Возрастные особенности нервно-психических расстройств в детском возрасте
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ
РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Клиническая картина нервно-психических заболеваний в детском и подростковом возрасте определяется не только конкретным заболеванием, но и возрастом, в котором оно появилось. Эта особенность получила названия возрастного психопатологического изоморфизма (Ковалев В.В.[1]), суть которого состоит в том, что различные нервно-психические расстройства в одном и том же возрасте ребенка имеют сходную клиническую картину (синдром), и одно и то же нарушение в различные возрастные периоды проявляется в разных синдромах.
Ковалев В.В. выделил четыре уровня нервно-психического реагирования, на каждом из которых наблюдаются особые синдромы – возрастные:
· Соматовегетативный уровень нервно-психического реагирования соответствует возрасту от рождения до трех лет. Особенности клинической картины нервно-психических расстройств определяются тем, что в этом возрасте происходит интенсивное созревание функций вегетативной нервной системы, которая в связи с этим оказывается наиболее уязвимой по отношению к любым патогенным факторам – и экзогенно-органическим, и эндогенным (конституциональным), и психогенным. Таким образом, на первый план в клинической картине различных нервно-психических расстройств выходят нарушения функций вегетативной нервной системы: повышенная возбудимость в сочетании с нарушением сна, аппетита, пищеварения, терморегуляции. Ведущим синдромом этого уровня является невропатия.
· Психомоторный уровень соответствует возрасту от 4 до 10-11 лет. Ведущей симптоматикой нервно-психических расстройств здесь выступают нарушения психомоторики, что обусловлено интенсивной дифференциацией в этот период клеток коркового отдела двигательного (моторного) анализатора. Это гипердинамические расстройства (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ), тики, заикания, энурез. Психогенные (невротические) расстройства также проявляются, прежде всего, в симптомах нарушения психомоторных функций: заикании, тиках, мутизме (отказе от речевого общения). Такие психогенные расстройства получили название системных неврозов или неврозов органов.
· Аффективный уровень обнаруживается в симптомах и синдромах нервно-психического реагирования от 7 до 12 лет. Особенностью этого уровня является увеличение числа психогенных расстройств: синдромов страхов, развернутых форм невротических расстройств, психогенных нарушений поведения (например, уходов и бродяжничества). Специфика реагирования в этом возрасте может быть понята как следствие достаточно развитой способности ребенка к личностной переработке негативных переживаний, что может создавать внутренне напряжение, обусловливающее появление симптомов аффективного характера.
· Эмоционально-идеаторный уровень реагирования обусловливает симптомы и синдромы нервно-психических расстройств в возрасте от 12 до 16 лет: дисморфофобические расстройства, синдромы сверхценных увлечений, нервная анорексии и проч. Под идеаторными процессами в психологии понимают когнитивные процессы (размышления, рассуждения, осмысление, рефлексия), осуществляющиеся во внутреннем плане («в уме»). Способность к таким процессам в полной мере развивается как новообразование младшего школьного возраста к 12 годам. Одновременно появляется и основа для психопатологической симптоматики, обусловленной идеаторными процессами, которые (под воздействием патогенных факторов) порождают болезненные переживания (сверхценные, например) и соответствующее им неадекватное поведение. Так, внутренняя болезненная переработка информации о каком-то незначительном внешнем недостатке приводит к появлению сверхценной убежденности в собственном уродстве (дисморфофобической реакции).
В.В. Ковалев отмечал, что появление расстройств более позднего уровня реагирования не отменяет симптомов более раннего, которые могут сохраняться, но видоизменяются и теряют первостепенное значение. Если же в картине нервно-психического расстройства у ребенка преобладают симптомы более раннего возраста, то это может быть свидетельством общей или парциальной задержки психического развития.
Не все возрастные синдромы являются проявлением эмоционально-волевых или эмоциональных расстройств. К ним можно отнести невропатию, СДВГ, уходы и бродяжничество, сверхценные образования подросткового возраста.
Поделитесь с Вашими друзьями: |