Тема: «Формирование познавательных компетенций через интегрированное обучение в процессе преподавания химии и биологии»
Актуальность темы.
Методика обучения, как и вся дидактика переживает сложный период. Изменились цели среднего общего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем , которые нужно решать. Среди них такие , как проблема интеграции разветвленной системы естественнонаучных знаний , обновление методов , средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий . Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения .Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать , правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности , которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметами технологий обучения.
В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями , предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования. Во-первых, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность . Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности.
В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.
Возникает ряд проблем:
- школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и взаимосвязано и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание не способствует развитию творческого мышления и искажает отношение к миру и самому себе;
-обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
- узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводят к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления. Возникает такого рода опасность и при переходе на профильное обучение с его еще большей дифференциацией;
- в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном , грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений , опыта в реализации связей между предметами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |