Педиатрия как наука о здоровом ребенке. Основные этапы развития и становления педиатрии в нашей стране. Роль С.Ф. Хотовитцкого, Н.А. Тольского, Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса в развитии отечественной педиатрии. Казанская школа педиатрии: Толмачев Н.Н., Меньшиков В.К., Лепский Е.М., Святкина К.А., Хамидуллина А.Х.
Педиатрия как наука о здоровом ребенке. Основные достижения отечественной педиатрии. Роль Киселя А.А., Тура А.Ф., Маслова М.С., Колтыпина А.А., Сперанского Г.Н., Молчанова В.И., Домбровской Ю.Ф.
Особенности сбора анамнеза у детей. Схема расспроса матери при сборе анамнеза жизни и развития ребенка. Значение анамнеза для диагноза. Понятие об эпидемиологическом, аллергологическом и инфузионном анамнезе. Социальный анамнез. Критерии оценки тяжести состояния больного при остром и хроническом заболевании.
Периоды детского возраста, их характеристика. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, вскармливания, воспитания, профилактики заболеваний для правильного развития детского организма.
Характеристика внутриутробного периода детства. «Критические периоды». Факторы, влияющие на развитие плода и ребенка. Понятие эмбрио- и фетопатии. Антенатальная охрана плода.
Характеристика периода новорожденности. Понятие о зрелости новорожденного. Морфофункциональные признаки, оценка состояния новорожденного по шкале Апгар. Понятие о задержке внутриутробного развития (ЗВУР), внутриутробной гипотрофии.
Характеристика периода новорожденности. Физиологические транзиторные состояния новорожденных, как проявление синдрома адаптации к внеутробной жизни.
Периоды детства. Характеристика периода грудного возраста: физическое, психомоторное развитие, особенности вскармливания, воспитание, иммунитет, особенности заболеваний.
Периоды детства. Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов: физическое и нервно-психическое развитие, воспитание, формирование навыков самообслуживания, занятия с детьми, питание, иммунитет, особенности заболеваний.
Характеристика младшего и старшего школьного периодов детства. Физическое, нервно-психическое и половое развитие. Взаимосвязь морфологии и функции. Особенности заболеваний этого периода.
Физическое развитие детей. Законы нарастания роста и массы. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального физического развития детского организма.
Физическое развитие детей, методы оценки. Законы нарастания роста и массы. Семиотика наиболее частых отклонений от нормального физического развития. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре, гипо- и гиперсомии и т.д.
Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы детей, рост и дифференцировка структурных единиц с момента рождения. Особенности процессов возбуждения и торможения. Значение анатомических соотношений позвоночника и спинного мозга у детей для выбора уровня спинномозговой пункции
Показатели и критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Роль окружающей среды, ухода, воспитания в формировании психики ребенка. Понятие об олигофрении.
Клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Физиологические рефлексы новорожденного.
Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Значение анализаторов в формировании движения. Порядок развития статики и моторики у детей первого года жизни.
Семиотика поражения нервной системы: типы нарушения сознания, менингеальный и судорожный синдромы, синдром мышечной гипотонии и др.
Понятие об энцефалопатии. Возрастные особенности состава ликвора у детей. Семиотика изменения ликвора.
Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Особенности развития и функционирования придатков кожи.
Морфологические элементы поражения кожи (первичные и вторичные). Характеристика элементов сыпи. Семиотика сыпей у детей. Изменения кожи при и дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения кожи).
Морфологические и функциональные особенности подкожной клетчатки у детей различного возраста. Распределение подкожно-жирового слоя, тургор мягких тканей. Оценка питания. Понятие о нормотрофии, гипо- и паратрофии. Индекс Тура.
Семиотика поражения подкожно-жировой клетчатки у детей. Отечность общая и ограниченная. Понятие о склереме и склередеме. Оценка питания. Индекс Тура, Чулицкой, Эрисмана.
Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Рост и формирование скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Регуляция отложений минеральных солей в костях: значение витаминов, правильного питания, эндокринных желез.
Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Рост и формирование скелета. Зубы, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, зубная формула. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей. Определение «костного возраста». Сроки закрытия швов и родничков.
Семиотика поражения костной ткани: остеопороз, остеомаляция, остеоидная гиперплазия, деформации и др. Семиотика поражения костно-суставной системы: плоскостопие, сколиоз, артрит и др. Особенности переломов у детей.
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей. Особенности строения и развития мышц, значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки для детей различного возраста.
Семиотика поражения мышечной системы. Понятие о мышечной гипотонии, гипертонии, гипертрофии и атрофии.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Механизм первого вдоха. Дыхательно-пульсовой коэффициент. Органогенез бронхов и легких и дифференцировка ацинуса. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию легочного воспалительного процесса у детей. Понятие о мукоцилиарном клиренсе. Механизм пуэрильного дыхания.
Возрастные особенности внешнего дыхания у детей: частота и глубина дыхания, минутная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, дыхательно-пульсовой коэффициент. Инструментальные, функциональные, лабораторные методы исследования органов дыхания.
Характеристика дыхания у детей различных возрастов. Семиотика кашля, одышки, изменения перкуторного звука и дыхательных шумов. Синдром дыхательной недостаточности.
Семиотика поражения носоглотки, гортани, трахеи. Синдром крупа.
Семиотика поражения органов дыхания: бронхов, легких, плевры. Бронхо-обструктивный синдром. Синдром дыхательной недостаточности.
Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей и подростков. Увеличение сердца в процессе роста ребенка, соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей. Возрастные изменения просвета артериального и венозного отделов сосудов сердца. Особенности строения сосудистой стенки.
Особенности внутриутробного кровообращения и изменение его после рождения. Механизмы и сроки закрытия фетальных коммуникаций, установления малого круга кровообращения.
Основные функции сердца. Особенности проводящей системы сердца у детей, регуляция сердечного ритма.
Механизм формирования тонов сердца. Особенности звучности тонов сердца в возрастном аспекте. Понятие о сердечных шумах. Отличия функциональных шумов от органических.
Семиотика врожденных пороков сердца: со сбросом крови слева направо; со сбросом крови справа налево, синдром шлюза.
Синдромы поражения сердца: мио-, эндо-, перикарда. Семиотика приобретенных пороков сердца.
Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево- и правожелудочковой недостаточности, стадии недостаточности кровообращения. Синдром сосудистой недостаточности.
Особенности показателей сердечно-сосудистой системы у детей в возрастном аспекте: пульса, дыхательно-пульсового коэффициента, артериального давления, верхушечного толчка.
Возрастные особенности основных показателей ЭКГ у детей: величина зубцов и интервалов, положение электрической оси и т.д.
Семиотика поражения сердца по данным ЭКГ: синусовая и пароксизмальная тахикардия, брадикардия, аритмии, экстрасистолии, синдром Вольф-Паркинсона-Уайта, блокады.
Особенности полости рта у детей. Специфические анатомические образования у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания.
Анатомо-физиологические особенности желудка и пищевода у детей и подростков. Их размеры и расположение у детей первого года жизни. Развитие отделов желудка: кардии, тела, пилоруса. Особенности секрето-, ферменто- и кислотообразующей функции желудка у детей.
Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника у детей: длина, развитие слизистой оболочки и подслизистого слоя, скорость освобождения пищеварительного тракта при различных видах вскармливания у детей первого года жизни. Понятие о незавершенном повороте. Особенности расположения аппендикса у детей раннего возраста для клинической диагностики острого аппендицита.
Микрофлора кишечника у здоровых детей различного возраста и ее физиологическая роль. Становление микрофлоры кишечника после рождения ребенка. Особенности микрофлоры кишечника в зависимости от характера вскармливания детей. Понятие о биоценозе и дисбиозе.
Анатомо-физиологические особенности гепатобилиарной системы и поджелудочной железы у детей. Возрастные особенности внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы.
Лабораторно-инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта. Значение дуоденального и желудочного зондирования, рН-метрии, лучевых, эндоскопических и копрологических методов диагностики. Биохимический анализ крови (лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, воспалительного).
Поражение полости рта, зева (стоматиты, гингивиты, ангины) и пищевода у детей. Синдром срыгиваний и рвоты.
Семиотика поражения желудка и кишечника. Семиотика болей в животе у детей. Синдром увеличения живота и его причины.
Семиотика поражения кишечника. Синдром острого живота. Понятие об инвагинации. Семиотика изменения стула. Копрограмма.
Понятие о дискинезиях желчевыводящих путей. Семиотика желтух в детском возрасте.
Особенности кроветворения и состава крови во внутри- и внеутробном периоде. Изменение морфологического состава крови и типов гемоглобина после рождения.
Возрастные особенности состава периферической крови и гемостаза у детей.
Синдромы поражения органов кроветворения: анемический и геморрагический синдром. Семиотика изменений периферической крови.
Анатомо-физиологические особенности органов лимфоидной системы у детей: тимус, лимфатические узлы, селезенка и их развитие после рождения.
Семиотика увеличения периферических лимфатических узлов, понятие о микрополиадении, полиадении. Синдромы увеличения внутригрудных лимфатических узлов. Причины спленомегалии.
Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей различного возраста. Основные функции почек.
Клиническая и лабораторная оценка функционального состояния почек. Рентгенологические и инструментальные методы исследования почек и мочевыводящей системы.
Основные синдромы поражения органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Семиотика изменений мочевого осадка.
Понятие об острой и хронической почечной недостаточности у детей.
Анатомо-физиологические особенности надпочечников у детей. Их гормоны. Понятие о надпочечниковой недостаточности. Синдром Уотерхаузена-Фридрексена, бронзовая болезнь.
Анатомо-физиологические особенности щитовидной железы у детей. Гормоны щитовидной железы и их роль в нервно-психическом развитии ребенка. Семиотика гипо- и гиперфункции щитовидной железы.
Питание детей – компонент профилактической педиатрии. Понятие о физиологическом питании, «пищевое программирование».
Физиологическая адекватность питания детей грудного возраста. Многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентноепредобеспечение (питание беременной женщины). Потребность детей первого года жизни в белках, жирах, углеводах, калориях в зависимости от вида вскармливания.
Лактация. Фаза развития молочной железы. Регуляция лактогенеза и галактопоэза. Состав молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
Преимущества грудного вскармливания. Принцип системной поддержки грудного вскармливания.
Питание и режим кормящей женщины. Техника грудного кормления. Противопоказания и затруднения для кормления грудью со стороны матери и со стороны ребенка. Вскармливание новорожденного.
Преимущества естественного вскармливания. Качественные и количественные различия между женским и коровьим молоком: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и их усвоение.
Гипогалактия: причины, формы, степени, способы определения достаточности молока у матери и методы борьбы с гипогалактией.
Смешанное вскармливание: понятие, показание к назначению. Техника и правила докорма.
Прикорм и необходимость его введения для правильного развития детей. Сроки, правила и техника введения прикорма. Виды продуктов и блюд прикорма.
Классификация заменителей грудного молока, используемых для вскармливания детей первого года жизни.
Питание здоровых детей от 1 года до 3 лет. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях. Основной набор продуктов, используемых в питании детей старше года.
Питание здоровых детей от 3 до 7 лет. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях. Основной набор продуктов, используемых в питании детей от 3 до 7 лет.
Питание здоровых детей школьного возраста. Распределение суточногокалоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, калориях.
Особенности водно-солевого обмена у детей. Возрастные особенности содержания воды в организме. Роль и значение вне- и внутриклеточной жидкости. Синдромы эксикоза, «водной интоксикации».
Особенности водно-солевого обмена у детей. Содержание воды и распределение вне- и внутриклеточной жидкости в возрастном аспекте. Проба Мак-Клюра-Олдрича: синдром эксикоза, «водной интоксикации», гипо- и гипернатриемии, гипо- и гиперкалиемии.
Особенности белкового обмена у детей и семиотика основных его нарушений. Потребность ребенка в белках. Баланс азота. Особенности выделения конечных продуктов обмена белка. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови у детей различного возраста и семиотика отклонений спектра белков.
Особенности белкового обмена у детей и семиотика основных его нарушений. Синдромы, возникающие при дефиците и избытке белка в питании ребенка. Синдромы, связанные с нарушением переваривания белков и всасывания аминокислот.
Особенности углеводного обмена у детей и семиотика его нарушений. Гидролиз и резорбция углеводов, синдром дисахаридазной недостаточности. Возрастные особенности содержания сахара в крови. Потребность детей в углеводах. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемических состояний.
Особенности жирового обмена у детей. Роль и значение поджелудочной железы и печени в процессе переваривания и резорбции жира. Потребность детей в различных жирах. Понятие о кетогенности пищи, первичном и вторичном кетозе у детей («ацетонемическая рвота», сахарный диабет). Содержание холестерина и липидов в крови у детей.
Кислотно-основное состояние крови у детей. Понятие об ацидозе и алкалозе метаболического и дыхательного происхождения.
Значение витаминов для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность детей в основных водорастворимых витаминах – В1, В2, В6, В12, С, РР и др. Семиотика гипо- и гипервитаминозов.
Значение витаминов для правильного развития ребенка. Физиологическая потребность детей в основных жирорастворимых витаминах – А, D, Е, К. Семиотика гипо- и гипервитаминозов.