ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Основные понятия и термины адаптивной физической культуры и их взаимосвязь: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жизни», «социальная интеграция».
Основные виды адаптивно физической культуры и их краткая характеристика.
Цель и основные задачи адаптивной физической культуры. Пути решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в адаптивной физической культуре.
Характеристика функций адаптивной физической культуры.
Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
Характеристика принципов адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.
Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.
Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.
Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения. Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения.
Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
Адаптивное физическое воспитание в системе образовательных учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспитания.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I-II вида.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III-IV вида.
Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП. Задачи, содержание и особенности организации проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников специальных коррекционных образовательных учреждений VI типа.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Задачи, содержание и особенности организации адаптивного физического воспитания в коррекционных школах VII-VIII вида.
Травматическая болезнь спинного мозга. Методы физической реабилитации.
Физическая реабилитация при ампутации конечностей (периоды, задачи, методики).
Роль и значение специальной протезной техники для инвалидов, перенесших ампутации нижних или верхних конечностей для занятий спортивной деятельностью.
Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам у инвалидов с патологией зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушением умственного развития.
Роль и значение функциональных методов исследования во врачебном контроле. Методы тестирования физической работоспособности.
Технические средства, используемые для оснащения сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.
Классификация и характеристика основных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Нетрадиционные оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, антистрессовая пластическая гимнастика, психогимнастика).
Профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.
Гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ритмическая гимнастика, аэробика. фитбол-аэробика, степ-аэробика, шейпинг).
Цели, задачи и организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Основные средства и отличительные черты методик креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.
Плавание для лиц, имеющих ограниченные возможности, гидрореабилитация.
Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре.
Механизмы психологической защиты у больных с различной патологией. Определение, классификация психологической защиты.
Суицидальное поведение у детей и подростков. Мотивы суицидального поведения. Внутреннее и внешнее суицидальное поведение. «Антисуицидальный барьер».
Понятие о здоровье, предболезни и болезни, признаки, классификация, периоды. Понятие о норме и патологии: определение, признаки.
Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом (РДА). Причины и проявления раннего детского аутизма.
Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
Понятие о дефекте и его структура. Соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.
Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР.
Роль и значение основных положений теории Л.С. Выготского для адаптивной физической культуры.
Понятие депривации. Ее виды, депривационный синдром.
Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.
Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Причины проявления потребности в самоактуализации.
Анализ понятий «стресс», «психологический стресс», «профессиональный стресс», основные источники дистресса специалиста адаптивной физической культуры.
Основные синдромы наркомании. Особенности подростковой наркомании.
Определение понятия «социальная защита инвалидов». Основные задачи и содержание социальной защиты инвалидов. Основные формы социальной защиты инвалидов, их характеристика.
Права и льготы инвалидов в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении и санаторно-курортном лечении.
Понятие о реабилитации, аспекты реабилитации. Физическая реабилитации, ее цель и задачи. Основные принципы реабилитации, этапы реабилитации.
Понятие о лечебной физической культуре, средства, формы и методы ЛФК.
Механизмы лечебного действия физических упражнений. Характеристика режимов двигательной активности в стационарах, санаториях и поликлиниках.
Дозировка физических нагрузок. Методы оценки эффективности проведения физической реабилитации.
Понятие о лечебном массаже. Виды лечебного массажа и их характеристика. Общие противопоказания к применению лечебного массажа.
Переломы трубчатых костей: задачи, методики ЛФК и массаж в иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный периоды.
Переломы позвоночника, виды переломов. Задачи, средства и методики ЛФК и массажа при компрессионных переломах поясничного отдела позвоночника.
Переломы костей таза, виды иммобилизации. Задачи и методики ЛФК в различные периоды реабилитации (на примере одного вида иммобилизации).
Понятие о правильной осанке и ее нарушениях. Задачи и методика ЛФК и массажа при нарушениях осанки.
Понятие о сколиозе. Классификация сколиозов. Задачи и методы физической реабилитации при сколиозе.
Понятие о плоскостопии. Задачи, средства и методы физической реабилитации при плоскостопии.
Классификация ожирения. Задачи, средства и методы физической реабилитации при ожирении.
Задачи физической реабилитации при сахарном диабете. Противопоказания к применению физических упражнений. Методики физической реабилитации при разных степенях тяжести заболевания.
Физическая реабилитация при операциях на брюшной полости: периоды ведения больных, особенности методик ЛФК.
Физическая реабилитация при операциях на легких: периоды ведения больных, особенности методик ЛФК.