Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо- логию были введены совершенно новые факты факты поведения, которые от личаются от фактов сознания в интроспективной психологии



Скачать 22.83 Kb.
страница1/2
Дата28.10.2018
Размер22.83 Kb.
ТипРешение
  1   2

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении
Основоположник бихевиоризма Дж . Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей eгo среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо- логию были введены совершенно новые факты - факты поведения, которые от личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека . И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие - путем самонаблюдения.

Справедливости ради надо отметить то , что помимо практической направленности, обусловленной бурным экономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины , первой из которых можно назвать здравый смысл . Уотсон считал, что важнее всего в человекедля окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в конечном счете наши переживания , особенности нашего сознания и мышления, т.е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном , так это в том , что он , доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания . Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление - поведение.

Вторая причина кроется в том , что , по мнению Уотсона , психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки .

Как вы уже понял , основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения. Уотсон писал, Бихевнорист… ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения » . С точки зрения Уотсона , поведение - это система реакции. Реакция-это еще одно понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого - либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S-R» (стимул-реакция). Для бихвиористов соотношение S - R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций: исследование процессов их образования, изучение законов их комбинаций, т . е . образование сложных реакций. В качестве общих окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуаций ( стимулу ) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевнористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном . Создавая теоретическую базу бихевиоризма Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание , икание , сосание , улыбка , плач , движение туловища, конечностей, головы и тд. Следует отметить, что если с описанием врожденных реакций у Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей , то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из имеющихся теорий, и он обратился к работам И. I. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или , как говорили в то время « сочетан ных », рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученых, Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретают путем обусловливания.

Для того чтобы понять механизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка . Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Почему? Данное явление, по мнению Уотсона , обусловлено следующим : поглаживание - это безусловный стимул , а улыбка на лице ребенка - это безусловная врожденная реакция. Но перед каждым подобным контактом появлялось лицо матери , которое являлось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального, стимулов привело к тому , что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным . Для того, чтобы ребенок заулыбался , ему было достаточно нейтрального стимула , в данном случае лица матери.

В этом примере мы сталкиваемся с простой безусловной реакцией ребенка. А как же образуется сложная реакция? Путем образования комплекса безусловных реакций - отвечает на этот вопрос Уотсон. Например, один безусловный стимул вызывает определенную безусловную реакцию, другой – вторую безусловную реакцию , и еще один - третью безусловную реакцию. И когда все три безусловных стимула будут заменены на один условный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызван сложный комплекс реакций.


Скачать 22.83 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница