Учебно-методическое пособие для студентов



Pdf просмотр
страница1/7
Дата29.09.2017
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины
















ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов
(Methods Handbook)
Казань - 2017

2
УДК 616-036.22
ББК 51.9

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета
Казанского государственного медицинского университета



Авторы-составители:
доктор медицинских наук, доцент Г.Р. Хасанова; кандидат медицинских наук, ассистент О.А. Назарова кандидат медицинских наук, доцент Л.М. Зорина кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Хакимов




Рецензенты:
заведующий кафедрой микробиологии ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» МЗ РФ дмн, профессор Поздеев О.К. заведующий кафедрой эпидемиологии и дезинфектологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО
«Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» МЗ РФ, кмн, доцент Трифонов В.А.
Эпидемиология: учеб.-мет. пособие для студентов, обучающихся по специальности
31.05.02 Педиатрия / авт.-сост. Г.Р. Хасанова, О.А. Назарова. - Казань: КГМУ, 2017 - 54 с.
Учебно-методическое пособие содержит материалы теоретического и практического характера, необходимые студентам для успешного освоения курса эпидемиологии. В пособие вошли программа курса, краткий конспект лекций, планы семинарский занятий, задания для самостоятельной работы, темы эссе и методические рекомендации по его написанию. В каждом лекционном блоке студенты имеют возможность ознакомиться с готовым примером написанного эссе преподавателем. Учебно-методическое пособие предоставляет студентам возможность заниматься по дисциплине «Эпидемиология» самостоятельно, освоить основное содержание для проведения эффективных дискуссий.
© Казанский государственный медицинский университет, 2017

3
СОДЕРЖАНИЕ
Описание формируемых компетенций и базовых требований
4
- Цель и задачи освоения дисциплины
4
Структура и содержание дисциплины
5
- Требования к результатам освоения дисциплины
6
- Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
7
- Требования к текущему контролю

12
Тезисы лекций и планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы
14
Лекция 1. Парадигма современной эпидемиологии

14
Лекция 2. Виды эпидемиологических исследований

16
Лекция 3. Базы данных. Поиск доказательной информации

18
Лекция 4. Учение об эпидемическом процессе

20
Практическое занятие 1. Эпидемический процесс. Механизмы и пути передачи
возбудителя. Содержание и организация профилактических и противоэпидемических
мероприятий
22
Практическое занятие 2. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация

25
Лекция 5. Иммунопрофилактика как метод контроля инфекционной заболеваемости

27
Практическое занятие 3. Иммунопрофилактика

29
Лекция 6. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при
острых кишечных инфекциях

31
Практическое занятие 4. Организация профилактических и противоэпидемических
мероприятий при острых кишечных инфекциях

33
Лекция 7. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при
инфекциях дыхательных путей

35
Практическое занятие 5. Организация профилактических и противоэпидемических
мероприятий при инфекциях дыхательных путей

36
Практическое занятие 6. Социально-значимые инфекции

38
Лекция 8. Эпидемиология и профилактика ИСМП
41
Практическое занятие 7. Эпидемиология и профилактика ИСМП. Система
противоэпидемических мероприятий в ЛПО

43
Лекция 9. Санитарная охрана территории страны от завоза и распространения
инфекционных заболеваний в том числе ООИ

45
Практическое занятие 8. Инфекционные и паразитарные болезни, требующие
проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ (ООИ)

48
Лекция 10. Военная эпидемиология

50
Практическое занятие 9. Неинфекционная эпидемиология
52

4
ОПИСАНИЕ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И БАЗОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению дисциплины «Эпидемиология». В ходе освоения данного курса вы сможете сформировать представление о наиболее общих понятиях, проблемах и направлениях эпидемиологии, познакомитесь с основными этапами ее становления, достижениями, парадигмой современной эпидемиологии. Мы надеемся, что курс эпидемиологии расширит ваш кругозор, поможет формированию научного мировоззрения, вооружит вас знаниями и навыками, необходимы для работы врача, а также научит ориентироваться в современном мире медицинской информации, критически оценивать результаты исследований и планировать собственные исследования, приобрести навыки са- мостоятельного и творческого мышления, которые необходимы в любой сфере познавательной деятельности.
Вы будете слушать лекции и посещать практические занятия. На практические занятия следует приходить подготовленными. Вы будете читать и обсуждать первоисточники, участвовать в дискуссиях. Помните, что активное участие - залог успешной сдачи экзамена.
Удачи!
Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины: освоение студентами теоретических и практических навыков для проведения профилактики инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний в лечебных учреждениях, среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях, а также в чрезвычайных ситуациях
Задачи дисциплины:
- формирование умения использовать описательные, аналитические и экспериментальные эпидемиологические исследования для выявления факторов риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с оценкой эффективности профилактических и лечебных мероприятий в рамках рандомизированных клинических исследований;
- формирование представлений о принципах организации профилактической работы среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях (первичный, вторичный и третичный уровни профилактики);
- освоение методов организации и проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях среди населения как на уровне первичного звена здравоохранения, так и в экстремальных условиях, в очагах массового поражения;
- освоение методов организации и проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, а также профессиональных заболеваний в лечебно- профилактических учреждениях;
- освоение навыков использования нормативных и правовых актов, регламентирующих профилактические и противоэпидемические мероприятия и санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях;
- формирование у населения позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья
Содержание дисциплины: освоение данного курса предполагает изучение разделов общей эпидемиологии, затем отдельных разделов частной эпидемиологии. Отдельно вынесены разделы, касающиеся профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, организации профилактических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, эпидемиология неинфекционных заболеваний. Согласно учебному плану изучение дисциплины «Эпидемиология» проводится на 5 курсе.
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единиц (ЗЕТ), 108 академических часов и включает 10 лекций по 2 академических часа и 9 дней практических занятий.
Занятия проводятся по цикловому принципу.

5
В процессе освоения программы 75% аудиторных часов реализуется с использованием интерактивных образовательных технологий: лекция (проблемная) обсуждение домашнего задания в форме «круглого стола» ситуационные задачи; дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него); программированное обучение и контроль; дистанционное обучение с оценкой каждого теста в портфолио.
Программа дисциплины состоит из трех разделов (модулей). Сразу после изучения каждого модуля проводится оценка знаний студента с помощью компьютерного тестирования, которое проводится в аудитории или дистанционно. По совокупности результатов обучения после прохождения дисциплины предусмотрен зачет
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Разделы / темы
дисциплины
О
бщ
.тру
д

асах)

Виды учебных занятий,
включая самостоятельную работу
обучающихся и трудоѐмкость (в часах)
Формы
текущего
контроля
успеваемости
Аудиторные
учебные занятия
Дист
анц.
обуч
ение
Самот.
работа
обуч-ся
Всег
о
л
е
к
ц
Интер
актив.
лекци
и
Практ
.
зан-я
Интера
ктив.
практ.
занятия
1.
Раздел 1.
Общая эпидемиология
40
10
2,5
18
13,5
-
12
Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач
2.
1. Тема 1.1.
Эпидемиологический метод с основами доказательной медицины.
Эпидемиологические исследования
Эпидемический процесс. Содержание и организация профилактических и противоэпидемических мероприятий
18
8 2
6 4,5
-
4 3.
2. Тема 1.2.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация
10
-
-
6 4,5
-
4 4.
3. Тема 1.3.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней
12
2 0,5 6
4,5
-
4
Раздел 2.
Частная
эпидемиология
32
4
1
16
12
-
12
Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач
1. Тема 2.1.
Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при ОКИ
11
2 0,5 5
3,75
-
4 2. Тема 2.2.
Организация профилактических и
11
2 0,5 5
3,75
-
4

6
противоэпидемических мероприятий при инфекциях дыхательных путей
3. Тема 2.3.
Социально-значимые инфекции
10
-
-
6 4,5
-
4
Раздел 3.
Инфекционная и
неинфекционная
эпидемиология,
ИСМП
36
6
1,5
18
13,5
-
12
Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач
Тема 3.1.
Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
12
2 0,5 6
4,5
-
4
Тема 3.2.
Санитарно-противо- эпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях, ООИ
14
4 1
6 4,5
-
4
Тема 3.3.
Неинфекционная эпидемиология
10
-
-
6 4,5
-
4
Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
1) ПК–1 (способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания)
В результате освоения ПК–1 обучающийся должен:
Знать:
- звенья эпидемического процесса;
- особенности организменного и популяционного уровней организации жизни и эпидемического процесса;
- проявления эпидемического процесса;
- определение эпидемического очага;
- факторы эпидемического процесса;
- содержание отдельных групп противоэпидемических мероприятий;
- плановую и экстренную иммунопрофилактику;
Уметь:
- объяснить проявления эпидемического процесса с учетом причин и условий его развития;
- собрать эпидемиологический анамнез;
- выявить причины (факторы риска) развития болезней;
- использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;
- осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний;
- использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины);
- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию

7
здоровых и больных;
- эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных;
- пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физкультурой для здоровья.
Владеть:
- планировать и осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия;
2) ПК 3 (способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях)
В результате освоения ПК–3 обучающийся должен:
Знать:
- эпидемиологию и профилактику социально значимых инфекционных болезней;
- эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных неинфекционных болезней среди взрослого населения;
- принципы осуществления противоэпидемических мероприятий, защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях;
- учение о здоровом образе жизни.
Уметь:
- анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияния на него факторов окружающей и производственной среды;
- принимать обоснованные решения по организации и проведению профилактических мероприятий в учреждении терапевтического профиля;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;
Владеть:
- проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах с единичным или множественным заболеваниями;
- организация противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

п/п
Наименование
раздела (или темы)
дисциплины
Содержание
раздела (темы)

Код
комп
етенц
ий
Модуль 1

Раздел 1. Общая эпидемиология
ПК-1
1.
Тема 1.1. Эпидемиологический метод с основами доказательной медицины.
Эпидемиологические исследования Эпидемический процесс. Содержание и организация профилактических и противоэпидемических мероприятий
ПК-1

Содержание лекционного курса.

Краткая история становления эпидемиологии: добактериологический период, бактериологические открытия и их влияние на развитие теории и практики эпидемиологии.

Роль Л.В. Громашевского в разработке учения об эпидемическом процессе - трех взаимосвязанных звеньях: источник возбудителя инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм (элементарная ячейка эпидемического процесса).
Теория
В.Д.
Белякова и соавт. о саморегуляции

8
эпидемического процесса, ее основные положения, теоретическое и практическое значение. Социально - экологическая концепция эпидемического процесса Б.Л. Черкасского.
Экосистемный и соцэкосистемный уровень эпидемического процесса.
Эколого- эпидемиологическая классификация инфекционных болезней
(антропонозы, зоонозы, сапронозы).

Источник возбудителя инфекции, варианты при различных болезнях; условия, определяющие их эпидемиологическую значимость. Резервуар возбудителя инфекции.
Механизмы передачи возбудителя. Варианты, понятие о путях и факторах передачи возбудителя.
Восприимчивость организма
(коллектива). Восприимчивость населения - третья предпосылка для возникновения и поддержания эпидемического процесса. Роль биологических, социальных и природных факторов как необходимых и достаточных условий для возникновения и поддержания инфекционного и эпидемического процессов.
Социальная среда, ее роль в развитии эпидемического процесса.

Эпидемиология в системе медицинского образования, связь эпидемиологии с другими медицинскими науками. Эпидемиологический метод
(анализ).
Постановка эпидемиологического диагноза.

Описательная
(дескриптивная) эпидемиология.
Аналитические эпидемиологические исследования как основа разработки эффективных мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней.

Типы эпидемиологических исследований. Сплошные и выборочные, описательные и аналитические, наблюдательные и экспериментальные.
Эпидемиологическое наблюдение: скрининговые исследования
(критерии достоверности скринингового теста), эпидемиологическое обследование очага, статистическое наблюдение.
Основные аналитические исследования:
«когортные» исследования, исследования
«случай
- контроль».
Экспериментальные эпидемиологические исследования.
Содержание темы практического занятия

Оценка профилактических и лечебных мероприятий на основе принципов доказательной медицины.
Понятие об инфекционной и неинфекционной

9
эпидемиологии.

Эпидемический очаг, его структура.
Проявления эпидемического процесса.
Противоэпидемические мероприятия.
Выявление.
Диагностика.
Изоляционные мероприятия.
Режимно-ограничительные мероприятия
(разобщение, обсервация, карантин). Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи. Мероприятия, направление на восприимчивый коллектив.
Основы организации профилактических мероприятий.
Уровни профилактики.
Определение понятия первичной, вторичной, третичной профилактики.
Проведение санитарно-просветительной работы врачом среди населения по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Эпидемиологический надзор
- подсистема социально- гигиенического мониторинга (СГМ). Определение понятия.
Цель и задачи эпидемиологического надзора.
Программы эпидемиологического надзора.
Предвестники и предпосылки осложнения эпидемиологической ситуации. Роль СГМ в планировании и проведении оптимального комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий по охране здоровья населения.
2.
Тема 1.2. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация
ПК-1
Содержание темы практического занятия

Определение понятия дезинфекция
(дезинсекция, дератизация). Виды дезинфекции
(дезинсекции, стерилизации): профилактическая и очаговая (текущая и заключительная).
Методы дезинфекции
(дезинсекции, стерилизации): механический, физический и химический. Требования к дезинфицирующим средствам. Основные группы химических веществ, используемые в качестве дезинфицирующих средств. Дезинфекционные камеры. Дезинфекция в ЛПУ. Контроль качества дезинфекции.

Обеззараживание рук. Антисептики для обработки кожи и слизистых оболочек.
Гигиеническая и хирургическая деконтаминация рук.

Стерилизация. Определение понятия.
Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Требования к ее проведению.
Использование специальных средств для автоматизированной очистки.
Требования к средствам очистки. Препараты, используемые для предстерилизационной

10
очистки, относящиеся к различным группам химических соединений.
Контроль предстерилизационной очистки.
Методы стерилизации: паровой, воздушный, радиационный, термический (глассперленовые стерилизаторы), химический (растворами и газами).
Средства для стерилизации, относящиеся к различным группам химических соединений. Контроль стерилизации.
3.
Тема 1.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней
ПК-1
Содержание лекционного курса
Иммунопрофилактика. Определение понятия.
Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, П. Рамона.
Роль отечественных ученых И.И. Мечникова,
Л.С.
Ценковского,
Н.Ф
Гамалеи,
А.А.
Смородинцева,
П.Ф.
Здродовского,
М.П.
Чумакова в развитии учения об иммунопрофилактике инфекционных болезней.
Организация профилактических прививок.
Национальный календарь профилактических прививок как нормативный правовой акт, регламентирующий сроки, последовательность, схему применения вакцин.
Содержание темы практического занятия
Региональные календари профилактических прививок. Показания и противопоказания к прививкам. Активная и пассивная иммунизация.
Экстренная иммунопрофилактика.
Виды вакцин, сывороточные и иммуноглобулиновые препараты. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке иммуно- биологических препаратов («холодовая цепь»).
Правовые основы иммунопрофилактики закон
РФ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», основы законодательства РФ об охране здоровья граждан,
Федеральный закон
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Глобальная и расширенная программа иммунизации (РПИ), этапы ее реализации.
Федеральная программа
«Вакцинопрофилактика».
Модуль 2

Раздел 2. Частная эпидемиология
ПК-1
1.
Тема 2.1. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при ОКИ
ПК-1
Содержание лекционного курса
Разбираются эпидемиологические особенности и комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, проводимых при ОКИ.
Содержание темы практического занятия
2.
Тема 2.2. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекциях дыхательных путей
ПК-1
Содержание лекционного курса
Разбираются эпидемиологические особенности и комплекс профилактических и

11
Содержание темы практического занятия противоэпидемических мероприятий, проводимых при инфекциях дыхательных путей.
3.
Тема 2.3. Социально-значимые инфекции
ПК-1
Содержание темы практического занятия
Профилактика профессионального инфицирования ВИЧ, вирусами гепатитов В, С,
Д. Алгоритм обработки кожных покровов, слизистых оболочек, рабочего места при попадании ВИЧ - инфицированного материала.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия при вирусных гепатитах В, С, Д,
ВИЧ-инфекции, туберкулезе.
Модуль 3

Раздел 3. Инфекционная и неинфекционная эпидемиология, ИСМП
ПК-1
ПК-3
1.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©zodomed.ru 2024


    Главная страница