Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности



Скачать 18.77 Kb.
Дата13.10.2018
Размер18.77 Kb.
ТипВопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии по Программе,

утвержденной УС ИП РАН в 2012г.

  1. Предмет психологии. Основные этапы развития понятий о предмете психологии в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Речь и общение. Язык и речь. Виды и функции речи. Вербальное и невербальное общение. Исследование особенностей невербальных средств общения в современной отечественной психологии.

  3. Мышление. Виды мышления. Особенности подходов к мышлению в основных психологических школах. Методы изучения мышления.

  4. Системный подход в психологии. Основные принципы системного подхода. Истоки становления системных представлений в психологии. Современное развитие идей системного подхода в отечественной психологии.

  5. Проблема субъекта в психологии.

  6. Основные методологические принципы психологии. Принцип детерминизма в психологии. Современное состояние проблемы детерминизма.

  7. Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Варианты их решения. Психическое как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира.

  8. Внимание. Виды и свойства внимания. Модели и методы оценки внимания. Современные исследования внимания в отечественной психологии.

  9. Деятельностный подхода в психологии. Психика и поведение. Сознание и деятельность. Современная разработка деятельностного подхода.

  10. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Когнитивные системные модели памяти.

  11. Восприятие. Феномены восприятия. Основные теории восприятия. Изучение зрительного восприятия в современной отечественной психологии.

  12. Психофизика. Чувствительность и ее измерение. Шкалирование ощущений.

  13. Методы психологического исследования. Методология, метод, методика. Экспериментальный метод в психологии.

  14. Ощущение. Классификация сенсорных систем. Зрительные и слуховые сенсорные системы.

  15. Познавательные способности. Оценка познавательных способностей. Возрастная динамика когнитивных способностей. Генетико - средовая детерминация когнитивных способностей.

  16. Воля, волевая регуляция поведения. Произвольность и воля. Модели регуляции и саморегуляции человека.

  17. Субъектно-деятельностная концепция в психологии. Ее основания и развитие.

  18. Психологическая диагностика. Психологические тесты, их разработка и применение. Требования к построению тестов и проведению тестирования.

  19. Эмоции. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Основные функции эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Теории эмоций.

  20. Основные этапы становления психологии как самостоятельной науки. Современное состояние отечественной психологической науки (подходы, направления, перспективы).

  21. Потребности, мотивы, их классификация и основные подходы к исследованию.

  22. Развитие психологии в России. Основные три течения в русской психологии в начале XX века: экспериментальная объективная психология, интроспективная экспериментальная психология и философско-духовная психология.

  23. Темперамент. Отечественные и зарубежные подходы к пониманию темперамента и его изучению. Модели темперамента. Соотношение темперамента, характера и личности в отечественной и зарубежной психологии.

  24. Формирование основных психологических школ в отечественной науке. Системный подход в психологии (Ломов Б.Ф). Субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский).

  25. Дифференциальная психология. Понятия «индивид», «индивидуальность», «индивидуальные различия». Роль наследственности и среды в становлении индивидуальных различий.

  26. Половые и тендерные особенности в психологии людей.

  27. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Теория системогенезаП.К.Анохина. Эволюционно - системный подход и его реализация.

  28. Жизненный путь личности. Основные этапы личностного роста. Движущие силы личностного развития. Соотношение понятия субъекта и личности в работах Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского.

  29. Развитие психики в онтогенезе. Основные теории психическою развития. Периодизации психического развития и их значение. Базовые уровни когнитивного развития.

  30. Личность, структура личности. Теория личности Б.Г.Ананьева. Личность в системе человекознания. Характеристики человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

  31. Культурно-историческая теория развития психики. Основные положения. Теоретические и эмпирические аргументы за и против.

  32. Бессознательное. Виды неосознаваемых процессов. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов. Роль неосознаваемого в регуляции поведения.

  33. Особенности психического развития личности на различных возрастных этапах.

  34. Типология характеров. Акцентуации характеров. Проблема нормального характера. Критерии нормального характера. Индивидуально- психологические особенности поведения и его регуляции.

  35. Сознание и самосознание. Концепция Я. ее составляющие. Функции Я- концепции. Изучение концепции Я в отечественной психологии.

  36. Факторные теории личности. 16-факторная модель Дж.Кеттелла. Трехфакторная модель Г.Айзенка. Пятифакторная модель (BigFive) Нормана, МакКрея, Коста. Возможности и недостатки оценки личности с позиций факторных моделей.

  37. Психогенетика. Предмет и методы психогенетики. Генетическое и средовое в психическом развитии человека. Современные отечественные психогенетические исследования.

  38. Событийная структура времени жизни. Концепция Э.Эриксона. Методы изучения жизненного пути. Кризисы человеческой жизни, их психологические особенности.

  39. Проблема способностей. Общие и специальные способности. Детерминация способностей. Психологические подходы к проблеме способностей.

  40. Интеллект, креативность и одаренность. Тесты интеллекта и креативности. Интеллект как модель ментального опыта. Психогенетические исследования интеллекта и креативности.

  41. Агрессивное поведение. Детерминация агрессии. Основные подходы к пониманию агрессивного поведения. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей и подростков. Изучение агрессивного поведения подростков вотечественной психологии.

  42. Стресс. Механизмы стресса. Регуляция стрессовых состояний. Виды стрессов. Стрессоустойчивость. Психологические механизмы регуляции стрессовых и постстрессовых состояний. Изучение информационного стресса. Исследования постстрессовых состояний

  43. Виды научения. Экспериментальные исследования научения в рамках эволюционно-системного подхода.

  44. Восприятие цвета. Теории цветового восприятия. Многоуровневый характер восприятия цвета. Современные отечественные исследования репрезентации цвета, уровневые модели.

  45. Механизмы восприятия удаленности. Дискуссии о происхождении восприятия глубины. Моно - и бинокулярные признаки восприятия удаленности.

  46. Соотношение мышления и речи в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Функции эгоцентрической речи в данных теориях. Современные представления о развитии речи.

  47. Вклад Б.Ф.Ломова и А.В.Брушлинского в развитие психологической науки.

  48. Психология субъекта. Основные теоретические и эмпирические основания.

  49. Психология понимания. Соотношение знания, мышления и понимания. Три основные формы понимания и четыре условия, необходимые для него в познавательных и коммуникативных ситуациях.


Скачать 18.77 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница