Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»



Дата23.04.2016
Размер48 Kb.
ТипСеминар
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«ФАКТОРЫ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ»


Цель: познакомить педагогов с признаками профессиональной деформации личност, профилактикой и коррекцией синдрома выгорания.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

По общему признанию отечественных и зарубежных специалистов, педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности.

Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь учащихся, воспитанников и общества в целом. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации, как «синдром эмоционального сгорания».

Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в школе. Установлено, что спустя 10-15 лет педагогической деятельности специалист оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, а 66% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию.

Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда педагога. Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Всему причина - рабочие стрессы.

Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента.



Синдром профессионального выгорания.

Симптомы и фазы синдрома выгорания

К основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низким социальным статусом педагогов, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся, а также добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Синдром выгорания является одним из видов профессиональной и личностной деформации. Возникновение данного синдрома является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).



Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. В более поздних исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания.

Межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами, учениками. Выгорающие на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи и друзей.

Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам (в нашем случае - ученикам), работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации.

Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне всей организации. Выгоревшие работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание стресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. Выгорание - основной фактор профессиональной деморализации, отлынивания от работы, низкой производительности, конфликтности в семье и на работе, физической болезни. Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например снотворным.

Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др. К настоящему времени синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов.

Наиболее распространенными симптомами выгорания являются:

  1. постоянное чувство озабоченности по поводу работы;

  2. чувство усталости и пустоты, связанное с ней;

  3. раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения;

  4. отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не к тому, что может приносить удовлетворение.

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания используется термин «синдром психического выгорания» и «синдром профессионального выгорания». Развитие синдрома выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Распространенной считается модель синдрома выгорания, описанная американскими психологами Маслачем и Джексоном.

Синдром включает в себя три основные составляющие:

        1. эмоциональную истощенность;

        2. деперсонализацию;

        3. редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Характеризуется изнеможением, невозможностью работать с полной отдачей сил. Эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, учеников, их родителей и коллег. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными и формальными. В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий. Наступает безразличие к потребностям других людей, что указывает на развитие второго компонента - деперсонализации. Она проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других людей, в иных случаях - повышение негативизма, циничности установок по отношению к реципиентам: ученикам, коллегам, администрации, подчиненным и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Негативные реакции проявляются по-разному:

нежелание общаться, склонность унижать и высмеивать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится на самого себя (человек начинает страдать от чувства вины).

Редукция профессиональных достижений (или сокращенная профессиональная реализация) - третий компонент выгорания. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, появляется чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Российский ученый В.В. Бойко, занимаясь изучением выгорания, определил стадии и симптомы данного синдрома через взаимосвязь выгорания и стресса.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Прочитайте, пожалуйста, суждения и ответьте «да» (+) или «нет» (-). Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.



ТЕСТ

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

  10. Моя работа притупляет эмоции.

  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра - не получишь зла».

  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

  34. Я очень переживаю за свою работу.

  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

  50. Успехи в работе вдохновляют меня.

  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

  52. Я потерял покой из-за работы.

  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

  56. Я часто работаю через силу.

  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

  75. Моя карьера сложилась удачно.

  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания;

подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания;

находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма показателей всех 12 симптомов.

Фаза «Напряжение»

Симптомы: Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).

Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), + 26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).

«Загнанность в клетку»: +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), -75 (5).

Тревога и депрессия: +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).
«Резистенция»

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5 (5), -17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), -78 (5).

Расширение сферы экономии эмоций: +7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).

Редукция профессиональных обязанностей: +8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).
«Истощение»

Эмоциональный дефицит: +9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).

Эмоциональная отстраненность: 10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16 и более - сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Фазы развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

менее баллов - фаза не сформировалась;

баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
1-я фаза - тревожное напряжение.

Это предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания. Напряжение обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Поведение характеризуется на ровне произвольного: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.



  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств - проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудноустранимы или вовсе неустранимы. Раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания.

  2. Неудовлетворенность собой - в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм эмоционального переноса - энергетика направляется не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «я и обстоятельства»: впечатления от неудовлетворенности травмируют личность и побуждают переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности.

  3. Загнанность в клетку - выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии: работает мышление, действуют планы, цели, установки, подключаются образы должного и желаемого. И если психическая энергия не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, то человек переживает ощущение загнанности в клетку. Это состояние эмоционального затора, тупика. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «Неужели это не имеет пределов?», «Нет сил с этим бороться», «Я чувствую безысходность ситуации».

  4. Тревога и депрессия - тревожно-депрессивная симптоматика обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.


2-я фаза - «Резистенция» (сопротивление).

Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, сопротивляется нарастающему стрессу. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями: не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники, коллеги), в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; мертвый сон, без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.



  1. Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование -

профессионал перестает улавливать разницу между двумя явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно экономит на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности.

  1. Эмоционально-нравственная дезориентация. Проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию: спешит оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания, обвиняя субъекта, вместо того чтобы признать свою вину. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «почему я должен за всех волноваться».

  2. Расширение сферы экономии эмоций. Такой симптом эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первыми жертвами эмоционального выгорания.

  3. Редукция профессиональных обязанностей. Термин «редукция» означает упрощение. В профессиональной деятельности, связанной с общением, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По законам редукции субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания обделяют элементарным вниманием.


3-я фаза - «Истощение».

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным, ослаблением нервной системы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.



  1. Эмоциональный дефицит. К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Работник понимает, что некоторое время тому назад таких ощущений не было, и он переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом эмоционального дефицита.

  2. Эмоциональная отстраненность. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не дефект эмоциональной сферы, а приобретенная за годы эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать механически, не проявляя чувств и эмоций. В других сферах своей жизни он живет полнокровными эмоциями.

  3. Деперсонализация или личностная отстраненность. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку как субъекту профессионального действия. Ученик, коллега воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой.

  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения. Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о некоторых коллегах, учениках или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Это свидетельствует о том, что эмоциональная защита - выгорание - самостоятельно уже не справляется с нагрузками и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма.

Как уже сказано, синдром эмоционального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. У некоторых ученых сложились весьма пессимистичные умозаключения относительно неизбежности синдрома эмоционального выгорания у профессионалов в сфере общения. Они заявляют, что феномен возникнет непременно, это является только вопросом времени.

Тем не менее можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.



Профилактика выгорания педагогов

Деятельность по профилактике профессионального выгорания педагогов должна осуществляться по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.



  1. Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профилактике выгорания - расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.

  2. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться с помощью общения в профессиональном клубе педагогов. В рамках клуба желательно проводить «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга - все это позволяет отключиться от профессиональных проблем, получить заряд бодрости.

  3. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей, которым так необходимо структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Повышению значимости труда педагога помогают такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания учителей, должны включать тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности. Особенно следует отметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для уменьшения выгорания.

Рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

  2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

  5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление квыигрыванию создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

  6. Эмоциональное общение. Когда специалист анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники организаций в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими тревогами с коллегами, желающими слушать, те, вероятно, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.

  7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

При профилактике стрессов рекомендуется действовать на следующих уровнях:

  • физиологическом - необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом. С физиологической саморегуляции начинается решение любой психической проблемы. «Болезни души неотделимы от болезни тела»;

  • эмоциональном - необходимо находить для себя эмоционально комфортные ситуации, обеспечить себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавать себе и другим маленькие праздники. Положительные эмоции от работы можно испытывать в двух случаях: когда цель работы достигнута и когда работа сама по себе приятна и интересна. К сожалению, в жизни часто происходит смещение с процесса на результат. Когда цель достигается всеми возможными (не самыми лучшими) средствами, она не приносит счастья и удовлетворения. Радуйтесь процессу, научитесь спонтанному чувству радости;

  • интеллектуальном - искореняйте негативные стрессовые мысли, необходимо принять и полюбить себя таким, каков есть;

  • мировоззренческом - дифференциация цели (цели бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), концепция развития, позитивное мышление (о нем подробнее поговорим в практической части педсовета).


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана

характера. С. Смайлс
Упражнение 1. «Позитивное описание негативных феноменов».

Цель: научиться находить хорошие стороны в плохом.

В негативном мышлении всегда присутствует элемент пессимизма, оно опирается на отрицательное оценивание событий и людей. Основной тезис - мысль порождает событие. Негативное мышление притягивает неудачи. Человек, мыслящий негативно, оценивая окружающий мир, избирает неправильную стратегию действий. Причина - в неправильном, искаженном восприятии информации. На основе искаженной информации невозможно сделать правильное решение.

Позитивное мышление придает поведению в трудных ситуациях уверенность. Оно создает почву для преодоления жизненных стрессов, потому что человек получает возможность рассматривать затруднительную ситуацию более здраво и оптимистично. Для укрепления уверенности и жизнерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов антивыгорания полезно овладеть принципами и техниками позитивного мышления.

В таблице представлены эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные, неконструктивные. Группам предлагается найти позитивные стороны этих явлений.




Негативные

Позитивные

Лень

Дает возможность отдохнуть, поразмышлять, набраться сил

Страх

Уберегает от опасности

Упрямство

Помогает достичь задуманного

Меня раздражают «глупые» ученики, я не могу справиться со своим раздражением

«Трудные» ученики не дают расслабляться, заставляют искать новые приемы общения. Если есть «глупые», значит, есть и «умные»

Бесконечные стрессы - это ужасно

«СТРЕССЫ – ЭТО АРОМАТ И ВКУС ЖИЗНИ» Г. Селье

От меня слишком много требуют руководители

Руководители верят в мои силы и возможности.

Моя работа отнимает у меня слишком много сил

Каждому дается по силам. Многие не имеют ни работы, ни столько сил, сколько есть у меня


Упражнение 2. «Положительное и отрицательное подкрепление».

Цель: дать возможность почувствовать, как эмоционально на действия человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.

Два участника выходят за дверь. Группа договаривается о том, что он должен сделать (например, сесть на стул в центре комнаты). Вошедшим содержание задания не сообщается, они должны догадаться по реакции группы (по аналогии игры «Горячо - холодно»), В первом случае группа реагирует критикой и замечаниями, причем чем дальше человек от замысла группы, тем больше критических высказываний, чем ближе, тем замечаний меньше или совсем отсутствуют. Во втором случае человека награждают аплодисментами, похвалой, чем ближе, тем интенсивнее.

Рефлексия.
Упражнение 3. «Комплимент с плюсом».

Выстраивается два круга - внутренний и внешний. Количество участников в кругах одинаковое.

Инструкция. Посмотреть друг на друга. Сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент.

Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно принять комплимент и добавить о себе что-то хорошее. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я... (повторите комплимент), а кроме того, я еще и... (похвалите себя за что-нибудь, скажите сами себе комплимент).

Выгорание связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных и профессионально трудных ситуациях. Выгоранию способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание решений на потом) или стратегия ухода (избегания) от поиска решения проблем.

Следующие упражнения направлены на тренировку умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008.

  2. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В. А. Ч иге р. - СПб.: Речь, 2007.

  3. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2008 (серия «Книги А. Грецова»)

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»
DswMedia -> Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми группы риска


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница