Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки



страница1/5
Дата25.04.2016
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

(название кафедры)

Учебно-методический комплекс по дисциплине


История медицины

(название)



Основная образовательная программа Стоматология


(наименование ОПП)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 7

«30» января 2012 г.

Зав. кафедрой профессор, д.м.н. Вязьмин А.Н



Автор-составитель: Спирина М.В старший преподаватель_

Ф.И.О., ученая степень, ученое звание,

должность







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине История медицины­­­­­­­­­­

По направлению подготовки (специальности) стоматология 060201

Курс I

Вид промежуточной аттестации - зачет­

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Трудоемкость дисциплины _72(час.)/__2_(зач. ед.)

Архангельск, 2012



1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины:
Повысить уровень общей и профессиональной культуры, изучить закономерности развития и историю врачевания в интегративной связи с развитием общественно-экономических формаций, историей, философией, достижениями естествознания и культуры.
Задачи:


  • Обучить студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества;

  • ознакомить студентов медицинского вуза с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности медицинских работников (врачей, медицинских сестер) и медицинских менеджеров;

  • изучить закономерности и узловые вопросы медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты на различных этапах развития;

  • показать роль медицины в общей культуре и истории народа; изучить историю научных школ и направлений, этику и деонтологию медицинских работников;

  • изучить возникновение и развитие отдельных специальных медико-биологических, гигиенических, клинических дисциплин; роль выдающихся деятелей.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности стоматология 060201.

История медицины относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и является базовой частью в медицинском образовании.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК - 3

способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.

ОК-5

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-8

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времён до нашего времени;

- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.
Уметь:

- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретённые в процессе обучения;

- постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

- стремиться повышению своего культурного уровня;

- достойно следовать в соей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.



Владеть:
- навыками самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами;

- приобретёнными знаниями для оценки и анализа конкретных событий, связанных с развитием клинических, медико-биологических и медико-профилактических дисциплин.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

48

1

В том числе:




Лекции (Л)

16

Семинары (С)

32

Самостоятельная работа (всего)

24

Экзамен




Общая трудоемкость (час.)


72



5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

История медицины как наука и предмет преподавания

История медицины как наука и часть общей истории культуры. Этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Периодизация истории медицины.

2

Врачевание в первобытно-общинном строе

Становление человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Открытие огня. Возникновение врачевания. Первые врачеватели. Представление о болезни и здоровье. Помощь при травмах, родах.

3

Врачевание в странах Древнего Мира

Развитие медицины в государствах: Египет, Месопотамия, Индия, Китай - общее понятие о причинах болезни, их лечение и предупреждение. Памятники письменности медицинского законодательства и практической врачебной деятельности: законы Хаммурапи, египетские папирусы, индийские Аюр-Веды. Медицина Древней Греции - первые лечебницы, врачебные школы, Гиппократ, основы его учения. Сборник Гиппократа. Медицина в Древнем Риме - санитарные мероприятия и санитарно-гигиенические сооружения (водопровод, термы). Организация военно-медицинской службы. Гален и его учение.

4

Медицина в Средние века

Медицина в Византии, её влияние на развитие медицины других стран. Медицина в Арабских Халифатах. Медицина народов Средней Азии. Абу Али ибн Сина- великий учёный. Его учение о строении тела, действии лекарств и признаках болезней. "Канон врачебной науки". Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения - успехи естествознания и их влияние на медицину. Развитие ятрохимических и ятрофизических представлений в мире. Развитие анатомии как науки. Труд А. Визалия "О строении человеческого тела". Возникновение учения о заразных болезнях Дж. Фракасторо и его труд "О контагии, контагиозных болезнях и лечении". Развитие хирургии. Амбруаз Паре и вопросы зубоврачевания.

5

Медицина Нового времени

Характеристика эпохи. Успехи естественных наук, их влияние на развитие медицины: теория эволюции органического мира, учение о наследственности и изменчивости. Развитие анатомии, гистологии, микробиологии, физиологии. Клиническая медицина: внутренние болезни, инфекционные болезни, хирургия, акущерство и гинекология. Земская медицина. Экспериментальная гигиена.

6

Медицина Новейшего времени

Характеристика периода. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 г. Организаторы здравоохранения Н.А Семашко, З.П Соловьёв. Здравоохранение советского периода. Охрана материнства и детства. Профилактическое направление. Основные достижения медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения. Международный Красный Крест. Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

История медицины как наука и предмет преподавания







4







4

8

2

Врачевание в первобытно-общинном строе

2
















2

3

Врачевание в странах Древнего Мира

8
















8

4

Медицина в Средние века

2
















2

5

Медицина Нового времени

2




24







16

42

6

Медицина Новейшего времени

2




4







4

10

6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

История медицины как наука и предмет преподавания

Разбор конкретной ситуации.

0,4

2

Медицина Нового времени

Разбор конкретной ситуации. Дискуссия.

1

3

Медицина Новейшего времени

Разбор конкретной ситуации. Дискуссия.

1

Итого (час.)

2,4

Итого (% от аудиторных занятий)

5,0 %



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

История медицины как наука и предмет преподавания

Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.


Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.

2

Медицина Нового времени

Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.


Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.

3

Медицина Новейшего времени

Самостоятельная подготовка по темам семинаров. Написание рефератов с презентацией материала.


Проверка рефератов. Просмотр презентаций. Тестовый контроль.



8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов).

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета
1. Тестовый контроль

2. Собеседование по перечню контрольных вопросов


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература


  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р, Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981г.

  2. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР – Медиа. 2008 г. – 400с.

  3. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР – Медиа. 2004 г. – 393с.

  4. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений-9-ое издание, перераб. и доп.-М.:Academia, 2009 г.-560с.

  5. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т.-М.: Издательство РУДН, 1992 г.-387с.


9.2. Дополнительная литература


  1. Банникова Р.В., Киров А.А. Ломоносов М.В. Архангельское книжное издательство, 1961 г.-178с.

  2. Гусаков Н.И. Петр первый и медицина. М., Медицина 1994 г.

  3. Кузьмин М.К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны. М.-1979 г.

  4. Мультановский М.П. История медицины. Гос. Изд–во мед. лит-ры. Москва, 1961г.

  5. Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18 века и их воспитанники. М. Медгиз, 1959 г.

  6. Петровский Б.В., Константинов Б.Ф., Богорад И.В. «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова-великое произведение мировой науки.-М., 1999 г.-29с.

  7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей.-М.: Медицина, 1990 г.-165с.

  8. Самойлов В.О. История российской медицины.-М.:Эпидавр, 1997г.-200с.

  9. Сердюковская Г.Н., Гребешева И.И., Кулаков В.И. 70 лет советского здравоохранения. М.: Медицина 1987 г.

  10. Сидоров П.И., Щуров Г.С. Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России:-Арх-ск: Издательский центр СГМУ, 2002 г.-520с.



9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Перечень программного обеспечения:

- Microsoft Office

- SunRav TestOfficePro 5

- Adobe Reader 9


Интернет ресурсы:

- www.nsmu.ru

- Электронная библиотечная система "Констультант студента"www.studmedlib.ru

- ru.wikipedia.org

- www.zdravniza.ru

- medeffect.ru

- www.people.su


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень:

- оборудована аудитория на 10 мест для компьютерного тестирования;

- технические и компьютерные средства обучения: мультимедийные презентации лекций, электронные варианты итогового тестирования, электронные варианты методических разработок по всем разделам дисциплины;

- посещение музея истории медицины СГМУ.



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Старший преподаватель

Спирина М.В






















Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись







































Каталог: student -> faculty -> faculty -> stomat
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура (название)
stomat -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Эндодонтия Основная образовательная программа 060201 «Стоматология» Утверждено на заседании
stomat -> Программа по дисциплине; Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций»
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине: «Офтальмология» По направлению подготовки: 060201 Стоматология
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница