Вопросы
для подготовки к государственному экзамену для бакалавров
профиль «Общий»
1. Сравнительная психологическая характеристика основных концепций обучения: проблемное обучение (М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.), развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
2. Основные особенности и функции индивидных свойств в развитии личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.Г. Асмолов)
3. Метод беседы как психодиагностический инструмент. Виды и функции диагностической беседы. Особенности применения и ограничения.
4. Понятие «научная категория», его место в категориальном ядре психологии.
5. Лекция, её структура и методика проведения в средних учебных заведениях.
6 Основные различия в понимании личности в концепциях З.Фрейда и В. Франкла.
7. Диагностика индивидуально-типологических свойств человека: критерии, подходы, трудности.
8. Понятие гендерного стереотипа и процесса стереотипизации.
9. Возрастные кризисы: структура, характеристика и роль в становлении личности.
10. Волевая регуляция и ее критерии.
11. Особенности допонятийного и понятийного мышления.
12. Общая характеристика проективных методов психодиагностики и особенности их применения в практической психологии.
13. Эмоциональные процессы. Функции, особенности, виды эмоций
14. Смысловые образования, их особенности. Принципы изучения и изменения смысловых образований.
15. «Профессионально важные качества» субъекта труда. Место ПВК в психологической структуре деятельности, их виды, условия формирования.
16. Понятие «парадигма» в науке. Отношения парадигмы и научного сообщества с позиций Т. Куна.
17. Самостоятельная работа студентов в средних учебных заведениях.
18. Подходы к изучению памяти в ассоциативной психологии и психологии деятельности.
19. Понятие «научный принцип», его место в категориальном ядре психологии. Основные общенаучные и конкретно-научные принципы, реализуемые в ходе психологического исследования.
20. Психодиагностическое исследование: организация, проведение, требования к подбору методов.
21. Современные представления о зрелости и старении: возрастные границы, критерии, содержательные характеристики.
22. Сущность, свойства и возможности экспериментального метода в психологии. Достоинства и недостатки эксперимента по сравнению с другими методами психологии. Виды экспериментов в психологии.
23. Представления разных психологических школ о предмете психологии на рубеже 19-20 столетий: психологии сознания, психоанализа и бихевиоризма.
24. Особенности теорий избирательного внимания Д.Бродбента, Э.Трейсман и др.
25. Подход Ф.Б.Скиннера к изучению поведения. Структура поведения и основные виды подкреплений.
26. Работоспособность. Закономерности изменения работоспособности субъекта труда в течение дня по представлениям Э. Крепелина.
27. Закономерности психического развития на разных возрастных этапах.
28. Характеристика социально-психологического тренинга (СПТ).
29. Понятие бессознательного, его основные признаки, виды неосознаваемых явлений.
30. Психологическое консультирование: структура, принципы и методы.
31. Представления об авторитарных и гуманистических религиях в концепции Э. Фромма.
32. Понятие «группа» в социальной психологии, её сущность, основные характеристики, классификации.
33. Метод наблюдения как психодиагностический инструмент: виды, функции, требования к использованию.
34. Специфика изучения потребностей в концепции А.Маслоу. Основные принципы иерархии потребностей и ее уровни.
35. Общая характеристика основных методов, исходя из этапов психологического исследования по Б.Г.Ананьеву.
36. Понятие «организационная лояльность», ее сущность, типы и функции.
37. Организационная структура (органиграмма) организации. Основные типы организационных структур.
38. Характеристика коммуникативной стороны общения, ее вербальных и невербальных средств.
39. Общая характеристика корреляционного исследования в психологии.
40. Роль мотивации в развитии личности. Осознание мотивов как фактор развития личности.
41. Характеристика перцептивной стороны общения, основных видов, механизмов и эффектов социальной перцепции.
42. Основные положения теории динамической и системной локализации высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга и в подкорковых структурах (А.Р. Лурия).
43. Задачи и содержание психологической диагностики детей, переживших насилие.
44. Психодиагностическое исследование стрессоустойчивости личности: критерии и особенности диагностики.
45. Современные представления о стрессе. Фазы развития стресса.
46.Понятие гендерного конфликта на межличностном и внутриличностном уровнях Виды гендерных конфликтов и их проявления.
48 Понятие межкультурной адаптации личности. Факторы ее успешности, этапы адаптации. «Культурный ассимилятор» – техника повышения межкультурной сензитивности.
49. Травматические стрессовые расстройства: фазы развития, виды и проявления.
50. Психическое здоровье: определение понятия, критерии психического здоровья.
51. Экстренная психологическая помощь и ее особенности: цели, задачи и принципы организации.
52. Социально-негативные явления в молодежной среде: проявления, психологическая профилактика.
53. Социальные и психобиологические предпосылки зависимого поведения. Диагностика зависимого поведения.
54. Современные представления о «внутренней картине болезни». Методы клинико-психологической диагностики «внутренней картины болезни».
55. Роль наследственности и среды в психическом развитии. Методы изучения влияния наследственности и среды на психическое развитие человека в психогенетике.
56. Посттравматическое стрессовое расстройство: группы симптомов, формы и варианты течения, диагностические критерии.
57. Общая характеристика нарушенного психического развития: виды, причины, проявления.
58. Психологическое сопровождение ребёнка с психическим дизонтогенезом: направления, виды и содержание работы психолога.
59. Клинико-психологическая диагностика: функции и методы. Виды и содержание психологического анамнеза.
60. Техники психотерапии в работе практического психолога.
Поделитесь с Вашими друзьями: |