«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.каф. терапевтической стоматологии, д.м.н.
_____________________
А.С. Оправин
«____» ________ 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета, д.м.н.
_____________________
А.С. Оправин
«____» ________ 2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
Эндодонтия
По направлению подготовки
060201 – Стоматология
Курс
III, IV, V
Вид промежуточной аттестации
Экзамен
Кафедры
Терапевтической стоматологии
Трудоемкость дисциплины 315 час. / 8,75 зач. ед.
Архангельск 2013
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью эндодонтии является овладение студентами теорией и практикой, основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога-терапевта при лечении осложненного кариеса.
1.2Задачи:
обучение студентов современным представлениям об анатомии и морфологии системы корневого канала, методикам подготовки зубов к эндодонтическому лечению, обработки и дезинфекции системы корневых каналов, методикам и системам для обтурации корневых каналов;
освоение студентами методов диагностики, используемых при обследовании пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта;
изучение показаний для терапевтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта;
освоение планирования терапевтического лечения заболевания пульпы и периодонта;
формирование практических умений по терапевтическому лечению пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта в амбулаторно-поликлинических условиях;
обучение профилактике, выявлению и устранению осложнений при лечении заболеваний пульпы и периодонта.
формирование у студентов общекультурной и профессиональной компетенции;
обучение студентов основам врачебной деонтологии;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в стоматологических учреждениях, соблюдение техники безопасности при работе с различными стоматологическими материалами;
Рабочая программа модуля составлена на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 060201 Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №16 от 14 января 2011 г.
2. Основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология, квалификация «специалист», специальное звание Врач.
3. Учебного плана и графика учебного процесса СГМУ по специальности 060201 Стоматология
4. Квалификационной характеристики по специальности 060201 Стоматология.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП:
Учебный модуль «Эндодонтия в терапевтической стоматологии», являясь частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Стоматология», относится к числу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 060201 - «Стоматология».
Учебная программа модуля «Эндодонтия в терапевтической стоматологии» предназначена для подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов комплексному подходу при оказании эндодонтической стоматологической помощи.
Преподавание модуля «Эндодонтия в терапевтической стоматологии» на кафедре терапевтической стоматологии ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в клинике и обучения на последующих курсах по направлению подготовки (специальности) 060201 – «Стоматология»: «Пародонтология», «Геронтология и заболевания слизистой оболочки полости рта», «Клиническая стоматология».
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями – его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
3.1.Компетенции, формируемые при изучении дисциплины.
Студент должен обладать:
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспектыврачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением (ПК -1);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований (ПК-5);
способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть основами техники ухода за больными (ПК-7);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);
способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-13);
способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики (ПК-15);
способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17);
способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18);
диагностическая деятельность:
способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК-19);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21);
выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-22);
способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23);
способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов (ПК-24);
лечебная деятельность:
способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27);
способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28);
способностью и готовностью к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-29);
способностью и готовностью к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-30);
способностью и готовностью к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (ПК-31);
способностью и готовностью провести первую офтальмологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-37);
способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-38);
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-39);
организационно-управленческая деятельность:
способностью и готовностью оформлять текущую документацию, использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49);
научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 50);
способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51);
способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 52).
Оснащение стоматологического кабинета и основные правила техники безопасности.
Основные стоматологические инструменты и приспособления и правила их дезинфекции и стерилизации. Обязанности медсестры и санитарки.
Анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.
Классификации, этиологию, патогенез заболеваний пульпы и периодонта.
Этиологические факторы, приводящие к развитию заболеваний пульпы и периодонта.
Схему обследования стоматологического больного, этапы диагностического процесса. Правила заполнения медицинской карты стоматологического больного.
Методы обследования, диагностики, профилактики и терапевтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта.
Методы и этапы эндодонтического лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта. Манипуляции в полости зуба, корневых каналах.
Материалы и методы для обработки и пломбирования корневых каналов.
Причины осложнений в терапевтической практике при лечении пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта и способы их предупреждения.
Ошибки, возникающие при лечении пульпы и периодонтита, и методы их профилактики и устранения.
уметь:
1. Правильно спланировать работу врача-стоматолога и выявить недостатки в организации стоматологического кабинета.
2. Проводить обследование пациента с заболеваниями пульпы и периодонта, определять этиологические факторы, приводящие к развитию заболеваний пульпы и периодонта.
3. Использовать для постановки диагноза лабораторные и лучевые методы исследования.
4. Планировать лечение пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта.
5. Заполнять медицинскую карту стоматологического больного и другую медицинскую документацию.
6. Работать со стоматологическим оборудованием и инструментами с соблюдением правил эргономики и техники безопасности.
7. Выбирать метод эндодонтического лечения заболеваний пульпы и периодонта.
8. Выявить, устранить и предпринять меры профилактики осложнений при лечении пульпы и периодонта.
Лечение хронических форм периодонтита в зубах с хорошо проходимыми каналами.
Лечение хронических форм периодонтита в зубах с трудно проходимыми каналами. Трансканальный электрофорез.
Планирование и подготовка к лечению апикального периодонтита. Ирригация и дезинфекция корневых каналов. Временное пломбирование корневых каналов. Антибактериальные средства. Выбор пломбировочного материала и пломбирование корневых каналов.
Отдаленные результаты и прогноз лечения.
11.
Ошибки и осложнения при диагностике и лечении периодонтита.
Реставрация зубов после эндодонтического лечения. Использование штифтовых конструкций. Отбеливание зубов с измененным цветом.
16.
Профилактика неотложных состояний в эндодонтии.
Показания и противопоказания к применению антибактериальной терапии при лечении пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта. Лечение пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта, относящихся к группам риска.
5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
№ № разделов данного модуля, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1.
Ординатура по стоматологическим специальностям
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.
Аспирантура по стоматологии
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
Названия разделов модуля
Л
ПЗ
СРС
Всего часов
1.
Строение и функции пульпы.
1
5
3
9
2.
Этиология, патогенез воспаления пульпы зуба. Классификации заболеваний пульпы.
1
5
3
9
3.
Методы диагностики воспаления пульпы.
5
3
8
4
Клиника, дифференциальная диагностика острых и хронических форм пульпита.
2
15
9
26
5
Методы лечения острых и хронических форм пульпита
4
20
12
36
6
Ошибки и осложнения при диагностике и лечении пульпита.
Лечение хронических форм периодонтита в зубах с хорошо проходимыми каналами.
Лечение хронических форм периодонтита в зубах с трудно проходимыми каналами. Трансканальный электрофорез.
Планирование и подготовка к лечению апикального периодонтита. Ирригация и дезинфекция корневых каналов. Временное пломбирование корневых каналов. Антибактериальные средства. Выбор пломбировочного материала и пломбирование корневых каналов.
Отдаленные результаты и прогноз лечения. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.
20
11
Ошибки и осложнения при диагностике периодонтита.
Ошибки и осложнения при лечении периодонтита. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.
10
12
Способы профилактики и устранения ошибок и осложнений в эндодонтии. Повторное эндодонтическое лечение. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.
10
13
Эндодонтическая подготовка к проведению хирургических методов лечения заболеваний пульпы и периодонта: короно-радикулярной сепарации, гемисекции, ампутации корня, резекции верхушки корня, реплантации зуба. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.
Реставрация зубов после эндодонтического лечения. Использование штифтовых конструкций. Отбеливание зубов с измененным цветом. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи
15
16
. Показания и противопоказания к применению антибактериальной терапии при лечении пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта. Лечение пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта, относящихся к группам риска. Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.
12
5.6. Лабораторные работы - не предусмотрены
5.7. Семинары– не предусмотрены
5.8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Всего
Семестры
VII
VIII
IX
X
В том числе:
История болезни
10
10
Реферат
4
4
Работа с компьютерными презентациями
20
8
8
4
Подготовка к практическим занятиям
68
26
16
16
10
6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
№
Наименование раздела модуля
Интерактивные формы проведения занятий
Длительность (час.)
1.
Лечение хронических форм периодонтита в зубах с трудно проходимыми каналами. Трансканальный электрофорез.
Использование образовательных мультимедийных технологий в формате Power Point. Мультимедийное сопровождение практических занятий.
5
2.
Реставрация зубов после эндодонтического лечения. Использование штифтовых конструкций.
Использование образовательных мультимедийных технологий в формате Power Point. Мультимедийное сопровождение практических занятий. Формирование навыков и умений работы с материалами светового и химического отверждения на учебных фантомах (симуляторах). Демонстрация видеофильмов серии «Штифтовые конструкции в терапевтической стоматологии».
15
Итого (час.)
20
Итого (% аудиторных занятий)
10%
7. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
№
Наименование раздела модуля
Виды самостоятельной работы
Формы контроля
1.
Клиника, дифференциальная диагностика острых и хронических форм пульпита.
Реферат
Собеседование по теме реферата.
2.
Методы лечения апикального периодонтита.
Теоретическая подготовка к занятию. Подготовка мультимедийных презентаций.
Собеседование, проверка конспектов. Представление подготовленных материалов.
3.
Способы профилактики и устранения ошибок и осложнений в эндодонтии.
Теоретическая подготовка к занятию. Подготовка мультимедийных презентаций.
Собеседование, проверка конспектов. Представление подготовленных материалов.
4.
Отбеливание зубов с измененным цветом.
Теоретическая подготовка к занятию. Подготовка мультимедийных презентаций.
Собеседование, проверка конспектов. Представление подготовленных материалов.
Написание истории болезни стоматологического больного.
Проверка истории болезни, собеседование.
8. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
8.1. Формы текущего контроля
устные (собеседование, доклад, защита рефератов)
письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов)
оценка выполнения заданий по мануальным навыкам.
Перечень тем рефератов, контрольных работ, сборники тестовых заданий приводятся в 4 разделе учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенции».
8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется путем проведения междисциплинарного экзамена по стоматологии. Экзаменационный билет состоит из четырех теоретических вопросов (по одному вопросу по каждой дисциплине: терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии, ортопедической стоматологии, стоматологии детского возраста).
Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Основная литература.
Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов мед. вузов / под ред. Е.В. Боровского. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2009. – 840 с.
2. Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А.Дмитриевой, проф. Ю.М.Максимосвкого. М.: «Геотар-Медиа», 2009-912с.
3. Ю.М.Максимовский, Л.Н.Максимовская, Л.Ю.Орехова. Терапевтическая стоматология. Изд. М.«Медицина», 2002.-638 с. Учебник для студентов стоматологических факультетов. Допущен Департаментом образовательных учреждений и кадровой политики МЗ РФ.
4. Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских вузов Российской Федерации. Стоматология. Учебно-методическое пособие. – М., 2008,- 221с.
5. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология / А.И. Николаев, Л.М. Цепов.- 7-е изд.- М.: МЕДпресс-информ, 2007.- 928 с.: ил.
9.2. Дополнительная литература
1. Основы заполнения медицинской карты стоматологического больного / А. С. Оправин и [др.] Учебно-методическое пособие для студентов, стереотипное. Архангельск, 2009. – 124 с.
2. Оправин А. С. Регламентные мероприятия при работе на стоматологическом оборудовании : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. С. Оправин, Н. А. Мартынова. – Сев. гос. мед. ун-т, Арханг. гос. тех. ун-т. – Архангельск, 2004. – 35 с.
3 . Ефимов Ю. В. Местное обезболивание в клинической стоматологии / Ю. В. Ефимов, Х. Х. Мухаев. – Элистат : ЗАО НПП «Джангар», 2007. – 104 с.
4. Лобовкина Л. А. Современные технологии реставрации зубов / Л. А. Лобовкина, А. М. Романов. – 2-е изд., доп. – М. : МЕДпресс-информ, 2009. – 102 с.
5. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ. / Е.В. Боровский, А.Л. Машкиллейсон и др. – М., Медицина, 2001г.
6. Лекарственные средства в стоматологии. / Л.Н.Максимовская, П.И.Рощина. –М.: Медицина, 2000.
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10.1. Оборудование аудитории:
Учебный фантомный практикум (ауд.1541), оснащенный индивидуальными рабочими местами, лечебные кабинеты кафедры (4 рабочих места), клинических баз (9 рабочих мест).
Фантомы с искусственными зубами.
Фантомные учебные столы в сборе (стол, осветитель, блок наконечников на 2 выхода, пистолет в/в, голова на кронштейне).
Наборы стоматологических инструментов, наборы для препарирования и пломбирования кариозных полостей, эндодонтический инструментарий.
Пломбировочные материалы и лекарственные средства в ассортименте.
Эндодонтический мотор «Морита», апекслокатор, аппарат для определения электровозбудимости пульпы зуба (3).
10.2. Аудиовизиальные, технические и компьютерные средства обчуения:
Мультимедийные презентации к лекциям, практическим занятиям.
Ноутбук ASUS – 3.
Монитор Samsung – 3.
Учебные видеофильмы – 24.
10.3 Наглядные пособия:
Тематические таблицы, стенды.
Фантомные модели челюстей.
11. ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «_Эндодонтия__» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Эндодонтия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?