Курсы повышения квалификации участников инновационной деятельности «Психофизиологические предпосылки нормального и девиантного поведения в контексте социальной активности»



Скачать 31.93 Kb.
Дата08.09.2017
Размер31.93 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации участников инновационной деятельности

«Психофизиологические предпосылки нормального и девиантного поведения

в контексте социальной активности»
Занятия проводит руководитель инновационного направления ДД(Ю)Т,

доктор психологических наук, доцент Светлана Викторовна Зверева.


п/п

Название темы с кратким содержанием

1.

Определение и критерии девиантного развития и поведения.

Основные причины отклонений в развитии и поведении. Современное состояние проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии и поведении детей



Определение понятия. Исторический аспект проблемы. Критерии девиантного развития и поведения. Понятие нормы поведения и развития. Различные подходы к пониманию нормы поведения. Норма поведения с точки зрения системного подхода. Девиантное поведение как нормальная реакция на неадекватные социальные условия. Характеристика “аномального” ребенка. Основные причины аномального развития: биологические и социальные. Иерархия причин возникновения аномалий развития и поведения. Важность мультидисциплинарного подхода в работе с детьми с девиациями развития и поведения. Классификация аномального онтогенеза. Роль социального фактора в обеспечении оптимальных условий развития “аномальных” детей. Причины формирования поведенческих девиаций в детском возрасте: наследственные конституциональные особенности, нервно-психические нарушения, возрастные психологические проблемы, неадекватные социальные воздействия. Нескомпенсированные своевременно нарушения нервно-психического развития как основная причина. Социум как пусковой фактор реализации предрасположенности к девиантным формам поведения. Современные психологические концепции девиантных форм поведения. Классификация девиантных форм поведения в зависимости от степени выраженности поведенческих нарушений.


2.

Патологические привычные действия и их формирование в детском и подростковом возрасте.

Определение, этиология и патогенез. Общие черты патологических привычных действий. Перечень патологических привычных действий, наиболее часто встречаемых в детском возрасте: сосание пальца, кусание ногтей, кусание и проглатывание ногтей, накручивание и выдергивание волос, раскачивание головы и туловища (яктации). Критерии перехода физиологических форм поведения в патологические привычные действия. Использование данных критериев при работе с родителями в целях дифференциальной диагностики физиологических форм поведения и патологических привычных действий. Типичные ошибки родителей, усугубляющие патологические привычки. Особенности работы психолога с данной категорией детей. Своеобразие методов психотерапевтического и коррекционного воздействия.




3.

Психогенные характерологические и патохарактерологические поведенческие реакции как проявление психологических защит.

Определение понятия “Характерологические и патохарактерологические реакции”. Признаки перехода характерологических реакций в патохарактерологические. Этиология психогенных реакций: конфликтные внутрисемейные отношения, эмоциональная депривация, издержки воспитания. Способствующие факторы возникновения психогенных реакций: резидуальная церебрально-органическая недостаточность, сопровождающаяся ускоренным или замедленным темпом полового созревания. Классификация общих аффективных реакций: реакции активного и пассивного протеста, реакции отказа, реакции имитации, реакции компенсации и гиперкомпенсации. Характеристика реакций активного протеста. Характеристика реакций пассивного протеста: различные соматовегетативные нарушения, элективный и тотальный мутизм, уходы из дома, из школы, суицидальное поведение. Проблемы дифференциальной диагностики поведенческих отклонений как психогенных реакций от сходных поведенческих отклонений как симптомов заболеваний: разграничения мутизма как протестной реакции от мутизма при аутизме, отказов от еды от анорексии, уходов из дома, школы от дромомании. Типичные ошибки родителей, усугубляющие поведенческие отклонения. Особенности работы психолога. Способы коррекционного воздействия в зависимости от типа реакции и причин, вызвавших ее возникновение.


4.

Акцентуации характера и психопатии у детей и подростков.

Акцентуации характера - определение понятия. Акцентуированные личности как крайний вариант нормальных личностей. Явные акцентуации и акцентуации скрытые. Критерии перехода акцентуации в психопатию. Проблемы диагностики психопатий в детском возрасте. Неадекватность использования данных критериев в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ядерные и конституциональные психопатии. Психопатии, формирование которых начинается в дошкольном детстве: возбудимая, неустойчивая, истерическая, астеническая, эпилептоидная, шизоидная, психастеническая и гипертимная. Тип психопатии и риск возникновения асоциальных форм поведения. Особенности поведенческих отклонений, возрастная динамика становления. Роль социального фактора в формировании патологического характер. Профилактические и коррекционные воздействия.


5.

Неврозы и невротическое развитие личности.

Неврозы как группа пограничных психических заболеваний. Обратимость неврозов. Классификация неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Понятия “затяжное невротическое состояние” и “невротическое развитие личности”. Преморбидные черты характера: сензитивность, выраженная долговременная память, эмоциональная лабильность, тревожность, противоречивость характера. Патогенез неврозов в детском возрасте. Роль аномалий семейного воспитания в формировании неврозов. Возрастные и половые аспекты невротических расстройств у детей. Содержательные особенности психодиагностического эксперимента. Современные подходы к терапии неврозов. Игровая терапия.


6.

Формы патологии влечений.

Проблемы формирования патологических зависимостей. Критерии нормы и патологии влечений. Аномалии (стигмы) сферы влечений, спектра психических реакций, поведенческие и личностные отклонения, способствующие формированию патологических зависимостей. Общие факторы риска: органические нарушения деятельности центральной нервной системы, аномалии взаимоотношений в системе “мать-дитя”, проблемы адаптации к образовательным учреждениям в связи с нормативностью нервно-психического развития. Сенсорная депривация как самостоятельный фактор риска, эффект сенсорной депривации как следствие нервно-психических расстройств. Употребление психоактивных веществ как способ компенсации проблем развития.


7.

Криминогенное поведение.

Делинквентное поведение, его определение и критерии Криминальное и криминогенное поведение. Результаты криминологических исследований за последние годы. Социально-психологические черты современных несовершеннолетних преступников. Типология несовершеннолетних преступников в зависимости от характера совершенного преступления. Факторы риска криминогенного поведения: наличие определенного наследственного (конституционального) фона, ранние экзогенно-органические повреждающие воздействия, лежащие в основе нарушений нервно-психического развития, дисгармоничное развитие личности, неблагополучие микросоциальной среды. Прогнозирование характера противоправного поведения исходя из имеющейся патологии.



Вопросы профилактики подростковой преступности. Специфика раннепрофилактических мероприятий по предупреждению криминогенного поведения детей и подростков.


8.

Семья, школа и отклоняющееся поведение.

Социум как пусковой фактор реализации предрасположенности к девиантному поведению. Семейные факторы риска возникновения поведенческих девиаций. Типы семей, прогностично неблагоприятные в плане формирования девиантного поведения. Социо-культурный уровень семьи как фактор риска поведенческих отклонений. Искажение условий ранней социализации. Динамика формирования поведенческих девиаций в процессе обучения в массовых и элитных школах. Стойкая школьная неуспеваемость как основной фактор формирования аномалий поведения ребенка. Феномены отношения педагогов и родителей к детям и подросткам с проблемами развития и поведения. Феномен «диагностической индульгенции». Феномен «педагогического фатализма».


Рекомендуемая литература:

А) основная





  1. Волков В. Н., Юридическая психология, Изд-во: Юнити-Дана, Закон и право, 2009 г.

  2. Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000.  12.0 п.л.

  3. Гилинский Я.И. Девиантность, социальный  контроль и политический режим  // Политический режим и преступность. СПб: Юридический центр-Пресс, 2001. 1.5 п.л.

  4. Гилинский Я.И. Коррупция: теория и реальность // Расследование и судебное преследование коррупции. СПб Юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002. 0.6 п.л.

  5. Гилинский Я.И. Социальная патология в современной цивилизации // Криминология - XX век. СПб: Юридический центр - Пресс, 2000. 2.1 п.л.

  6. Доморацкий В., Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств, Изд-во: Академический Проект, Культура, 2009 г.

  7. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  8. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы, Изд-во: Питер, 2011 г

  9. Культуральные и этнические проблемы психического здоровья / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.С. Положего – М., 1996.

  10. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: теории девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб., 2000.

  11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  12. Петровский В.А. Психология неадаптивной личности. – М. 1992.

  13. Рохлина М. Л., Наркомании. Токсикомании., Изд-во: Литера, 2010 г.

  14. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике. – М., 2001.

  15. Социология и психология национальных отношений. – СПб, 1999.


Б). дополнительная


  1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Махлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

  2. Антонин Ю.Н. Преступность среди женщин. М., 1992.

  3. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. – 1988. – № 5

  4. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением / Под ред. Б.Левина. – М. 1989.

  5. Голод С.И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социс. – 1998. – №2.

  6. Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков // Социс. 1999. № 5.

  7. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б., Пенитенциарная психология, Изд-во: Феникс, 2007 г.

  8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., 1998.

  9. Егоров А. Ю., Нехимические зависимости, Изд-во: Речь, 2007 г.

  10. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. – СПб., 1997.

  11. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  12. Климова С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи // Социс. – 1992. – № 8

  13. Колесников В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы: политико-экономические аспекты. – СПб. – 1994.

  14. Кон И.С. Введение в сексологию. – М, 1989.

  15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1998.

  16. Личко А.Б., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991.

  17. Медицинская и судебная психология. Курс лекций, Изд-во: Генезис, 2009 г.

  18. Меренков А.В., Никитина М.Н. Социальный портрет современной проститутки // Социс. – 2000. – № 5.

  19. Николайчик В.М. Понятие «беловоротничковая» преступность // США – ЭПИ. – 1995. – № 10

  20. Руководство по аддиктологии/ Под редакцией В. Д. Менделевича, Изд-во: Речь, 2007 г.



В). электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

WWW.PPRE.ru

https://www.mgppu.ru/

https://www.childpsy.ru/

https://www.cppo.ee/

https://www.integratio.ru/

https://www.7ya.ru/

https://adalin.mospsy.ru



https://www.psyche.ru/catalog/is1/

https://liberal.nglib.ru/catalog.jsp?rubric=447

https://www.psychology-online.net/

https://yurpsy.by.ru/biblio/leontev/leontev.htm

http://www.knigafund.ru (электронно-библиотечная система)

https://cir.ru (информационный ресурс МГУ)



- https://pedagogika-cultura.narod.ru/https://www.zpu-journal.ruhttps://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=76321, - https://1september.ru/

- https://www.eidos.ru/ , https://ru.wikipedia.org/

Скачать 31.93 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница