Методическая разработка
к практическому занятию по русскому языку
(специальность «Фармация», заочная форма обучения,
2 курс, 3 семестр, 4 часа)
Тема: Лечебные процедуры и методика их проведения. Склонение именных частей речи.
Грамматическая тема: Склонение именных частей речи.
Текст: Лечебные процедуры и методика их проведения.
Цель практического занятия -
Изучение лексики, связанной с данной темой.
-
Развитие навыков чтения, умения построения вопросов и ответов на них.
-
Развитие навыков построения диалогов.
-
Повторение и овладение грамматическим материалом «Склонение именных частей речи».
Тема: Лечебные процедуры и методика их проведения.
Слова и словосочетания:
утолять — утолить что? чем?
банки
грелка
пиявки
болеутоляющий
горчичник
извлекать — извлечь что? из чего?
невралгия
кровоизвлечение, кровоизвлекающий
одышка
отвлекать — отвлечь кого? что? от чегй?
кожная пигментация
накладывать — наложить что? на что?
сепсис
наносить — нанести что? на что?
уремия ( накопление в крови мочевины и других конечных продуктов обмена веществ, вызывающее самоотравление организма).
рассасываться — рассосаться
вязкость крови
учитывать — учесть что?
анемия
являться средой для чего?
компресс
Коллапс -(от латинского collapsus - упавший), угрожающее жизни состояние, характеризующееся падением кровяного давления и ухудшением кровообращения жизненно важных органов. Проявляется резкой слабостью, бледностью, холодным липким потом,
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. А.Разберите слова по составу. Объясните их значение.
Кровопускание-______________ кроветворение-______________, кровообращение-_______________, кровоизлияние-_____________, кровотечение-____________, кровоточивость-______________, кровоснабжение-__________________, кровеносный,-______________ болеутоляющий-_____________, противосвертывающий-_________________.
Б.Употребите слова в предложениях.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Образуйте глаголы от прилагательных, используя приставки: у-, ис-, за-, с-,рас-, по-, при-, об-.
Большой — маленький, тонкий — толстый, простой — сложный, медленный — скорый, узкий — широкий, короткий — длинный, низкий— высокий, острый — тупой, легкий — тяжелый.
3.Составьте словосочетания с данными прилагательными и причастием. Запишите
их в тетрадь. Придумайте с ними два предложения ( на выбор).
Обширный (поле, инфаркт ...)_________________________________________
вязкий (слюна, жидкость ...) ___________________________________________
резкий (стук, истощение, характер ...) _________________________________
болеснимающий (средство, препарат ...) __________________________________
тощий (человек, кошелек ...) ___________________________________________
горчичный (обертывание, процедуры ...) ________________________________
4.Подберите антонимы к словам.
Процесс возбуждения_________________________________
острое заболевание___________________________________
согревающий компресс________________________________
замедленный пульс._________________________________
5. А.Объясните разницу в значении следующих прилагательных.
Кожный — кожаный, ножной — ножевой, горячий — жаркий,
небесный — небный.
Б.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу данные выше прилагательные.
Горчичное эфирное масло расширяет ________________________кровеносные сосуды.
Когда-то хирурги оперировали в ._______________________ фартуках.
Кроме горчичников применяются __________________горчичные ванны.
_________________ ранение в спину оказалось смертельным.
Нельзя пить очень ____________________ чай.
В _________________дни всегда хочется пить.
._____________________поверхность рта была воспалена.
На медсестре было платье __________________цвета.
6. Образуйте от данных глаголов существительные.
Раздражать___________________, воздействовать____________________ прекращать_______________________ рассасывать________________снижать_____________________давить__________________расширять_______________ обвертывать_______________________ наложить_________________ вывести___________________ нанести,____________обливать_______________________ обтирать________________________.
7. В данных предложениях объясните значение выделенных слов.
Кожа снабжена большим количеством нервных окончаний.
Через кожу можно влиять на центральную нервную систему.
Температурные воздействия на кожу, например, способствуют уменьшению или даже прекращению боли.
Банки применяют при воспалении бронхов, легких, плевры, межреберных миозах и невралгиях.
Частое употребление горчичников на одном и том же месте приводит к образованию кожной пигментации.
Противопоказанием к кровопусканию является анемия.
Прочитайте текст. Что должны знать медработники, применяя лечебные процедуры?
Меры воздействия на кровообращение
С давних пор широко пользовались при лечении больных грелками, компрессами, банками, кровопусканием и др.
Однако только в настоящее время их применение получило научную основу.
Кожа является обширным рецепторным полем, она снабжена большим количеством нервных окончаний. При раздражении кожи термическими, химическими, механическими факторами возникают различные рефлексы. Через нее можно влиять на центральную нервную систему, сосудистый тонус, дыхательную систему, обмен веществ, мышечный тонус, кровь и на функциональное состояние внутренних органов. Температурные воздействия на кожу, например, способствуют уменьшению или даже прекращению боли, рефлекторно изменяют просвет кровеносных сосудов не только на коже, но и на внутренних органах. Применение тепла приводит к снижению артериального давления, способствует рассасыванию экссудата при воспалении. Применение холода задерживает развитие острых воспалительных процессов.
На этих принципах построено применение тепла и холода, водолечение, применение банок, горчицы и др. Медработники должны хорошо знать показания и противопоказания к этим процедурам, технику их выполнения, оказание медицинской помощи при возможных осложнениях.
Банки вызывают местное и рефлекторное расширение кровеносных и лимфатических сосудов, оказывают рассасывающее, противовоспалительное и болеутоляющее действие, стимулируют кроветворение. Их применяют при воспалении бронхов, легких, плевры, межреберных миозитах и невралгиях, при застойных явлениях в легких. После банок уменьшается одышка, боль, снижается артериальное давление, замедляется пульс.
Противопоказаниями для назначения банок являются кровотечение и кровоизлияние, заболевание кожи, злокачественные новообразования, туберкулез, резкое истощение больного, психическое возбуждение.
Горчичники воздействуют на кровообращение горчичным эфирным маслом, которое раздражает кожу и расширяет кожные кровеносные сосуды.
Применяют горчичники при острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей, воспалении легких, межреберных миозитах и невралгиях.
Противопоказаниями к применению горчичников являются кожные заболевания и кровотечения.
Кроме горчичников, применяются и другие виды процедур: общие горчичные ванны, горчичные обвертывания, ножные горчичные ванны. Применение горчичных процедур больше положенного времени может вызвать ожоги. Частое употребление горчичников на одном и том же месте приводит к образованию кожной пигментации.
Чаще всего пользуются местными согревающими компрессами. Они применяются как отвлекающее и рассасывающее средство при местных воспалительных процессах. Противопоказанием к наложению компресса являются заболевания кожи. Компрессы бывают холодные и горячие.
Пиявки медицинские издавна применяют как кровоизвлекающее, а также противосвертывающее средство, так как секрет их слюнных желез содержит гирудин — вещество, замедляющее свертывание крови. При меняют пиявки при гипертонических болезнях, тромбозах мозговых сосудов, инфаркте миокарда и предынфарктном состоянии. Нельзя применять пиявки при кровотечениях и кровоточивости, анемиях, сепсисе.
Кровопускание, или кровоизвлечение, применяется при различных видах патологии с различными целями. При сердечной астме с отеком легких кровопускание уменьшает массу циркулирующей крови, облегчая работу сердца. Оно применяется также при уремии и отравлениях с целью выведения азотистых веществ и других ядов из организма, а также при повышенном артериальном давлении с целью его снижения. Кровопускание уменьшает вязкость крови при полнокровии (полицитемии).
Противопоказанием к кровопусканию является анемия, резкое снижение артериального давления, коллапс.
Водолечение (гидротерапия) — применение воды в лечебных и профилактических целях. Вода в силу своих физико-химических свойств (высокая теплоемкость и теплопроводность, малая вязкость, хороший растворитель для неорганических и органических веществ) является весьма подходящей средой для нанесения на кожу термических и химических раздражителей. При водолечении имеет значение также механический фактор — давление воды и ее движение. Прием водолечебных процедур должен быть строго индивидуален. При этом необходимо учитывать не только характер раздражителя, но и состояние реактивности организма. К водолечебным процедурам относятся обливание, обтирание, душ и ванны.
ЗАДАНИЯ К И
1.Уточните по словарю значение слон. Замените их эквивалентными русскими словами.
Анемия______________ сепсис_________________ коллапс_____________ полицитемия_______________ гидротерапия______________________.
2.Определите подтемы текста. Запишите их в тетрадь. Сгруппируйте слова по тематическому признаку.
Грелка, кожа, острые воспалительные процессы, компрессы, местное и рефлекторное расширение кровеносных сосудов, кровотечение, банки, кровоизлияние, уменьшение одышки, туберкулез, кровопускание, сосуды, психическое возбуждение, злокачественные новообразования, замедление пульса, артериальное давление, резкое истощение больного.
3. Ознакомьтесь с таблицей.
Процедуры Показания Противопоказания
Горчичники Острые и хронические за Кожные заболевания, кровотечение
болевания верхних дыхательных путей, воспаление
легких, межреберные миозиты и невралгии
Компрессы (как отвлекаю- Местные воспалительные Заболевания кожи
щее и расслабляющее, дей- процессы
ствие)
Пиявки медицинские (как Гипертонические болезни, Кровотечение, кровоточивость
кровоизвлекающее и проти- тромбозы мозговых сосу-
восвертывающее-средство) дов, инфаркт миокарда,
предынфарктное состояние
Кровопускание (уменьше- Сердечная астма с отеком Анемия, резкое снижение
ние вязкости крови) легких, уремия, отравле артериального давления,
ния, повышенное давле- коллапс
ние, полнокровие
4.Проанализируйте приведенную выше таблицу, сделайте вывод о температурных воздействиях на кожу. Используя материал таблицы, ответьте на вопросы.
1.Почему при некоторых заболеваниях так важно раздражение кожи термическими, химическими, механическими воздействиями?___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2.Почему при воспалении бронхов, легких, плевры, межреберных миозитах и невралгиях, при застойных явлениях в легких применяют банки?_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
3.Почему горчичники нельзя часто ставить на одном и том же месте?_________________________________
___________________________________________________________________________________________
4.Почему при гипертонических болезнях, тромбозах мозговых сосудов, инфаркте миокарда и предынфарктном состоянии применяют пиявки?_________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5.Почему при сердечной астме с отеком легкого, при уремии и отравлениях, а также при повышенном артериальном давлении применяют кровопускание?__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
6.Почему прием водолечебных процедур должен быть строго индивидуален?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Из двух простых предложений составьте одно, используя союзы потому что, поэтому.
1.Кожа является обширным рецепторным полем. Она снабжена большим количеством нервных окончаний.
______________________________________________________________________________________________
2.При раздражении кожи термическими, химическими и механическими факторами возникают различные рефлексы. Через нее можно влиять на центральную нервную систему и т. д.______________________________________
___________________________________________________________________________________________
3.Секрет слюнных желез пиявок содержит гирудин — вещество, замедляющее свертывание крови. Нельзя применять пиявки при кровотечениях и кровоточивости, анемиях, сепсисе.______________________________________
________________________________________________________________________________________________
6.Трансформируйте предложения, употребив предлоги, данные в скобках.
1.(благодаря) Температурное воздействие на кожу способствует уменьшению или даже прекращению боли.
________________________________________________________________________________________________
2.(в результате) Применение холода задерживает развитие острых воспалительных процессов.
________________________________________________________________________________________________
3.(в результате) Применение банок уменьшает одышку, боль, снижает артериальное давление, замедляет пульс.
________________________________________________________________________________________________
4.(в результате) Применение банок стимулирует кроветворение.
________________________________________________________________________________________________
5.(благодаря) После банок уменьшается одышка, боль и т.д.
________________________________________________________________________________________________
7.Расскажите, как следует поставить больному горчичники; используйте глаголы в повелительном наклонении (опустить, подержать, положить, накрыть, снять).
_______________________________________________________________________________________________________
8.Объясните, почему температура воды для горчичников не должна быть выше 45° и почему держать горчичники надо не более 10—15 минут.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Используя данные слова и словосочетания, расскажите, как ставят больному банки.
Флакон со спиртом, банка с вазелином, металлический зонд с нарезкой на конце, вата, спички; взять банку, внести пламя внутрь банки, приложить банку к телу, укрыть больного, снять банки, удалить с кожи вазелин.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Напомните практиканту, что банки нельзя держать больше 20 минут, так как могут появиться пузырьки, наполненные розовой жидкостью (при необходимости последние смазать 5—10 %-ным раствором перманганата калия).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Скажите, при каких заболеваниях нельзя делать ножные ванны. Используйте при ответе следующие слова и словосочетания.
Расширение вен, высокая температура, кожные заболевания, ранение, язвы и т.д.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.О чем следует помнить, когда ставят согревающий компресс? Используйте при ответе следующие слова и словосочетания.
Марля, смочить, теплая вода, спирт, разбавить водой, менять, компрессы, через 12 часов, перерыв на 2 часа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Подготовьте краткий конспект текста для занятий с группой младших медицинских сестер, проведите с ними беседу о мерах воздействия на кровообращение.
14.Какие вы знаете народные лечебные процедуры?
_______________________________________________________________________________________________________
15.Расскажите о народной медицине в вашей стране.
_______________________________________________________________________________________________
Поделитесь с Вашими друзьями: |