Речь и общение. Язык и речь. Виды и функции речи. Вербальное и невербальное общение. Исследование особенностей невербальных средств общения в современной отечественной психологии.
Мышление. Виды мышления. Особенности подходов к мышлению в основных психологических школах. Методы изучения мышления.
Системный подход в психологии. Основные принципы системного подхода. Истоки становления системных представлений в психологии. Современное развитие идей системного подхода в отечественной психологии.
Проблема субъекта в психологии.
Основные методологические принципы психологии. Принцип детерминизма в психологии. Современное состояние проблемы детерминизма.
Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Варианты их решения. Психическое как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира.
Внимание. Виды и свойства внимания. Модели и методы оценки внимания. Современные исследования внимания в отечественной психологии.
Деятельностный подхода в психологии. Психика и поведение. Сознание и деятельность. Современная разработка деятельностного подхода.
Память. Процессы памяти. Виды памяти. Когнитивные системные модели памяти.
Восприятие. Феномены восприятия. Основные теории восприятия. Изучение зрительного восприятия в современной отечественной психологии.
Психофизика. Чувствительность и ее измерение. Шкалирование ощущений.
Воля, волевая регуляция поведения. Произвольность и воля. Модели регуляции и саморегуляции человека.
Субъектно-деятельностная концепция в психологии. Ее основания и развитие.
Психологическая диагностика. Психологические тесты, их разработка и применение. Требования к построению тестов и проведению тестирования.
Эмоции. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Основные функции эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Теории эмоций.
Основные этапы становления психологии как самостоятельной науки. Современное состояние отечественной психологической науки (подходы, направления, перспективы).
Потребности, мотивы, их классификация и основные подходы к исследованию.
Развитие психологии в России. Основные три течения в русской психологии в начале XX века: экспериментальная объективная психология, интроспективная экспериментальная психология и философско-духовная психология.
Темперамент. Отечественные и зарубежные подходы к пониманию темперамента и его изучению. Модели темперамента. Соотношение темперамента, характера и личности в отечественной и зарубежной психологии.
Формирование основных психологических школ в отечественной науке. Системный подход в психологии (Ломов Б.Ф). Субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский).
Дифференциальная психология. Понятия «индивид», «индивидуальность», «индивидуальные различия». Роль наследственности и среды в становлении индивидуальных различий.
Половые и тендерные особенности в психологии людей.
Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Теория системогенезаП.К.Анохина. Эволюционно - системный подход и его реализация.
Жизненный путь личности. Основные этапы личностного роста. Движущие силы личностного развития. Соотношение понятия субъекта и личности в работах Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского.
Развитие психики в онтогенезе. Основные теории психическою развития. Периодизации психического развития и их значение. Базовые уровни когнитивного развития.
Личность, структура личности. Теория личности Б.Г.Ананьева. Личность в системе человекознания. Характеристики человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
Культурно-историческая теория развития психики. Основные положения. Теоретические и эмпирические аргументы за и против.
Бессознательное. Виды неосознаваемых процессов. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов. Роль неосознаваемого в регуляции поведения.
Особенности психического развития личности на различных возрастных этапах.
Типология характеров. Акцентуации характеров. Проблема нормального характера. Критерии нормального характера. Индивидуально- психологические особенности поведения и его регуляции.
Сознание и самосознание. Концепция Я. ее составляющие. Функции Я- концепции. Изучение концепции Я в отечественной психологии.
Факторные теории личности. 16-факторная модель Дж.Кеттелла. Трехфакторная модель Г.Айзенка. Пятифакторная модель (BigFive) Нормана, МакКрея, Коста. Возможности и недостатки оценки личности с позиций факторных моделей.
Психогенетика. Предмет и методы психогенетики. Генетическое и средовое в психическом развитии человека. Современные отечественные психогенетические исследования.
Событийная структура времени жизни. Концепция Э.Эриксона. Методы изучения жизненного пути. Кризисы человеческой жизни, их психологические особенности.
Проблема способностей. Общие и специальные способности. Детерминация способностей. Психологические подходы к проблеме способностей.
Интеллект, креативность и одаренность. Тесты интеллекта и креативности. Интеллект как модель ментального опыта. Психогенетические исследования интеллекта и креативности.
Агрессивное поведение. Детерминация агрессии. Основные подходы к пониманию агрессивного поведения. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей и подростков. Изучение агрессивного поведения подростков вотечественной психологии.
Стресс. Механизмы стресса. Регуляция стрессовых состояний. Виды стрессов. Стрессоустойчивость. Психологические механизмы регуляции стрессовых и постстрессовых состояний. Изучение информационного стресса. Исследования постстрессовых состояний
Виды научения. Экспериментальные исследования научения в рамках эволюционно-системного подхода.
Восприятие цвета. Теории цветового восприятия. Многоуровневый характер восприятия цвета. Современные отечественные исследования репрезентации цвета, уровневые модели.
Механизмы восприятия удаленности. Дискуссии о происхождении восприятия глубины. Моно - и бинокулярные признаки восприятия удаленности.
Соотношение мышления и речи в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Функции эгоцентрической речи в данных теориях. Современные представления о развитии речи.
Вклад Б.Ф.Ломова и А.В.Брушлинского в развитие психологической науки.
Психология субъекта. Основные теоретические и эмпирические основания.
Психология понимания. Соотношение знания, мышления и понимания. Три основные формы понимания и четыре условия, необходимые для него в познавательных и коммуникативных ситуациях.