КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГД
Б.М. ДЖЕМАКУЛОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К изучению курса
«ЭТИКА. ЭСТЕТИКА»
«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед».
Аристотель
Цели и задачи дисциплины
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Этика и Эстетика». Раскрывается значение этики, определяющее нравственную жизнь человека и общества, коротко рассматривается ее история, теоретические проблемы, высшие моральные ценности. Раскрывается сущность прикладной этики, говорится о культуре современности. Подбор тем позволяет моделировать общие и специальные курсы по этике и эстетике.
Программа курса «Этика, Эстетика» ориентирована на ознакомление студентов с историей этических учений, основными проблемами классической и современной этической мысли, рассматриваются традиционные и новые проблемы эстетики. Ставится проблема и выделение исходной универсальной категории эстетики. Этика рассматривается как важный элемент человеческой культуры, формирующая гражданственность личности и хорошие манеры.
В настоящее время идет процесс сохранения статуса философской природы этического и эстетического знания и их традиций, т.к. именно на них базируется эффективный процесс воспитания и образования. Этика и Эстетика помогают формированию у студентов логики научного мышления, теоретической зрелости и культуры.
В ходе изучения курса «Этика и Эстетика» студент должен:
- приобрести знания об основных этических и эстетических категориях: мораль и нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, ответственность, моральная свобода, прекрасное и возвышенное, эстетические суждения и потребности;
- знать происхождение и содержание терминов «этика», «эстетика»;
- уметь анализировать духовные процессы, происходящие в современном обществе.
Тема 1.: ЭТИКА – УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
-
Понятие этики. Основные этапы становления этики.
-
Этика в системе знаний о морали. Мораль в жизни человека и общества.
Этику часто называют «философией практической жизни». И это справедливо, т.к. именно этика изучает общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме, создает идеал добродетельного человека, изучает мораль и реальные нравы общества, понятия добра и зла и значение совести для моральной жизни человека. Нравственность можно назвать фундаментом человеческих отношений, то без чего человек так и остался бы животным. Несмотря на то, что этика как учение существует уже не одно тысячелетие, каждая эпоха формирует свою мораль, свою систему ценностей. Особенно это касается кризисных, переломных ситуаций в обществе, когда перемены в социальной жизни в целом настолько существенны, что люди вынуждены создавать новую систему ценностей, новые правила поведения. И тогда перед этикой возникает сложнейшая задача - переосмыслить всю наличную культуру и то духовное состояние, в котором находится общество и личность, сформулировать наиболее важные нравственные принципы и ценности. Мораль относится к всеобщим условиям жизнедеятельности общества, а моральность является существенной характеристикой человека. Поэтому изучение этики необходимо каждому человеку независимо от рода деятельности, ведь этические знания формируют в человеке в первую очередь, не специальные профессиональные знания и умения, а саму личность.
Поделитесь с Вашими друзьями: |