1. Цель и задачи освоения дисциплины



Скачать 148.94 Kb.
Дата03.05.2016
Размер148.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель курса - под­го­тов­ить выпускника по адаптивной физической культуре, владеюще­го знаниями о со­цио­куль­тур­ной направленности профессиональной дея­тель­но­сти. Способствовать осознанному отношению к биоэтике, развивать нравственно-правовую культуру обучающихся, познакомить студентов с этическими и законодательными документами как российского, так и международного значения, регламентирующими различные аспекты профессиональной деятельности, основанные на концепции регулирования человеческих отношений, подчиненных задаче сохранения человечества как вида.

Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, Основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

Профиль подготовки бакалавр.

Дисциплина входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для изучения.



Задачи курса:

  • сформировать моральное сознание бакалавра,

  • понимать роль этики в жизни человека и общества;

  • знать основные направления в истории этических учений;

  • представлять основные принципы биоэтики: принцип автономии, уважения человеческого достоинства личности; непричинения вреда; благодеяния; справедливости и вытекающие из них стандарты поведения бакалавра.


2.Место дисциплины в структуре ОП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Дисциплина входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для изучения.



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-№ 1

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, способен к диалогу с преподавателями других культурных государств

ОК-№ 2

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • историю медицинской биоэтики.

  • теоретические основы биомедицинской этики.

  • ос­нов­ные на­цио­наль­ные и ме­ж­ду­на­род­ные эти­че­ские до­ку­мен­ты;

  • Клятву Гиппократа.

  • Клятву Врача («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1999, ст. 60).

  • права пациентов, сформулированные в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993, ст. 30, 31).

  • этические особенности охраны здоровья людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и оказания им квалифицированной помощи;

  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития адаптивной физической культуры.

Уметь:

  • формулировать и обосновывать свою собственную позицию по вопросам ценностного отношения к жизни человека;

  • использовать понятийно-категориальный аппарат этики и биоэтики для оценки и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе общественного здоровья.

Владеть:

  • принципами гуманизма и общечеловеческими этическими ценностями.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

10

2

В том числе:







Лекции (Л)

3

2

Практические занятия (ПЗ)

7

2

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

62




Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


72





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Медицинская этика. История биомедицинской этики.

1.Теоретические основы биомедицинской этики.

2. Ис­то­ри­че­ские кор­ни био­эти­ки.



2.

Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. Пред­мет био­ме­ди­цин­ской эти­ки.

1. Ос­нов­ные эти­че­ские тео­рии.

2. Принципы и правила био­ме­ди­цин­ской эти­ки.



3.

Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Этические документы и кодексы.

1. Мо­раль­ные обя­за­тель­ст­ва бакалавра по АФК и пра­ва па­ци­ен­тов.

2. Этические принципы профессионального взаимодействия в АФК.

3. Этические аспекты отдельных ситуативных проблем современной медицины.

4. Международные документы.

5. Национальные этические документы и Российское законодательство о правах пациентов. Особенности для АФК.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Медицинская этика. История биомедицинской этики.

3



















2.

Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. Пред­мет био­ме­ди­цин­ской эти­ки.




3
















3.

Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Этические документы и кодексы.




4

















6. Интерактивные формы проведения занятий
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять определенный процент аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП не менее 20%).




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. Пред­мет биоме­ди­цин­ской этики.

Опрос, круглый стол «Теоретические основы биомедицинской этики»

1 академ.час

2.

Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с отклонениями в состоянии здоровья.

«Мозговой штурм» «Этика профессионального

взаимодействия»



1 академ.час

Опрос, дискуссия «Профессиональный Кодекс»

1 академ.час

Итого (час.)

3




30%

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

Курсовой проект учебным планом не предусмотрен.


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов





п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1
2
3

4

5


6

Актуальные прикладные проблемы биоэтики

Принципы медицинской деонтологии и этики.

Условия, способствующие оптимальному контакту врача (специалиста по адаптивной физической культуре) с пациентами и членами их семей.

Этика профессионального

взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Справедливость в здравоохранении и медицине

Этические документы и кодексы.


эссе, доклад

тестирование

Отдельной формой контроля знаний студентов является их самоанализ (сочинение-эссе) своих биоэтических убеждений и взглядов, сложившихся на основе личного жизненного опыта.



Темы эссе:

  1. Различные определения биоэтики.

  2. Основные проблемы биоэтики.

  3. Основные принципы современной биоэтики.

  4. Этапы становления медицинской этики.

  5. Особенности медицинской этики язычества и жреческих государств?

  6. Каковы особенности медицинской этики античной эпохи?

  7. В чем заключается этическая «Модель Гиппократа»?

  8. Основные принципы клятвы Гиппократа?

  9. Почему клятва Гиппократа остается актуальной в современных условиях?

  10. Почему Гиппократ подчеркивал важность отказа врача от сексуальных отношений с пациентами?

  11. Модель медицинской этики Парацельса.

  12. Влияние на этику христианства.

  13. Может ли религия быть носителем этических истин?

  14. Христианская биоэтика в современном обществе.

  15. Особенности позиций католической, православной и протестантской конфессий.

  16. Особенности развития биоэтики в России.

  17. Этические комитеты: цели, задачи и полномочия.

  18. Биоэтическая модель медицинской этики и ее связь с экономическим развитием.

  19. Смысл принципа «добровольного информированного согласия».

  20. Практические формы реализации идей биоэтики в современном обществе.

  21. Влияние этических норм на развитие биологии и медицины в современном мире?

  22. Деонтологическая модель медицинской этики.

  23. Поясните взаимосвязь возникновения общественного здравоохранения и появления деонтологической модели медицинской этики.

  24. Покажите историческую динамику распределения ответственности за здоровье между пациентами, врачами и государством.

  25. Этика генетики.

  26. История и логика евгеники.

  27. Этические проблемы новых “технологий зачатия” (оплодотворение in vitro, клонирование).

  28. Этические проблемы начала человеческой жизни: проблема статуса эмбриона.

  29. Медицинско-этические аспекты аборта, контрацепции, стерилизации.

  30. Субъективные и объективные критерии здоровья и болезни.

  31. Здоровье и болезнь как этические категории.

  32. Связь осознанности человека с его здоровьем и болезнями.

  33. Социально-психологические и этические аспекты геронтологии.

  34. Этические аспекты отношения людей к смерти с древности до наших дней.

  35. Достижения медицины и их влияния на отношение людей к смерти.

  36. Этические проблемы эвтаназии.

  37. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

  38. Как Вы понимаете профессиональную деформацию личности?

  39. В каких профессиях имеется наибольший риск получить профессиональную деформацию?

  40. Что первично для развития профессиональной деформации личности: профессия или человек, который в ней работает?

  41. Объясните отличие профессиональной деформации и дегенерации личности от эмоционального выгорания на работе?

  42. Объясните отличается врачебная ошибка от профессионального преступления?

  43. Влияние общества на решение биоэтических проблем и осуществление контроль за соблюдением принципов медицинской этики?

  44. Критерии смерти: моральные проблемы.

  45. Право на правду о последнем диагнозе.

  46. СПИД: морально-этические проблемы.

  47. Этические проблемы трансплантологии и ксенотрансплантации.

  48. Этические проблемы оказания медицинской помощи наркозависимым.

  49. Этические проблемы и права человека в психиатрии.

  50. Этико-правовые вопросы медико-биологического эксперимента с участием человека.


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (опрос, доклад)

- письменные (проверка тестов).

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета - тестирование
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература


  1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс] : учебник/ Ю. М. Хрусталев. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -400 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  2. Гоглова, О. О. Биомедицинская этика [Текст] : учеб. пособие для мед. вузов, для бакалавров и специалистов / О. О. Гоглова, С. В. Ерофеев, Ю. О. Гоглова. - Москва : Питер, 2013. - 271, [1] с.

  3. Биоэтический практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие/ ред. Д. А. Балалыкин. -Москва: Литтерра, 2012. -208 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  4. Шамов И.А. Биомедицинская этика [Электронный ресурс] : [учебник для мед. вузов]/ И. А. Шамов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -286 c.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/

9.2. Дополнительная литература

  1. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

  2. Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448 С.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

ЭБС «Консультант студента» https://www.studmedlib.ru/

ЭБС Iprbooks https://www.iprbookshop.ru/



https://www.bioethics.ru

https://msu.ru/bioetika

www.med-pravo.ru

www.coe.ru/01facts.htm

https://md-sgi.narod.ru/doc2_3.html

www.pms.orthodoxy.ru/sovet/index.htm

www.nih.gov/sigs/bioethics/

www.bioethics.net

www.medinfo.ru/price/av98_16shtml

https://bioethics.narod.ru

https://bioethica.iatp.by/links.htm

http://www.bioethics.ru/rus

https://bio.departament.com/rus/newsarc/21/
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся в главном корпусе СГМУ на кафедре физической культуры и оздоровительных технологий.

При проведении лекций и практических занятий используются оборудованные аудитории – учебные практикумы № 1415, 1408, оборудованные для демонстрации мультимедийных презентаций, традиционными меловыми досками;

На лекционных и практических занятиях используются аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: ноутбук «SAMSUNG», «НР Сompact 615», мультимедийный проектор «BenQ».

Аудио-визуальное (мультимедиа) сопровождение по темам:


  1. Медицинская этика. История биомедицинской этики.

  2. Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. Пред­мет био­ме­ди­цин­ской эти­ки.

  3. Этические документы и кодексы.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «БИОЭТИКА» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

преподаватель кафедры физической культуры и оздоровительных технологий

Т.В. Бочкова




Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ, кафедра фармакологии

заведующий кафедрой фармакологии

И.А. Крылов




Каталог: student -> faculty -> faculty -> physical training
faculty -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
physical training -> Программа междисциплинарного экзамена по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Цель (миссия) оп
physical training -> I. Организационно – методический раздел. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Цель преподавания
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности
physical training -> Вопросы к экзамену лечебная физическая культура, методы, формы и средства лфк. Краткая характеристика средств лфк

Скачать 148.94 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница