ОГЛАВЛЕНИЕ
Название
|
Стр.
|
Введение
|
1
|
Глава 1. СУЩНОСТЬ ФизическОЙ культурЫ и спорта как
социальныХ явлениЙ
|
4
|
ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
14
|
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ.
|
29
|
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
|
50
|
ГЛАВА 5. МАССОВЫЙ СПОРТ И СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
|
66
|
ГЛАВА 6. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
|
91
|
ГЛАВА 7. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
|
113
|
ГЛАВА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. СТУДЕНТЫ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ
|
138
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с целым рядом правовых, программных и концептуальных материалов первой из главных задач любого вуза, как центра образования, науки и культуры является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Таким образом, высшая школа преобразовывается из «кузницы кадров для нужд государства» в систему образовательных учреждений (государственных, муниципальных, общественных, и др.) для удовлетворения самых разнообразных потребностей личности в саморазвитии и самосовершенствовании. (С.П.Евсеев, 2000).
Одним из наиболее важных условий успешности и эффективности профессиональной подготовки специалистов строительных специальностей является укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре. Выполнение студентами требований дисциплины “физическая культура” способствует созданию этих условий.
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение 4 лет обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым студентом. Пути их реализации отражены в учебной программе.
Содержание учебной программы для МГСУ по физической культуре определяется «Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы, утвержденными Государственным комитетом Российской федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершению обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
На основе государственного образовательного стандарта высшего образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 часов трудоемкости на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения. Обязательный курс физического воспитания может дополняться дисциплинами по выбору с указанием видов спорта или системы физических упражнений, а также факультативными занятиями (1-2 часа в неделю) во внеучебное время (Приказ Министра образования Российской Федерации от 1.12.99 г. № 1025).
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ВУЗа, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Специалист должен:
|
ЗНАТЬ
|
основы физической культуры и здорового образа жизни
|
УМЕТЬ
|
использовать физкультурно-спортивную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей
|
ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
|
о физической культуре в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; о социально-биологических основах физической культуры; об основах здорового образа жизни и стиля жизни; оздоровительных системах в спорте; о профессионально-прикладной физической подготовке студентов
|
К сожалению, в настоящее время физическая культура не стала осознанной потребностью большинства людей. По данным исследований вовлеченность в занятия физической культурой российского населения составляет 6-8 % (Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов, 2000). Практика последних лет показала, к каким серьезным негативным последствиям приводит недооценка влияния физической культуры на жизнедеятельность каждого человека, и нации в целом. Это обуславливает необходимость обратить самое пристальное внимание на теоретико-методологические основы физической культуры и спорта, качественно новая стадия осмысления которых связывается, прежде всего, с их влиянием на духовную сферу человека; с созданием условий для освоения человеком комплекса ценностей физической культуры и спорта, который станет для него мощным стимулом самоопределения и самореализации в современном мире (Л.И.Лубышева, 1996), что актуализирует значение физической культуры в рамках высшего образования.
Несмотря на свои специфические особенности, предмет “Физическая культура”, как и любой другой предмет в учебном плане ВУЗа, требует активной и систематической работы студента над собой. Занятия под непосредственным руководством преподавателя должны постоянно дополняться самостоятельной работой студентов.
Предлагаемое учебное пособие призвано служить руководством для студентов в их повседневной учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Информация, представленная в пособии поможет закрепить знания, полученные на лекциях и практических занятиях по физической культуре.
физической культуре.
Учебное пособие состоит из введения, 10 глав, использованной литературы.
В учебном пособии дается характеристика основных понятий физической культуры, сообщаются знания об основах спортивной тренировки, предлагается информация о сущности здоровья и факторах, влияющих на здоровый образ жизни людей, их личной и общественной гигиене, использовании средств и методов физической культуры непосредственно в прикладных целях - в режиме учебы, труда и отдыха. В учебнике акцентирована особая роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. Большое внимание авторы уделяют биологическим основам физической культуры. Одно из значительных мест в работе отведено характеристике студенческого спорта. Кроме того, дано четкое определение целей и задач массового спорта и спорта высших достижений. Интересными фактами изобилует материал об истории развития Олимпийского движения. Также, студенты могут познакомиться с различными формами самостоятельных занятий, освоить азы самоконтроля, убедиться в необходимости врачебного контроля. Немаловажным для учебника, адресованного студентам строительных вузов, является раздел посвященный профессионально-прикладной физической культуре, где приводятся модельные характеристики профессионалов различных строительных специальностей. Подробно описаны средства и методы реабилитации в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности. В завершающей главе представлена информация о реализации физической культуры и спора как учебного предмета в вузе.
Ознакомившись с данным учебником, студенты строительных вузов могут получить достаточно информации и многогранном и очень важном для человека пространстве физической культуры и спорта.
В учебном пособии к каждой главе даны контрольные вопросы для проверки и закрепления знаний, рекомендована дополнительная литература.
Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшем при создании следующего издания учебных пособий по теории и методике физической культуры и спорта.
Никишкин В.А., доцент,
профессор кафедры,
заслуженный тренер СССР,
заслуженный тренер России
д.п.н., профессор
кафедры Филимонова С.И.
Глава 1. СУЩНОСТЬ ФизическОЙ культурЫ и спорта как
социальныХ явлениЙ
Изучение физической культуры и спорта, как многогранных социальных явлений, требует при знакомстве с их сущностью и содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях “физическая культура”, “физическая культура личности”, “физическое воспитание” и “система физического воспитания”, а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как “физическое развитие”, “физическое совершенство”, и “спорт”.
-
Физическая культура
Основная позиция современной философии, с точки зрения деятельностного подхода определяет физическую культуру, как часть общей культуры общества и личности, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Прежде всего, необходимо констатировать, что физическая культура является видом культуры человека и общества, а не просто каким-либо образом организованной двигательной активностью, осуществляемой человеком для укрепления своего здоровья, улучшения телесных (физических) характеристик.
Первое, что культура делает – это организует определенным образом двигательную активность индивида. Помещает его в особое «моторное поле» совместной коллективной деятельности, в поле деятельно-практического диалога. Культура как таковая исходно, в основе своей, есть физическая культура, культура физического, ее первый акт «акультуривания» природного, физического в человеке, придание ему статуса социального. В то же время следует подчеркнуть, что культура (особенно в исторически развитых формах) «работает» в двух направлениях: она не только «продолжает» природное в социальном, но и укореняет социальное в природном. (Н.Н.Визитей).
Примечательно, что физическая культура является базовой частью общей культуры общества и личности, подтверждением тому могут быть исследования в различных областях человекознания.
Так в работах известного психолога Л.С. Выготского подчеркивается, что одним из главных условий для переживания общения и социализации младенца является приобретение умений владеть своим телом. «Младенец, не знающий еще собственного тела, относящийся к собственным членам как к посторонним вещам, не может, конечно, иметь представления о самом себе. И в социализации он пассивен. Успехи, которые делают дети в овладении собственным телом, его положением и движениями приводят к тому, что 5-6 месячный ребенок уже ищет контакт с ровесниками.»
Проблема физической культуры – это проблема способа физического существования человека, его двигательной активности. Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого – биологической адаптацией к условиям жизни и среды обитания.
Недостаточный уровень двигательной активности, дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. Речь здесь идет не только о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуальных, эмоциональных и, вообще духовно-психических свойствах человека. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функционирование всех своих органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки. Пространственно-временные шкалы и т.п., в том числе, и эмоционально-волевую сферу. Многочисленные подтверждения данного факта можно обнаружить в работах, посвященных детям-инвалидам.
Отстранение детей от физической культуры с целью концентрации усилий на развитие у них тех или иных выдающихся способностей обрекает юные дарования не только на постоянные болезни, физические и психические перенапряжения и срывы и, в конечном счете, на преждевременное старение и сокращение заложенной генетической программной продолжительности жизни, но и на неполное раскрытие тех выдающихся способностей, из-за которых дети лишаются полнокровной и разносторонней жизни.(С.П.Евсеев).
Таким образом, физическая культура выступает базовым, фундаментальным слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим социальный комфорт личности, «пронизывая» все явления, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей, интересов, желаний личности, с рассмотрением всех аспектов жизнедеятельности человека, в том числе с особенностями формирования мировоззрения, культуры, образования, системы общественных отношений.
Неслучайно руководством федерального органа управления высшим образованием физическая культура признается базовым, фундаментальным слоем всей культуры и, естественно, ее полноправной составной частью, а дисциплина «физическая культура» относится к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в государственных образовательных стандартах всех без исключения направлений и специальностей.
Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании физических упражнений и естественных сил природы для направленного физического совершенствования человека.
Когда говорят о физической культуре личности, подразумевают под этим воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле, т.е. усвоенные человеком “физкультурные” знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания показатели развития и т. п.
Физическая культура личности рассматривается как потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально – (ориентированного на взаимодействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных, в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования. (концепция И.М. Быховской)
“Физической культурой” называют также одну из учебных дисциплин в школе, в вузе. В процессе эволюции физическая культура приобрела ряд специфических форм: базовую физическую культуру (школьную, вузовскую, армейскую физическую культуру), спорт, лечебную и реабилитационную физическую культуру, профессионально-прикладную, рекреационную физическую культуру, адаптивную физическую культуру. В самом содержании физической культуры и органически связанных с нею явлениях можно с некоторой условностью выделить две основные стороны, или части:
во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве двигательных систем, спортивных дисциплин, специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально-обеспечивающая сторона физической культуры);
во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий, выраженные в физическом совершенстве человека (результативная сторона физической культуры).
Одной из важнейших функций физической культуры и спорта является социализация личности. Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества: усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальные группы. В результате социализации, которую осуществляет государство и его институты, формируется социальная зрелость человека. (Н.И.Пономарев).
Духовное развитие человека многообразно и бесконечно, поэтому в сфере физической культуры И.И. Сулейманов выделил ряд общих духовных функций, к числу которых, в частности, относятся:
- мировоззренческая функция. Она является наиболее глобальной из всех духовных функций, т.к. она отражает взгляд человека на место и значение личности, ее физической культуры в мироздании, в различных сферах жизнедеятельности общества, а также формирования мировоззрения через деятельность в области физической культуры;
- ценностно-нормативная функция. Физическая культура включает в себя чрезвычайно широкий круг ценностей, разработанных норм: двигательной подготовленности, весоростовых соотношений, сформированности знаний в области физической культуры;
- нравственная функция отражает то, что в процессе совместной физкультурной деятельности людям приходится вступать в специфические нравственные отношения;
- эстетическая функция предусматривает формирование у занимающихся в процессе физкультурной деятельности эстетических идеалов и вкуса, качеств и способностей, т.е. выработку у них отношения к тем или иным сторонам этой деятельности с позиций красоты;
- гедонистическая функция связана с получением удовольствия от физических упражнений;
- катарсическая функция или функция «очищения».
К специфическим духовным функциям можно отнести:
- специально-теоретическую функцию, благодаря которой познаются новые закономерности в области движения физического совершенства и в целом укрепления здоровья человека;
- психорегулирующую функцию, с помощью которой формируют культуру управления психикой человека;
- потребностно-мотивационную функцию, без которой нельзя сформировать физическую культуру человека.
Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние системы физического воспитания - прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно - условия, обеспечивающие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и материально-техническое обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства, архитектуры и т. д.
Наиболее же существенным выражением результативной стороны физической культуры являются: общий уровень физической подготовленности и физического развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа. Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают несоответствия. Первая сторона как бы переходит во вторую на основе системы физического воспитания, прежде всего благодаря практической деятельности по физическому воспитанию.
Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможности, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует переходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, спортивные сооружения, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т. п.).
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом - зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро переходящие явления практики физического воспитания по существу “не вяжутся” с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т. п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.
1.2. Физическое воспитание
Понятие “физическое воспитание”, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность и, следовательно, его работоспособность.
Поделитесь с Вашими друзьями: |