Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1
______________________________________________________
Исследовательская работа
Исследование уровня профессионального выгорания педагогов
МБОУ СОШ№1
Работу выполнила:
ученица 9 класса
Абраамян Светлана
Руководитель:
учитель технологии
Гайбарян
Валентина Мнацагановна
с. Чалтырь
2014
Содержание
Введение________________________________________________________3
Глава I. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1Феномен эмоционального выгорания______________________________5
1.2Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания_________6
1.3Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания________________________________________________________9
Глава II. Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов
МБОУ СОШ №1__________________________________________________16
Заключение______________________________________________________24
Литература______________________________________________________25
Введение
Жизнь современного человека протекает в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчинённых и вышестоящего начальства. Нередко у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми, проявляются признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения; 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Актуальность данной темы заключается в том, что психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере (Борисова М.В.,2005)
Почему одни находятся в гармонии с окружающим миром и с интересом и радостью работают, учатся, занимаются карьерой, растят детей, а другие всё глубже погружаются в депрессию, нежелание заниматься работой, общаться с людьми, избегают любых «душевных» нагрузок?
Исследования показывают, что педагогические работники относятся к группе «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой (Форманюк Т.В.,2004). При этом педагог вынужден постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. К этому добавляется ответственность за детей и переживания по поводу их проблем. Если у педагога обнаруживается избирательная уязвимость в отношении к некоторым профессиональным проблемам (акцентуализация личности), профессиональный «груз» становится непосильным, ухудшается здоровье, страдает качество работы. В итоге – человек «сгорел на работе», но ни он сам, ни ученики от этого не выиграли.
Цель работы: Исследовать развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
-
Изучить синдром эмоционального выгорания на основе различных исследований.
-
Разработать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования :
-
Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога
Экспериментальная база исследования –учителя МБОУ СОШ №1 с.Чалтырь
Методы исследования: русскоязычная версия опросника «Синдром профессионального выгорания», разработанная Н. Е. Водопьяновой
Глава I. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1Феномен эмоционального выгорания
Учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса, и его психологическое благополучие является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи возникла необходимость в изучении феномена выгорания (сгорания) – процесса, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Это заболевание было открыто в начале 1950-х гг., и долгое время считалось, что оно вызывается неизвестной формой вирусной инфекции. (Севастьянова Н.В.,2009)
В 1970-х медики обратили внимание, что новый «вирус» поражает в основном специалистов «хэлперских» (связанных с обслуживанием клиентов). Была установлена прямая связь между стрессами на работе, общением с огромным количеством людей, профессиональными перегрузками и ростом числа больных. Болезнь назвали «синдромом хронической усталости».
Термин «burnout» (выгорание) впервые ввёл в 1974 году американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергер. Он наблюдал группу людей, с полной отдачей и большим воодушевлением работавших в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у большинства волонтёров наблюдались раздражительность, цинизм, душевное истощение. Начальный энтузиазм Фрейденберг назвал «эмоциональным горением», а состояние душевной усталости – по контрасту – «эмоциональным выгоранием».
Самое известное определение синдрома эмоционального выгорания дала К. Маслач(1982): «Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий».
Это люди, чья профессиональная деятельность так или иначе требует вовлечения в непрерывный прямой контакт с различного рода реципиентами – здоровыми людьми, пациентами, детьми, заключенными и другими. Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время. Общение между профессионалом и клиентом часто насыщено эмоционально. Это трудная ситуация для обеих сторон.
Исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в трудах зарубежных ученых (Х. Дж. Фрейденберг, К. Маслах, А. Пайнз, С. Джексон, Е. Аронсон и др.). В отечественной науке меньше исследований (В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, М.А. Аминов и др.). Но в связи с переменами на территории бывшего Советского Союза эта проблема стала актуальной и для отечественных психологов и психиатров.
Россия сегодня – это страна, в которой происходят глобальные изменения во всех сферах общественного развития. Не стала исключением и система образования. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
1.2Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслах, С. Е. Джексона, в которой возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. В соответствии с их подходом синдром психического выгорания включает в себя три фазы: эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.
Три стадии профессионального выгорания:
Первая стадия- эмоциональное истощение
-
Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;
-
Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
Вторая стадия - деперсонализацию
-
Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-
Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия- редуцирование личных достижений
-
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.
Три следствия профессионального выгорания:
-
Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;
-
Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.
-
Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.
Симптомы:
К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
-
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
-
Ощущение эмоционального и физического истощения;
-
Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
-
Общая слабость, снижение активности и энергии;
-
Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-
Резкая потеря или резкое увеличение веса;
-
Полная или частичная бессонница;
-
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;
-
Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
-
Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
-
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-
Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;
-
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
-
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справится;
-
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
Поведенческие симптомы:
-
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
-
Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
-
Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;
-
Затрудняется в принятии решений;
-
Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:
-
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-
Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
-
Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.
Выгорание может быстро распространиться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками и пессимистами;
взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К.Чернисс говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, уязвимо. Они находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога. Также К.Чернис отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Как у индивида, страдающего выгоранием, в организации появляются различные симптомы этого явления.
Вот эти симптомы:
-
Высокая текучесть кадров;
-
Снижение вовлеченности сотрудников в работу;
-
Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
-
Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявление беспомощности и безнадежности;
-
Развитие критического отношения к сотрудникам;
-
Недостаток сотрудничества среди персонала;
-
Прогрессирующее падение инициативы;
-
Рост чувства неудовлетворенности от работы;
-
Проявление негативизма относительно роли или функции отделения.
1.3 Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания
После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались на два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных внешних факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
-
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
-
Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, учащихся в классе). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.
-
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего. Это касается медиков. Педагогов, воспитателей и т.д. процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, школьный учитель: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются).
-
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
-
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или» доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…». В зависимости от статистики своих наблюдений он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумения и конфликты – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других», В.В.Бойко относит следующие факторы:
-
Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех. Кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко получается так. Что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее. Не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.
-
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть. Наивности, специалист. Работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полном растворении в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11 – 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризация и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется. И тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты. Допущенные ошибки. Например. Педагог. Научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг срывается в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается. Тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
-
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых. Профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых., человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование нравственного выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В.Решетовой:
-
Неэмоциональность или неумение общаться;
-
Алексимития во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
-
Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
-
Люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.).
Однако, одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурные условия общества.
В организации можно выделить три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный. «Мужской» стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит – целостность собственной личности.
Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку люди будут стараться делать все хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и проявлению психосоматики.
Третий момент – это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку. Способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «Мы», и таким образом снизить риск эмоционального выгорания. В качестве иллюстрации данного положения можно привести пример Н.Е.Водопьяновой. которая отмечает, что уровень выгорания у израильских менеджеров ниже, чем у американских. При этом считается, что уровень жизни в Америке существенно выше. Данное явление объясняется тем, что израильтяне получают поддержку от ощущения социальной сплоченности.
Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как показывают различные исследования. Уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.
Итак, мы описали факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания. Однако, как мне представляется, для организации психологической поддержки необходимо сформулировать более глубокие внутренние причины, являющиеся источником проблемы. По моему мнению, это деформация в раннем детстве личностной структуры, которую удобно описать в терминах Э.Берна и его последователей.
Согласно их позиции, в личности можно выделить три состояния: ребенок, взрослый. Родитель, каждое из которых имеет свой функционал. В частности, в ребенке выделяют естественного и приспособившегося. Качества первого – спонтанность, нежность, импульсивность, чувственность, открытость творчеству, жизнерадостность, шаловливость, бесконтрольность. Качества другого – послушность, вежливость, адаптивность, с таким ребенком окружающим общаться удобно. И если естественный ребенок делает то, что ему хочется делать, и чувствует себя при этом хорошо, то приспособившийся делает все, чтобы получить одобрение взрослых, то есть чтобы было хорошо окружающим. Более того, многие перестают видеть разницу между своими желаниями и требованиями окружающих, перестают «хотеть». А с этим теряют жизнерадостность и оптимизм.
Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в педагогической литературе, механизмов психологической защиты. И, в силу своей новизны. Его определение несколько размыто, хотя, по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание как и всякий механизм психологической защиты в континууме: :психологическая защита – невроз».
Следует отметить, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозировано расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
Синдром эмоционального выгорания ставиться в зависимость и от темперамента. Иначе говоря. Феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на подсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их. Заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.
Глава II. Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов
МБОУ СОШ №1
Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов проводилось по методике К. Маслач и С. Джексона, адаптированной Н. Водопьяновой и Е. Старченковой. (Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»)
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания.
База исследования: Испытуемыми стал педагогический коллектив МБОУ СОШ №1.
В опросе приняли участие 30 человек с разной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 24 учителя-предметника и 6 учителей начальных классов. Все испытуемые –женщины. Высшее образование имеют-90%, среднее специальное – 10%.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале профессиональная эффективность( редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности достижения, меньше удовлетворён самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром.
Тестирование проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных мы попытались сделать вывод о влиянии стажа на развитие и уровень синдрома эмоционального выгорания.
Уровни «выгорания»
Субшкала
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Очень высокий
|
Эмоциональное истощение
|
6-16
|
17 - 26
|
27 -34
|
Более34
|
Деперсонализация
|
1-4
|
5 - 10
|
11-13 и больше
|
14
|
Редукция личных достижений
|
39 и больше
|
38 -32
|
31 - 0
|
21
|
Эмоциоальное истощениеи стаж работы
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Очень высокий
|
5-10
|
3
|
0
|
0
|
0
|
10-15
|
2
|
2
|
0
|
0
|
16-20
|
2
|
3
|
1
|
0
|
21-25
|
2
|
4
|
3
|
0
|
26-30
|
1
|
2
|
1
|
0
|
31-35
|
3
|
1
|
0
|
0
|
итого
|
13
|
12
|
5
|
0
|
Из таблицы видно, что эмоциональное выгорание педагогов на низком уровне у 13-ти педагогов, средний уровень у 12 и группу риска составляют 5 педагогов. Причём, больше всех СЭВ разного уровня выявлен у педагогов с 20-25летним стажем работы.
На графике видно, что эмоциональное выгорание начинает возрастать после 15летнего трудового стажа и к 20-25 годам работы достигает пика. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существуют определенные его проявления, зависящие от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Рассмотрим следующий критерий
деперсонализация
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Очень высокий
|
5-10
|
0
|
1
|
2
|
0
|
10-15
|
2
|
1
|
1
|
0
|
16-20
|
2
|
3
|
1
|
0
|
21-25
|
4
|
3
|
2
|
0
|
26-30
|
1
|
2
|
1
|
0
|
31-35
|
2
|
1
|
1
|
0
|
итого
|
11
|
11
|
8
|
0
|
Высокий уровень деперсонализации у педагогов с 5-10летним стажем и у педагогов с 20-25летним стажем.
Редукция личных достижений
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Очень высокий
|
5-10
|
1
|
0
|
2
|
0
|
10-15
|
1
|
3
|
0
|
0
|
16-20
|
3
|
2
|
1
|
0
|
21-25
|
5
|
2
|
2
|
0
|
26-30
|
0
|
2
|
2
|
0
|
31-35
|
0
|
3
|
1
|
0
|
итого
|
10
|
12
|
8
|
0
|
Если проследить по всем трём критериям, то наиболее высокие показатели СЭВ имеют педагоги со стажем работы от 21до 25 лет. То есть, педагоги, вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 40-48 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ. Специальные исследования показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей (Абрамова, 1999г.). Этот факт также может быть одним из возможных факторов возникновения СЭВ(наши испытуемые данной группы имеют одного и более детей). Еще одной причиной может быть так называемый “педагогический криз” (Львова, 1988 г.), это спад профессиональной деятельности учителя.
У педагогов со стажем работы более 15 лет, возрастные границы 36-42 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов со сформировавшимся, формирующимся и не сформировавшимся синдромом оказалось примерно -16,7%;50%; 33,3%). Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности.
Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-57 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе (стаж-31-35лет) оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.
Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 5до15 и от 10 до 15 лет, возрастные границы 26 - 37 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни, продвижению по карьерной лестнице. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Следовательно, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности подтверждается частично.
Чтобы помочь педагогам справиться с СЭВ мы подобрали несколько упражнений для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.
Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые можно делать в свободное время всем вместе или самостоятельно, в школе и дома. Во время сеанса можно включить тихую классическую музыку.
Упражнения на снижение эмоционального и физического напряжения:
«Высокая энергия» (зрительная техника)
Цель: заряд краткосрочной энергии и её оптимальное использование. Необходимое время: 3 мин.
Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь…проглотите её… она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте! По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности.
«Избавление от тревог» (зрительная техника)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. Необходимое время: 5-10 мин.
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… оно ярче тысяч солнц… его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
«Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3с.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Блок 2.
Неверие в себя – вот главный виновник наших ошибок и наших бед. Казалось бы, нет ничего проще: достаточно встряхнуться, поверить в себя и не будет больше ни ошибок, ни разочарований, ни страха перед завтрашним днём. Но мы сами программируем собственные ошибки, а потому нет таких ошибок, которых мы бы не могли избежать.
Выполнение предложенных методик и упражнений поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя.
Упражнения на развитие уверенности в себе.
Упражнение «Ловец блага»
Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.
Инструкция: Назовите положительные стороны дождя.
Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.
-
Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай?
-
Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем подводит итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому – больше пяти, кому – три; кто не нашел ни одной положительной стороны.
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
Упражнение "Избавление от самокритики"
Перед выполнением упражнения ведущий говорит: "Есть люди, которые постоянно анализируют своё поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так то и так то. Что я натворил!). Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к ещё большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно"
Инструкция: Воспользуйтесь следующим приёмом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начинает мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.
Критика бывает разной. Деструктивная критика легко сбивает нас с толку, конструктивная - помогает добиваться успеха с наименьшими потерями. Проблема в том, умеем ли мы:
-
спокойно относиться к любой критике в наш адрес
-
понимать, кто и с какой целью нас критикует
-
отличать конструктивную критику от деструктивной
Если нас неприятно задевает чья-то критика, давайте скажем себе следующее:
Сколько людей, столько и мнений. В любом случае, мои поступки всегда будут оцениваться по-разному. Всегда найдутся и те, кто меня поддержит, и те, кто меня осудит. Как бы я ни старался, невозможно понравиться всем сразу. Да и ни к чему.
Упражнения для сплочения коллектива
"Нестандартное решение"
Объединив усилия, придумать как можно больше способов нестандартного использования какого-либо обычного предмета (кирпича, скрепки, консервной банки и т.п.) Например, кирпич может быть использован в качестве подставки под горячее, гнета, якоря. С его помощью можно что-то написать, а можно сделать надпись на его поверхности. Таких нестандартных изменений кирпича, как и других предметов, может быть много.
В заключении, обращается внимание участников группы на то, как много вариантов они смогли предложить, работая вместе (отметить изобретательность).
Упражнение на развитие социальной уверенности.
Двух участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают 2 предмета и прячут их в разных местах комнаты. Задача участников - найти загаданные предметы. Одного испытуемого группа поддерживает в поисках предмета, даёт положительное подкрепление: молодец, близко, у тебя всё получится и т.д.
Другому участнику группа дает отрицательное подкрепление в поисках предмета: да где тебе найти, ну и тугодум и т.д.
Когда предметы будут найдены, обсуждается: что чувствовали испытуемые во время выполнения задания, чьи высказывания мешали им ходить.
Заключение
Данная исследовательская работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
Поэтому профилактика выгорания педагогов должна стать заботой администрации и психолога. Внимание к каждому педагогу, чёткая организация работы, создание комфортной, дружеской, позитивной рабочей обстановки. Профилактические беседы, тесты, тренинги, сеансы релаксации – это дело школьного психолога и самого педагога, и это поднимает его роль и значение в школьной жизни. Предложенные нами упражнения показали, что они эффективно работают. Несколько педагогов отметили, что им при помощи этих упражнений удалось снять психомышечное напряжения, избавиться от тревог, стать более уверенными в себе.
Педагог, призванный не только учить и помогать своим ученикам, заботиться, воспитывать, но должен заботиться и о себе. Каждый учитель должен сам вовремя заметить первые признаки выгорания. Обратиться за помощью, научиться справляться со стрессами. Ведь учитель, особенно на современном этапе, должен быть и психологом. И если он может найти подход к огромному количеству своих учеников, то должен уметь прислушаться и помочь себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996.
2.Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. «Вопросы психологии». 2/2005.
3.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», М-СПб, "Питер", 2005
4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]: Статья 1978.
5. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллек тивом.[Текст]/ Рогов Е.И.- М., Владос, 1998.
6.Севастьянова Н.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и творческого потенциала педагога. «Воспитание школьников». 10/2009
7.Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. «Народное образование». 1/2010.
8.Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. «Вопросы психологии». 6/1994. – С. 57–63.
9.Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя[Текст]Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.
Приложение.
Опросник «СЭВ» (для учителей и воспитателей)
-
Я чувствую себя эмоционально опустошенным
-
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон
-
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу
-
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела
-
Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций
-
Я чувствую себя энергичной и воодушевленной
-
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях
-
Я чувствую угнетенность и апатию
-
Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности моих воспитанников
-
В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю
-
Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют
-
У меня много планов, и я верю в их осуществление
-
Я испытываю все больше жизненных разочарований
-
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше
-
Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами
-
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех
-
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении
-
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера
-
Я многое успеваю сделать
-
Я чувствую себя на пределе возможностей
-
Я многого смогу ещё достичь в своей жизни
-
Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем
Поделитесь с Вашими друзьями: |