Программа междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья



Скачать 275.5 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер275.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
ФАКУЛЬТЕТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Ученого совета факультетов

адаптивной физической культуры,

фармации и медицинской биологии, профессор

___оригинал подписан_ С.Л. Совершаева «__28_»____февраля_____2013 г.



Программа междисциплинарного экзамена

по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Утверждено Ученым советом

факультетов адаптивной физической культуры,

фармации и медицинской биологии

«_____»____________2013г.

Архангельск

2013 г.

РАЗДЕЛ 1. «ТЕОРЕТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Содержание и задачи Адаптивной физической культуры

Критерии для определения основных видов адаптивной физической куль­туры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в со­стоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры. Пути решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в адаптивной физической культуре. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлече­нии, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт форми­рования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Направленность, задачи, оздоровительные эффекты.

Взаимосвязь понятий «культура", "физическая культура", "адаптивная физическая культура", «реабилитация", "социализация", "образ жизни", "социальная интеграция".


Функции адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное яв­ление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого че­ловека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты.



Классификация функций адаптивной физической культуры. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в ос­новных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физиче­ской реабилитации.

Характеристика важнейших педагогических функций: учебно-познава­тельной, развивающей коррекционной, профессионально-подготовительной, воспитательной, компенсаторной, рекреативно-оздоровительной, соревнова­тельной, оздоровительно-восстановительной, ценностно-ориентационной, творческой, лечебно-восстановительной, профилактической, самореабилитационной, функции самовоспитания.

Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характе­ризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феномена­ми. Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной, интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.
Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

Общее понятие о методе, методике, методическом направлении, методическом подходе, методическом приеме. Метод - как способ, путь достижения поставленной цели; методический прием как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления.



Методы формирования знаний: методы слова (информация речевого воздействия, методы наглядности (информация перцептивного воздействия). Особенности использования методов формирования знаний в работе с разными нозологическими группами (сенсорные, интеллектуальные, двигательные нарушения).

Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре: методы целостного и расчлененного обучения, использование подводящих и имитационных упражнений, способы организации учебной деятельности, стимулирование, кон­троль и самоконтроль учебной деятельности. Сходства и различия процессов обучения двигательным действиям в раз­личных видах адаптивной физической культуры (адаптивном физическом вос­питании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации и физиче­ской реабилитации)

Методы развития физических качеств и способностей: Характеристика методов для развития мышечной силы - метод максимальных, повторных, динамических, изометрических, изокинетических усилий, метод электромиостимуляции. Характеристика методов для развития скоростно-силовых способностей - повторный, соревновательный, игровой, сенсорный. Особенности использования методов в разных нозологических группах. Характеристика методов для развития выносливости - равномерный, пе­ременный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный. Характеристика методов для развития координационных способностей – использование всех практических методов с применением методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений. Характеристика методов для развития гибкости и подвижности в суставах –повторный метод с использованием динамических активных и пассивных упражнений, статических и комбинированных упражнений.

Методы воспитания личности: характеристика метода воспитывающей среды, воспитывающей деятельности, осмысления человеком себя в реальной жизни. Комплексное применение методов адаптивной физической культуры
Характеристика принципов адаптивной физической культуры.

Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: со­циальные, общеметодические и специально-методические.



Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика.

Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности приме­нения в адаптивной физической культуре.

Специально-методические принципы: диагностирования, дифференциа­ции и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, ком­пенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактиче­ской направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основ­ные принципы в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с от­клонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально сущест­вующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, ха­рактеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления при­менительно к основным сферам социальной практики.

Формирование здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоя­нии здоровья, включая инвалидов, с опорой на терминальные (конечные) пели индивидуального существования (ценностные ориентации).

Адаптивная физическая культура - как важное направление социальной практики в «борьбе» с психическими комплексами неполноценности лиц с от­клонениями в состоянии здоровья, такими как: чувства эмоциональной обиды, отчужденности, повышенной тревоги, пассивности, потерянной уверенности в себе или, наоборот — эгоцентризма, агрессивности и т.п.

Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация инвалидов: в зависимости от тяжести заболевания и ог­раниченности жизнеобеспечения (инвалиды I, II, и III группы); в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями ре­чи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.).
Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

Комплексная реабилитация - как процесс обеспечения готовности к реа­лизации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей.

Физическая реабилитация - база, основа любого вида реабилитации: со­циально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначаль­ной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, пе­дагогической.

Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с от­клонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально сущест­вующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, ха­рактеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления при­менительно к основным сферам социальной практики. Социальная интеграция инвалидов как составляющая часть общего про­цесса социальной интеграции - процесса установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления. Социальная интеграция инвалидов - двусторонний процесс, предпола­гающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся к включению в общество здоровых людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого вклю­чения.

Основные фундаментальные теории социализации (ролевая, критическая, теория коммуникации и др.). Адаптивная физическая культура и социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья. АФК как путь адап­тации человека к общественным нормам, ролям, функциям и т.п., и способ «за­воевания» конкретного социального пространства.

Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.

Государственные и общественные организации. Государственные органы управления физической культурой (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом. Паралимпийский комитет России: федерация физической культуры и спорта инвалидов, спортивная федерация всероссийского общества слепых, российский спортивный союз глухих, специальная олимпиада России «Спешиал олимпикс».

Социальные программы (медико-социальные, образовательные, матери­ально-технического обеспечения, комплексные) регионального и федерального уровней - как магистральный путь развития и совершенствования инфраструк­туры комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов (лиц с отклонениями в состоянии здоровья). Включение мероприятий по развитию адаптивной физической культуры в эти программы - важнейший путь получе­ния финансирования на данный вид социальной практики.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).



Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры.
Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.

Адаптивное физическое воспитание, направленность, основные задачи. Адаптивное физическое воспитание — как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации тру­довой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессио­нально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого кру­га основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и исполь­зования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Направленность адаптивного физического воспитания в разных видах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Урочные и внеурочные формы адаптивного физического воспитания. Классификация урочных форм занятий по направленности и решению основной задачи.
Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.

Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) - оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных зани­мающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

Основные задачи адаптивной двигательной рекреации: оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); приви­тие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям дру­гими ее видами; обеспечение активного отдыха и реализация здорового об­раза жизни и др. Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации: гедонистическая, рекреативно-оздоровительная, творческая, ценностно-ориентационная, оздоро­вительно-восстановительная, соревновательная, коммуникативная, престижная. Ведущие принципы - социальные: социализации, гуманистической на­правленности, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры; общеметодические: доступности, систематичности, наглядности. Организованные и самодеятельные формы проведение занятий по АДР.

Адаптивная двигательная рекреация в образовательных учреждениях с подрастающим поколением (школа, вуз). Формы, средства, особенности при­менение игрового и соревновательного методов. АДР в летних и зимних оздо­ровительных лагерях. Адаптивная двигательная рекреация взрослых. Превалирование занятий в оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. и самодеятельных форм организации активного досуга. Комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация. Особенности адаптивной двигательной рекреации в группах, объеди­няющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инва­лидов.
Цель, задачи и организация адаптивной физической реабилитации.

Адаптивная физическая реабилитация. Содержание, направленность, задачи. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нару­шенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливаю­щие и термические процедуры, и другие средства АФК.
Адаптивный спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Виды, направленность, задачи адаптивного спорта. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопостав­лении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта.

Направления адаптивного спорта: Паралимпийское, Специальное Олимпийское движение, Всемирные игры глухих («Тихие игры»). Понятия: рекреационно-оздоровительный спорт, спорт высших достижений. Педагогические функции адаптивного спорта: учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания, соревновательная. Социальные функции адаптивного спорта: гуманистическая, коммуникативная, интегративная, зрелищно-эстетическая, социализирующая.

Организация адаптивного спорта в России и в мировом сообществе.

Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты. Спортсмены-инвалиды России в соревнованиях Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, в Олимпийских Играх глухих.

Взаимосвязь организационно-правовых основ адаптивного спорта и ре­зультатов спортсменов-инвалидов на примере их участия в Паралимпийских Играх.

Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов

Классификация видов адаптивного спорта, рекомендации по их ис­пользованию инвалидами различных нозологических групп.

Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев (максимальный охват лиц с различными видами патологии и степенью ее тяжести, уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках од­ного класса, одновременное участие в соревнованиях по спортивным играм ин­валидов с различной степенью тяжести поражений, периодическое переосвиде­тельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характе­ра и др.), процедуры и порядок проведения классификаций.

Классификация спортсменов на классы в рамках конкретных нозологиче­ских профилей («ампутанты», «спинальники», лица с последствиями цереб­ральных параличей, незрячие и др.).

Требования к участникам соревнований по конкретным видам спорта. Основные паралимпийские виды спорта, входящие в программы летних и зимних игр.: баскетбол на колясках, волейбол сидя, волейбол стоя, легкая атлетика, конный спорт, плавание, теннис, пауэрлифтинг, футбол, фехтование, стрельба из лука, горнолыжный спорт, лыжные гонки, хоккей и др.
Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады для лю­дей с нарушениями интеллекта.

Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах. Правило формирования "дивизионов" - важнейшее условие реализации философии Специального Олимпийского движения. Процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады. Награждение участвующих в соревнованиях. Требования к этой церемо­нии. Клятва специальных спортсменов, символы Специального Олимпийского движения.

Основные программы этого движения: «специальная олимпиада», «объе­диненный спорт», «тренировка двигательной активности», «партнерские клу­бы» и др. Обучающие семинары по адаптивному физическому воспитанию, прово­димые «Спешиал Олимпикс Интернэшнл».
Спорт глухих и слабослышащих спортсменов, сходство и различия со спортом здоровых людей.

Всемирные Олимпийские игры глухих (Тихие игры) как пример круп­нейших соревнований для инвалидов данной нозологической группы.

Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.
Исторические вопросы адаптивного спорта

Этапы развития адаптивного спорта в России: лечебная физическая культура с элементами спорта. Развитие и становление физкультурно-оздоровительного и спортивного движения среди инвалидов (создание центров, клубов, секций. Возникновение федераций физической культуры и спорта инвалидов. Организация и проведение соревнований на разных уровнях: местном, региональном, всероссийском, международном. Вступление в международное паралимпийское движение (1996). Развитие и совершенствование организационных, научно-методических, медицинских основ адаптивного спорта

История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха. Создание первых спортивных секций для лиц с депривацией слуха по футболу, лыжному и конькобежному спорту. Участие российских спортсменов в зимних и летних во Всемирных играх глухих (тихие игры). Основные Олимпийские виды для лиц с депривацией слуха. Спортивные достижения паралимпийцев с нарушениями слуха.

История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения. Создание Всероссийского общества слепых (ВОС), организация и пропаганда адаптивного спорта для лиц с депривацией зрения. Участие выдающихся российских спортсменов с поражением зрения в мировом спортивном движении инвалидов. Виды спорта, развивающиеся в спортивной федерации ВОС.

История развития адаптивного спорта среди лиц с нарушением интеллекта. Зарождение движения «Спешиал Олимпикс Интернэшнл». Опыт внедрения адаптивного спорта для лиц с интеллектуальной недостаточностью в России и моровом сообществе.

История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Создание реабилитационных центров. Критерии к определению категории участников для участия в соревнованиях. Понятие «здоровые инвалиды». Становление и развитие спорта для инвалидов, его влияние на физиологические, психические и социальные факторы. Выдающиеся российские спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата в мировом спортивном движении инвалидов.
Спортивно-медицинская классификация в адаптивном спорте.

Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей (9 классов в зависимости от сегмента ампутации). Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с последствиями травм позвоночника и спинного мозга (учитывая неврологическую картину последствия травмы - 6 классов). Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с ДЦП (CP-ICRA) – 8 классов, в зависимости от сохранности двигательной функции. Понятие о мануально-мышечном тестировании. Способы оценки координации и амплитуды движений
Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.

Профессиональные и личностные качества специалистов по адаптивной физической культуре. Группы требований по подготовке специалистов: знать, уметь, демонстрировать (владеть). Межпредметные взаимосвязи. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в работе: теоретическими, практическими, диагностическими, инструкторско-преподавательскими, проектировочными, управленческими и др.

Реализация коммуникативного и гностического компонента в деятельности специалиста по АФК. Важность личностных качеств специалиста по АФК – добросовестности, эмоциональной стабильности, уравновешенность, аккуратность, доброжелательность и др. Мотивационная заинтересованность в профессиональном самоопределении.


РАЗДЕЛ 2. «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения. Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения дви­гательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной фи­зической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений».

Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психи­ческой регуляции деятельности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко), понятие «чистого» перцептивного обучения при освоении исполнитель­ской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (СП. Евсеев), средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.

Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап началь­ного, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки дей­ствия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом: этап формирования ориентировочной основы двигательного дей­ствия; этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; этап фор­мирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; этап, перехода к самостоятельному выполнению двигательных дейст­вий; этап совершенствования освоенного действия.
Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения

Теория формирования двигательных действий с заданным результатом - методологическая основа методики обучения двигательным действиям и раз­вития физических качеств и способностей лиц с ограниченными возможностя­ми. Основные установочные положения этой методики: обязательность опре­деления эталонной программы положения тела человека (техники) и допусти­мых отклонений от нее, а также эталонной полной ориентировочной основы действия и обеспечения, занимающихся объективной информации об управ­ляющих движениях в суставах; дополнение традиционной структуры обучения двигательным действиям новыми специальными этапами; необходимость при­менения физической помощи тренера, императивных тренажеров или техниче­ских средств их заменяющих и др.



Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно-перцептивного обучения и других этапов процесса его ос­воения у инвалидов различных нозологических групп (с сенсорными наруше­ниями, с поражениями опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в ин­теллектуальном развитии и др.). Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим уп­ражнениям в адаптивной физической культуре. Упражнения избранного вида адаптивного спорта, общей и специальной физической подготовки - основные средства тренировки инвалидов и лиц с от­клонениями в состоянии здоровья.
Основные закономерности развития физических способностей

Движение – ведущий фактор развития физических способностей. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями. Характеристика трех основных двигательных режимов в зависимости от фазы восстановления. Этапность развития физических способностей: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей, этап их снижения. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Обратимость показателей развития физических способностей. Эффект переноса физических качеств.

Принципы развития физических способностей – сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей; возрастной адекватности педагогических воздействий; оптимальности, вариативности педагогических воздействий; диагностики уровня развития физических способностей.

Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов. Понятие о силовых способностях. Факторы, влияющие на развитие силовых способностей. Средства для развития силовых способностей: упражнения с преодолением массы собственного тела, упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в изометрическом режиме. Методы развития силовых способностей. Особенности силовой подготовки инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития силовых способностей.

Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о скоростных способностях. Факторы, влияющие на проявление скоростных способностей. Структура скоростных способностей: способность быстро реагировать на внешний сигнал, способность к быстрому выполнению одиночных движений, способность поддерживать максимальный темп движений. Методические основы дифференцированного развития скоростных способностей: быстроты двигательной реакции, реакции на движущийся объект, реакции выбора, быстроты одиночных движений, темпа движений (приемы, средства). Методы развития скоростных способностей. Особенности развития скоростных способностей инвалидов (на примере одной нозологической группы). Способы определения уровня развития скоростных способностей.

Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о способности к выносливости. Факторы, влияющие на проявление выносливости. Понятие и общая характеристика (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий) видов выносливости: общая выносливость, специальная выносливость - силовая, скоростная, скоростно-силовая. Виды адаптивного спорта для развития разных видов выносливости. Способы определения уровня развития выносливости у инвалидов разных нозологических групп.

Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной). Понятие о гибкости. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Задачи для направленного развития гибкости. Понятие о пассивной и активной гибкости. Закономерности развития гибкости. Общая и специальная гибкость. Общая характеристика развития гибкости у инвалидов (методы, средства, дозировка тренировочных воздействий). Этапы формирования гибкости: этап суставной гимнастики, этап специального развития подвижности в суставах, этап поддержания подвижности в суставах. Способы определения уровня развития гибкости и подвижности в суставах у инвалидов разных нозологических групп.


Каталог: student -> faculty -> faculty -> physical training
faculty -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
physical training -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Цель (миссия) оп
physical training -> I. Организационно – методический раздел. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Цель преподавания
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Вопросы к экзамену лечебная физическая культура, методы, формы и средства лфк. Краткая характеристика средств лфк

Скачать 275.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница