Возрастные особенности нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте



Дата05.06.2020
Размер15.6 Kb.

Возрастные особенности нервно-психических расстройств в детском возрасте



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Клиническая картина нервно-психических заболеваний в детском и подростковом возрасте  определяется не только конкретным заболеванием, но и возрастом, в котором оно появилось. Эта особенность получила названия возрастного психопатологического изоморфизма (Ковалев В.В.[1]), суть которого состоит в том, что различные нервно-психические расстройства в одном и том же возрасте ребенка имеют сходную клиническую картину (синдром), и одно и то же нарушение в различные возрастные периоды проявляется в разных синдромах.



Ковалев В.В. выделил четыре уровня нервно-психического реагирования,  на каждом из которых наблюдаются особые синдромы – возрастные:

·       Соматовегетативный уровень нервно-психического реагирования соответствует возрасту от рождения до трех лет. Особенности клинической картины нервно-психических расстройств определяются тем, что в этом возрасте происходит интенсивное созревание функций вегетативной нервной системы, которая в связи с этим оказывается наиболее уязвимой по отношению к любым патогенным  факторам – и экзогенно-органическим, и эндогенным (конституциональным), и психогенным. Таким образом, на первый план в клинической картине различных нервно-психических расстройств выходят  нарушения  функций вегетативной нервной системы:  повышенная возбудимость в сочетании с нарушением сна, аппетита, пищеварения, терморегуляции. Ведущим синдромом этого уровня  является невропатия.

·       Психомоторный уровень соответствует возрасту от  4 до 10-11 лет. Ведущей симптоматикой нервно-психических расстройств здесь выступают нарушения психомоторики, что обусловлено интенсивной дифференциацией в этот период клеток коркового отдела двигательного (моторного) анализатора. Это гипердинамические расстройства (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ), тики, заикания, энурез. Психогенные (невротические) расстройства также проявляются, прежде всего, в симптомах нарушения психомоторных функций: заикании, тиках, мутизме (отказе от речевого общения). Такие психогенные расстройства получили название системных неврозов или неврозов органов.

·       Аффективный уровень обнаруживается в симптомах и синдромах  нервно-психического реагирования от 7 до 12 лет. Особенностью этого уровня является увеличение числа психогенных расстройств: синдромов страхов, развернутых форм невротических расстройств, психогенных нарушений поведения (например, уходов и бродяжничества). Специфика реагирования в этом возрасте может быть понята как следствие достаточно развитой способности ребенка к  личностной  переработке  негативных переживаний, что может создавать внутренне напряжение, обусловливающее появление симптомов аффективного характера.

·       Эмоционально-идеаторный уровень реагирования обусловливает симптомы и синдромы нервно-психических расстройств в возрасте от 12 до 16 лет: дисморфофобические расстройства, синдромы сверхценных увлечений, нервная анорексии и проч. Под идеаторными процессами в психологии понимают когнитивные процессы (размышления, рассуждения, осмысление, рефлексия), осуществляющиеся во внутреннем плане («в уме»).  Способность к таким процессам в полной мере развивается как новообразование младшего школьного возраста к 12 годам. Одновременно появляется и основа для психопатологической симптоматики, обусловленной идеаторными процессами, которые (под воздействием патогенных факторов) порождают болезненные переживания (сверхценные, например) и соответствующее им неадекватное поведение. Так, внутренняя болезненная переработка информации о каком-то незначительном внешнем недостатке приводит к появлению сверхценной убежденности в собственном уродстве (дисморфофобической реакции).

В.В. Ковалев отмечал, что появление расстройств более позднего уровня реагирования не отменяет симптомов более раннего, которые могут сохраняться, но видоизменяются и теряют первостепенное значение. Если же в картине нервно-психического расстройства у ребенка преобладают симптомы более раннего возраста, то это может быть свидетельством общей или парциальной задержки психического развития.



Не все возрастные синдромы являются проявлением эмоционально-волевых или эмоциональных расстройств. К ним можно отнести невропатию, СДВГ, уходы и бродяжничество, сверхценные образования подросткового возраста.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница