МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Балашовский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Директор БИ СГУ
доцент А.В.Шатилова
___________________________
"22" октября 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
Диагностика и коррекция межличностных отношений младших школьников
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогика и методика начального образования
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная и заочная
Балашов
2014Содержание:
1.
|
Цели освоения учебной дисциплины
|
3
|
2.
|
Место учебной дисциплины в структуре ООП
|
3
|
3.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
3
|
4.
|
Структура и содержание учебной дисциплины
|
4
|
5.
|
Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины
|
12
|
6.
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
13
|
7
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
21
|
8
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
22
|
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Педагогическая диагностика младших школьников» являются овладение студентами научно-теоретическими знаниями и практическими навыками использования методов психолого-педагогической диагностики и психологической поддержки; формирование и развитие у студентов профессиональной компетентности в области решения задач психолого-педагогической работы, связанных с познанием, пониманием и объяснением разнообразных психологических особенностей людей.
Задачи освоения дисциплины «Педагогическая диагностика младших школьников»:
- освоить ключевые положения и проблематику современной психолого-педагогической диагностики, а также пересекающихся с проблемами курса дисциплин;
- формировать и совершенствовать практические умения и навыки психолого-педагогического диагностирования, направленного на выявление разнообразных особенностей личности испытуемого;
- ознакомить с основными направлениями, теоретическими и практическими основами организации психологической помощи.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Педагогическая диагностика младших школьников» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В17).
В программе курса «Педагогическая диагностика младших школьников» реализуются межпредметные связи с различными науками: педагогикой, психологией, педагогикой начального образования.
Освоение дисциплины «Педагогическая диагностика в начальной школе» обеспечивает способность будущего педагога самостоятельно выбирать и эффективно применять наиболее адекватные для конкретной ситуации психодиагностические методики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Профессиональными:
в области культурно-просветительской деятельности:
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
Общекультурными (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые
-
философские проблемы (ОК-2);
-
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
Общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
-
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
систему основных понятий психопеддиагностики;
-
базовые психолого-педагогические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины;
-
основные принципы построения психодиагностических методов;
-
специфику диагностической работы с разными возрастными группами;
-
принципы организации и функционирования психологической службы в общеобразовательных и коррекционных учреждениях;
-
содержание психопрофилактической, консультативной, психокоррекционной работы;
-
научную и методическую литературу по проблемам психодиагностики.
Уметь:
-
осуществлять психодиагностическое обеспечение процесса обучения и воспитания и адекватно использовать результаты;
-
соотносить и сравнивать полученные результаты с какой-либо точкой отсчета и между собой;
-
разрабатывать психодиагностические программы по практическому запросу.
Владеть:
-
навыками изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека;
-
навыками использования правил проведения обследования;
-
различными способами обработки и интерпретации результатов;
-
навыками применения этических норм психодиагностической работы.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них:
-
очная форма обучения: аудиторной работы – 72 часа: лекций – 28 часов, практических занятий – 44 часов, самостоятельной работы – 108 часов. Дисциплина изучается в 7 и 8 семестрах, ее освоение заканчивается – в 7 семестре зачетом, 8 семестре - экзаменом.
-
заочная форма обучения: аудиторной работы – 28 часов: лекций – 12 часов, практических занятий – 16 часов, самостоятельной работы – 175 часов. Дисциплина изучается в 7, 8 и 9 семестрах, ее освоение заканчивается в 8 семестре – зачетом, в 9 семестре - экзаменом.
Очная форма обучения
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя
семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Л
|
Практ. / Из них проводимых в интерактивной форме
|
СР
|
1
|
Раздел 1.Введение в педагогическую диагностику
|
7
|
1-5
|
22
|
6
|
6
|
10
|
|
|
Тема 1.Предмет, объект и задачи педагогической диагностики
|
7
|
1 - 2
|
|
2
|
2
|
|
Терминологический диктант
|
|
Тема2.История психолого-педагогической диагностики
|
7
|
3 - 4
|
|
-
|
2
|
|
Участие в практических занятиях,
|
|
Тема 3. Психолого-педагогические методы.
|
7
|
5 - 6
|
|
|
2
|
|
Реферат
|
|
Тема4.Психолого-педагогический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психолого-педагогический прогноз
|
7
|
7 - 8
|
|
2
|
2 / 2
|
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема5. Методология диагностики: понятие методики, теста. Функции методик и тестов.
|
7
|
9 - 10
|
|
-
|
2
|
|
Контрольная работа
|
2
|
Раздел 2. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Надежность и точность психодиагностических измерений
|
7
|
11 - 12
|
|
2
|
2
|
|
Терминологический диктант
|
|
Тема2.Валидность психодиагностических измерений
|
7
|
13
|
|
2
|
2
|
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема3.Достоверность психодиагностических измерений
|
7
|
14
|
|
2
|
2
|
|
Блиц-опрос
|
|
Тема4. Дискриминативность и репрезентативность
|
7
|
15
|
|
-
|
2
|
|
Контрольная работа
|
|
Тема5.Стандартизированные и нестандартизированные психолого-педагогические диагностические методики
|
7
|
16
|
|
2
|
2 / 2
|
|
Реферат
|
|
Тема6. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы
|
7
|
17
|
|
-
|
2
|
|
Терминологический диктант
|
|
Тема7.Понятие признака. Связи признаков.Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала
|
7
|
18
|
|
2
|
2
|
|
Выполнение практических заданий
|
|
Итого
|
|
|
|
14
|
22
|
|
|
3
|
Раздел 3.
Профессионально-этические нормы работы педагога-психолога
|
8
|
1 - 18
|
|
14
|
22
|
108
|
|
|
Тема1.Этические нормы в психодиагностике
|
8
|
1 - 5
|
|
6
|
6
|
40
|
Блиц-опрос
|
|
Тема2.Планирование психолого-педагогической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач
|
8
|
6 - 12
|
|
4
|
8 / 4
|
40
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема3.Принципы профессионально-этического стандарта
|
8
|
13 - 18
|
|
4
|
8
|
28
|
Тестирование
|
|
Итого:
|
|
|
|
14
28
|
22
44 / 10
|
108
108
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя
семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Примерные формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Всего
|
Л
|
Практ. / Из них проводимых в интерактивной форме
|
СР
|
1
|
Раздел 1.Введение в педагогическую диагностику
|
7
|
1-2
|
|
2
|
2
|
32
|
|
|
Тема 1.Предмет, объект и задачи педагогической диагностики
|
7
|
1
|
|
2
|
-
|
6
|
Терминологический диктант
|
|
Тема2.История психолого-педагогической диагностики
|
7
|
1
|
|
-
|
-
|
8
|
Участие в практических занятиях,
|
|
Тема 3. Психолого-педагогические методы.
|
7
|
2
|
|
-
|
2 / 2
|
6
|
Реферат
|
|
Тема4.Психолого-педагогический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психолого-педагогический прогноз
|
7
|
2
|
|
-
|
-
|
6
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема5. Методология диагностики: понятие методики, теста. Функции методик и тестов.
|
7
|
2
|
|
-
|
-
|
6
|
Контрольная работа
|
2
|
Раздел 2. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность
|
|
|
|
2
|
2
|
28
|
|
|
Тема 1. Надежность и точность психодиагностических измерений
|
8
|
1
|
|
2
|
-
|
|
Терминологический диктант
|
|
Тема2.Валидность психодиагностических измерений
|
8
|
1
|
|
-
|
|
6
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема3.Достоверность психодиагностических измерений
|
8
|
1
|
|
-
|
-
|
6
|
Блиц-опрос
|
|
Тема4. Дискриминативность и репрезентативность
|
8
|
2
|
|
-
|
-
|
4
|
Контрольная работа
|
|
Тема5.Стандартизированные и нестандартизированные психолого-педагогические диагностические методики
|
8
|
2
|
|
|
-
|
6
|
Реферат
|
|
Тема6. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы
|
8
|
2
|
|
-
|
-
|
4
|
Терминологический диктант
|
|
Тема7.Понятие признака.Связи признаков.Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала
|
8
|
2
|
|
-
|
2
|
2
|
Выполнение практических заданий
|
3
|
Раздел 3.
Профессионально-этические нормы работы педагога-психолога
|
9
|
|
|
8
|
12
|
115
|
|
|
Тема1.Этические нормы в психодиагностике
|
9
|
1
|
|
4
|
4
|
25
|
Блиц-опрос
|
|
Тема2.Планирование психолого-педагогической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач
|
9
|
2
|
|
2
|
4/ 2
|
40
|
Выполнение практических заданий
|
|
Тема3.Принципы профессионально-этического стандарта
|
9
|
3
|
|
2
|
|
50
|
Тестирование
|
|
Всего:
|
|
|
|
6
|
16 \ 4
|
115
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |