Программа коррекционно-развивающей работы
Цель программы
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с особыми потребностями. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Задачи программы
— осуществить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья и определить особые образовательные потребности детей данной категории;
— определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми потребностями основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особыми потребностями с учётом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организуются индивидуальные и групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом или психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
— создать возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционно-развивающих услуг;
— реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с особыми потребностями;
— осуществить оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с особыми потребностями, а также всесторонний подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
—консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
—информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями программ/методик, методов и приёмов обучения;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с особыми потребностями;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми потребностями специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство с психолого-медико-педагогическим центром «Гармония», которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с особыми потребностями; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического или физического развития.
Программнометодическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы: учителями, педагогомпсихологом, социальным педагогом, медицинским работником и др.
Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого осуществляется обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с особыми потребностями.
Материальнотехническое обеспечение
Материальнотехническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического или психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Программа подготовки будущих первоклассников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу детей, примерно треть первоклассников недостаточно готова к школе. Подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь 2004 года, А.Фурсенко).
Для этого, в школе проводится работа «Школы будущего первоклассника». Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя). Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из курсов: математика (логика), грамота (чтение и письмо, развитие речи и мелкой моторики), психология (введение в школьную жизнь) и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников.
Проведение занятий осуществляется учителями, набирающими первые классы и педагогом-психологом. Занятия в «Школе будущего первоклассника» построены с учетом возрастных особенностей детей и направлены на развитие учащихся. На занятиях преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.
Родители, чьи дети посещают школу будущего первоклассника определяются с выбором программ и осознанно выбирают школу.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и создание условий для успешной адаптации детей в школе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Способствовать снятию психологического стресса перед школой;
2. Способствовать формированию навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
3. Способствовать развитию мелкой моторики руки.
4. Развивать речь, фонематический слух. Подготовить к обучению грамоте.
5. Способствовать развитию элементарных математических представлений.
Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
Принципы:
-
Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)
-
Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)
-
Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
-
Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
-
Открытость (работают педагоги разной специфики, программ).
-
Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
-
Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей)
Критерии сформированности способностей дошкольников:
1.Деятельность и общее развитие:
-произвольная деятельность;
-психологическая саморегуляция;
-развитость творческого потенциала;
-способность принимать инструкцию;
-коммуникативные способности;
-зрительное восприятие
2.Речевое развитие:
-словесная реакция на ситуацию;
-способность понимать говорящего;
-способность объяснять мысль словами
Функции:
1.Методическая
-консультирование;
-рекомендации
2.Диагностическая
(отслеживание результатов с целью корректировки)
3.Развивающая
Участники реализации программы:
-администрация ОУ
-педагоги ОУ
-дети
-родители
Планируемый результат
1. Родители:
- осознанный выбор школы и программы;
2. Дошкольник готовый к обучению:
- легко адаптируется к школьной жизни;
- умеет договариваться, обмениваться мнениями;
- умеет высказывать свою точку зрения.
Организация работы «Школы будущего первоклассника»
Занятия проводятся:
С 5 февраля по 12 марта по субботам с 10.00 до 11.10 по три урока
продолжительность урока –20 минут, продолжительность перемены – 5 минут
1 этап. Работа с родителями.
Информационно-просветительская и консультативная работа
Задача
|
Мероприятия и формы проведения
|
Сроки
|
Ответственный
|
Формирование у родителей осознанного
выбора школы и программы обучения
|
1. Организационное собрание «Как подготовить ребёнка к школе?»
2. Консультации:
· Возрастные особенности детей 6—7 лет.
· «Роль родителей в подготовке к школе.
· «Игры для подготовки к школе».
· «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
· «Секреты успешной адаптации».
3. Советы родителям:
«Ваш ребёнок — будущий первоклассник».
|
Февраль-апрель
|
Школьный психолог
|
2 этап. Работа с детьми.
Задачи курса «Введение в школьную жизнь» (психологического сопровождения):
-
Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.
-
Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
-
Выявить стартовые возможности ребенка:
- В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);
- В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
- В области структурных компонентов развития личности – уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.
Тематическое планирование занятий
с будущими первоклассниками
Диагностический блок
№
|
Психологическая тема
|
Формы работы (методики)
|
Задачи занятия
|
1.
|
Диагностика уровня школьной зрелости
|
тест Керна- Йерасека
|
-исследовать общий уровень обучаемости (глазомер, пространственную ориентацию, развитие моторики)
|
2.
|
Диагностика продуктивности и устойчивости внимания
Выявление общеучебных умений и навыков
|
«Кодирование»
Метод наблюдения, беседы
|
- исследовать продуктивность и устойчивость внимания;
- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.
|
3.
|
Изучение развития произвольности внимания (работа по образцу)
Изучение развития мелкой моторики
|
«Графический диктант»
|
- исследовать произвольность внимания;
– исследовать развитие мелкой моторики.
|
4.
|
Диагностика произвольной регуляции деятельности
Диагностика уровня школьной мотивации
|
«Графическая проба»
«Рисунок школы»
|
-исследовать развитие произвольности психических процессов;
- исследовать уровень школьной тревожности
|
5.
|
Эмоциональная сфера
Диагностика развития речи
|
«Нарисуй настроение»
Самопрезентация «Волшебный микрофон»
|
-выявить развитие эмоционально-волевой сферы;
- развивать навыки общения;
- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.
|
Коррекционно-развивающий блок
№
|
Содержание
|
Формы работы
|
Цель занятия
|
1.
|
Воображение – развитие воображения
|
Пальчиковые игры
Игра«Комбинирование»
|
ЦЕЛЬ: развитие воображения:
- геометрические фигуры (дом).
|
2.
|
Мышление - развитие мышления.
|
Игра « Кто больше придумает и нарисует»
Упражнение
«Сходства и различия»
|
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, развитие мышления, связь предметов:
- форма, величина предметов;
- сюжеты и композиции на основе наглядных опорных знаков «Дом», «Деревья».
|
3.
|
Восприятие - развитие ощущения и восприятия.
|
Игра« Засели дом»
Пальчиковые игры
Упражнение «Перепутанные линии»
|
ЦЕЛЬ: развитие пространственных представлений – лево, право, в центре, спереди, сзади.
|
4.
|
Память - развитие памяти.
|
Игра « Узнай предметы и нарисуй их»
|
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти:
- зашумленные предметы;
- зашумленные геометрические фигуры.
|
5.
|
Речь - развитие речи.
|
«Пересказывание сказки»
Упражнение «Мне нравится…»
|
ЦЕЛЬ: развитие речи, обогащение словаря:
- композиция предметов.
|
Занятия диагностического и коррекционно-развивающего блоков проводятся интегрировано.
3 этап. Комплектование первых классов
На основе проведённой работы проводится комплектование первых классов.
|
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива МОУ сош № 7 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Организация оздоровительно-профилактической работы..
III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
IV. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
V. Проведение коррекционно – развивающих занятий
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII. Оказание психологической помощи первоклассникам
Психолого-педагогическое сопровождение
адаптации первоклассников к школе
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Планирование психолого-педагогической работы
по сопровождению адаптации первоклассников к школе
|
Работа с документами
|
Работа с детьми
|
Работа с педагогами
|
Работа с родителями
|
Школа будущего первоклассника
|
Протоколы диагностики.
|
Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.
|
Консультации с педагогами
|
Родительское собрание “Скоро в школу” Консультации по результатам диагностики.
Рекомендации консультации у специалистов (логопед, невролог)
|
I четверть
|
Изучение медицинских документов о состоянии здоровья детей.
Сбор информации.
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
|
Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября):
- диагностика перефомирования ведущей деятельности,
- учебная мотивация,
- эмоционально-волевая сфера
Наблюдение за учащимися в разных видах деятельности (урочная и внеурочная деятельность)
|
Социально – педагогическая адаптация учащихся (глазами учителя) методика Ковалёва
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти
|
Консультации по протеканию адаптации
|
II четверть
|
Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
Протоколы диагностики.
|
Коррекционно – развивающие занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
|
Консультации в режиме динамического наблюдения.
Малый педсовет «Сотрудничество с детьми в период их адаптации к школе»
|
Проведение родительского собрания “Адаптация к школе – радости и трудности” по классам Анкетирование-тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”
Рекомендации «Как помочь ребёнку полюбить учиться»
|
III четверть
|
Анализ результатов протекания адаптации.
|
Коррекционно-развивающие
занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
|
Консультации в режиме динамического наблюдения.
|
Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме
|
IV четверть
|
Анализ результатов динамики развития.
Оформление представлений на ПМПК.
Протоколы диагностики.
|
Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК
Итоговое тестирование на конец учебного года
Диагностика: определение уровня развития учащихся
|
Подготовка представления на ПМПК
|
Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
|
Работа учителя и педагога-психолога по преодолению той или иной формы дезадаптации направлена, прежде всего, на устранение причин, ее вызывающих. Выявленные проблемы позволяют определить программы коррекционно-развивающих занятий для детей.
Программа коррекционно – развивающих занятий
с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Поделитесь с Вашими друзьями: |