|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
(название кафедры)
Учебно-методический комплекс по дисциплине
История медицины
(название)
Основная образовательная программа Стоматология
(наименование ОПП)
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол № 7
«30» января 2012 г.
Зав. кафедрой профессор, д.м.н. Вязьмин А.Н
Автор-составитель: Спирина М.В старший преподаватель_
Ф.И.О., ученая степень, ученое звание,
должность
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине История медицины
По направлению подготовки (специальности) стоматология 060201
Курс I
Вид промежуточной аттестации - зачет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
Трудоемкость дисциплины _72(час.)/__2_(зач. ед.)
Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины:
Повысить уровень общей и профессиональной культуры, изучить закономерности развития и историю врачевания в интегративной связи с развитием общественно-экономических формаций, историей, философией, достижениями естествознания и культуры.
Задачи:
-
Обучить студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества;
-
ознакомить студентов медицинского вуза с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности медицинских работников (врачей, медицинских сестер) и медицинских менеджеров;
-
изучить закономерности и узловые вопросы медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты на различных этапах развития;
-
показать роль медицины в общей культуре и истории народа; изучить историю научных школ и направлений, этику и деонтологию медицинских работников;
-
изучить возникновение и развитие отдельных специальных медико-биологических, гигиенических, клинических дисциплин; роль выдающихся деятелей.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности стоматология 060201.
История медицины относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и является базовой частью в медицинском образовании.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК - 3
|
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.
|
ОК-5
|
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
|
ОК-8
|
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-1
|
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времён до нашего времени;
- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);
- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.
Уметь:
- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;
- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретённые в процессе обучения;
- постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
- стремиться повышению своего культурного уровня;
- достойно следовать в соей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами;
- приобретёнными знаниями для оценки и анализа конкретных событий, связанных с развитием клинических, медико-биологических и медико-профилактических дисциплин.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
48
|
1
|
В том числе:
|
|
Лекции (Л)
|
16
|
Семинары (С)
|
32
|
Самостоятельная работа (всего)
|
24
|
Экзамен
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
72
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
История медицины как наука и предмет преподавания
|
История медицины как наука и часть общей истории культуры. Этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Периодизация истории медицины.
|
2
|
Врачевание в первобытно-общинном строе
|
Становление человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Открытие огня. Возникновение врачевания. Первые врачеватели. Представление о болезни и здоровье. Помощь при травмах, родах.
|
3
|
Врачевание в странах Древнего Мира
|
Развитие медицины в государствах: Египет, Месопотамия, Индия, Китай - общее понятие о причинах болезни, их лечение и предупреждение. Памятники письменности медицинского законодательства и практической врачебной деятельности: законы Хаммурапи, египетские папирусы, индийские Аюр-Веды. Медицина Древней Греции - первые лечебницы, врачебные школы, Гиппократ, основы его учения. Сборник Гиппократа. Медицина в Древнем Риме - санитарные мероприятия и санитарно-гигиенические сооружения (водопровод, термы). Организация военно-медицинской службы. Гален и его учение.
|
4
|
Медицина в Средние века
|
Медицина в Византии, её влияние на развитие медицины других стран. Медицина в Арабских Халифатах. Медицина народов Средней Азии. Абу Али ибн Сина- великий учёный. Его учение о строении тела, действии лекарств и признаках болезней. "Канон врачебной науки". Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения - успехи естествознания и их влияние на медицину. Развитие ятрохимических и ятрофизических представлений в мире. Развитие анатомии как науки. Труд А. Визалия "О строении человеческого тела". Возникновение учения о заразных болезнях Дж. Фракасторо и его труд "О контагии, контагиозных болезнях и лечении". Развитие хирургии. Амбруаз Паре и вопросы зубоврачевания.
|
5
|
Медицина Нового времени
|
Характеристика эпохи. Успехи естественных наук, их влияние на развитие медицины: теория эволюции органического мира, учение о наследственности и изменчивости. Развитие анатомии, гистологии, микробиологии, физиологии. Клиническая медицина: внутренние болезни, инфекционные болезни, хирургия, акущерство и гинекология. Земская медицина. Экспериментальная гигиена.
|
6
|
Медицина Новейшего времени
|
Характеристика периода. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 г. Организаторы здравоохранения Н.А Семашко, З.П Соловьёв. Здравоохранение советского периода. Охрана материнства и детства. Профилактическое направление. Основные достижения медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения. Международный Красный Крест. Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
История медицины как наука и предмет преподавания
|
|
|
4
|
|
|
4
|
8
|
2
|
Врачевание в первобытно-общинном строе
|
2
|
|
|
|
|
|
2
|
3
|
Врачевание в странах Древнего Мира
|
8
|
|
|
|
|
|
8
|
4
|
Медицина в Средние века
|
2
|
|
|
|
|
|
2
|
5
|
Медицина Нового времени
|
2
|
|
24
|
|
|
16
|
42
|
6
|
Медицина Новейшего времени
|
2
|
|
4
|
|
|
4
|
10
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1
|
История медицины как наука и предмет преподавания
|
Разбор конкретной ситуации.
|
0,4
|
2
|
Медицина Нового времени
|
Разбор конкретной ситуации. Дискуссия.
|
1
|
3
|
Медицина Новейшего времени
|
Разбор конкретной ситуации. Дискуссия.
|
1
|
Итого (час.)
|
2,4
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
5,0 %
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
|
1
|
История медицины как наука и предмет преподавания
|
Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.
|
Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.
|
2
|
Медицина Нового времени
|
Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.
|
Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.
|
3
|
Медицина Новейшего времени
|
Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.
|
Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.
|
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов).
8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет
Этапы проведения зачета
1. Тестовый контроль
2. Собеседование по перечню контрольных вопросов
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
-
Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р, Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981г.
-
Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР – Медиа. 2008 г. – 400с.
-
Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР – Медиа. 2004 г. – 393с.
-
Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений-9-ое издание, перераб. и доп.-М.:Academia, 2009 г.-560с.
-
Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т.-М.: Издательство РУДН, 1992 г.-387с.
9.2. Дополнительная литература
-
Банникова Р.В., Киров А.А. Ломоносов М.В. Архангельское книжное издательство, 1961 г.-178с.
-
Гусаков Н.И. Петр первый и медицина. М., Медицина 1994 г.
-
Кузьмин М.К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны. М.-1979 г.
-
Мультановский М.П. История медицины. Гос. Изд–во мед. лит-ры. Москва, 1961г.
-
Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18 века и их воспитанники. М. Медгиз, 1959 г.
-
Петровский Б.В., Константинов Б.Ф., Богорад И.В. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова-великое произведение мировой науки.-М., 1999 г.-29с.
-
Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей.-М.: Медицина, 1990 г.-165с.
-
Самойлов В.О. История российской медицины.-М.:Эпидавр, 1997г.-200с.
-
Сердюковская Г.Н., Гребешева И.И., Кулаков В.И. 70 лет советского здравоохранения. М.: Медицина 1987 г.
-
Сидоров П.И., Щуров Г.С. Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России:-Арх-ск: Издательский центр СГМУ, 2002 г.-520с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Перечень программного обеспечения:
- Microsoft Office
- SunRav TestOfficePro 5
- Adobe Reader 9
Интернет ресурсы:
- www.nsmu.ru
- Электронная библиотечная система "Констультант студента"www.studmedlib.ru
- ru.wikipedia.org
- www.zdravniza.ru
- medeffect.ru
- www.people.su
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень:
- оборудована аудитория на 10 мест для компьютерного тестирования;
- технические и компьютерные средства обучения: мультимедийные презентации лекций, электронные варианты итогового тестирования, электронные варианты методических разработок по всем разделам дисциплины;
- посещение музея истории медицины СГМУ.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Старший преподаватель
|
Спирина М.В
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|