«иркутский государственный университе программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 37. 04. 01 «Психология»



Скачать 134.58 Kb.
страница1/3
Дата09.09.2017
Размер134.58 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияописание: герб


«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ

ПРОГРАММА

вступительных испытаний в магистратуру

на направление 37.04.01 «Психология»



Иркутск 2015

Пояснительная записка


Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии Иркутского государственного университета по направлению 37.04.01 «Психология» магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психологическое сопровождение служебной деятельности».

Программа вступительных экзаменов составлена на основе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 37.04.01 «Психология» и включает основные разделы базовых дисциплин общепрофессионального цикла Основной образовательной программы бакалавриата: «Общая психология», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология».


Критерии оценки
Результаты теста оцениваются по 100-балльной шкале. Каждый вариант тестов включает 25 тестовых заданий. Каждое правильно выполненное тестовое задание оценивается в 4 балла. Минимальный балл, необходимый для поступления в магистратуру составляет 60 баллов.
Процедура проведения испытания
Вступительное испытание проводится в форме письменного тестирования. Каждый вариант включает 25 тестовых заданий из разных разделов психологии одинакового уровня сложности.
Время выполнения тестовых заданий специально не фиксируется, однако общее затраченное время не должно превышать одну академическую пару (1 час 20 минут).
Перечень тем для подготовки к тестированию
Раздел 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

1. Методологические основы психологической науки.
Наука как форма познания действительности. Другие формы познания – обыденное познание, искусство, религия. Определение науки. Формы научного знания – проблема, гипотеза, теория, закон, факт. Примеры психологических форм знания: психофизическая проблема, теория поэтапного формирования умственного действия, закон Вебера-Фехнера. Понятие парадигмы. Стадии развития науки (Т.Кун). Стадии современной психологии – парадигмальная, мультипарадигмальная. Отличие бытового психологического знания от научного. Классификация наук по Кедрову Б.М. Психология как наука. Представления о предмете психологии. Место психологии в системе современного человекознания. Психология в «треугольнике наук». Задачи психологии в познании психического через раскрытие объективных связей. Теоретические и прикладные направления психологии.

Понятие методологии. Актуальность методологического знания. Три уровня методологии – философский, общенаучный, конкретно-научный. Проблема редукционизма в психологии. Виды редукции по Зинченко В.П. – нейрофизиологическая, информационно-кибернитическая, логико-педагогическая, интрапсихическая. Концепция «инвариантности» М.Г.Ярошевского.

Методологическое «ядро» психологической науки: категории, принципы, проблемы. Понятие категории. Общенаучные категории в психологии – отражение, деятельность, личность, общение. Их краткая характеристика. Примеры конкретно - научных категорий в психологии – мотив, образ, переживание. Понятие принципа. Общенаучные принципы в психологии – детерминизма, системности, развития, их определение. Примеры конкретно-научных принципов в психологии (Асмолов А.Г.). Понятие проблемы. Примеры проблемы-категории – проблема предмета, проблема метода, проблема сознания. Примеры проблемы-соотношения – психофизическая проблема, проблема социального и биологического.

Проблема предмета в психологии. Предмет науки. Общее понятие предмета в психологии. Предпосылки (факторы) возникновения проблемы предмета (Рубинштейн С.Л.). Опасность подмены предмета – редукционизм. Различные представления о предмете психологии на рубеже 19-20 вв. Исторический подход к пониманию предмета в психологии. Античная психология, психология сознания, период «открытого кризиса», новейшая психология. Ассоциативная психология (Т.Браун, Ф.Гербарт). Позитивизм (Г.Фехнер, В.Вундт, Эбингауз). Структурализм (Э.Титченер, О.Кюльпе). Функционализм (У.Джемс, Д.Дьюи). Бихевиоризм (Э.Торндайк, д,Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скинер).Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Кофка, В.Келлер, К.Левин, Ф.Перлз). Психоанализ и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм). Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Психология деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).

Проблема метода в психологии. Понятие «метода» и «методики». Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование) и их использование в психологии. Подходы и критерии классификации методов психологического исследования. Основные и вспомогательные методы (Рубинштейн С.Л.) и их характеристика. Классификация Ананьева Б.Г. по этапам исследования – организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные методы. Классификация Залевского Г.В. по отношению «субъект-объект» – герменевтика, биографический метод, наблюдение, самонаблюдение, клинические методы, эксперимент. Классификация Слободчикова В.И. по практической направленности – консультирование, коррекция, психотерапия, тренинг. Классификация Дружинина В.Н. по аналогии с другими науками – эмпирические, теоретические, интерпретационные.

Категория отражения. Отражение как основное понятие в материалистической теории познания. Отражение как форма взаимодействия объектов. Примеры отражения в природе – механическое, оптическое, физиологическое, психическое. Понятие психического отражения. Отражение как базовая психологическая категория (Ломов Б.Ф.). Освоение категории отражения в трудах Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Ананьева Б.Г. Отступления от категории отражения в психологии – позитивизм, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Механизм и результат психического отражения (А.Н.Леонтьев) – адекватность сигналов объекту, уподобление динамики, перцептивная свертка и замещение, возникновение образа. Свойства психического отражения – предметность, субъектность, целостность предмета, целостность образа.

Категория деятельности в психологии. Деятельность как общественно-историческая категория (Ломов Б.Ф.). Деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности. Понятие и феноменология деятельности (Леонтьев А.Н.). Основная психологическая образующая деятельности, вектор «мотив-цель».

Функции деятельности – трансляция культуры, опосредование связи «внутреннее» - «внешнее». Индивидуальная деятельность и ее характеристики - предметность, субъективный характер, целенаправленная активность, опосредованный характер, социальность, продуктивность. Культурно-исторические основания психологической теории деятельности. Операционные аспекты деятельности, иерархия, структура: деятельность, действие, операция, психофизиологическая функция. Мотивационно-личностные аспекты деятельности – мотивы, сознание, личность. Психическое развитие в деятельности – деятельность – новые мотивы – потребности. Антитеза теории деятельности: идеологический «штамп», антропоцентризм, «сознание на поводке».

Психофизическая проблема. Исторический контекст психофизической проблемы – Аристотель, Платон, Ф.Аквинский, Р.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц, М.Вебер, Г.Фехнер. Редукционные подходы в разрешении психофизической проблемы: параллелизм – взаимодействие, монизм – дуализм. Теория конвергенции В. Штерна. Некоторые подходы к решению ПФП. Гносеологический и онтологический аспекты психофизической проблемы (Гиппенрейтер Ю.Б.). Заблуждение о возможностях физиологии – соотношение условий и причин активности. Иерархический подход Н.А.Бернштейна – «медленное движение» по уровням как метод разрешения ПФП. Знак как средство психофизического единства (Выготский Л.С.). Деятельностное решение ПФП (Леонтьев А.Н.).

Принцип детерминизма как общенаучный принцип в психологии. Исторический анализ развития принципа детерминизма. Античный идеалистический детерминизм (Демокрит, Аристотель, Августин). Оптический и механистический детерминизм (Гартли, Ламетри, Дидро). Физико-химический детерминизм. Биологический детерминизм (Ч.Дарвин). Начала психологического детерминизма (психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм). Деятельностная и социально-культурная детерминация психики (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.). Формы детерминации в психологии – мотивационная, целевая, системная, обратной связи, статистическая.

Методологические основания классической, неклассической и постнеклассической парадигмы в науке. Краткий исторический анализ в контексте категории истины. Эксперимент – основная предпосылка классической психологии. «Грехи» классической психологии (Смирнов С.Д.) – игнорирование субъекта познания, претензия на непосредственность познания, преобладание морфологического подхода, механистическая трактовка каузальности, индуктивная логика. Принцип активности и субъективного опосредования как методологическая основа неклассической психологии. Некоторые признаки неклассической парадигмы – учет средств и процедур познания, принцип надситуативной активности, принцип единства реальности и воздействия на нее в процессе познания. Психологические теории, представляющие неклассическую парадигму (Асмолов А.Г.). Культурно-исторические предпосылки постнеклассической парадигмы как определенной картины мира, ее некоторые признаки в современной психологии – плюрализм психологических теорий, сетевая концепция знания, неопределенность как ценность, культура достоинств. Сравнительный анализ трех парадигм.

2. Проблема происхождения и развития психики

Психика как продукт и как фактор биологической эволюции. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении психики. Понятие раздражимости и чувствительности. Изменение образа жизнедеятельности животных в процессе биологической эволюции. Развитие нервной системы и развитие психики. Стадии развития психики: элементарная чувствительность, перцептивная психика, ручной интеллект.

Сознание как высшая форма психического отражения реальности в устойчивых связях и отношениях и в отделенности от наличных отношений к ней субъекта (А.Н.Леонтьев). Общественно-исторические предпосылки возникновения сознания.

Психология сознания. Исследование сознания в структурном (В.Вундт, Э.Титченер) и функциональном (У.Джемс) подходах. Интроспективный метод изучения сознания и его возможности.

Проблема сознания в отечественной психологии. Принцип единства сознания и деятельности и его реализация в работах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Проблема происхождения сознания. Условия возникновения сознания. Роль совместной деятельности и языка в возникновении сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Функции сознания: регулятивная, коммуникативная и когнитивная. Свойства сознания: идеальный характер, интенциональность, рефлексивность и др. Структура сознания. Чувственная ткань сознания, ее функции и особенности. Значение и личностный смысл.

Понятие бессознательного как совокупности психических процессов, обусловленных такими явлениями психики, о влиянии которых на поведение человека, он не отдает себе отчета. Место бессознательного в структуре психики человека, его свойства и функции. Основные отличия осознаваемых и неосознаваемых явлений.

Подходы к изучению бессознательного. Изучение бессознательного в психоанализе. Концепция З.Фрейда. Структура бессознательного. Формы проявления бессознательного. Методы изучения бессознательного, разработанные З.Фрейдом: метод катарсиса и метод анализа сновидений. Концепция бессознательного К.Юнга. Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. Виды архетипов.

Изучение бессознательного в отечественной психологии. Концепция Д.Н.Узнадзе. Концепция смысловых образований (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.).


3. Познавательные процессы.

Принцип системности в изучении познавательных процессов. Познавательные процессы как целостная, многомерная, иерархически организованная система. Уровни организации познавательных процессов. Сенсорно – перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф.Ломов). Образный и мыслительный уровни познавательных процессов (Л.М.Веккер). Формы познавательных процессов: образная и понятийная.

Основные особенности познавательных процессов: активность, предметность, субъективность, обобщенность, мультипликативность, неаддитивность. Антиципация и ее роль в структуре познавательных процессов. Интеллект как целостно функционирующая совокупность познавательных процессов.

Понятие стимула в психологии восприятия. Дистальный и проксимальный стимулы. Основные парадигмы психологии восприятия Физическая парадигма (тождество непосредственной данности): отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами (Э.Титченер, И.Мюллер).

Психофизическая парадигма: психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом. Психофизические законы Г.Фехнера - С.Стивенсона.

Экологическая парадигма: отношения дистального и проксимального стимулов. Экологическая оптика Дж.Гибсона. Понятие «видимый мир» и «видимое поле».

Семантическая парадигма: динамическая связь между предметным содержанием и чувственной тканью. Понятие перцептивной деятельности.

Мышление как познавательный процесс отражения существенных связей и отношений в обобщенной и опосредованной форме. Активность, обобщенность, мультипликативность и др. свойства мышления.

Особенности проявления в мышлении пространственно-временных, модальностных и интенсивностных характеристик. Две формы мышления: образная и понятийная. «Феномен понимания», его изучение в гештальтпсихологии (К.Дункер, М.Вертгеймер) и отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский). Продуктивный характер мышления.

Память, воображение и внимание как сквозные психические процессы. Понятие «сквозной» психический процесс как единство когнитивного, эмоционального и регулятивного.

Изучение внимания в деятельностном подходе. Основные гипотезы деятельностной природы внимания. Структура деятельности и внимания. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности.
4. Личность и мотивация.

Понятия «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Индивидные свойства, их классификация. Общие особенности индивидных свойств. Функции индивидных свойств в развитии личности. Индивидные свойства как «безличная предпосылка» и как результат развития личности.

Системный подход в изучении личности. Принципы системно-деятельностного подхода. Личность как системное сверхчувственное качество, формируемое на относительно позднем этапе фило- и онтогенеза (А.Н.Леонтьев). Деятельность как системное основание развития личности. Роль социальной среды в развитии личности. Понятие социально-исторического образа жизни. Активность как фактор развития личности.

Проблема развития личности в зарубежной психологии. Специфика изучения личности в различных направлениях: психоанализе, бихевиоризме, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Проблема личности и ее развитие в классическом психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг) и неофрейдизме ( Э.Фромм, А.Адлнр, К.Хорни).

Проблема развития личности в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж.Уотсон, Ф.Скиннер). Роль научения в развитии личности. Теория оперантного поведения Ф.Скиннера и проблемы личности.

Принципы изучения личности в гуманистической психологии. Самоактуализация и саморазвитие как механизм развития личности в гуманистических концепциях (А.Маслоу, К.Роджерс).

Личность как «бытие – в – мире» в экзистенциональной психологии. Самоопределение и поиск смысла жизни как механизм развития личности. (Л.Бинсвангер, М.Босс, В.Франкл). Концепция логотерапии В.Франкла. Сходство и различие гуманистического и экзистенциального подходов в изучении личности.

Проблема индивидуальности в отечественной психологии. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Индивидуальность как эффект интеграции свойств индивида, субъекта деятельности и личности. (Б.Г.Ананьев). Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Индивидуальность как неповторимый характер связей между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами.

Индивидуальность как совокупность смысловых отношений личности. Продуктивные и инструментальные свойства индивидуальности. Проблема характера в отечественной и зарубежной психологии. Генерализация мотивов как механизм развития характера в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн). Смысловая установка как единица анализа характера (А.Г.Асмолов).

Психоаналитический подход к проблеме развития характера. Развитие характера в концепции З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни и А.Адлера.

Мотивация личности и основные подходы к ее изучению.

Исследование мотивации в психоанализе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии. Понятие влечения, их виды, принципы развития. Конфликт влечений как механизм развития мотивации в концепции З.Фрейда.

Компенсация чувства неполноценности стремлением к власти, превосходству, совершенству - механизм развития мотивации в теории А. Адлера.

Конфликтная природа человеческого существования как механизм развития мотивации (Э.Фромм)

Стратегии поведения, обусловленные базовой тревогой, как механизм развития мотивации по К.Хорни.

Гештальтпсихологический подход К.Левина в решении проблемы мотивации. Основные понятия, принципы, механизмы развития мотивов.

Проблема мотивации в бихевиоризме. Принцип детерминизма в изучении мотивации в классическом и неклассическом бихевиоризме. Обусловливание как механизм развития мотивов (Э.Торндайк, Э.Толмен). Теория оперантного поведения Ф.-Б.Скиннера и развитие мотивации.

Проблема мотивации в гуманистической психологии. Стремление к самоактуализации как основной мотив развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Иерархическая модель мотивации А.Маслоу.

Мотивация и волевая регуляция. Особенности волевой регуляции, ее критерии. Намеренное изменение смысла действия – основной психологический механизм волевой регуляции. Волевая регуляция и личность.


5. Эмоции и чувства.

Общее представление об эмоциях. Особенности эмоций, функции, виды и закономерности.

Основные направления в изучении эмоций в зарубежной психологии. Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Органические теории Джемса – Ланге о развитии эмоций.

Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Адаптивная функция и мотивационное качество эмоций – основание для дифференциации фундаментальных эмоций по знаку.

Изучение эмоций в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов). Уровни развития эмоций и система отношений как основание для классификации эмоций по Рубинштейну. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности (А.Н.Леонтьев). Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Чувства - система устойчивых субъективных отношений человека к различным аспектам действительности. Особенности чувств, их классификация.


Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

Понятие «психология развития». Место психологии развития и возрастной психологии в системе других наук. Понятия «развитие», «рост», «созревание» их соотношение.

Теоретические и практические задачи (изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе; определение детерминант развития; определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии; построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла; определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития; определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий; контроль за ходом и динамикой психического развития человека, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания др.) Принципы психологии развития и возрастной психологии: детерминизма, системности, развития, единства биологического и социального, единства психики и деятельности.

Методы возрастной психологии. Общие требования к методам, группы методов, их характеристика. Основные и дополнительные методы возрастной психологии. Этапы научного психолого-педагогического исследования, их характеристика. Способы анализа и обработки материалов исследования: альтернативный, корреляционный и вариационный анализы.


2. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии

Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл).

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Теория преформизма. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней К.Бюлера.

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д.Локк, Д.Гартли) о роли среды и опыта в развитии. Теория «чистой доски». Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Тондрайк, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн).


3. Проблема развития личности в онтогенезе

Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд). Структура личности. Стадии психосексуального развития личности.

Понятие социализации личности. Проблема развития личности в исследованиях А.Адлера, К.Г.Юнга, К.Хорни.

Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных кризисов личности.

Развитие интеллекта в концепции Ж.Пиаже. Конструктивистский подход к пониманию психического развития ребенка. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Клинический метод в ранних исследованиях Ж.Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Открытие эгоцентризма детского мышления.
4. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особые типы строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Заслуга Л.С. Выготского в объяснении психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Понимание кризиса как закономерного и необходимого звена в развитии.

Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии.
5. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Проблема специфики психического развития человека в онтогенезе. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Типы содержания и структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец). Понятие условий психического развития ребенка. Роль созревания в психическом развитии ребенка. Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И.Лисина). Понятие источников психического развития. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Типы учения, их связь с психическим развитием ребенка. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.


6. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности его отдельных периодов. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А.В.Запорожец). Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С.Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К.Бюлер, Э.Эриксон, А.Валлон, Ж.Пиаже). Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст) Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б. Эльконина. Закон периодичности развития. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.


7. Возрастное развитие и его закономерности. Периодизация возрастного развития

Учение о развитии, его факторах, движущих силах, условиях, формах и процессах биологического и психического развития. Понятие возрастного развития, возрастных эпох, периодов и фаз. Периодизации возрастного развития, критический анализ Л. С. Выготского имеющихся в науке возрастных периодизаций детства. Закономерности возрастного развития: периодичность, новообразования, гетерохронность, преемственность и последовательность, интегративность, динамичность, единство биологического и социального в возрастном развитии. Понятие возрастного развития как динамического процесса количественного и качественного изменения индивида во времени. Характеристика биологической и социальной сторон возрастного развития.


8. Ведущая деятельность и ее место в психическом развитии. Связь ведущей деятельности с социальной ситуацией развития и новообразованиями

Место биологического (физического) созревания, роста, функционирования головного мозга, нервной системы, всех органов и систем жизнеобеспечения в психическом развитии человека.

Понятие «ведущей деятельности»; виды ведущей деятельности (общение, игра, учение, труд), их характеристика и значение для развития человека; ведущая деятельность в трудах А. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П.П.Блонского, Д. Б. Эльконина, М. Н. Лисиной и др. отечественных психологов.

Признаки ведущей деятельности (новообразования психических процессов (познавательной сферы), новообразования личности, возникновение и развитие новых видов деятельности, связана с определенной формой общения, связана с теми элементами социальной среды, которые являются источником развития). «Социальная ситуация развития»-основной источник развития индивидуальности (Л.С. Выготский). Новообразования психики на разных возрастных этапах.

Проблема диагностики психического развития в современно психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития.

Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии.

Сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.
9. Возрастные кризисы психического развития

Понятие кризиса. Заслуга Л.С. Выготского в объяснении психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Понимание кризиса как закономерного и необходимого звена в развитии. Особенности кризисов (Э.Келер, Л.С. Выготский): особая динамическая структура, относительная трудновоспитуемость, негативный характер развития, возникновение новообразований кризисного периода. Особенности протекания кризисов взрослых по сравнению с детьми. Понятия «критический период» и «кризис» в понимании А.Н. Леонтьева. Понимание кризиса в зарубежной психологии (Э. Эриксон, Д. Левинсон, А. Маслоу, С. Гроф, Р. Ассаджиоли, Э. Йоманс). Кризис как конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду (Э.Эриксон). Понимание кризиса как органической части процесса развития личности. Разрушение, промежуточный период и период созидания как составляющие кризиса (Э.Йоманс). Типология возрастных кризисов.


10. Характеристика возрастных периодов.

Новорожденность (0 до 1 – 2 мес.). Внеутробная жизнь и кризис новорожденности (физиологические состояния). Мозг, его созревание. Рефлексы. Генетические предпосылки хронического синтеза мозга. Созревание и рост других органов и систем новорожденного. Зачатки социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Новообразования психики (сенсорное, эмоциональное развитие, комплекс оживления).

Младенчество (от 2 мес. до 12 – 14 мес.). Физическое развитие (созревание двигательной зоны коры, связь коры с подкоркой). Социальная ситуация развития и ведущая деятельность – освоение предметных действий, появление предпосылок игры. Новообразование психики: Подготовительный этап развития речи. Общение и его 4 компонента. Кризис 1 года.

Преддошкольный возраст. Показатели физического развития ребенка. Новообразования психики (этапы накопления словаря, овладение фонетической стороной речи, начало связной речи). Мышление: любознательность, наглядно-практическая мыслительная деятельность. Ведущая деятельность – предметно-орудийная, действия по подражанию. Процессуальная игра. Социальная ситуация развития – ситуативно-деловое общение в сотрудничестве с взрослым. «Я-физическое». Личность. Кризис 3 лет.

Дошкольный возрастной период. Физическое развитие (активационно-регуляторный уровень коры, увеличение связей между клетками мозга). Социальная ситуация развития (внеситуативная познавательная форма общения и внеситуативное личностное общение). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Новообразования психики. Наглядно-образное мышление. Центр новообразований – память. Личность дошкольника. Развитие самосознания. Кризис социальных отношений. Готовность к обучению.

Младший школьный возраст. Физическое развитие (становление межполушарной асимметрии, увеличение подвижности нервных процессов и др.). Ведущая учебная деятельность, ее отличия от игры и необходимость биологической адаптации к школьному обучению. Освоение высших психических функций в познании. Новообразования психики. Внимание, его роль. Развитие образно-знаковой стороны речи. Умственное развитие и обучение. Обучаемость младшего школьника и учет ее параметров.

Подростковый возраст. Показатели физического развития: вытягивание в длину (интенсивный рост костной системы, непропорциональность созревания). Интенсивное половое созревание, (усиление подкорковой активности, гормональная «буря», вторичные половые признаки). Ведущая деятельность. Социальная ситуация развития. Новообразования психики (абстрактно-логическое мышление, интеллектуализация восприятия, памяти и других познавательных процессов. Заострение характера, самоутверждение личности и дисгармония целей и их достижения. Общение подростков со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Развитие личности подростка в условиях неблагоприятной социальной среды взрослых и сверстников. Нарушения поведения и меры предупреждения. Кризисы подросткового возраста.

Юношеский возраст. Показатели физического развития: функциональное совершенствование коры больших полушарий. Гетерохронность постпубертатного созревания. Соматотипы (эндо-, мезо-, эктоморфизм). Ведущая деятельность и социальная ситуация развития (учебно-профессиональная, ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор профессии. Новообразования психики (способность к самообразованию, теоретическому мышлению, развернутой внутренней речи, складывание индивидуального стиля умственной деятельности). Личностное и профессиональное самоопределение. «Я»-концепция, открытие своего внутреннего мира. Условия развития и совершенствования. Обучение в вузе. Поиски работы и трудоустройство. Ведущие стороны жизни. Любовь и дружба. Проблема смысла жизни.

Зрелый возраст и старение. Личность и профессиональная деятельность. Кризис 30 лет. Коррективы жизненного смысла и кризис 40 лет. Отношения с детьми. Зрелость и психологический возраст. Анатомо-морфологические и сомато-неврологические функции пожилого и старческого возраста. Переориентация психической и социальной активности при старении. Социально-психологические типы личности в старческом возрасте.

Каталог: staff
staff -> Мингазова Р. Р. старший преподаватель
staff -> Программа вступительного испытания в магистратуру на направление 37. 04. 01 «Психология» магистерская программа
staff -> Программная инженерия
staff -> Педагогическая
staff -> Самостоятельная работа студентов в средних учебных заведениях. 18. Подходы к изучению памяти в ассоциативной психологии и психологии деятельности. 19. Понятие «научный принцип»
staff -> Вопросы для подготовки к государственному экзамену для бакалавров, 2016
staff -> Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену для студентов направления 37. 03. 01 «Психология»

Скачать 134.58 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница