ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Председатель экспертного совета
по дополнительному образованию
ГБОУ ВО МГПУ
____________________/ /
Протокол №_____ от _________________
| УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
ГБОУ ВО МГПУ
_________________Е.Н. Геворкян
«_____»______________2015 г.
|
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Формирование здоровьесберегающего пространства
образовательной организации»
(72 ч.)
Автор курса:
Е.В.Нехорошева, канд. пед. наук
Москва, 2015
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)».
1.1. Цель реализации программы
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов (педагогов-психологов) в области охраны жизни и здоровья обучающихся.
Совершенствуемые компетенции
№
|
|
Направление подготовки 050100
Педагогическое образование
Код компетенции
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
|
ПК-7
|
ПК-8
|
|
1.2. Планируемые результаты обучения
№
|
Знать
|
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование,
Код компетенции
|
Бакалавриат
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Знать основополагающие нормативно-правовые акты в части охраны здоровья учащихся
|
ПК-7
|
ПК-8
|
2.
|
Знатьзакономерности рациональной организации образовательнойсреды
|
ПК-7
|
ПК-8
|
3.
|
Знатьосновные методы измерения и оценки состояния здоровья учащихся
|
ПК-7
|
ПК-8
|
4.
|
Знатьсовременные практики, формы и методы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
|
ПК-7
|
ПК-8
|
5.
|
Знатьспособы профессионального самопознания и саморегуляции в целях профилактики негативных состояний
|
ПК-7
|
ПК-8
|
№
|
Уметь
|
Бакалавриат
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Организовывать мониторинг, прогнозирование, анализ и контроль состояния здоровья учащихся
|
ПК-7
|
ПК-8
|
2.
|
Использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения задач здоровьесбережения
|
ПК-7
|
ПК-8
|
3.
|
Организовывать образовательный процесс в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
|
ПК-7
|
ПК-8
|
4.
|
Создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду
|
ПК-7
|
ПК-8
|
5.
|
Координировать ресурсы социальных партнеров в сфере охраны здоровья
|
ПК-7
|
ПК-8
|
№
|
Владеть
|
Бакалавриат
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Способами осуществления здоровьесберегающего психолого-педагогической поддержки и сопровождения
|
ПК-7
|
ПК-8
|
2.
|
Методами диагностики функциональных резервов организма
|
ПК-7
|
ПК-8
|
3.
|
Способами саморегуляцисобственных эмоциональных состояний
|
ПК-7
|
ПК-8
|
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции, реализуемые после обучения
|
Код
|
Трудовые действия
|
Код А
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
А/01.6
|
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
Воспитательная деятельность
|
А/02.6
|
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
|
Развивающая деятельность
|
А/03.6
|
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
|
1.3. Категория слушателей: учителя начального и основного общего образования, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
1.4. Форма обучения: очная
1.5. Режим занятий: 4 часа в день, 2 раз в неделю.
1.6. Срок освоения программы: 72 часа
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№
п/п
|
Наименование
разделов (модулей) и тем
|
Всего
час.
|
Виды учебных занятий, учебных работ
|
Формы контроля
|
Лекции
|
Интеракт занятия
|
|
Базовая часть
|
|
|
|
Входное тестирование
|
1.
|
Нормативно-правовые основы создания единой профилактической среды в образовании
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Профильная часть
|
|
|
|
|
2.
|
Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности в образовании
|
18
|
12
|
6
|
|
2.1.
|
Феномен здоровья в различных системах знания
|
2
|
2
|
|
|
2.2.
|
Определение состояния здоровья населения. Значение показателей санитарного состояния населения
|
2
|
2
|
|
|
2.3.
|
Влияние генетических факторов на здоровье человека
|
2
|
2
|
|
|
2.4.
|
Опасные потенциальные воздействия на здоровье человека: установление стандартов, коррекция рисков
|
2
|
2
|
|
|
2.5.
|
Профилактика инфекционной и неинфекционной заболеваемости среди детского населения: государственный и региональный опыт
|
4
|
2
|
2
|
|
2.6.
|
Концепция развития автономных центров здоровья в образовательных комплексах
|
6
|
2
|
4
|
|
3
|
Технологии измерения и оценки статуса здоровья
|
20
|
8
|
12
|
|
3.1.
|
Система мониторинга и оценки статуса здоровья в образовательной организации
|
2
|
2
|
-
|
|
3.2.
|
Опросные методы в оценке здоровья учащихся
|
6
|
2
|
4
|
|
3.3.
|
Введение в донозологическую диагностику.
|
12
|
4
|
8
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
|
|
|
Отчет о комплексной диагностике
|
4
|
Практические основы психолого-педагогическогосопровождения охраны и укрепления здоровья учащихся
|
30
|
12
|
18
|
|
4.1.
|
Здоровый стиль жизни учащихся в контексте личностно ориентированной здоровьесберегающей педагогики
|
2
|
2
|
-
|
|
4.2.
|
Здоровьесбрегающие технологии в современных социокультурных условиях развития среднего общего образования
|
6
|
2
|
4
|
|
4.3.
|
Формирование безопасной и комфортной образовательной среды
|
8
|
4
|
4
|
|
4.4.
|
Психогигиена образовательного процесса
|
10
|
4
|
6
|
|
4.5.
|
Роль деятельности профилактических подразделений в вопросе поддержания и сохранения здоровья учащихся
|
4
|
-
|
4
|
|
|
Итоговая аттестация
|
|
|
|
План перспективных направлений организации здоровьесберегающего пространства в классе
|
|
Итого:
|
72
|
34
|
38
|
|
2.2. Рабочая программа
№ п/п
|
Виды учебных занятий, учебных работ
|
Содержание
|
Раздел 1. Базовая часть
|
Нормативно-правовые основы создания единой профилактической среды в образовании
|
Лекция, 2 часа
|
Задачи приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование. Национальная стратегия действий в интересах детей. Федеральный законы от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.30) и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41, 42) как основа организации профилактической среды в образовательной организации. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций.
Требования ФГОС среднего (полного) общего образования в части создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Приоритетные направления развития образования г. Москвы, перечисленные в Государственной программе города Москвы (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» в части охраны здоровья.
|
|
Практическая работа в правовых базах данных, 2 часа
|
Анализ и подбор окружных, региональных и ведомственных нормативных актов в части охраны здоровья детского населения. Работа с локальными нормативными актами.
|
Раздел 2. Профильная часть
Модуль 2. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности в образовании
|
2.1. Феномен здоровья в различных системах знания
|
Лекция, 2 часа
|
Здоровье и болезнь. Индивидуальный и социальный уровни измерения здоровья. Понимание здоровья в рамках медицинского и духовно-экологического дискурсов. Здоровье как социальный эталон. Феномен болезни в различных системах знания. Физическое, психическое, психологическое, личностное и социальное здоровье: современные подходы к определению
|
2.2 Определение состояния здоровья населения. Значение показателей санитарного состояния населения
|
Лекция, 2 часа
|
Комплекс показателей, характеризующих состояние здоровья населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость и её структура, инвалидность, уровень физического развития.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440
|
2.3. Влияние генетических факторов на здоровье человека
|
Лекция, 2 часа
|
Зависимость здоровья человека от генетических факторов. Понятие о наследственности. Подразделение болезней в зависимости от роли наследственных и средовых факторов. Наследственные болезни и болезни с наследственной предрасположенностью. Методформирования «генеалогического древа»как способ профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, онкологической заболеваний, аллергических состояний, заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.
Роль генетических центров и центров планирования семьи: отечественный и зарубежный опыт.
|
2.4. Опасные потенциальные воздействия на здоровье человека: установление стандартов, коррекция рисков
|
Лекция, 2 часа
|
Определение рисков и опасных потенциальных воздействий на здоровье человека. Установление взаимосвязей между состоянием здоровья популяции и существующими факторами риска.
Устранение или снижение (уменьшение) опасных воздействий путем технологических, планировочных, санитарно-технических, защитных мероприятий и образования населения (устранение, защита, образование).
Установление приемлемых стандартов - здоровья, безопасности, мер и правил. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного пространства.
Внедрение долгосрочных программ, направленных на определение статуса здоровья населения.Внедрение долгосрочных программ, направленных на оценку состояния окружающей среды. Обеспечение проведения долгосрочных программ, направленных на коррекцию выявленной на предыдущих этапах ситуации - поддержание всех факторов в пределах установленных стандартов.
|
2.5. Профилактика инфекционной и неинфекционной заболеваемости среди детского населения: государственный и региональный опыт
|
Лекция, 2 часа
|
Единая профилактическая среда: сущность профилактического подхода, субъекты, организационные основы. Общая процедура социальной профилактики. Возможности и границы социальной профилактики.
Основные инфекционные болезни и их роль в жизни человека вчера, сегодня и завтра. Организационные и правовые основы борьбы и профилактики инфекционных (паразитарных) болезней человека в России. Эпидемиологический надзор. Иммунопрофилактика.
Здоровый образ жизни как составляющая профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Статистика заболеваний инфекционных и неинфекционных болезней в России в разные годы. Роль государственных институтов в профилактике заболеваний населения России.
|
|
Семинар-презентация, 2 часа
|
Обзор современных практик и оценка эффективности профилактической среды своей образовательной организации
|
2.6. Концепция развития автономных центров здоровья в образовательных комплексах
|
Лекция, 2 часа
|
Формирование здорового образа жизни: исторический опыт. Роль образовательных учреждений в формировании ЗОЖ. Формирование здорового образа жизни – межотраслевая проблема. Создание АЦЗ с целью отработки модели взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, общественных организаций и органов управления по оценке уровней здоровья и проведению просветительской работы по формированию здорового образа жизни в учреждениях государственного образования на различных ступенях обучения.
Практика внутриведомственного взаимодействия субъектов единого профилактического пространства. Схемы функционального взаимодействия.
|
|
Круглый стол, 4 часа
|
Проблема формирования здорового образа жизни в контексте взаимодействия здравоохранения и образования. Совместное обсуждение проблем и перспектив сотрудничества представителей Центров здоровья, генетических консультаций, кафедр физической культуры и спорта, психологических служб, досуговых центров, классных руководителей, преподавателей и учителей по сохранению и поддержанию здоровья учащихся.
|
Модуль 3. Технологии измерения и оценки статуса здоровья
|
3.1 Система мониторинга и оценки статуса здоровья в образовательной организации
|
Лекция, 2 часа
|
Мониторинг состояния здоровья как основа здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Современные подходы к оценке состояния здоровья детского населения. Индивидуальные и массовые измерения. Диспансеризация как комплекс организационных, лечебно-диагностических, профилактических и оздоровительных мероприятий. Донозологический подход к оценке состояния здоровья. Комплексная диагностика потенциала здоровья учащихся (психодиагностика, анкетные опросы, донозологический контроль, медицинская диагностика). Создание и внедрение системы диагностики потенциала здоровья учащихся образовательной организации. Индивидуальный и коллективный паспорт здоровья
|
3.2 Опросные методы в оценке здоровья учащихся
|
Лекция, 2 часа
|
Психодиагностические методики как основа выявления рисков психической и социальной дезадаптации. Возможности современных психодиагностических методик в психопрофилактике и профилактике соматических заболеваний. Технология проведения панельных психопрофилактических обследований.
Массовые опросы по изучению поведенческих, когнитивных, мотивационных компонентов здорового образа жизни. Методика проведения анкетных опросов по изучению представлений и готовности учащихся к ведению здорового образа жизни и выявлению основных факторов риска здоровью.
|
|
Практикум (выездное занятие), 4 часа
|
Самодиагностика.
Работа с анкетным опросом. Опрос учащихся и анализ результатов. Ознакомление с результатами психодиагностического тестирования.
|
3.3. Введение в донозологическую диагностику.
|
Лекция,4 часа
|
Здоровье как состояние и здоровье как процесс. Понятие донозологической диагностики. Методологияисовременные методы донозологической диагностики. Метод математического анализа вариабельности сердечного ритма: понятие, содержание.
Схема оценки здоровья типа «Светофор». Представление о функциональных состояниях организма. Физиологическая норма. Донозологические состояния. Преморбидныесостояния. Патологические состояния.
Методика и процедуры донозологического обследования: требования, условия, особенности при обследовании детских контингентов. Педагогический потенциал донозологической диагностики.
|
|
Практикум (выездные занятия), 8 часов
|
Самодиагностика и взаимная диагностика.
Организация и проведение донозологического скрининга с контингентом учащихся Обучение измерению уровня психофизиологического, соматического здоровья и оценке адаптационных резервов организма. Особенности интерпретации показателей и разработки рекомендаций.
|
Модуль 4. Практические основы психолого-педагогическогосопровождения охраны и укрепления здоровья учащихся
|
4.1. Здоровый стиль жизни учащихся в контексте личностно ориентированной здоровьесберегающей педагогики
|
Лекции, 2 часа
|
Понятия «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни»: общее и особенное. Проблемное поле формирования стиля здорового образа жизни учащейся и студенческой молодежи. Индивидуализация процесса формирования стиля здорового образа жизни: возрастные, гендерные, психофизиологические, социальные и культурные особенности. Модели здорового образа жизни.
|
4.2 Здоровьесбрегающие технологии в современных социокультурных условиях развития среднего общего образования
|
Лекция, 2 часа
|
Здоровьесберегающая концепция созревания личности. Здоровьесберегающие технологии: понятие, классификация, структурные компоненты. Принципы и условия формирующих воздействий в образовательном пространстве. Понятие оздоровительной направленности образовательного процесса.Мишени психолого-педагогического воздействия.Педагогический инструментарий формирования стиля здорового образа жизни учащихся.
|
|
Семинар по обмену опытом, 4 часа
|
Обмен опытом формирования стиля здорового образа жизни учащихся: инновационные и традиционные формы, методы, приемы и практики.
|
4.3. Формирование безопасной и комфортной образовательной среды
|
Лекция,4 часа
|
Понятие здоровьесберегающей среды. Безопасность в контексте организации образовательного процесса. Обеспечение физической и психологической безопасности. Работа с пространством.Эмоциональные расстройства и стереотипы. Психологическая безопасность как зона профессиональной ответственности педагога.
|
|
Круглый стол, дискуссия, 4 часа
|
Учебный класс как пространство здоровья учеников
|
4.4. Психогигиена образовательного процесса
|
Лекция,4 часа
|
Основы психогигиены. Психосоциальные условия развития психосоматических реакций и заболеваний у детей. Стресс как фактор снижения адаптационных резервов организма и условие соматизации переживаний. Острый и хронический стресс. Стресс-факторы. Соматизация. Современные технологии диагностики и оценки стресса. Технологии совладания со стрессом в образовательном процессе.
Психоэмоциональное выгорание педагога. Симптомы психоэмоционального выгорания. Диагностика и профилактика психоэмоционального выгорания.
|
|
Практикум, 6 часов
|
Тренинг саморегуляции эмоциональных состояний.
|
4.5. Роль деятельности профилактических подразделений в вопросе поддержания и сохранения здоровья учащихся
|
Круглый стол, 4 часа
|
Обсуждение проблем и перспектив организации систематического мониторинга учащихся школ, реализации здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, разграничения полномочий в практике здоровьесбережения внутри образовательной организации. Возможности и ограничения профессиональной компетентности специалиста в здоровьесберегающей деятельности.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |