умственной отсталости Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения 10 пересмотра?
-
Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым лицам в разные периоды его развития.
-
Какова современная социальная политика в отношении умственно отсталых лиц?
-
Перечислите актуальные проблемы диагностики и коррекции умственно отсталых детей.
-
Каким образом в России оказывается психологическая помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?
-
В каком состоянии находится зарубежная практика психологического сопровождения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?
-
Назовите причины школьной неуспеваемости детей.
-
Дайте характеристику инфантилизму как клинической форме ЗПР.
-
Приведите классификацию инфантилизма по Г. Е. Сухаревой и по М. С. Певзнеру.
-
Перечислите особенности психики детей с ЗПР.
-
Дайте характеристику разных групп детей с ЗПР.
-
Разработайте психодиагностическую программу оценки психического развития детей с ЗПР.
-
Подберите диагностики, исследующие готовность детей к школе.
-
Составьте психологическую характеристик у на ребёнка с ЗПР.
Раздел 4. Психология детей с сенсорными нарушениями
Самостоятельная работа по изучению психического развития детей с сенсорными нарушениями ориентирована на решение следующих задач: закрепление базовых понятий специальной психологии; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.
Вопросы и практические задания:
-
Каковы задачи сурдопсихологии?
-
Как соотносятся задачи тифлопсихологии?
-
Назовите причины нарушения зрения и слуха. Каковы критерии их выделения?
-
Охарактеризуйте общие и специальные закономерности психического развития детей с нарушениями слухового и зрительного анализаторов.
-
На какие особенности поведения детей следует обращать внимание, если у них предполагается нарушение слуха или зрения?
-
Каковы основные направления реабилитационной работы с детьми с данными нарушениями?
-
Каковы роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих и в компенсации отклонений, связанных с нарушениями зрения?
-
Какие группы нарушений речи выделил М. Е. Хватцев?
-
Дайте характеристику основных этапов развития речи детей по А. А. Леонтьеву.
-
Какие нарушения речи входят в состав клинико-педагогической классификации?
-
Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных в психолого - педагогической классификации.
-
Предмет, задачи и методы логопсихологии.
-
Основные пути психокоррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
-
Какие элементы психотерапии может использовать в своей работе логопед?
-
Составьте психологическую характеристику на ребенка с нарушением речи.
-
Проведите диагностику детей с сенсорными нарушениями.
Раздел 5. Психологическое изучение детей с нарушениями развития
Самостоятельная работа по психологическому изучению детей с ОВЗ ориентирована на решение следующих задач: овладение диагностическим материалом; формирование навыков диагностической работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов.
Вопросы и практические задания:
-
Какие основные цели психологического изучения детей с ОВЗ.
-
Какие возрастные особенности необходимо учитывать при составлении программы психологического обследования?
-
Каковы принципы использования психодиагностических методик?
-
Какие методы используются при психологическом изучении детей с ОВЗ?
-
Поберите методики для психологического изучения детей с сенсорными нарушениями?
-
Сформулируйте основные требования к составлению психологического заключения.
-
Какие качественные параметры используются при оценке результатов психологического обследования детей?
-
Подберите методики для исследования моторики детей
-
Подберите методики для исследования познавательной деятельности детей.
-
Подберите методики для исследования эмоционально-личностного развития детей.
-
Подберите методики для исследования речевого развития детей.
Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине
Текущий контроль.
Формы контроля: тестирование, контрольные работы.
Итоговый контроль.
Формы контроля: зачёт
Тематика рефератов
-
Содержание основных принципов психологических исследований лиц с отклонениями в развитии.
-
Психологический диагноз, его структура и основные характеристики.
-
Метод эксперимента, его формы, возможности и ограничения применения в специальной психологии.
-
Количественный и качественные подходы в психологических исследованиях детей с ограниченными возможностями.
-
Возможности использования тестовых технологий в процессе психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
-
Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.
-
Культурно-историческая теория психического развития Л. С. Выготского и современная специальная психология.
-
Обыденное сознание и исторические изменения отношения общества к инвалидам.
-
Социальные и биологические подходы понимания сущности нарушенного развития в истории специальной психологии.
-
Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в истории становления специальной психологии.
-
Наследственные формы нарушений в психическом развитии.
-
Социальные факторы нарушений в психическом развитии.
-
Принцип детерминизма и его значение в понимании причин возникновения отклонений в психическом развитии
-
Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития.
-
Соотношение распада и развития психики.
-
Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ.
-
Роль биологических и социальных факторов в возникновении системных отклонений.
-
Роль гетерохронности и хроногенности в возникновении системных отклонений в психическом развитии.
-
Семейное воспитание и системные отклонения в психическом развитии особого ребенка.
-
Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием.
-
Влияние внутрисемейных отношений па развитие личности детей с особыми потребностями.
-
Особенности организации предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития.
-
Состояние высших психических функций у детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы.
-
Клинически е формы олигофрении.
-
Познавательное развитие детей с ЗПР.
-
Диагностик а готовности к школе детей с ЗПР.
-
Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слухового анализатора.
-
Развитие и использование остаточного зрения.
-
Современная теория компенсации слепоты.
-
Влияние слепоты и слабовидения на развитие эмоционально-волевой сферы.
-
Восприятие и ощущения у детей с нарушенным слухом.
-
Условия овладения речью глухими детьми.
-
Специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.
-
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение общения со сверстниками.
-
Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения.
-
Создание системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
-
Возможные способы организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.
-
Социальная защита детей с отклонениями в развитии.
-
Раннее выявление и специальная помощь детям с отклонениями в развилин.
-
Диагностика интеллектуального развития детей с ОВЗ.
Тематика контрольных работ
1. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей.
2. Психология умственно отсталых детей.
3. Диагностика ЗПР.
4. Особенности познавательного развития детей с ЗПР.
5. Подготовка к школе детей с ЗПР.
6.Коррекция познавательного развития детей с ЗПР.
7. Коррекция эмоционального развития детей с ЗПР.
8. Консультирование родителей детей с ЗПР.
9. Тренинговая работа с подростками с ЗПР.
10. Психология детей с речевыми нарушениями.
11.Современные методы психологической коррекции и консультирования детей.
12. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ.
Демо-версия вопросов теста
Умственная отсталость по классификации В. В. Лебединского относится к такому виду дизонтогенеза, как …
1) психическое недоразвитие
2) поврежденное психическое развитие
3) дефицитарное развитие
4) искаженное развитие
Задержка психического развития по классификации В. В. Лебединского относится к такому виду дизонтогенеза, как:
1) задержанное развитие
2) дисгармоническое развитие
3) искаженное развитие
4) поврежденное развитие
Преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития с помощью различных психолого-педагогических воздействий называется:
1) коррекцией
2) компенсацией
3) реабилитацией
4) адаптацией
Стойкое необратимое недоразвитие преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период, называется …
-
задержкой психического развития
-
деменцией
-
умственной отсталостью
-
общим недоразвитием речи
В классификации категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья по локализации нарушения, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития относятся к группе детей с: .
-
Комплексными нарушениями
-
Сенсорными нарушениями
-
Речевыми нарушениями
-
Интеллектуальными нарушениями
В специальное (коррекционное) учреждение VII вида зачисляются дети с …
-
нарушением слуха
-
нарушением опорно-двигательного аппарата
-
умственной отсталостью
-
задержкой психического развития
Слабоумие, приобретенное вследствие органического поражения мозга после периода нормального развития ребенка (после 3-х лет) называется …
-
олигофренией
-
афазией
-
психопатией
-
деменцией
Умственно отсталые школьники обучаются в специальной коррекционной школе:
-
V вида
-
VIII вида
-
III вида
-
II вида
К непрогредиентной форме умственной отсталости относится:
-
шизофрения
-
эпилепсия
-
деменция
-
олигофрения
Контрольные вопросы к зачёту
-
Задачи специальной психологии
-
Специальная психология в системе наук о человеке.
-
Методологическая и научно-теоретическая основа специальной психологии (научные основания).
-
Методы специальной психологии.
Основные понятия специальной психологии -
Теории компенсации
-
Основные отрасли специальной психологии
-
Основные категории детей с отклонениями в развитии
-
Этиология отклоняющегося развития.
-
Структура отклоняющегося развития.
-
Теория аномального развития Л.С.Выготского
-
Социализация ребёнка с отклоняющимся развитием.
-
Психический дизонтогенез
-
Типы нарушений психического развития
-
Психологические проблемы построения методов специального обучения.
-
Психологическое обучение компенсаторного обучения.
-
О специфике организации процедуры исследования и коррекции в специальной психологии.
-
Принципы построения программы исследования и коррекции в специальной психологии.
-
Коррекционная работа с аномальными детьми
-
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
-
Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
-
Психологическое изучение детей с нарушениями слуха.
-
Психологическое изучение детей с нарушениями зрения.
-
Психологическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
-
Психологическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с РДА).
-
Психологическое изучение детей с комбинированными нарушениями.
-
Модели специальной психологической помощи.
-
Этика психологической помощи.
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
1.Календарно-тематический план изучения дисциплины:
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Практические
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Научно-теоретические основы специальной психологии
|
5
|
1
|
1
|
1
|
16
|
Реферат №1
|
2
|
Типы нарушений психического развития
|
5
|
2
|
1
|
1
|
16
|
Тестирование
|
3
|
Психология детей с интеллектуальными нарушениями
|
6
|
1
|
2
|
|
8
|
Контрольная работа №1
|
4
|
Психология детей с сенсорными нарушениями
|
6
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Контрольная работа №2
|
5
|
Психологическое изучение детей с нарушениями развития
|
6
|
3
|
|
2
|
8
|
диагностическая программа
зачёт
|
2.Учебный рейтинг по дисциплине «Специальная психология».
Таблица 1. максимальных баллов по видам учебной деятельности.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Семестр
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
Автоматизирован-ное тестирование
|
Другие виды учебной деятельности
|
Промежуточная аттестация
|
Итого
|
5
|
2
|
0
|
2
|
26
|
0
|
0
|
0
|
30
|
6
|
4
|
0
|
4
|
22
|
0
|
0
|
40
|
70
|
Итого
|
6
|
0
|
6
|
48
|
0
|
0
|
40
|
100
|
Программа оценивания учебной деятельности студента
5 семестр
Лекции
Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 2 баллов.
Лабораторные занятия
Не предусмотрено
Практические занятия
Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 2 баллов.
Самостоятельная работа
Тестирование(от 0 до 16 баллов).
Реферат №1 (от 0 до 10 баллов).
Автоматизированное тестирование
Не предусмотрено
Дополнительно
Не предусмотрено
Промежуточная аттестация
Не предусмотрено
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за первый семестр по дисциплине «Специальная психология» составляет 30 баллов.
6 семестр
Лекции
Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 4 баллов.
Лабораторные занятия
Не предусмотрено
Практические занятия
Посещаемость, опрос, активность и др. – от 0 до 4 баллов.
Самостоятельная работа
Контрольная работа №1 (от 0 до 5 баллов).
Контрольная работа №2 (от 0 до 5 баллов).
Диагностическая программа (от 0 до 12 баллов).
Автоматизированное тестирование
Не предусмотрено
Дополнительно
Не предусмотрено
Промежуточная аттестация
31-40 баллов – ответ на «отлично»
21-30 баллов – ответ на «хорошо»
11-20 баллов – ответ на «удовлетворительно»
0-10 баллов – ответ на «неудовлетворительно»
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за второй семестр по дисциплине «Специальная психология» составляет 70 баллов.
Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины в течение двух семестров - 100 баллов.
Таблица 2. Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Специальная психология» в оценку (зачет):
50 баллов и более
|
«зачтено» (при недифференцированной оценке)
|
меньше 50 баллов
|
«незачтено»
| 8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
Литература по курсу
Основная литература -
Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]. М. : Флинта, 2010. 376 с.URL: https://ibooks.ru/Загл. с экрана. Яз.рус
Дополнительная литература -
Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского ; сост. Е. В. Павлова. - Саратов : [б. и.], 2006. – 59 с. - URL: https://library.sgu.ru/Загл. с экрана. Яз.рус
-
Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой –М.:Академия, 2008. - 480 с.
-
Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. : В. И. Лубовского–М.:Академия, 2007. - 465 с.
-
Шипилова Е. В. Основы логопсихологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Шипилова –М.:Академия, 2007. - 224 с.
Интернет-ресурсы
https://webcenter.ru/~scdl/Информационная система «Особый ребёнок»
https://www.specialneeds.ru/Дети с особенностями развития
https://www.osoboedetstvo.ru/ Особое детство
https://институт-коррекционной-педагогики.рф//Официальный сайт коррекционной педагогики РАО
https://www.defectolog.ru/ Дефектолог
https://www.otrok.ru - трудные дети
https://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий.
https://children-psy.ru/ - Центр детской нейропсихологии
https://childpsy.ru/ - Детский психолог
https://cpprk.reability.ru/ Детская личность. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
https://www.kidsolr.com/specialeducation/ - Коррекционная педагогика
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской.
-
Комплект проекционного мультимедийного оборудования.
-
Компьютерный класс с доступом к сети Интернет.
-
Библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.
-
Оборудование для аудио- и видеозаписи.
-
Офисная оргтехника.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050700 «Специальное( дефектологическое) образование» и профилю подготовки «Логопедия»
Программа одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии от 29 августа 2011 года, протокол № 1.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
Программа актуализирована и одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии от 5 ноября 2014 года, протокол № 4.
Подписи:
Автор программы ____________________к.п.н., доцент Фадина Г. В.
Зав.кафедрой ДПиП _________________к.п.н., доцент Казанкова Е. А.
Декан факультета естественно - научного
и педагогического образования ________к.с/х.н., доцент ЗанинаМ. А.
(факультет, где разрабатывалась программа)
Декан факультета естественно - научного
и педагогического образования ________к.с/х.н., доцент ЗанинаМ. А.
(факультет, где реализуется программа)
Поделитесь с Вашими друзьями: |