Программа вступительного испытания в магистратуру на направление 37. 04. 01 «Психология» магистерская программа



Скачать 304.37 Kb.
Дата07.09.2017
Размер304.37 Kb.
ТипПрограмма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования



«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

А.И. Вокин

«_____»___________2016 г.

___________________________

Программа

вступительного испытания в магистратуру

на направление 37.04.01 «Психология»

магистерская программа:



«Психология»

Иркутск 2016

Пояснительная записка


Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии ИГУ по направлению 37.04.01 «Психология». Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 37.04.01 «Психология» и включает основные разделы базовых дисциплин общепрофессионального цикла Основной образовательной программы бакалавриата: «Общая психология», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология».
Структура теста
Вступительное испытание проводится в форме письменного тестирования. Каждый вариант теста включает 25 тестовых заданий из разных разделов психологии одинакового уровня сложности.

Шкала оценивания
Результаты теста оцениваются по 100-балльной шкале. Каждое правильно выполненное тестовое задание оценивается в 4 балла. Минимальный балл, необходимый для поступления в магистратуру составляет 60 баллов.
Продолжительность тестирования

Время выполнения тестовых заданий специально не фиксируется, однако общее затраченное время не должно превышать одну академическую пару (1 час 20 минут).



Перечень тем для подготовки к тестированию
Раздел 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

1. Методологические основы психологической науки.
Представления о предмете психологии. Отличие бытового психологического знания от научного. Общенаучные принципы в психологии.

Античная психология, психология сознания, период «открытого кризиса», новейшая психология. Ассоциативная психология. Позитивизм. Структурализм. Функционализм. Гештальтпсихология Психоанализ и неофрейдизм. Гуманистическая психология. Психология деятельности.

Понятие «метода» и «методики». Общенаучные методы. Классификация Ананьева Б.Г.

Отражение как основное понятие в материалистической теории познания. Отражение как форма взаимодействия объектов. Понятие психического отражения. Свойства психического отражения.

Категория деятельности в психологии. Деятельность как общественно-историческая категория (Ломов Б.Ф.). Деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности.

Индивидуальная деятельность и ее характеристики. Операционные аспекты деятельности, иерархия, структура: деятельность, действие, операция, психофизиологическая функция. Мотивационно-личностные аспекты деятельности – мотивы, сознание, личность.


2. Проблема происхождения и развития психики

Психика как продукт и как фактор биологической эволюции. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении психики. Понятие раздражимости и чувствительности. Стадии развития психики: элементарная чувствительность, перцептивная психика, ручной интеллект.

Сознание как высшая форма психического отражения. Принцип единства сознания и деятельности. Условия возникновения сознания. Роль совместной деятельности и языка в возникновении сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Функции сознания. Свойства сознания. Структура сознания.

Понятие бессознательного, его свойства и функции. Основные отличия осознаваемых и неосознаваемых явлений. Концепция З.Фрейда. Структура бессознательного. Формы проявления бессознательного. Методы изучения бессознательного, разработанные З.Фрейдом. Концепция бессознательного К.Юнга.


3. Познавательные процессы.

Уровни организации познавательных процессов. Сенсорно – перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень. Образный и мыслительный уровни познавательных процессов. Основные особенности познавательных процессов: активность, предметность, субъективность, обобщенность, мультипликативность, неаддитивность.

Понятие стимула в психологии восприятия. Мышление как познавательный процесс. Две формы мышления: образная и понятийная. Продуктивный характер мышления. Память, воображение и внимание как сквозные психические процессы.
4. Личность и мотивация.

Понятия «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Индивидные свойства, их классификация. Роль социальной среды в развитии личности. Понятие социально-исторического образа жизни. Активность как фактор развития личности.

Специфика изучения личности в различных направлениях: психоанализе, бихевиоризме, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Проблема индивидуальности в отечественной психологии. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Продуктивные и инструментальные свойства индивидуальности. Проблема характера в отечественной и зарубежной психологии.

Мотивация личности и основные подходы к ее изучению. Понятие влечения, их виды, принципы развития. Конфликт влечений как механизм развития мотивации в концепции З.Фрейда.

Компенсация чувства неполноценности стремлением к власти, превосходству, совершенству - механизм развития мотивации в теории А. Адлера.

Конфликтная природа человеческого существования как механизм развития мотивации (Э.Фромм)

Мотивация и волевая регуляция. Особенности волевой регуляции, ее критерии.


5. Эмоции и чувства.

Общее представление об эмоциях. Особенности эмоций, функции, виды и закономерности. Основные направления в изучении эмоций в зарубежной психологии. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

Уровни развития эмоций и система отношений как основание для классификации эмоций по Рубинштейну. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности (А.Н.Леонтьев). Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Чувства - система устойчивых субъективных отношений человека к различным аспектам действительности. Особенности чувств, их классификация.


Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

Понятие «психология развития». Место психологии развития и возрастной психологии в системе других наук. Понятия «развитие», «рост», «созревание» их соотношение. Теоретические и практические задачи, принципы психологии развития и возрастной психологии.

Методы возрастной психологии. Группы методов, их характеристика. Основные и дополнительные методы возрастной психологии. Способы анализа и обработки материалов исследования: альтернативный, корреляционный и вариационный анализы.
2. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней К.Бюлера.

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д.Локк, Д.Гартли). Теория «чистой доски». Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Тондрайк, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн).
3. Проблема развития личности в онтогенезе

Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд). Структура личности. Стадии психосексуального развития личности. Понятие социализации личности.

Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности.

Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Открытие эгоцентризма детского мышления.


4. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания.
5. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Понятие о «социальном наследовании». Проблема движущих сил психического развития ребенка. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта. Понятие условий психического развития ребенка. Роль созревания и общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И.Лисина). Понятие источников психического развития. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Типы учения, их связь с психическим развитием ребенка.


6. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К.Бюлер, Э.Эриксон, А.Валлон, Ж.Пиаже). Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б. Эльконина. Закон периодичности развития.


7. Возрастное развитие и его закономерности. Периодизация возрастного развития

Учение о развитии, его факторах, движущих силах, условиях, формах и процессах биологического и психического развития. Понятие возрастного развития, возрастных эпох, периодов и фаз. Закономерности возрастного развития: периодичность, новообразования, гетерохронность, преемственность и последовательность, интегративность, динамичность, единство биологического и социального в возрастном развитии.


8. Возрастные кризисы психического развития

Понятие кризиса. Понимание кризиса как закономерного и необходимого звена в развитии. Особенности кризисов (Э.Келер, Л.С. Выготский): особая динамическая структура, относительная трудновоспитуемость, негативный характер развития, возникновение новообразований кризисного периода. Особенности протекания кризисов взрослых по сравнению с детьми. Понятия «критический период» и «кризис» в понимании А.Н. Леонтьева. Понимание кризиса в зарубежной психологии (Э. Эриксон, Д. Левинсон, А. Маслоу, С. Гроф, Р. Ассаджиоли, Э. Йоманс). Кризис как конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду (Э.Эриксон). Понимание кризиса как органической части процесса развития личности. Разрушение, промежуточный период и период созидания как составляющие кризиса (Э.Йоманс). Типология возрастных кризисов.


9. Характеристика возрастных периодов.

Новорожденность (0 до 1 – 2 мес.). Младенчество (от 2 мес. до 12 – 14 мес.). Преддошкольный возраст. Дошкольный возрастной период. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Зрелый возраст и старение.


Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Педагогическая психология как самостоятельная область психологического знания

Предмет, цель и задачи педагогической психологии как науки. Взаимосвязь обучения и развития. Методы исследования в педагогической психологии и их классификации. История становления и развития педагогической психологии. Межпредметные связи.

Принцип социально-исторической обусловленности психического развития ребенка. Обучение и воспитание как условия эффективного развития человека. Принцип единства деятельности и сознания; взаимосвязи деятельности и общения. Первичность предметно-практической деятельности в процессе обучения. Ведущая роль ценностно-смысловых образований в развитии личности. Воспитание и обучение как форма управления развитием личности.
2. Основные категории педагогической психологии и их взаимосвязи

Обучение, воспитание и развитие. Соотношение понятий «развитие» и «формирование». Обучаемость и воспитуемость. Учение и учебная деятельность. Учебное сотрудничество и соперничество. Продуктивная и репродуктивная учебная деятельность. Социальная ситуация развития в процессе обучения. Управление учебной деятельностью. Стратегии обучения. Знания, умения, навыки. Критерии эффективности учебно-воспитательного процесса.


3. Учебная деятельность: основные структурные компоненты, их формирование и развитие

Структура учебной деятельности: цели, задачи, учебные действия и операции. Мотивация учения. Мотивы учебной деятельности и их классификация. Виды учебных действий. Учебные задачи, их классификация и этапы решения. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Основные закономерности учебной деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности учебной деятельности. Формирование знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности.


4. Научение как процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности

Сущность научения. Типы научения: ассоциативное, интеллектуальное. Виды научения. Факторы научения. Теории научения.


5. Психологическая характеристика процесса обучения

Процесс обучения как система. Учение, преподавание, педагогическое общение. Обучаемость. Структура обучения. Функции обучения. Принципы обучения.

Обучение с позиций концепций Ж. Пиаже, Б. Скиннера, Дж. Брунера, С. Пейперта, Л. С. Выготского. Теоретические основы программированного обучения (Б. Скиннер). Теоретические основы проблемного обучения (А. С. Матюшкин, В. Оконь). Теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Взаимосвязь обучения и развития. Понятия актуальная и ближайшая зоны развития.

Психологические основы проблемного обучения. Общее определение проблемного обучения. Исходные идеи проблемного обучения.

Определение основных понятий теории проблемного обучения. Проблемная задача (задание): определение, отличительные черты от традиционно понимаемой задачи в образовании. Проблемная ситуация (определение). Проблемный вопрос: определение, связь с проблемной задачей.

Основные типы противоречий, вызываемых проблемным заданием. Классификация по уровню проблемности. Классификация по уровню теоретизирования. Этапы решения проблемной задачи.

Уровни проблемного обучения (В.А. Крутецкий). Соотношение субъектных позиций педагога и учащегося на каждом уровне проблемности. Правила создания проблемной ситуации (А.М. Матюшкин).
6. Отечественные концепции развивающего обучения

Общее определение отечественных теорий развивающего обучения. Общая психолого-педагогическая направленность теорий развивающего обучения. Три основных подхода к развивающему обучению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; Л.В. Занков; П.Я. Гальперин).

Теория В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Теория развивающего обучения Л.В. Занкова.

Концепция П. Я. Гальперина как теоретическая основа моделирования развивающей функции обучения.
7. Психолого-педагогические основы воспитания

Сущность и значение процесса воспитания. Уровневая структура воспитания. Самовоспитание. Содержание воспитания. Связь стратегии воспитания и теорий личности. Исторический характер целей воспитания.

Принципы воспитания. Классификация методов воспитания. Средства воспитания: прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Возрастные и индивидуальные особенности воспитания. Методы и приемы самовоспитания. Механизмы формирования личности: сдвиг мотива на цель, присвоение социальных ролей, идентификация.

Теории воспитания. Биогенная и социогенная теории воспитания. Гуманистические теории воспитания.


8. Социально-психологические аспекты воспитания.

Социальные институты воспитания. Воспитание в семье как основа формирования личности. Особенности воспитания в образовательных учреждениях различных типов: общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования. Воспитывающее значение учреждений культуры и властных структур. Роль в воспитании средств массовой информации. Детская субкультура. Значение референтной группы в становлении личности.

Роль общения в воспитании. Развитие социальных мотивов в детском возрасте. Педагогическое общение в аспекте воспитания. Коллектив как субъект воспитания. Закономерности и этапы развития коллектива и личности в коллективе. Демократизация и гуманизация образования как условие эффективного становления личности. Фазы психологического воздействия на социальную установку: привлечение внимания, возбуждение интереса, убеждение, указание на нежелательные действия.
9. Психология педагогической деятельности.

Общая характеристика профессии типа «человек–человек». Основные противоречия педагогической деятельности. Функции педагогического взаимодействия. Квалификационная характеристика профессии учителя. Компетентностный подход к профессии учителя. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Предметность педагогической деятельности. Педагогическое общение. Цели, уровни и базовые умения педагогического общения. Этапы педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия.

Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя. Типы профессиональных позиций учителя. Структура педагогических способностей. Стили педагогической деятельности и педагогического общения: их характеристика.
Раздел 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. История психологической диагностики как составной части прикладной и теоретической психологии

Истоки психодиагностики: экспериментальная психология В. Вундта, дифференциальная психология. Первые исследователи умственно отсталых. Первые психологи-экспериментаторы (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, Г. Эббингауз). Первый тест интеллекта А. Бине. Возникновение группового тестирования. Тестовые батареи для изучения специальных способностей и достижений. Факторный анализ как основа построения комплексных батарей. История личностных опросников. История ассоциативного эксперимента. История проективного метода. История контент-анализа. История психодиагностики в России начала века. Советская психодиагностика. Тестология.


2. Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина. Этические принципы психологического тестирования

Предмет психодиагностики, связь с другими науками, соотношение теоретической и практической психодиагностики. Основные понятия психодиагностики.

Понятие о валидности и надёжности.

Критерии объективности в психодиагностике. Понятие о психологическом диагнозе. Отличия медицинского и психологического диагноза. Уровни психологического диагноза и их характеристика. 4 варианта использования психодиагностических данных. Ответственность психолога за корректность предоставляемой психодиагностической информации. Выбор диагностических средств в зависимости от имеющегося запроса. Способы решения психодиагностических задач.Этические принципы проведения психодиагностического исследования.


3. Классификация методов психодиагностики

Понятие о стандартизованных и нестандартизованных методах. Классификация методов психодиагностики в зависимости от приёма получения тестовых данных. Объективные тесты. Виды тестовых задач. Тесты-опросники. Шкальные техники. Проективные техники. Индивидуально-ориентированные техники. Диалогические техники. Направленность психодиагностических методик. Классификация методов психодиагностики в зависимости от меры вовлечённости диагноста в процедуру исследования.

Профессиональные требования к психологу-диагносту.
4. Общая структура и этапы психодиагностического процесса

Основные элементы психодиагностического процесса и их взаимосвязь. Структура взаимодействия психолога и клиента в процессе психологической диагностики. Модель «психолог–методика–клиент». Этапы психодиагностического процесса.

Психологическая беседа и интервью. Понятие «психодиагностическая беседа» и ее характеристики. Различные алгоритмы ведения протокола беседы. Контент-анализ. Заключение

Интервью как метод проведения психодиагностической беседы. Составление перечня вопросов. Варианты заполнения опросных листов: открытые, закрытые, развернутые. Способы фиксации ответов испытуемого. Методы обработки результатов интервью и написания психологического заключения.


5. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)

Классификация тестов по особенностям задач, форме процедуры, направленности, в зависимости от временных ограничений.

Требования к проведению тестирования. Требования к бланкам. Условия тестирования (единообразие диагностической процедуры). Влияние искушённости в тестировании. Социальные и этические аспекты тестирования. Тесты интеллекта. Тесты способностей. Тесты достижений. Критериально-ориентированные тесты. Тесты личности. Понятие о стандартизации. Выборка стандартизации. Репрезентативность выборки. Понятие о тестовой норме и социально-психологическом нормативе. Относительность тестовых норм. Интерпретация результатов теста. Достоинства и недостатки тестов.

Требования к построению и поверке методик. Валидность. Методы определения валидности. Надёжность. Методы определения надёжности. Стандартизация. Алгоритм стандартизации. Основные стандартные показатели: процентили, стены, стенайны, баллы IQ, Т-баллы. Способы получения стандартных показателей.


6. Диагностика психофизиологических особенностей человека

Основные свойства нервной системы: сила, подвижность, лабильность, динамичность, активированность. Аппаратурные методики. Бланковые методики.


7. Диагностика психических состояний

Виды психических состояний. Причины изменения психических состояний. Понятие об общем адаптационном синдроме (Г. Селье). Субъективные и объективные критерии психических состояний. Методики для диагностики психических состояний.


8. Диагностика умственного развития и общих способностей

Концепция интеллекта. Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Неязыковые тесты, тесты действия, свободные от влияния культуры тесты. Основные тесты интеллекта. Тесты способностей. DAT, GATB, KOT (адаптация теста Вандерлика). Диагностика креативности. Тест П. Торранса.


9. Тесты достижений и критериально-ориентированное тестирование.

Отличия критериально-ориентированных тестов (КОТ) от тестов интеллекта. Требование к КОТ. Гомогенные и гетерогенные КОТ. ШТУР.


10. Личностные опросники

Различные подходы к разработке личностных опросников. Опросник Айзенка. Опросник Кеттелла. ММРI, (СМИЛ). Опросник Мини-мульт. Характерологический опросник Леонгарда. Опросник интересов Климова.


11. Экспертные и клинические методы психодиагностики

Понятие о психологической экспертизе и экспертной оценке. Метод наблюдения. Наивное и научное наблюдения. 5 принципов наблюдения Р. Б. Кеттелла. Классификация наблюдений. Метод диагностического интервью. Стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Экспериментально-психологические методики. Общая характеристика клинического метода. Клинические методики психодиагностики.
12. Проективный метод в психодиагностике

Концепция проекции в обосновании проективного метода. Классификация проективных методик. Проблемы стандартизации проективных методик. Тест Роршаха. ТАТ. Тест Розенцвейга. Проективно-графические методики.


13. Психодиагностика самосознания и индивидуального сознания

Современные концепции индивидуального сознания и самосознания, основные принципы и направления в их психодиагностике. Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Понятие о локусе контроля Дж. Роттера. Опросник УСК. Репертуарные решётки Дж. Келли. Психологическое время личности (Кроник, Головаха).


14. Психодиагностика мотивации

Современные концепции мотивации, основные направления в психодиагностике мотивации. Методика Шварцландера. Тест юмористических фраз.


15. Психодиагностика интерперсональных отношений

Задачи и направления в психологической диагностике интерперсональных отношений. Социометрический метод. Бихевириальные и ролевые методы. Использование опросников для изучения интерперсональных отношений. Тест Т. Лири. Совместный тест Роршаха. Цветовой тест отношений (ЦТО).


16. Психологическая диагностика в клинико-консультационной работе. Нейропсихологическая диагностика

Методики исследования восприятия, мышления, памяти. Патопсихологическая характеристика основных синдромов. Нейропсихологические и нейрофизиологические методики исследования. Специфика проведения психодиагностических исследований в рамках судебно-психиатрической экспертизы. Написание психологических заключений.


Раздел 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. История становления экспериментального метода. Эмпирические методы в психологии

Психофизические эксперименты Э. Вебера и Г. Т. Фехнера. Психофизиологические эксперименты в физико-химической школе. Теория сенсорных ощущений Г. Л. Гельмгольца. Экспериментальная лаборатория В. Вундта. Метод интроспекции. Эксперименты Г. Эббингауза, Ф. Гальтона, Н. Н. Ланге. Экспериментальные лаборатории в России. Изучение высших психических функций (ВПФ) в отечественной психологии.

Отличительные особенности эмпирического и теоретического исследования. Виды эмпирических исследований.
2. Научное исследование.

Экспериментальная психология как наука о методе. Методология науки. Цели и задачи научного исследования. Факт, модель, теория и ее структура. Научная проблема и гипотеза. Верификация и фальсификация гипотезы. Проверка и доказательство. Парадоксы Поппера. Нормативная схема исследования.

Эмпирический метод как основной путь получения новых знаний и проверки гипотез. Виды гипотез. Методы математической статистики. Математические методы проверки гипотез. Понятие «статистической значимости». Специфика организации первичных данных для возможности их проверки методами математической статистики.

Основные характеристики эксперимента. Переменная, типы переменных. Типы экспериментов. Валидность эксперимента. Ненадежность данных эксперимента, смещение (систематическое и сопутствующее). Источники артефактов. Контроль и способы контроля артефактов.

Понятия выборки, рандомизации. Методы обеспечения внешней валидности. Репрезентативность выборки. Методы формирования выборки. Этические проблемы при формировании экспериментальных и контрольных групп испытуемых. Рандомизация как основной метод формирования выборки. Формирование контрольной группы как основной метод проверки внешней валидности.

Организация эмпирических исследований со специфическими выборками. Этические проблемы при организации эмпирических (экспериментальных и корреляционных) исследований со специфическими выборками испытуемых. Методы учета соматических и психических заболеваний при комплектовании выборки и организации экспериментального воздействия на независимую переменную.


Раздел 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Процесс социализации личности. Механизмы, стадии и институты социализации.

Понятие социализации. Две стороны процесса социализации: усвоение индивидом социального опыта и его активное воспроизводство. Основные сферы социализации. Механизмы социализации (по Н. Смелзеру). Стадии социализации (по Н.В. Андреенковой). Институты социализации.


2. Проблема социальной установки в психологии.

Понятие социальной установки (аттитюда). Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Структура социальной установки (по М. Смиту).

Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова. Иерархическая структура диспозиций личности. Связь диспозиций с содержательной стороной деятельности
3. Общение как категория социальной психологии. Структура и функции общения.

Определение общения. Структура, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Коммуникативные барьеры. Речь и невербальные средства коммуникации. Общение как восприятие людьми друг друга. Структура межличностного восприятия. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Стереотипизация. Каузальная атрибуция. Аттракция. Общение как взаимодействие. Структура взаимодействия (подходы Т. Парсонса, Я. Щепаньского, Э. Берна). Типы взаимодействия. Общение как реализация всей системы общественных и межличностных отношений человека. Единство общения и деятельности.


4. Проблема группы в социальной психологии. Структура и динамика группы.

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп (по Г.М. Андреевой). Классификация малых групп. Основные характеристики группы. Виды структур малой группы. Нормы и нормативное поведение членов группы; связь норм и ценностей. Проблема санкций.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Критерии эффективности деятельности малой группы. Проблема развития группы в психологической теории коллектива (А.В. Петровский).
Раздел 7. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общие вопросы клинической психологии

Клиническая психология как область психологической науки. Понятия «патопсихология», «нейропсихология», «психология аномального развития», «психология психосоматических расстройств». Идея связи соматических процессов с «душевными».

Понятия и критерии общего и психического здоровья. Психологические защиты. Понятие болезни. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Варианты отношения к болезни. Общая типология факторов нарушений психической деятельности. Понятие и типология нейропсихологических факторов, их связь с локализацией очага поражения мозга. Патопсихологические факторы. Категория синдрома в КП. Структура психологического синдрома. Понятие первичных (ядерных) и вторичных расстройств. Роль социальных факторов в возникновении третичных нарушений в структуре синдрома. Типология и структура патопсихологических синдромов (И. А. Кудрявцев). Типология нейропсихологических синдромов (А. Р. Лурия).

Принципы и методы клинико-психологического исследования. Качественные, психометрические, вербальные, невербальные экспериментальные методики. Организация и этапы клинико-психологического исследования. Принципы и методы психологической помощи при расстройствах психической деятельности.


2. Типология нарушений психической деятельности

Расстройства сознания. Типология нарушений сознания. Проявления расстройств сознания при различных клинико-психологических синдромах. Неосознаваемые формы психической деятельности и их проявления в случаях патологии психики. Расстройства самосознания. Проявления нарушений самосознания в структуре различных синдромов. Исследование нарушений сознания.

Личность и ее расстройства. Критерии психического здоровья и уровни развития личности (Б. С. Братусь, А. Маслоу). Расстройство личности как синдромальное новообразование. Понятие акцентуированных и психопатических личностей. Классификации акцентуаций и психопатий. Факторы перехода акцентуаций в клинические психопатии. Проявления нарушений личности при различных пато- и нейропсихологических синдромах. Основные составляющие аномалий личности (Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь). Расстройства самосознания в структуре нарушений личности (Е. Т. Соколова, В. В. Николаева). Методы и методики исследования личности.

Нарушения эмоционально-волевой сферы личности. Психопатологическая типология эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональной сферы при различных пато- и нейропсихологических синдромах. Психопатологическая типология нарушений воли. Формирование патологических потребностей и мотивов как проявление нарушений волевой регуляции личности (Б. В. Зейгарник). Нарушения воли при различных пато- и нейропсихологических синдромах. Психодиагностика расстройств эмоционально-волевой сферы.

Нарушения внимания. Типология нарушений внимания. Качественные и количественные расстройства внимания. Расстройства внимания в структуре патопсихологических синдромов. Расстройства внимания в структуре нейропсихологических синдромов. Психодиагностика нарушений внимания.

Нарушения восприятия. Клиническая типология нарушений восприятия. Понятие агнозии. Методы нейропсихологической диагностики. Иллюзии и галлюцинации. Псевдогаллюцинации, их место в синдроме психического автоматизма. Расстройства мотивационного компонента перцептивной деятельности. Методы патопсихологической диагностики восприятия.

Нарушения памяти. Типология нарушений памяти. Понятие амнезии. Нейропсихологическая квалификация амнезий. Нарушения памяти при различных патопсихологических синдромах. Методы исследования нарушений памяти в пато- и нейропсихологии.

Расстройства мышления и речи. Клиническая типология нарушений мышления. Расстройства мышления в структуре патопсихологических синдромов. Отражение нарушений мышления в речевой деятельности. Речевая «разорванность», бессвязность речи. Неологизмы. Проявления расстройств мышления в структуре различных нейропсихологических синдромов. Афазия как системный распад речевой деятельности. Типология афазий (А. Р. Лурия). Психогенные нарушения речевой деятельности. Мутизм. Особенности речевой деятельности при синдроме раннего детского аутизма.



Образец тестового задания

1. Общие свойства ощущений:

а) адаптация, сенсибилизация, синестезия;

б) нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, дифференциальный порог;

в) качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.
2. Независимая переменная в эксперименте – это:

а) переменная, которая ни от чего не зависит;

б) переменная, которая введена и ни от чего не изменяется;

в) переменная, которая остаётся неизменной на протяжении эксперимента.


3. Ведущим признаком искаженного развития является:

а) тотальное психическое недоразвитие;

б) выпадение отдельных психических функций;

в) диспропорциональность (асинхрония) развития психических функций;

г) гармоничная временная задержка в развитии психических функций.


  1. Основное положение теории рекапитуляции состоит в том, что:

а) поведение ребенка определяется требованиями родителей и воспитателей;

б) ребенок в своем развитии кратко повторяет историю развития человечества;

в) движущей силой психического развития является инстинкт самосохранения.


  1. Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает следующие элементы:

а) коммуникатор, сообщение, реципиент;

б) коммуникатор, сообщение, канал, реципиент, эффективность;

в) коммуникатор, текст, коммуникативные барьеры, реципиент.
6. Понятие «самоактуализация» ввел:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Э.Эриксон.




  1. Форма психического отражения реальности в объективных, устойчивых связях и отношениях и в отдельности от наличных отношений к ней - это:

а) сознание б) психика в) ручной интеллект г) бессознательное.


  1. Ощущения человека, отражающие положение его тела в пространстве:

а) интероцептивные б) проприоцептивные в) экстероцептивные.
9. Слияние ощущений различной модальности:

а) синестезия б) адаптация в) сенсибилизация г) взаимодействие ощущений.


10. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность его деятельности, называются:

а) характером б) темпераментом в) способностями г) задатками.


11. Понятие «рост» означает:

а) количественно-качественные изменения, происходящие в организме;

б) объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития;

в) переход от одного качественного состояния в другое;

г) количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.
12.Рождение субъекта как автономной личности с самостоятельными намерениями, целями, желаниями, воплощенными в системе «Я» называется:

а) кризис «Я сам»; в) кризис идентичности;



б) психосоциальный кризис; г) кризис социальных отношений.
Ключ к образцу

1

а

2

в

3

в

4

б

5

б

6

б

7

а

8

б

9

а

10

в

11

г

12

а


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 2001.



  1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. – М.; Воронеж, 1996.




  1. Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.




  1. Габай Т. В. Педагогическая психология. – М., 2003.




  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. – 2-е изд. – М Воронеж, 2003




  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1986.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 1997.



  1. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.

  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. –СПб – Питер, 2006


  1. Крайг Грэйс. Психология развития. – СПб.; М. ; Харьков; Минск, 2000.

  2. Куликов Л. В. Психологическое исследование. – СПб., 1994.

  3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  4. Майерс Д. Социальная психология: пер. с англ. – СПб.,1997.




  1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.




  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.


Программа вступительного испытания разработана:
заведующий базовой кафедрой социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, профессор Глазков А.В.
заведующая базовой кафедрой медицинской психологии, профессор Ярославцева И.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Артемьева О.А.
Каталог: staff
staff -> Мингазова Р. Р. старший преподаватель
staff -> Программная инженерия
staff -> «иркутский государственный университе программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 37. 04. 01 «Психология»
staff -> Педагогическая
staff -> Самостоятельная работа студентов в средних учебных заведениях. 18. Подходы к изучению памяти в ассоциативной психологии и психологии деятельности. 19. Понятие «научный принцип»
staff -> Вопросы для подготовки к государственному экзамену для бакалавров, 2016
staff -> Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену для студентов направления 37. 03. 01 «Психология»

Скачать 304.37 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница