1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель курса - подготовить выпускника по адаптивной физической культуре, владеющего знаниями о социокультурной направленности профессиональной деятельности. Способствовать осознанному отношению к биоэтике, развивать нравственно-правовую культуру обучающихся, познакомить студентов с этическими и законодательными документами как российского, так и международного значения, регламентирующими различные аспекты профессиональной деятельности, основанные на концепции регулирования человеческих отношений, подчиненных задаче сохранения человечества как вида.
Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, Основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Профиль подготовки бакалавр.
Дисциплина входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
Задачи курса:
-
сформировать моральное сознание бакалавра,
-
понимать роль этики в жизни человека и общества;
-
знать основные направления в истории этических учений;
-
представлять основные принципы биоэтики: принцип автономии, уважения человеческого достоинства личности; непричинения вреда; благодеяния; справедливости и вытекающие из них стандарты поведения бакалавра.
2.Место дисциплины в структуре ОП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Дисциплина входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-№ 1
|
готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, способен к диалогу с преподавателями других культурных государств
|
ОК-№ 2
|
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
историю медицинской биоэтики.
-
теоретические основы биомедицинской этики.
-
основные национальные и международные этические документы;
-
Клятву Гиппократа.
-
Клятву Врача («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1999, ст. 60).
-
права пациентов, сформулированные в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993, ст. 30, 31).
-
этические особенности охраны здоровья людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и оказания им квалифицированной помощи;
-
содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития адаптивной физической культуры.
Уметь:
-
формулировать и обосновывать свою собственную позицию по вопросам ценностного отношения к жизни человека;
-
использовать понятийно-категориальный аппарат этики и биоэтики для оценки и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе общественного здоровья.
Владеть:
-
принципами гуманизма и общечеловеческими этическими ценностями.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
10
|
2
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
3
|
2
|
Практические занятия (ПЗ)
|
7
|
2
|
Семинары (С)
|
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
62
|
|
Экзамен
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
72
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Медицинская этика. История биомедицинской этики.
|
1.Теоретические основы биомедицинской этики.
2. Исторические корни биоэтики.
|
2.
|
Мораль и этическая теория. Предмет биомедицинской этики.
|
1. Основные этические теории.
2. Принципы и правила биомедицинской этики.
|
3.
|
Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Этические документы и кодексы.
|
1. Моральные обязательства бакалавра по АФК и права пациентов.
2. Этические принципы профессионального взаимодействия в АФК.
3. Этические аспекты отдельных ситуативных проблем современной медицины.
4. Международные документы.
5. Национальные этические документы и Российское законодательство о правах пациентов. Особенности для АФК.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Медицинская этика. История биомедицинской этики.
|
3
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Мораль и этическая теория. Предмет биомедицинской этики.
|
|
3
|
|
|
|
|
|
3.
|
Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Этические документы и кодексы.
|
|
4
|
|
|
|
|
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять определенный процент аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП не менее 20%).
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1.
|
Мораль и этическая теория. Предмет биомедицинской этики.
|
Опрос, круглый стол «Теоретические основы биомедицинской этики»
|
1 академ.час
|
2.
|
Этические проблемы взаимоотношений бакалавра по направлению подготовки адаптивная физическая культура и людей с отклонениями в состоянии здоровья.
|
«Мозговой штурм» «Этика профессионального
взаимодействия»
|
1 академ.час
|
Опрос, дискуссия «Профессиональный Кодекс»
|
1 академ.час
|
Итого (час.)
|
3
|
|
30%
|
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
Курсовой проект учебным планом не предусмотрен.
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
|
1
2
3
4
5
6
|
Актуальные прикладные проблемы биоэтики
Принципы медицинской деонтологии и этики.
Условия, способствующие оптимальному контакту врача (специалиста по адаптивной физической культуре) с пациентами и членами их семей.
Этика профессионального
взаимодействия в медицине и научной деятельности.
Справедливость в здравоохранении и медицине
Этические документы и кодексы.
|
эссе, доклад
|
тестирование
|
Отдельной формой контроля знаний студентов является их самоанализ (сочинение-эссе) своих биоэтических убеждений и взглядов, сложившихся на основе личного жизненного опыта.
Темы эссе:
-
Различные определения биоэтики.
-
Основные проблемы биоэтики.
-
Основные принципы современной биоэтики.
-
Этапы становления медицинской этики.
-
Особенности медицинской этики язычества и жреческих государств?
-
Каковы особенности медицинской этики античной эпохи?
-
В чем заключается этическая «Модель Гиппократа»?
-
Основные принципы клятвы Гиппократа?
-
Почему клятва Гиппократа остается актуальной в современных условиях?
-
Почему Гиппократ подчеркивал важность отказа врача от сексуальных отношений с пациентами?
-
Модель медицинской этики Парацельса.
-
Влияние на этику христианства.
-
Может ли религия быть носителем этических истин?
-
Христианская биоэтика в современном обществе.
-
Особенности позиций католической, православной и протестантской конфессий.
-
Особенности развития биоэтики в России.
-
Этические комитеты: цели, задачи и полномочия.
-
Биоэтическая модель медицинской этики и ее связь с экономическим развитием.
-
Смысл принципа «добровольного информированного согласия».
-
Практические формы реализации идей биоэтики в современном обществе.
-
Влияние этических норм на развитие биологии и медицины в современном мире?
-
Деонтологическая модель медицинской этики.
-
Поясните взаимосвязь возникновения общественного здравоохранения и появления деонтологической модели медицинской этики.
-
Покажите историческую динамику распределения ответственности за здоровье между пациентами, врачами и государством.
-
Этика генетики.
-
История и логика евгеники.
-
Этические проблемы новых “технологий зачатия” (оплодотворение in vitro, клонирование).
-
Этические проблемы начала человеческой жизни: проблема статуса эмбриона.
-
Медицинско-этические аспекты аборта, контрацепции, стерилизации.
-
Субъективные и объективные критерии здоровья и болезни.
-
Здоровье и болезнь как этические категории.
-
Связь осознанности человека с его здоровьем и болезнями.
-
Социально-психологические и этические аспекты геронтологии.
-
Этические аспекты отношения людей к смерти с древности до наших дней.
-
Достижения медицины и их влияния на отношение людей к смерти.
-
Этические проблемы эвтаназии.
-
Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
-
Как Вы понимаете профессиональную деформацию личности?
-
В каких профессиях имеется наибольший риск получить профессиональную деформацию?
-
Что первично для развития профессиональной деформации личности: профессия или человек, который в ней работает?
-
Объясните отличие профессиональной деформации и дегенерации личности от эмоционального выгорания на работе?
-
Объясните отличается врачебная ошибка от профессионального преступления?
-
Влияние общества на решение биоэтических проблем и осуществление контроль за соблюдением принципов медицинской этики?
-
Критерии смерти: моральные проблемы.
-
Право на правду о последнем диагнозе.
-
СПИД: морально-этические проблемы.
-
Этические проблемы трансплантологии и ксенотрансплантации.
-
Этические проблемы оказания медицинской помощи наркозависимым.
-
Этические проблемы и права человека в психиатрии.
-
Этико-правовые вопросы медико-биологического эксперимента с участием человека.
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (опрос, доклад)
- письменные (проверка тестов).
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)
Этапы проведения зачета - тестирование
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
-
Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс] : учебник/ Ю. М. Хрусталев. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -400 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.
-
Гоглова, О. О. Биомедицинская этика [Текст] : учеб. пособие для мед. вузов, для бакалавров и специалистов / О. О. Гоглова, С. В. Ерофеев, Ю. О. Гоглова. - Москва : Питер, 2013. - 271, [1] с.
-
Биоэтический практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие/ ред. Д. А. Балалыкин. -Москва: Литтерра, 2012. -208 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.
-
Шамов И.А. Биомедицинская этика [Электронный ресурс] : [учебник для мед. вузов]/ И. А. Шамов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -286 c.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/
9.2. Дополнительная литература
-
Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.
-
Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448 С.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
ЭБС «Консультант студента» https://www.studmedlib.ru/
ЭБС Iprbooks https://www.iprbookshop.ru/
https://www.bioethics.ru
https://msu.ru/bioetika
www.med-pravo.ru
www.coe.ru/01facts.htm
https://md-sgi.narod.ru/doc2_3.html
www.pms.orthodoxy.ru/sovet/index.htm
www.nih.gov/sigs/bioethics/
www.bioethics.net
www.medinfo.ru/price/av98_16shtml
https://bioethics.narod.ru
https://bioethica.iatp.by/links.htm
http://www.bioethics.ru/rus
https://bio.departament.com/rus/newsarc/21/
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Занятия проводятся в главном корпусе СГМУ на кафедре физической культуры и оздоровительных технологий.
При проведении лекций и практических занятий используются оборудованные аудитории – учебные практикумы № 1415, 1408, оборудованные для демонстрации мультимедийных презентаций, традиционными меловыми досками;
На лекционных и практических занятиях используются аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: ноутбук «SAMSUNG», «НР Сompact 615», мультимедийный проектор «BenQ».
Аудио-визуальное (мультимедиа) сопровождение по темам:
-
Медицинская этика. История биомедицинской этики.
-
Мораль и этическая теория. Предмет биомедицинской этики.
-
Этические документы и кодексы.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «БИОЭТИКА» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
преподаватель кафедры физической культуры и оздоровительных технологий
|
Т.В. Бочкова
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
СГМУ, кафедра фармакологии
|
заведующий кафедрой фармакологии
|
И.А. Крылов
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |