Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный университет»
ФГБОУ ВО «ИГУ»
Факультет психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к Государственному экзамену для студентов направления 37.03.01 «Психология»
Иркутск 2017
Печатается по решению учебно-методической комиссии
факультета психологии ИГУ
Рецензент:
М.Ю.Уварова, кандидат психологических наук, доцент.
Методические рекомендации по подготовке к Государственному экзамену для студентов направления 37.03.01 «Психология»: методические рекомендации / [сост. Т.М. Щеголева, З.В. Диянова, И.А. Конопак], под общ. ред. Т.А. Тереховой. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – 132 с.
ISBN
В методических рекомендациях по подготовке студентов к Государственному экзамену раскрывается содержание данной формы итоговой аттестации по направлению 37.03.01 «Психология», приводится Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ. Методические рекомендации включают программу государственного экзамена, перечень теоретических вопросов, примеры практических заданий и список рекомендуемой литературы для подготовки к экзамену. Представлены требования к ответам выпускников и критерии их оценки.
ББК
УДК
ISBN
© Терехова Т.А., сост., 2017
© ФГОУ ВО «ИГУ», 2017
Оглавление
1. Требования к государственному экзамену
|
5
| -
Общие требования к итоговой аттестации выпускников
|
5
| -
Требования к качеству ответа студентов на государственном экзамене
|
8
| -
Критерии оценки ответа студентов на государственном экзамене
|
9
| -
Программа государственного экзамена по направлению 37.03.01 «Психология»
|
11
| -
Общая психология
|
11
| -
История психологии
|
22
| -
Психология личности
|
30
| -
Методологические основы психологии
|
34
| -
Педагогическая психология
|
35
| -
Психология развития. Возрастная психология.
|
40
| -
Методика преподавания психологии
|
53
| -
Основы психотерапии
|
58
| -
Психология семьи
|
59
| -
Психодиагностика
|
61
| -
Экспериментальная психология
|
66
| -
Социальная психология
|
70
| -
Этнопсихология
|
78
| -
Гендерная психология
|
81
| -
Психология религии
|
85
| -
Психология труда, инженерная психология и эргономика
|
87
| -
Основы социально-психологического тренинга
|
94
| -
Организационная психология
|
95
| -
Введение в клиническую психологию
|
99
| -
Психология девиантного поведения
|
105
| -
Психология здоровья
|
107
| -
Основы психогенетики
|
108
| -
Психология стресса
|
112
|
Дисциплины профиля «Психология конфликта»
|
114
| -
Коммуникативные барьеры в конфликтном взаимодействии
|
114
| -
Психология конфликта в экономике
|
116
| -
Психология межкультурной коммуникации
|
117
| -
Технологии предупреждения конфликтов
|
118
| -
Технологии медиации при разрешении конфликтов
|
121
| -
Психология внутриличностного конфликта
|
123
| -
Вопросы для подготовки к государственному экзамену
|
124
| -
Вопросы для общего профиля
|
124
| -
Вопросы для профиля «Психология конфликта»
|
128
| -
Список рекомендуемой литературы
|
132
|
-
ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
-
Общие требования к итоговой аттестации выпускников
Исходя из Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (№ 1155 от 25.03.03 г), государственный экзамен позволяет осуществить комплексную оценку качества подготовки выпускников по направлению 37.03.01 «Психология» и выявить уровень сформированности компетенций, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего образования.
Общекультурные компетенции
ОК-1 - Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 - Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 – Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
0К-5 - Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-6 - Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 - Способность к самоорганизации и самообразованию
Профессиональные компетенции
ПК-1 - Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-2 - Способность к отбору и применению психодиагностических методик адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
ПК-3 - Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-4 - Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-5 - Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт
ПК-6 - Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
ПК-7 - Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
ПК-8 - Способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
ПК-9 - Способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
ПК-10 - Способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-11 - Способностью к использованию дидактических приемов при организации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 - Способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
ПК-13 - Способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
ПК-14 - Способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
Государственный экзамен по психологии носит междисциплинарный характер, включает теоретические вопросы и практические задания по дисциплинам базовой части (общей психологии, истории психологии, психологии развития и возрастной психологии, методологическим основам психологии, социальной психологии, психологии труда, психодиагностике и др.) и вариативной части (политической психологии, психологии зрелости и старения, пенитенциарной психологии, основам психологического тренинга, этнопсихологии, психологии катастроф, психологии управления, психологии депривированной личности и др.).
Экзамен проводится в устной форме и предполагает ответы выпускников на теоретические вопросы и решение практических задач, моделирующих конкретные ситуации будущей профессиональной деятельности. В структуру билетов государственного междисциплинарного экзамена включены два теоретических вопроса и связанные с ними практические задания.
Задания представлены в различных формах, предполагающих: сделать психологический анализ ситуации, определить причины отклонений в развитии, разработать программы коррекции, реабилитации, психологического консультирования, тренинга, подобрать психодиагностические методики и др.
-
Требования к качеству ответа студентов на государственном экзамене.
Ответы выпускников должны носить интегративный характер, т.е. демонстрировать не только полученные знания, но и умения использовать их в решении конкретных практических задач. Особое внимание уделяется тому, насколько глубоко студенты разбираются в психологических проблемах, способны находить пути их решения, владеют психодиагностическим инструментарием и способами коррекции, профилактики и оказания психологической помощи населению.
Ответы обучающихся должны свидетельствовать о владении ими понятийным аппаратом психологической науки, понимании закономерностей, механизмов развития личности на разных возрастных этапах, в норме и при отклонениях.
Одним из основных требований к качеству ответа на государственном экзамене является способность выпускников показать в процессе решения практической задачи владение теоретическими знаниями.
Для иллюстрации вышеизложенного приводим несколько вариантов практических заданий.
1. Задание связано с определением особенностей мышления. Его выполнение предполагает анализ особенностей развития мышления с позиций Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Выделенные данными психологами критерии развития мышления позволят выпускнику решить практическую задачу и аргументировать свой ответ.
2. Задание состоит в конструировании ситуации межкультурной адаптации личности. Первая часть задания предполагает анализ основных понятий, выделение факторов успешности адаптации и ее этапов. Опираясь на выполненную теоретическую часть задания, выпускник разрабатывает конкретную ситуацию межкультурной адаптации.
3. Задание предусматривает разработку выпускником способов поддержания оптимальной работоспособности студентов и преподавателей.
Для его выполнения необходимо ответить на вопросы: что такое работоспособность, каковы закономерности изменения работоспособности субъекта труда в течение дня? Ответы на эти вопросы позволяют разработать способы поддержания оптимальной работоспособности студентов и преподавателей с учетом их функциональных состояний.
4. Задание связано с разработкой лекционного занятия на определенную тему. Его выполнение требует от выпускника раскрыть сущность лекции, её структуру и типологию. С учетом специфики данной формы обучения в средних учебных заведениях студент предлагает развернутый план лекционного занятия.
5. Задание состоит в разработке схемы нейропсихологической диагностики больного с локальным поражением головного мозга. Для выполнения этого задания необходимо проанализировать основные положения теории динамической и системной локализации высших психических функций человека. Опираясь на положения данной теории, выпускник должен обосновать предложенную им схему нейропсихологической диагностики больного.
1.4. Критерии оценки ответа выпускников на государственном экзамене
Оценка уровня профессиональной подготовки бакалавров-психологов строится на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Образования.
Ответы выпускников на государственном экзамене оцениваются экзаменационной комиссией, исходя из следующих критериев:
- уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в соответствии с квалификационной характеристикой;
- уровень усвоения теоретического материала, предусмотренного программами учебных дисциплин, позволяющий решать профессиональные задачи на практике;
- полнота ответов, их обоснованность и аргументированность;
- уровень информационной и коммуникативной культуры.
«Отлично» - высокий уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области;
высокий уровень владения теоретическим материалом, предусмотренным программами учебных дисциплин, позволяющий решить все практические задачи экзаменационного билета. Ответ отличается обоснованностью и полнотой, логичностью, самостоятельностью суждений, владением информационной и коммуникативной культурой.
«Хорошо» - достаточный уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области.
Выпускник владеет теоретическим материалом, предусмотренным программами учебных дисциплин, позволяющим решить все практические задачи. Ответ обоснован, последователен, аргументирован, однако допускаются некоторые незначительные неточности. Выпускник владеет информационной и коммуникативной культурой.
«Удовлетворительно» - средний уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области.
Выпускник владеет основами теоретических знаний, предусмотренных программами учебных дисциплин, позволяющих схематично представить решение практических задач; допускаются существенные неточности, не всегда прослеживается связь между практическим решением задания и его теоретическим обоснованием. Ответ отличается недостаточной полнотой, логичностью. Выпускник владеет основами информационной и коммуникативной культуры.
«Неудовлетворительно» - недостаточный уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области; демонстрирует серьезные пробелы в теоретических знаниях, предусмотренных программами учебных дисциплин, не позволяющих решить практические задания. Ответ характеризуется фрагментарностью, непоследовательностью изложения, отсутствием аргументации. Демонстрирует недостаточный уровень информационной и коммуникативной культуры.
-
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ».
-
Общая психология
Введение в общую психологию
Предмет и задачи общей психологии Место психологии в системе наук о человеке. Психология как наука. Понятие психики. Классификация психических явлений. Соотношение житейской и научной психологии Взаимосвязь психологии с другими науками. Отрасли психологии. Основные принципы и методы психологии. Теоретические и прикладные задачи психологии.
Развитие представлений о предмете психологии
Представления о предмете психологии в донаучной психологии. Душа как предмет изучения. Сознание как предмет психологии (В.Вундт, У.Джемс). Развитие представлений о предмете психологии в бихевиоризме и психоанализе (Дж.Уотсон, З.Фрейд).
Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ. Психология установки (школа Д.Н.Узнадзе).
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Целостный подход к изучению психических явлений (гештальтпсихология). Представления о предмете психологии в современной науке.
Эволюция психики
Проблема возникновения и развития психики. Раздражимость. Чувствительность. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе.
Возникновение и развитие сознания
Проблема происхождения сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Факторы возникновения сознания. Структура сознания. Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая парадигма в психологии. Теория Л.С. Выготского. Понятие интериоризации – экстериоризации. Высшие психические функции.
Личность и деятельность
Психологический анализ деятельности. Понятие деятельности. Структура деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Понятие субъекта деятельности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Темперамент, характер, способности как индивидуально-психологические особенности человека.
Мотивация и эмоции
Основные понятия психологии мотивации
Потребность как универсальное свойство живых систем и основа процессов мотивации. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Историческая природа потребностей. Мотив как результат опредмечивания потребности. Понятие мотива, мотивации. Мотивы и установки
Проблема мотивации в зарубежной и отечественной психологии
Проблема движущих сил поведения. Основные теории мотивации в зарубежной психологии. Исследование мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы изучения.
Проблема мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа развития мотивов.
Развитие мотивации
Основные этапы развития мотивации. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Механизм «сдвига мотива на цель». Полимотивация деятельности.
Виды мотивов. Актуальные и потенциальные мотивы. Мотивы-стимулы, смыслообразующие мотивы. Предметно- функциональные мотивы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования.
Мотивы и цели деятельности. Процесс целеполагания, его собенности, стадии развития. Понятие установки, механизмы установочной регуляции деятельности. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
Мотивация деятельности и поведения
Ситуационные детерминанты поведения. Мотивация отдельных видов деятельности. Потребность в игре, особенности ее проявления у человека. Мотивация учебной и трудовой деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Изучение мотивов достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии. Мотивация асоциального поведения.
Психология эмоций.
Общая характеристика эмоций. Феноменология эмоций. Биологическая целесообразность эмоций, их предметный характер. Условия возникновения эмоционального процесса. Функции эмоций. Классификации эмоций. Эмоции и познавательные процессы.
Теории эмоций. Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Теории Джемса-Ланге, У.Кеннона. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов).
Изучение эмоций. Экспериментальные исследования эмоций. Самонаблюдение. Физиологические показатели эмоций. Мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций.
Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха – неуспеха. Устойчивые эмоциональные отношения человека – чувства.
Эмоциональные состояния человека. Аффекты, их характеристика. Фазы развития аффекта. Понятие стресса, его особенности. Физиологический и эмоциональный стресс. Стадии развития стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Фрустрация: экспериментальные исследования. Виды и типы реакций на фрустрацию. Страх и тревога. Виды и функции тревоги. Понятия личностной и ситуативной тревожности.
Волевая регуляция деятельности
Воля как высший уровень регуляции. Произвольная и волевая регуляция. Проблема воли в психологии. Исследования волевой регуляции. Критерии волевой регуляции. Функции воли. Психологические механизмы волевой регуляции. Роль психических процессов в волевой регуляции. Воля и личность.
Ощущение и восприятие. Память и внимание
Сенсорно-перцептивная организация человека
Поделитесь с Вашими друзьями: |