|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Иммунология, клиническая иммунология
Основная образовательная программа 060201 СТОМАТОЛОГИЯ (наименование ООП)
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол № 6
«18» мая 2012 г.
Зав. кафедрой, профессор
___________Т.А.Бажукова
Автор-составитель:
Бажукова Т.А.д.м.н.профессор, зав.каф.микробиологии, вирусологии и иммунологии
Симонова Г.В., кандидат биологических наук, доцент
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая -учебная программа (приложение 1)
Календарно-тематический план лекций (приложение 2)
Календарно-тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)
III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)
Приложение 1
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
профессор _________________ профессор____________________ Т.А.Бажукова А.С.Оправин
«___»_______________2011 г. «___»_______________2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине иммунология – клиническая иммунология
По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ
Курс 2
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Трудоемкость дисциплины 108 час./ 3 (зач.ед.)
Архангельск, 2011
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа проводимых исследований.
За последние годы значительный прогресс достигнут в иммунологии, достижения теоретической иммунологии находят все большее применение в клинической практике, образовалась новая медицинская дисциплина – клиническая иммунология. Получаемые знания постоянно пополняются, это накладывает особый отпечаток на преподавание новых направлений современной иммунологии.
Задачи изучения дисциплины.
Основными задачами иммунологии является изучение:
-
иммунной системы организма;
-
неспецифических факторов защиты организма;
-
организации иммунного ответа;
-
нарушений иммунной системы;
-
методов иммунодиагностики
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (квалификация «специалист») математический и естественнонаучный цикл, дисциплина - иммунология.
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая патология, внутренние болезни, генетика.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-1
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-5
|
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК-8
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-1
|
Общепрофессиональные:
Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
|
ПК-3
|
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
ПК-4
|
Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
|
ПК-7
|
Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками
|
ПК-9
|
Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
ПК-12
|
Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
|
ПК-13
|
Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
ПК-21
|
Диагностическая деятельность:
Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
ПК-25
|
Способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы
|
ПК-48
|
Организационно-управленческая деятельность:
Способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний
|
ПК-50
|
Научно-исследовательская деятельность:
Способность и готовность изучать научно-медицинскую и информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
ПК-51
|
Способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
|
ПК-52
|
Способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- структуру и функции иммунной системы человека;
- возрастные особенности иммунной системы;
- клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы;
- основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа;
- методы иммунодиагностики;
- методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез;
- методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии
Уметь:
- проводить иммунологическую диагностику;
- охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;
- обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;
- интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;
-интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
- обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии.
Владеть:
- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
- понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;
- алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;
- основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
4
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
12
|
4
|
Семинары (С)
|
30
|
4
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
6
|
4
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
4
|
Экзамен
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
108
|
4
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Общая иммунология
|
Центральные и периферические органы иммунной системы.
Основные клеточные элементы иммунной системы.
Роль адгезивных молекул, хемокинов и других медиаторов. Апоптоз.
Стволовая кроветворная клетка.
Т-лимфоциты. Характеристика, маркеры, рецепторы, роль.
В-лимфоциты. Определение, характеристика, маркеры, рецепторы.
Естественные киллеры (NK-клетки). Характеристика, маркеры, рецепторы.
Моноцитарно-макрофагальные клетки. Характеристика, маркеры, рецепторы. Роль в иммунных процессах.
Медиаторные клетки в иммунном ответе:
нейтрофилы, эозинофилы, базофилы,
тучные клетки.
Механизмы иммунного ответа. Межклеточные взаимодействия в иммунитете.
Межклеточные взаимодействия в иммунной системе.
Взаимоотношения между компонентами нервной, эндокринной и иммунной системами.
|
2
|
Частная иммунология
|
Возрастная иммунология. Становление иммунной системы в эмбриогенезе. Старение иммунной системы.
Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия. Иммунодиагностика, профилактика.
Противоинфекционный иммунитет. Антигены вирусов, бактерий, грибов, простейших. Роль Т- клеточного звена. Роль В-лимфоцитов.
Трансплантационная иммунология.
Генетические законы трансплантации. Трансплантационный иммунитет. РТПХ.
Иммунология опухолевого процесса. Опухолевае антигены. Иммунная защита. Принципы иммунотерапии.
Иммуноэкология. Иммунотоксикология. Лекарственная интервенция в иммунную систему.
|
3
|
Иммунопатология
|
Иммунодефицитные заболевания. Определение. Классификация. Механизмы развития. Диагностика.
Аутоиммунные расстройства. Характеристика. Классификация.
Клинические проявления. Диагностика.
Аллергические реакции по Джеллу-Кумбсу .Аллергические заболевания, их эпидемиология.
Реагиновый механизм. Бронхиальная астма. Атопический дерматит. Поллинозы. Пищевая аллергия. Крапивница и отек Квинке. Анафилактический шок. Клинические формы, принципы диагностики и лечения.
Цитотоксический механизм.
Лекарственная аллергия. Сывороточная
болезнь. Клиническая картина.
Диагностика. Профилактика.
Иммунокомплексный механизм. Местная
анафилаксия (феномен Артюса).
Диагностика.
Т-клеточная аллергия. Заболевания.
Диагностика.
|
4
|
Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунореабилитация
|
Иммунофармакология. Иммуносупрессия. Виды Действие глюкокортикоидов на иммунную систему. Циклоспорин А.
Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов.
Иммунокоррекция.
Иммунопрофилактика.
Иммунореабилитация
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Общая иммунология
|
8
|
3
|
9
|
3
|
|
6
|
29
|
2
|
Частная иммунология
|
8
|
3
|
9
|
3
|
|
15
|
38
|
3
|
Иммунопатология
|
6
|
3
|
9
|
|
|
9
|
27
|
4
|
Иммунопрофилактика,
иммунотерапия,
иммунореабилитология
|
2
|
3
|
3
|
|
|
6
|
14
|
|
Всего часов
|
24
|
12
|
30
|
6
|
|
36
|
108
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1
|
Иммунопатология
|
Разбор ситуационных задач
|
4
|
Итого (час.)
|
4
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
5,5%
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
|
1
|
Общая иммунология
|
Подготовка рефератов по темам: Неспецифичес
кие факторы защиты организма- 3 часа; Организация
ция иммунного ответа – 3 часа.
Всего: 6 часов.
|
Собеседование,оценка
|
2
|
Частная иммунология
|
Подготовка рефератов по темам: Возрастная иммунология – 3 часа; Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия – 3 часа;
Противоинфекционный иммунитет – 3 часа;
Трансплантационная иммунология – 3 часа;
Иммунология опухолевого процесса – 3 часа.
Всего: 15 часов.
|
Собеседование,оценка
|
3
|
Иммунопатология
|
Подготовка рефератов по темам:
Иммунодефицитные заболевания – 3 часа;
Аутоиммунные расстройства – 3 часа;
Аллергические реакции – 3 часа.
Всего: 9 часов.
|
Собеседование,оценка
|
4
|
Иммунопрофилакти
ка, иммунотерапия,
иммунореабилитология
|
Подготовка рефератов по темам:
Иммунофармакология. Иммуносупрессия.
Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов – 3 часа;
Иммунокоррекция. Иммунопрофилактика.
Иммунореабилитация – 3 часа.
Всего: 6 часов.
|
Собеседование,оценка
|
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (выполнение тестов, курсовых работ, рефератов, решение задач)
Сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)
Этапы проведения зачета
1. Этап – тестирование
(название этапа)
Зачет по дисциплине иммунология, клиническая иммунология ставится с учетом итогового теста по предмету.
Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов вузов / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т сестрин. образования, Каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ; сост.: О.В. Лебедева и др., под ред. Т.А. Бажуковой. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 224 с.
9.2. Дополнительная литература
1. Общая иммунология в задачах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Н. Маянского ; Нижегород. мед. акад.,Каф. микробиологии и иммунологии. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 57 с. - Библиогр.: с. 57.
2. Галактионов В.Г. Иммунология. Учебник для студентов ВУЗов: 3-е издание. Москва: издательский центр «Академия», 2004.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
-
Информационно-справочные материалы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ
-
Базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы – Med Explorer, Med Hunt, Pub Med)
-
Базы данных MEDLINE, Национальная электронная библиотека
-
Khaitov R.M Immunology: test examination.- The CD attachment to the
textbook.-GEOTAR- Media, 2008
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лабораторное оборудование и средства вычислительной техники и мультимедийного оборудования.
Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, спиртовки, бактериологические петли, инструменты, питательные среды, реактивы, автоклавы, термостаты, сухожаровые шкафы, холодильники, музейные культуры микроорганизмов.
Компьютеры и мультимедийные проекторы:
№
|
Наименование
|
Состав (материнская плата, процессор, оперативная память)
|
Назначение
|
Количество
|
1.
|
Ноутбук Samsung p28
|
[CH0DGH]C-V-1.4(330)256/40/ Combo/LAN/V/90/14/1»ТFT/WXPH C-2.4 GHz/256 Mb/3.5»1.44Mb/ 80Gb/CD-RW/LAN/A
|
Пед.процесс ауд.№ 2611
|
1
|
2.
|
Монитор Samsung
|
|
пед.процесс
|
1
|
3.
|
Принтер hp Laserjet 1000
|
|
пед.процесс
|
1
|
4.
|
Системный блок vist
|
Intel Inside pentium
|
пед.процесс
|
1
|
5.
|
Mонитор NEC MultiSync FE770
|
|
Педагогический процесс
|
1
|
6.
|
Системный блок ColorSit Intel Inside celeron
|
C-2/4 GHz/256 Mb/3/5 “1/44 Mb/80Gh/CD-RW/I AN/ATX
|
Педпроцесс
|
1
|
7.
|
Принтер Samsung
|
|
Педпроцесс
|
1
|
8.
|
Монитор Samsung Sunc Master 400 b
|
|
Научная работа
(ЦНИЛ)
|
1.
|
9.
|
Системный блок vist
|
Intel Inside pentium
|
Научная работа (ЦНИЛ)
|
1
|
10.
|
Принтер струйный Lexmark color 1020
|
|
Научная работа (ЦНИЛ)
|
|
11
|
Мультимедийный проектор
|
|
Пед.процесс ауд.№2611
|
1
|
Перечень программного обеспечения.
1.
|
Программно-аппаратный комплекс
|
Для ИФА исследований
|
1
|
2.
|
Программно-аппаратный комплекс
|
Для ПЦР исследований
|
1
|
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Зав.кафедрой
|
Бажукова Т.А.
|
|
доцент
|
Симонова Г.В.
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Календарно-тематический план лекций
Учебная дисциплина – Иммунология, клиническая иммунология
Направление подготовки – 060201 СТОМАТОЛОГИЯ
Семестр – 3,4
Курс –2
Место проведения занятий - ауд. №
Преподаватель – проф. Бажукова Т.А.
№ лекции
|
Тема лекции
|
Всего
часов
|
3 семестр
|
1
|
Иммунная система. Центральные и периферические органы иммунитета.
|
2
|
2
|
Функциональная характеристика иммунокомпетентных клеток. Т-,В- лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки
|
|
3
|
Иммунный ответ. Межклеточные взаимодействия в иммунной системе. Рецепторы и маркеры клеток иммунной системы.
|
|
4
|
Механизмы иммунной защиты. Клеточный и гуморальный иммунный ответ.
|
2
|
5
|
Особенности противоинфекционного иммунитета: антибактериальный, антивирусный, противогрибковый, противопаразитарный
|
2
|
6
|
Противоопухолевый иммунитет. Опухолевые антигены. Механизм противоопухолевой защиты. Методы иммунодиагностики в онкологии
|
2
|
4 семестр
|
7
|
Трансплантационный иммунитет. Механизм трансплантационного иммунитета. Реакция отторжения трансплантата. Реакция трансплантат против хозяина. Иммунотерапия при трансплантации
|
2
|
8
|
Иммунология репродукции. Возрастные особенности иммунологической реактивности.
|
2
|
9
|
Иммунодефициты. Классификация. Первичные и вторичные. ИД Т- и В-звена, системы комплемента, системы фагоцитоза
Иммунодиагностика и иммунотерапия.
|
2
|
10
|
Лимфопролиферативные заболевания
|
2
|
11
|
Аллергия. Аллергены, классификация. Реагиновый механизм повреждения.
Цитотоксический механизм повреждения.
Болезни иммунных комплексов. Т-клеточная аллергия. Методы аллергодиагностики.
|
2
|
12
|
Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
|
2
|
Рассмотрено на заседании кафедры микробиологии. Вирусологии и иммунологии
"18"мая 2012 г.
протокол № 6
Зав. кафедрой ________________________________ _Т.А.Бажукова
(ФИО подпись)
Приложение 3
Календарно-тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Иммунология, клиническая иммунология
Направление подготовки – – 060201 СТОМАТОЛОГИЯ
Семестр – 3,4
Сроки проведения курса, цикла –
Количество часов, отведенное на курс, цикл – 24, 24 часа.
Курс –
Группа –
Место проведения занятий – ауд.
Преподаватель –
№ занятия
|
Тема занятия
|
Всего
Часов
|
3 семестр
|
1
|
Структурно-функциональная организация иммунной системы
|
22
2
|
2-4
|
Функциональная характеристика иммунокомпетентных клеток и ее оценки.
Стволовая кроветворная клетка.
Т-лимфоциты. В-лимфоциты.
Естественные киллеры (NK-клетки). Моноцитарно-макрофагальные клетки. Дендритные клетки.
Медиаторные клетки в иммунном ответе. Нейтрофилы. Эозинофилы. Тучные клетки и базофилы.
|
6
|
5-7
|
Иммунный ответ. Межклеточные взаимодействия в иммунной системе. Рецепторы и маркеры клеток иммунной системы. Адгезивные молекулы. Межклеточные взаимодействия в иммунной системе. Функционирование иммунокомпетентных клеток.
|
4
6
|
8-10
|
Процессы активации, пролиферации и дифференцировки. Современные методы оценки способности иммунокомпетентных клеток к дифференцировке, распознаванию, активации, пролиферации, регуляции.
|
2
6
|
11-12
|
Нейроиммуноэндокринные взаимодействия. Взаимоотношения между компонентами нервной, эндокринной, иммунной системами.
|
2222
4
|
4 семестр
|
13-17
|
Частная иммунология.
Особенности противоинфекционного иммунитета. Противоопухолевый иммунитет. Трансплантационный иммунитет
Иммунология репродукции. Возрастные особенности ИС. Методы иммунодиагностики, развитие иммунодиагностики.
|
10
|
18-22
|
Клиническая иммунология. Иммунодефициты
Аутоиммунные заболевания. Лимфопролиферативные заболевания.
Аллергия, аллергические реакции.
Аллергические заболевания.
|
10
|
23-24
|
Иммунотерапия и иммунопрофилактика
|
4
|
Рассмотрено на заседании кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии
"18 "мая 2012 г.
протокол № 6
Зав. кафедрой ___________________________ Т.А.Бажукова
Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИММУНОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ
2012г.
1. Современные подходы к проблематике дисциплины
Отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины.
Данная дисциплина базируется на изучении медико-биологических дисциплин (физиология, цитология, микробиология и вирусология, биохимия, генетика). В данной дисциплине рассматриваются современные иммунные механизмы развития иммунной защиты и иммунопатологических заболеваний, современные методы диагностики и лечения указанных заболеваний. Создание современных лекарственных и диагностических препаратов методами биотехнологии (моноклональные антитела, рекомбинантные вакцины, препараты для генотерапии и других биологически активных веществ)
Учитывая изучаемые проблемы возможно рассмотрение имммунных механизмов функционирования организма человека в норме и при патологии. На основании современных подходов рассматривается создание и внедрение современных методов диагностики (ИФА, иммуноблотинг, саузернблотинг, нозернблотинг, различные варианты ПЦР и т.п.), лечения (препараты для иммуно- и генотерапии) и профилактики (получение современных рекомбинантных вакцин нового поколения и т.п.).
2. Образовательные технологии
Использование современных достижений науки и информационных технологий в образовании. При реализации различных видов учебной деятельности применение технологии модульно-рейтингового обучения, информационных технологий, технологии развития критического мышления¸ технологии проблемного обучения, технологии организации группового взаимодействия. Повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (выполнение самостоятельной работы по предложенным темам).
2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий
Дается краткое описание активных и интерактивных форм проведения занятий. Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 5. По желанию преподавателя описание может производиться в свободной форме.
Активная форма проведения занятий – практические занятия по общей и клинической иммунологии.
Интерактивная форма проведения занятий – занятие в лаборатории иммунологии «Проточная цитофлюорометрия ». Решение ситуационных задач по теме «Клиническая иммунология ».
Разбор биопрепаратов используемых для профилактики и иммуотерапии (вакцины, иммуноглобулины.
Обсуждение полученных результатов
Использование информационных ресурсов Интернета при самостоятельной подготовке рефератов и сообщений студентами. Умение использовать достижения мировой науки в данной дисциплине. Оформление анимационных и прочих презентаций
Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 5.
2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся
Отмечаются особенности организации и контроля самостоятельной работы обучающихся.
Целью самостоятельной работы является получение, усвоение, закрепление и применение знаний на основе индивидуального подхода к каждому студенту. Преподаватель помогает студентам устранять недостатки способностей, выработать необходимые умения и сформировать эффективный индивидуальный стиль работы. Индивидуализация самостоятельной работы студента обеспечивается заданиями различного характера и уровня сложности.
Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются кафедрой и включают:
-
Формулировку целей организации самостоятельной работы;
-
Общие положения по планированию, организации, контролю и оценке самостоятельной работы студентов;
-
Перечень форм самостоятельной работы по дисциплинам кафедры;
-
Методические рекомендации по написанию и оформлению отдельных видов работ;
-
Перечень вопросов для само- и взаимоконтроля.
-
Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
-
Темы эссе, рефератов, докладов.
Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ раскрывают:
-
Содержание работы;
-
Цели ее выполнения;
-
Исходную информацию;
-
Последовательность выполнения;
-
Требования к структуре и оформлению работы;
-
Среднее количество часов, необходимых студенту для выполнения работы;
-
Порядок представления и защиты работы;
-
Критерии ее оценки.
Документами, планирующими самостоятельную работу студентов, являются план кафедры по самостоятельной работе студентов и график их консультирования.