Отчет
о международной научно-практической конференции
"Незаконный оборот наркотиков.
Угроза национальной безопасности России "
Конференция проведена 04 октября 2010 г. в соответствии с Планом работы Комитета Государственной Думы РФ по безопасности на 2010 г., протокол № 103 от 17 декабря 2009 г., п.3.1 п.4. Организаторы: Комитет Государственной Думы РФ по безопасности; Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд.
В работе конференции приняло участие 119 человек, представлявших федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти РФ, образовательные и научные учреждения, экспертное сообщество, общественные организации, исследующее современные вызовы и угрозы национальной безопасности. На конференции присутствовали, деятели российской культуры и представители аккредитованных СМИ.
Председательствовал на конференции генерал армии Куликов Анатолий Сергеевич, Президент Клуба военачальников Российской Федерации, председатель Правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума, доктор экономических наук. Открывая конференцию, А.С. Куликов отметил, что её целью является проведение дискуссии о путях совершенствования законодательства в сфере антинаркотической деятельности и улучшения международного сотрудничества, оптимизации взаимодействия правоохранительных органов, других представителей государства с институтами гражданского общества по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному распространению наркотиков.
С основными докладами выступили Анатолий Сергеевич Куликов и Багдасаров Семён Аркадьевич, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по международным делам.
Предлагаемый отчет раскрывает содержание выступлений, ход дискуссии, разнообразие точек зрения на проблему и рекомендации по противодействию этой угрозе. С учётом важности темы и просьб, поступивших в Оргкомитет конференции о более полном освещении её содержательной части, предлагаем выступления участников с минимальным сокращением.
В своём докладе Куликов Анатолий Сергеевич дал оценку состоянию и тенденциям распространения наркотиков в Российской Федерации и обосновал правомерность отнесения этой проблемы к числу реальных угроз национальной безопасности страны. В частности, он отметил, что распространение наркотиков достигло неприемлемо высокого уровня и по характеру воздействия, масштабам и объёмам потребления наркотиков они всё чаще сравниваются с оружием массового уничтожения. Это не метафора! В России наркоугроза соперничает за "первенство" даже с терроризмом. Во всяком случае – по количеству жертв, по тяжести сиюминутных и отдалённых последствий, по влиянию на другие виды криминального поведения, а также в связи с тем, что и сам терроризм в значительной мере существует на средства от наркоторговли. Другое дело, что резонанс от терактов гораздо сильнее, чем от сводок с наркофронта (там жертвы погибают в мучительных страданиях, но тихо, по ним ежечасно не звонят колокола наших тревог). На высшем уровне государственной власти обсуждаемому явлению наконец-то дана объективная политическая оценка, выраженная в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020г. (далее – Стратегия). Принято считать: чтобы сдвинуть что-то застывшее, нужна политическая воля. Нет сомнений, такая воля выражена в Стратегии.
Ни в какие периоды российской истории наркомания и наркобизнес не имели такого распространения, как в последние три-четыре десятилетия. В 90-е годы МВД России настаивало на комплексных, адекватных мерах противодействия, включая международное взаимодействие. Именно осознанием растущей опасности были продиктованы усилия по сохранению дееспособной антинаркотической полицейской организации после распада СССР. И первые межведомственные соглашения о сотрудничестве в СНГ были заключены по наркотематике.
Темпы, с которыми происходила эскалация этого вида преступности, требовала консолидации органов исполнительной власти, ответственных за противодействие наркоугрозе. Тогда (в 1998 г.) на федеральном уровне был образован и эффективно действовал Центр межведомственного взаимодействия из представителей оперативных служб МВД, ФСБ, Таможенной и Пограничной служб, соответствующие подразделения действовали и на уровне субъектов Федерации. С образованием в 2002 г. специализированного органа (ФСКН) функции координации перешли в эту структуру. Согласно положениям новой Стратегии, координация возложена на ФСНК и будет приоритетной.
Поделитесь с Вашими друзьями: |