Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
поликлинической педиатрии
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»_________________20__ г.
к практическому занятию для студентов
по учебной дисциплине «Педиатрия»
со студентами V курса специальности «Лечебное дело»
Занятие №10 «Синдром артериальной гипертензии у детей: первичные и вторичные артериальные гипертензии. Причины возникновения в детском возрасте. Диагностика и дифференциальная диагностика артериальной гипертензии в детском возрасте. Принципы терапии. Неотложная помощь при гипертоническом кризе».
Обсуждена на заседании кафедры
« 26 » августа 2015 г.
протокол № 1
Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Бондаренко В.А.
«______»_______________ 201 г.
Ставрополь 2015 г.
Занятие №10 «Синдром артериальной гипертензии у детей: первичные и вторичные артериальные гипертензии. Причины возникновения в детском возрасте. Диагностика и дифференциальная диагностика артериальной гипертензии в детском возрасте. Принципы терапии. Неотложная помощь при гипертоническом кризе».
2.Актуальность.
Под синдромом артериальной гипертензии (АГ) подразумевается стабильное повышение систолического и диастолического давления крови на 20-25% по сравнению с возрастными показателями. У детей, как и у взрослых, синдром АГ может иметь первичный и вторичный генез. Но в отличие от взрослых первичная гипертоническая болезнь у детей встречается крайне редко, а может быть и ошибочным результатом некачественного обследования ребенка. В детском возрасте синдром АГ в подавляющем большинстве случаев имеет вторичный характер: нефрогенный (вазоренальный или паренхиматозный) гемодинамический (коарктация аорты; недостаточность аорты), эндокринный.
В пубертатном периоде синдром артериальной гипертензии у детей часто связан с гормональной перестройкой, когда выделение адреналина над норадреналином; увеличивается систолический выброс, увеличивается альдостерона минералокортикоидов и так далее. Эти состояния рассматриваются как вегето-сосудистые дистонии. Истоки АГ взрослых необходимо искать в пубертатном периоде.
3. Учебно – воспитательные цели:
3.1 Общая цель: научиться диагностике первичных и вторичных артериальных гипертензий у детей.
3.2 Частные цели:
-
изучить основные причины синдрома АГ у детей;
-
знать нормальные показатели АД в зависимости от возраста;
-
овладеть методикой обследования ребенка с синдромом АГ; знать клинические проявления, особенность сбора анамнеза, осмотра;
-
уметь составить план обследования ребенка с синдромом АГ;
-
овладеть трактовкой клинических и параклинических данных, необходимых для дифференциального диагноза синдрома АГ;
-
знать неотложную терапию при синдроме АГ; принципы лечения первичной и вторичной АГ у детей.
4. Схема интегративных связей:
физиология - строение и функции сердечно-сосудистой системы;
- основные физиологические механизмы регуляции АД;
патофизиология - патогенетические механизмы повышения АД
пропедевтика - лабораторные и инструментальные методы исследования
внутренних сердечно-сосудистой системы при синдроме АГ.
болезней
5.Вопросы для самостоятельной работы во внеучебное время:
-
Обдумайте причины артериальной гипотонии у детей.
-
Продумайте диагностический алгоритм синдрома АГ удетей
-
Возможна ли профилактика синдрома АГ у детей?
-
Составьте схему патогенеза вегето-сосудистой дистонии у детей.
-
Обдумайте критерии диагностики АГ различного генеза.
-
Предложите алгоритм лечебно-организационных при ВСД.
6. Рекомендуемая литература:
-
«Детские болезни» под редакцией А.А. Баранова, М., 2013г.
-
«Детские болезни» под редакцией Н.П. Шабалова, 2010 г., С-Петербург.
-
Лекционный материал.
-
«Принципы диагностики заболеваний органов мочевой системы у детей» (учебно-методическое пособие) Копейкин Ю.П., Бондаренко В.А. Федько Н.А и др,-Ставрополь.- 2005.
Дополнительная:
-
«Артериальные гипертензии и гипотензии у детей и подростков», 2002 г, С-Петербург.
-
«Болезни детей старшего возраста» под редакцией Шиляева Р.Р., Чемоданова В.В. и др. Руководство для врачей. М., 2002 г.
-
«Болезни сердца и сосудов у детей» под редакцией Белоконь Н.А., Кубергер М.Б., М., 1987 г., I том.
-
«Артериальные гипертензии и гопотензии у детей и подростков» О.А.Мутафьян -Спб -2002.
7.Вопросы для самоконтроля
-
Каковы основные причины синдрома АГ у детей?
-
Как определить нормальные показатели АД в зависимости от возраста?
-
Какие основные клинические проявления синдрома Агу детей?
-
Какие особенности сбора анамнеза, осмотра при синдроме АГ у детей?;
-
Умеете ли составить план обследования ребенка с синдромом АГ?
-
Какие основные методы обследования необходимо провести для дифференциального диагноза синдрома АГ;
-
При каких состояниях, связанных с повышением АД у детей может необходимость в неотложной терапии?
-
Назовите основные препараты, применяемые у детей для неотложной терапии при синдроме АГ у детей.
8. Аннотация
Синдром артериальной гипертензии (АГ) - это патологическое состояние, характеризующееся повышением артериального давления в результате нарушения сложного механизма нейрогуморальной регуляции соотношения величин сосудистого и периферического сопротивления, сердечного выброса и объема циркулирующей крови. У детей встречается реже, чем у взрослых. Однако известно, что истоки гипертонической болезни взрослых нужно искать в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Артериальная гипертензия может быть первичной и вторичной. До пубертатного периода практически всегда является вторичным и в 90% случаев имеет нефрогенный генез. В оценке артериального давления учитываются показатели систолического, диастолического и среднего давления (1/3 систолического + диастолическое). Определение величины среднего давления, не зависящего от возраста, рекомендуется некоторыми авторами как более точный показатель гипертензии.
При измерении АД у ребенка с подозрением на заболевание органов мочевой системы врач должен быть особенно внимательным. Манжетка должна покрывать 2/3 плеча ребенка. Систолическое давление на нижних конечностях выше, чем на руках. Обратное соотношение показателей может указывать на коарктацию или другие препятствия по ходу аорты. Диастолическое давление обычно одинаково на руках и ногах.
У большинства детей в первый период развития гипертензия протекает бессимптомно. Продолжительность такого периода вариабельна (от нескольких недель до месяцев или лет). Затем появляются жалобы на головную боль, артериальное давление при этом высокое, а диастолическое при нефрогенной гипертензии достигает 110-120 мм. рт.ст. При злокачественной гипертензии могут наблюдаться носовые, кишечные кровотечения, гематурия, снижение зрения, при исследовании глазного дна находят отечность сосочков зрительного нерва.
В патогенетических механизмах нефрогенной артериальной гипертензии имеют значение: ренин-ангиотен - альдостероновая система, простагландиновая и калликреин - кининовая системы. Основная роль принадлежит ренин-ангиотензи-альдостероновой системе. Ренин - протеолитический фермент, накапливаемый и секретируемый гранулярными клетками юкстагломерулярного аппарата. Субстратом для этого фермента является ангиотензиноген – белок, который образуется в печени и циркулирует в крови. Ренин отщепляет от него декапептид – пептид из 10 аминокислот – ангиотензин 1. Второй фермент этой системы – ангиотензинпревращающий фермент – отщепляет две концевые аминокислоты, и образуется ангиотензин 2.
В почках синтезируется активатор плазминогена – урокиназа; они секретируют пептидазу калликреин, который отщепляет кинин от кининогена. Почечные кинины мощные вазодилятаторы. В мозговом веществе образуются ряд простагландинов, в том числе E2 и F2. Простагландин Е 2 усиливает кровоток в почке, вызывает натрийурез, угнетая реабсорцию воды в проксимальном канальце. При воспалительных процессах, отеке паренхимы возможно снижение синтеза тканевых гормонов, что также может влиять на уровень артериального давления.
Выявлению артериальной гипертензии у детей способствует систематическое измерение у них артериального давления при патологии органов мочевой системы (или подозрении на неё), при жалобах на головную боль. Запоздалая диагностика нефрогенной гипертензии способствует быстрому развитию глубоких изменений в головном мозге и системе кровообращения, особенно в сосудах почек. Важность выявления ренальной гипертензии заключается в том, что своевременное оперативной лечение приводит, как правило, к выздоровлению. В противном случае возникает поражение сосудов коллатеральной почки артериосклерозом, что в свою очередь поддерживает гипертензию, делая нефрэктомию уже нецелесообразной.
Признаками, позволяющими заподозрить вазоренальную гипертензию являются:
-
уменьшение одной из почек на 1 – 1,5 см.;
-
замедленное появление контрастного вещества и снижение его концентрации на пораженной стороне на ранних урограммах;
-
гиперконцентрация на стороне поражения на поздних урограммах;
-
отсутствие функции почки при нормальной ретроградной пиелографии;
-
симптом «зазубренности» мочеточника на урограммах, обусловленный сдавлением последнего коллатеральными сосудами.
Классификация нефрогенной гипертензии у детей. (Лопаткин 1987)
Таблица11.
ВАЗОРЕНАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ
|
НЕФРОГЕННАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ
|
Врожденные поражения
|
Приобретенные поражения
|
Врожденные
поражения
|
Приобретенные поражения
|
Фибромускулярная дисплазия почечной артерии.
|
Нефроптоз – функциональный стеноз почечной артерии.
|
Поликистоз почки
|
Пиелонефрит
Гломерулонефрит
|
Аневризма и артериовенозная фистула почечной артерии
|
Тромбоз, эмболия почечной артерии.
|
Мультикистозная почка
|
Туберкулез почка
Гидронефроз
|
Аномалия развития аорты и почечных артерий.
|
Лигирование добавочных артерий.
|
Губчатая почка
|
Опухоль почки
Киста почки
|
Коарктация аорты со стенозом почечной артерии
|
Сдавление почечной артерии извне
|
Диспластическая почка
|
Нарушение пассажа мочи по верхним мочевым путям:
Нефроуреторолитиаз,
пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР).
|
Первичная артериальная гипертензия – встречается у детей редко, патогенез её чрезвычайно сложен и многообразен. В настоящее время доказано значение наследственной предрасположенности.
Эндокринные артериальные гипертензии –чаще всего связаны с феохромацитомой, первичным альдостеронизмом, синдромом (болезнью) Кушинга, гиперфункцией щитовидной железы.
Вегето-сосудистая дистония – это состояние гормональной перестройки, когда выделение адреналина над норадреналином; увеличивается систолический выброс, увеличивается альдостерона минералокортикоидов и так далее. Эти состояния рассматриваются как вегето-сосудистые дистонии и у детей встречаются преимущественно в пубертатный период.
9. Контроль результатов усвоения темы:
-
тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний;
-
ситуационные задачи;
10. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:
10.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки;
10.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания;
10.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;
10.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;
10.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза;
10.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.
Методическое обеспечение
-
Тесты, задания (анализы, рентгенограммы)
-
Ситуационные задачи
-
Выписки из историй болезни
-
Таблицы, алгоритмы основных синдромов при заболевания ОМС
Поделитесь с Вашими друзьями: |