Актуальные проблемы инновационного развития организации учебного процесса по образовательным программам в вузе



Дата28.11.2020
Размер61.5 Kb.
ТипПрограмма

Актуальные проблемы инновационного развития организации учебного процесса по образовательным программам в ВУЗе.
Юдакова Е.В., Смирнов И.Н., Ахметова З.К.

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау



yudakova66@mail.ru
В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» особое внимание уделяется новому качеству образования. Особое значение имеет призыв Главы государства к модернизации системы образования и выводу его на международный уровень развития. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний [1].Поставленные в нем задачи отражают новый этап активной деятельности всего общества и государства по созданию необходимых условий, которые должны обеспечить вывод республики в число 30 самых развитых стран мира.

Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование. В условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и внедрения новых программ обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, таким как полиязычие, (казахский, русский, английский), профессионально-техническая подготовка, аналитическое мышление и.т.д. В послании говорится о необходимости законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы. Нам предстоит провести качественное реформирование всей системы получения знаний, итогом которого должен стать выход на мировые стандарты образования. Необходимо внедрение на всех уровнях обучения принципа дуальности, что будет способствовать закреплению у молодых людей не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений работы на производстве, в том числе высокотехнологичного и инновационного характера.

Модернизация современной казахстанской системы образования началась с присоединения Казахстана к Болонскому процессу, который выделил проблему создания европейского региона высшего образования в качестве ключевого момента для развития мобильности граждан, их востребованности и глобального развития континента. Подписание Болонского договора поставило Казахстан перед необходимостью существенного реформирования высшего образования. Казахстан усиленно внедряет в свое образовательное пространство кредитную технологию обучения.

Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Интересы преподавателя представлены самой технологией обучения. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то в кредитной системе преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебной деятельность, а не только в ВУЗе. Студент же становится активной воспринимающей стороной, обучающейся и приобретающей опыт непрерывного самообразования на основе инициативности и самостоятельности. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения.

В современных условиях тенденции развития образования предполагают использование новых информационных технологий, и такой подход является непременным условием для повышения качества образования. Эффективная реализация рассмотренного комплекса задач требует сегодня от специалиста более высокой инициативы, гибкости и творчества, управленческих навыков принимать решения по многим вопросам. Поэтому актуальным направлением кадровой политики, проводимой в рамках программы «интеграция высшего образования РК в национально инновационную систему», является повышение профессиональной компетенции и инновационной активности преподавательского состава путем усиления на кафедрах интеллектуальной конкуренции, возобновление практики сертификации работников физической культуры[2]. Решение рассмотренных выше проблем является базовой предпосылкой осуществимости комплекса мер, обеспечивающего внедрение в учебный процесс наиболее эффективной обучающей технологии.



В нашем университете обучение идет по образовательным программам. Образовательная программа 5В010800 «Физическая культура и спорт» - реализуется в Кокшетауском государственном университете им. Ш.Уалиханова на кафедре «Теория и практика физической культуры и спорта» факультета Истории юриспруденции исскуства и спорта с 2012 года на русском и государственном языках.

МОН РК утверждает типовые учебные планы специальностей и типовые учебные программы по дисциплинам обязательного компонента. ВУЗы самостоятельно разрабатывают образовательные программы по специальностям.

Образовательная программа бакалавриата строится по модульному принципу. Процедура разработки модульной образовательной программы специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт» позволяет обеспечить целостность образовательной программы и сочетать фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре. В содержании образовательной программы 5В010800 «Физическая культура и спорт» определяется полный перечень дисциплин по трем циклам: общеобязательные, базовые и профилирующие дисциплины. Дополнительные виды обучения включают различные виды практик и научно-исследовательскую работу. Все дисциплины обязательного компонента включены в соответствующие циклы и обеспечивают последовательное приобретение требуемых компетенций. Преемственность дисциплин, логика их распределения по семестрам составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности. Каталог элективных дисциплин по специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт» содержит такой перечень дисциплин, который позволяет в полной мере овладеть профессиональными компетенциями, определенными государственными стандартами образования. Содержание элективных дисциплин отражает инновации, требования работодателей. Кафедрой проводится активная работа с работодателями: проводятся круглые столы для обсуждения формируемых компетенций. Студенту предоставляется право выбора преподавателя по каждой дисциплине. Выбор закрепляется в форме индивидуального учебного плана, утверждается деканом и является основанием для разработки рабочего учебного плана специальности. Студенты специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт» в соответствии с типовым учебным планом проходят такие виды практик, как: учебная, производственная (педагогическая) и преддипломная, целью которых является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, формирование практических навыков и компетенций, освоение передового опыта организаций и предприятий. Разрабатываемые на основании стандартов учебные планы специальности упорядочивают образовательный процесс, позволяют студентам спроектировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими способностями и образовательными интересами.

Модульная образовательная программа – программа обучения, включающая совокупность учебных модулей, направленных на овладение обучающимися ключевых компетенций, необходимых для получения определенной академической степени и квалификации.

Разработка образовательной программы включает в себя:


  1. Изучение ГОСО, Типовых Учебных Планов, Типовых Учебных Программ специальности «Физическая культура и спорт» для выявления основных требований к содержанию дисциплин модуля и формируемых компетенций с учетом Дублинских дескрипторов.

  2. Выявление междисциплинарных соответствий для формирования модуля и компетенций. Каждый модуль предполагает уникальность в формировании компетенции будущих специалистов. Формируемые компетенции не могут быть дублированы в других модулях.

  3. Изучение рынка труда и требований работодателей к будущим специалистам .

  4. При составлении модульных образовательных программ следует соблюдать требования указанные в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года №152, и ГОСО соответствующего уровня образования, ТУПл специальности.

Автором-составителем Образовательной Программы «Физическая культура и спорт» Кокшетуского государственного университета имени Ш.Уалиханова является старший преподаватель, магистр педагогики и психологии Токпанов А.А. В команду по проектированию образовательной программы включаются представители основных работодателей для выпускников кафедры, представители преподавательского состава и администрации, занимающиеся составлением учебных планов и программ, а также выпускники и продвинутые студенты, которые интересуются учебным процессом. Основная задача команды – формирование перечня планируемых результатов обучения по образовательной программе.

Университет в реализации образовательной программы «Физическая культура и спорт» проводит работу по внедрению эффективных инновационных методов обучения; для этого в наличии имеются информационные системы и базы данных, портал университета и интернет сайты, содержащие информацию, отражающую процессы планирования и результаты оценки его эффективности для обучающихся, сотрудников и общественности, а также участие представителей заинтересованных лиц (работодатели, ППС, студенты) в составе коллегиальных органов управления образовательной программой. Среди них большое значение придается вопросам разработки и использования в учебном процессе инновационных методов, информационных технологий в вузе. Пути совершенствования имеющейся базы инновационных методик и средств обучения рассматриваются на заседаниях УМС. Опыт внедрения наиболее актуальных и эффективных методик становится объектом обмена между преподавателями посредством проведения открытых занятий и взаимопосещений. В учебном процессе по модулям специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт» активно внедряются современные педагогические технологии и новые методы обучения, используются средства активизации познавательной деятельности студентов.

Программа взаимодействия с работодателями реализуется многоаспектно. Кафедрой «Теории и практики физической культуры и спорта» заключены договоры и соглашения о сотрудничестве на прохождение учебной, производственной (педагогической) и преддипломной практик с общеобразовательными и спортивными организациями г. Кокшетау и области. Руководители практик дают положительную оценку знаниям студентов как будущим специалистам. Кафедра приглашает работодателей для участия в в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов – на основе специально разработанной анкеты.

В современных экономических условиях вузы достаточно серьезно ориентированы на особенности, сложившиеся в научно-образовательном пространстве на текущий момент. При этом вузы пытаются осваивать механизмы выживания, сохраняя устойчивое развитие и имея разные пути этого развития, хотя стратегические ориентиры во многом схожи, ибо они в целом ориентированы на инновации [3]. Высшие учебные заведения создают в своем развитии различные формы сотрудничества: комплексная подготовка специалистов; активное участие студентов и преподавателей в проведении научных тесное взаимодействие с работодателями и партнерами при создании образовательных программ.

Создание высоких, наукоемких технологий возможно только путем аккумуляции и мобилизации интеллектуального капитала учреждений науки и образования, при этом достаточно весомое положение в этом процессе отводится высшей школе [4]. Акцент на высоких наукоемких технологиях, имеющих важное значение для прогресса в целом, определяет наивысший приоритет для задач интеграции науки и высшего образования в процессе инновационного развития.

Образовательная система должна обеспечивать высокий качественный уровень выпускников, особенно в рамках системы высшего профессионального образования. Для повышения качества подготовки специалистов и уровня интеграции рынка образовательных услуг в рынок востребованного труда важно выбрать инновационно-ориентированный путь развития системы образования, что позволит переориентировать современную систему высшего образования не с только на образовательную деятельность как таковую, сколько на научную и технологическую систему подготовки и переподготовки кадров.

 Информационная, научно-исследовательская среда формирует творческую активность высших учебных заведений [5]. Интеграция высшей школы в научно-техническое пространство должна организовываться и стимулироваться посредством формирования инновационной политики в разработке комплекса мер для системы высшего образования. Именно эти процессы интеграции должны послужить основой формирования тактики и стратегии инновационного развития системы образования в РК.

 

Cписок литературы



  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана,10 января 2018 года

  2. Шаймуханова С.Д., Кенжебаева З.С. Модернизация образования Республики Казахстан: Состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 5-1. – С. 174-178;

  3. Субетто А. И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования.

  4. Клюев А. К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 5-6 (33). – С. 53-61.

  5. Лукашенко М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС корпорейшн,


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница