Формирование личности студента в процессе обучения и воспитания.
Существуют много факторов, которые влияют на формирование личности человека. Это и генетические особенности индивида, полученные им при рождении, и физическое окружение человека, и влияние культуры, каждая из которых обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей, а также индивидуальный опыт человека. Но следует признать, что основным фактором в процессе формирования личностных качеств индивида является влияние социального окружения.
С самого детства мы встречаемся с абсолютно непохожими друг на друга людьми, у каждого из которых совершенно индивидуальные цели, часто неизвестные никому, мы попадаем в различные ситуации, в которые, возможно, никто и никогда не попадал, которые так бесчисленны и многогранны, и набираемся определенного опыта. Все это в огромной степени влияет на то, каким будет наш характер. Под воздействием окружения формируется личность с индивидуальными ее чертами.
Очень часто окружающие нас люди, осознанно или не понимая этого, делают вклад в построение индивидуальной, уникальной личности. Но самое интересное то, что одни и те же действие, одинаковое слово, идентичный поступок человека, который нас окружает могут абсолютно по-разному влиять на становление той или иной черты характера.
Влияние социального окружение осуществляется в процессе социализации. Пройдя через первичную, индивид сталкивается с вторичной социализацией, протекающей в организациях и социальных институтах.
На мой взгляд одним из главных социальных институтов, в которых происходит формирование личности, является образование. Но если говорить конкретнее, то, на мой взгляд, в большей степени влияет профессиональное учебное заведение. Человек входит в двери университета чаще всего уже осознанно, он находится в своей профессиональной среде, общается с людьми своего профессионального круга, отвечающими его личным интересам. Именно в процессе обучения и воспитания студент проходит ту самую вторичную социализацию.
Очень ярко этот процесс проходит через подражание более опытному и мудрому окружению, то есть преподавателю.
Педагог является для студента наглядным примером того, каким он должен стать специалистом после окончание своего учебного процесса. Именно поэтому на плечи преподавателя падает огромная ответственность за тех студентов, которых он обучает.
В моем жизненном опыте встречались примеры того, что студенты теряли интерес к выбранной профессии из-за равнодушия преподавателя к своей работе. Также существует и ряд примеров, когда преподаватель наоборот вдохновлял обучающихся на плодотворную деятельность.
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к ин разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания». Именно так говорил об образовании Федор Иванович Янкович де Мариево.
Задача педагога не только передать информацию, но и способствовать студенту в развитии личностных качеств, необходимых для его профессиональной деятельности, то есть воспитать в ученике эти качества.
Преподаватель должен стимулировать у студентов когнитивную деятельность, и рожденное желание приблизиться к знаниям в процессе будет формировать в личности студента такие качества как инициативность, внимательность, аккуратность, порядочность, упорство, креативность, трудолюбие, находчивость и др.
Толстой говорил: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.»
И с этими словами невозможно не согласиться. Каждая дисциплина, каждый педагог, выполняющий свою цель – обучение студентов, воспитывает в них различные качества. Тяжелые задания и кропотливая работа воспитывают усидчивость, упорство, работа с документацией выращивают в студенте внимательную личность, интересные и творческие задания развивают в индивиде креативные черты, будят то, что и делают его особенным, индивидуальным.
Но главная воспитательная задача педагога - возрастить высоко нравственную культурную личность.
Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.
Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Так же во время обучения человека на его формирование влияют не только преподаватели, но и люди, имеющие такую же социальную роль - студенты, с которыми существует непосредственный контакт как в рамках учебного заведения, так и вне.
Студент может наблюдать за тем как тот или иной человек справляется с те ми же задачами, целями, как и у него, видеть, как другие выполняют те же профессиональные или жизненные функции. Эти наблюдения могут дать возможность посмотреть на себя со стороны. Оценить себя с помощью сравнения. И это сравнение может дать возможность объективной оценки, позволяющей изменить в себе что-то или наоборот выделить в себе какую-либо черту характера полезную в своей деятельности.
Кроме этого, по моему мнению, люди того же социального статуса так же действуют воспитательно на личность человека. Различные ситуации во время учебного процесса влияют на прорастание новых и укрепление или искоренение старых черт характера человека. Доброе, открытое, честное окружение воспитает такую же человеколюбивую личность.
Но жестокое, невоспитанное общество может «затянуть» за собой человека, а может и воспитать в человеке терпеливость, доброжелательность, которая будет проявляться, не смотря на грубость в других людях, воспитанность вопреки тому, какое отношение к друг другу вокруг. Дурной пример может быть заразителен, а может быть воспитателен.
Воспитательный пример может проявиться в сравнении своего внутреннего мира с «внутренностями» других индивидов.
И здесь снова мы сталкиваемся с тем, что именно в сравнении наиболее остро ощущаются преимущества и недостатки своего характера. Создается определенный шаблон, эскиз «идеального» человека, профессионала, специалиста к которому студент будет стремиться во время обучения и воспитания в учебном заведении.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в процессе образования и воспитания осуществляется важнейший процесс формирование личности студента. В этот период, будто из маленьких кирпичиков, достраивается большая крепость под названием «внутренний мир». И от того, какие это будут «кирпичи», какого они будут качества, как аккуратно и тщательно, с любовью и точностью их помогут укладывать, зависит то, на сколько крепкой будет эта крепость, как долго она простоит и самое главное – какую сторону – светлую или темную – она будет защищать.
Поделитесь с Вашими друзьями: |