Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Президентом РФ 1 марта 2012 г. N Пр-539)
I. Общие положения
1. Настоящие Основы определяют на долгосрочную перспективу цель, основные направления, принципы и актуальные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, соглашения и конвенции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, участницей которых является Российская Федерация.
3. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - использование атомной энергии), является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
5. Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерно и радиационно опасными объектами (включая ядерное оружие и его компоненты, ядерные энергетические установки военного назначения), ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее - ядерно и радиационно опасные объекты и материалы), может затрагивать жизненно важные интересы человека, государства и общества и иметь долговременные негативные последствия, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.
6. Основными факторами, определяющими государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, являются:
а) возрастание роли ядерной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации в рассматриваемой перспективе, обеспечении ее национальных интересов и суверенитета;
б) высокая чувствительность политики ведущих ядерных держав к ядерным авариям, проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также к ликвидации накопленного экологического ущерба и реабилитации радиационно загрязненных участков территории Российской Федерации;
в) повышение международных требований к безопасности объектов использования атомной энергии и, как следствие, гармонизация норм ядерной и радиационной безопасности на глобальном уровне;
г) увеличение количества объектов использования атомной энергии, отработавших свой нормативный срок эксплуатации и подлежащих выводу из эксплуатации;
д) повышение требований к работникам ядерно и радиационно опасных объектов, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, физической защите и защите информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах, нераспространению ядерного оружия и ядерных материалов;
е) сохранение угроз со стороны радикальных террористических организаций, в том числе международных, в отношении ядерно и радиационно опасных объектов и материалов.
III. Цель и основные направления государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
7. Целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является последовательное снижение до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий на ядерно и радиационно опасных объектах.
8. Для достижения этой цели необходимо сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:
а) совершенствование государственного управления и координации работ в области безопасного использования атомной энергии, включая вопросы организации перевозок ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, развития культуры безопасности на объектах использования атомной энергии с учетом международной практики;
б) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включая вопросы нормативного регулирования, государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью, повышения эффективности лицензионной деятельности и экспертиз по безопасности в этой области, в том числе создание механизмов для проведения всесторонней экспертизы безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;
в) усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов от возможного вредного влияния человеческого, техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений, включая совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;
г) кадровое обеспечение всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, включая совершенствование системы профессионального отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации с использованием современных генетических, психофизиологических и медицинских методов диагностики состояния здоровья персонала, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии;
д) ликвидация и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и реабилитация радиационно загрязненных участков территорий Российской Федерации;
е) совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и системы реагирования на радиационные аварии;
ж) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации аварийной готовности и аварийного реагирования.
IV. Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
9. Основными принципами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:
а) соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;
б) гармонизация законодательства Российской Федерации с международным законодательством на основе правоприменительной практики;
в) безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;
г) соблюдение баланса интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, участвующих в деятельности по использованию атомной энергии, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, персонификация ответственности должностных лиц;
д) реализация принципа социально приемлемого риска, имеющего целью минимизацию ядерного и радиационного рисков (как компонентов совокупного техногенного риска), в том числе поддержание на возможно низком уровне (с учетом экономических и социальных факторов) индивидуальных доз облучения персонала и сокращение числа облучаемых лиц;
е) запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда;
ж) приложение усилий и ресурсов федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, собственников ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующих их организаций на основных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
з) обучение и переподготовка работников ядерно и радиационно опасных объектов, органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, физической защиты и защиты информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах, нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов на основе использования новейших достижений науки и техники по программам высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования в концепции обеспечения непрерывного образовательного процесса в течение всей трудовой деятельности;
и) комплексная защита ядерно и радиационно опасных объектов от возможных негативных воздействий природного, техногенного и антропогенного характера, в том числе от террористических угроз;
к) разрешительный характер деятельности в области использования атомной энергии с применением механизмов лицензирования, аккредитации, сертификации и других форм разрешительных механизмов;
л) эффективное разграничение существующих полномочий и функций между органами государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, органом государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление деятельностью по использованию атомной энергии, уполномоченным органом управления использованием атомной энергии и эксплуатирующими организациями ядерно и радиационно опасных объектов;
м) доступность и открытость информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при соблюдении законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;
н) недопущение зависимости от иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
о) поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии;
п) синхронизация планов развития технологий и услуг в области ядерной и радиационной безопасности с планами инновационного развития атомной отрасли;
р) финансовая ответственность эксплуатирующих организаций за возможный ядерный и радиационный ущерб перед гражданами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Актуальные задачи по реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
10. Актуальными задачами по совершенствованию государственного управления, государственного регулирования и координации работ в области безопасного использования атомной энергии являются:
а) повышение эффективности государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
б) совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии;
в) повышение качества исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в области использования атомной энергии, включая разработку соответствующих административных регламентов уполномоченных органов государственной власти;
г) гармонизация требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках нормативных правовых актов Единого экономического пространства, таможенного союза и других межгосударственных союзов, формируемых при активном участии Российской Федерации;
д) усиление контроля на таможенной границе Российской Федерации, в территориальных водах Российской Федерации за транспортированием радиационно загрязненных материалов, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, в том числе судами иностранных государств;
е) совершенствование и внедрение правовых механизмов дисциплинарной и административной ответственности за нарушения требований безопасности при использовании атомной энергии, механизмов стимулирования деятельности по повышению уровня безопасности;
ж) проведение инвентаризации радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, включая места проведения ядерных взрывов в мирных целях, и их категорирование по уровню потенциальной опасности;
з) обеспечение административно-правового статуса зон безопасности вокруг ядерно и радиационно опасных объектов с учетом повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз;
и) создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения;
к) создание единой системы обращения с отработавшим ядерным топливом;
л) совершенствование и развитие:
законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии;
контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью;
системы обеспечения качества деятельности на объектах использования атомной энергии, необходимой для подтверждения соответствия установленным требованиям систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации указанных объектов;
системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии;
системы информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях на ядерно и радиационно опасных объектах;
единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и ее гармонизация с аналогичными международными системами;
системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
государственного контроля за транспортированием ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортирования;
м) повышение эффективности научно-методического, нормативного, материально-технического, организационного обеспечения деятельности, осуществляемой по следующим основным направлениям:
освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, в том числе технологий, обеспечивающих безопасность ядерно и радиационно опасных объектов;
безопасное обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, предотвращение загрязнения окружающей среды, реабилитация радиоактивно загрязненных территорий;
поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения организаций, эксплуатирующих ядерные и радиационно опасные объекты, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в случае возможных чрезвычайных ситуаций;
защита населения от сверхнормативного радиационного воздействия техногенных источников излучения и снижение до приемлемого уровня воздействия на население природных источников ионизирующего излучения;
охрана здоровья населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов, а также военнослужащих и сотрудников, обеспечивающих защиту и охрану этих объектов;
лицензирование деятельности и экспертиза безопасности в области использования атомной энергии.
11. Актуальными задачами в области усиления защиты ядерно и радиационно опасных объектов, персонала, населения и окружающей среды являются:
а) модернизация и развитие технических и информационно-аналитических систем обеспечения контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью на основе научно обоснованных подходов с использованием современных технологий;
б) модернизация приборного обеспечения и развитие отечественного производства диагностического оборудования и средств ликвидации медицинских последствий радиационного облучения человека;
в) совершенствование системы медицинского обеспечения персонала ядерно опасных объектов, включая развитие лабораторий психофизиологического обеспечения, создаваемых при объектах использования атомной энергии;
г) совершенствование системы Национального радиационно-эпидемиологического регистра лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, обеспечение пожизненного учета изменений состояния здоровья указанных лиц и оценки текущих и отдаленных радиологических последствий;
д) проведение широкомасштабных исследований уровней облучения пациентов и медицинского персонала в условиях массового внедрения новых методов лучевой диагностики и терапии (в том числе ядерной медицины);
е) разработка комплекса мер по снижению уровней облучения населения, подвергающегося облучению за счет природных источников излучения более 5 мЗв/год, в том числе радоном и продуктами его распада;
ж) проведение радиационно-гигиенического мониторинга окружающей среды и состояния здоровья населения в районах расположения ядерно и радиационно опасных объектов, включая проектируемые и строящиеся;
з) оптимизация системы дозиметрического контроля персонала с учетом требований международных стандартов и рекомендаций;
и) совершенствование тренажерной базы в области ядерной и радиационной безопасности, включая систему унифицированных индивидуальных и групповых тренажеров;
к) ведение медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности в целях определения групп потенциального радиационного риска;
л) совершенствование критериев, принципов и основных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом международных требований и рекомендаций;
м) разработка и внедрение:
инновационных методов, средств комплексного анализа, прогнозирования и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, выявления рисков и управления ими, а также научно-методической базы и программно-аппаратных средств в целях анализа и оценки состояния безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;
автоматизированных систем безопасности транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, включающих мониторинг местоположения транспортных средств и состояния технических средств физической защиты и контроля радиационной обстановки с учетом организационных и технических решений системы "ГЛОНАСС";
системы управления жизненным циклом кораблей и судов с ядерными энергетическими установками;
мобильных комплексов для обеспечения безопасности и контроля проведения работ в зоне чрезвычайных ситуаций и аварий, а также дистанционного контроля загрязненных территорий;
беспроводных систем и комплексов информационного обмена при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, реагировании на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации;
современных высокоэффективных и многофункциональных комплексов и средств пожаротушения, а также робототехнических средств;
перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, в том числе ядерно и радиационно безопасных, а также взрыво- и пожаробезопасных технологий, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом;
систем, комплексов и средств оперативной диагностики состояния оборудования атомных электростанций, ядерных установок, в том числе исследовательских и других реакторных установок;
инновационных средств и методов радиационного контроля, основанных на различных физических принципах;
коллективных и индивидуальных средств защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов, населения, военнослужащих и сотрудников, обеспечивающих защиту и охрану этих объектов, в том числе специальных медицинских средств защиты от воздействия ионизирующих излучений (радиопротекторы, средства борьбы с первичной реакцией на облучение, препараты выведения радионуклидов);
средств и технологий, обеспечивающих повышение эффективности использования радиационной диагностики и радиоизотопной продукции в науке, промышленности, здравоохранении и сельском хозяйстве;
систем и средств обеспечения изъятия, сохранности и утилизации радиоактивных источников, в первую очередь радиоизотопных термоэлектрических генераторов;
принципов и методов культуры безопасности на ядерно и радиационно опасных объектах, включающих унифицированные средства и методы проведения психофизиологических обследований персонала таких объектов;
средств и методов оценки индивидуальных доз облучения при применении радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, медикаментозных и клеточных средств профилактики и лечения радиационных поражений человека для различных сценариев возможного радиационного воздействия на базе современных технологий, включая геномные и нанотехнологии;
системы информирования населения по вопросам радиационной безопасности и способам защиты от основных видов источников ионизирующего излучения, в том числе при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий;
правил категорирования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности предприятий атомной промышленности и энергетики;
стандартов безопасности в области ядерной медицины, радиофармацевтики и радиационных технологий медицинского назначения в соответствии с международными требованиями;
нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности при осуществлении медицинской деятельности;
н) совершенствование систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, включая:
совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;
корректировку перечня угроз ядерно и радиационно опасным объектам, а также типовых моделей нарушителя с их последующей детализацией в качестве проектных угроз конкретным ядерно и радиационно опасным объектам и объектовых моделей нарушителя в целях анализа уязвимости этих объектов и принятия адекватных мер по их физической защите;
уточнение критериев оценки эффективности систем физической защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов, разработку типовых тактико-технических требований к системам защиты таких объектов и материалов, в том числе касающихся их унификации;
работы по осуществлению организационных и технических мероприятий по защите информации, касающейся физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;
уточнение требований к действиям персонала ядерно и радиационно опасных объектов и сил охраны по обеспечению физической защиты таких объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актах.
12. Актуальными задачами в области кадрового обеспечения всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, являются:
а) совершенствование системы отбора, подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров, в том числе органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, руководящего звена персонала ядерно и радиационно опасных объектов, военнослужащих и сотрудников, обеспечивающих защиту и охрану этих объектов;
б) применение современных специализированных технических средств и учебно-методических разработок, а также использование элементов психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, физической защиты и защиты информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах, нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов исходя из комплексности их решения для обеспечения глобальной ядерной безопасности;
в) комплектование кадровых служб атомной отрасли специалистами, имеющими соответствующие компетенции, а также четкое представление о структуре и задачах атомной отрасли, о технологиях, используемых на основных производствах ядерно и радиационно опасных объектов;
г) подбор преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования атомной отрасли, как правило, за счет ведущих ученых, специалистов высочайшей квалификации, известных профессиональных работников предприятий и институтов, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
д) формирование программ обучения высшего профессионального образования, послевузовского образования, дополнительного профессионального образования с учетом проведения обучения и переподготовки в течение всей производственной деятельности персонала в зависимости от уровня квалификации, квалификационных требований и планирования кадрового роста работников;
е) совершенствование материально-технической базы обучения и переподготовки, оборудование учебно-исследовательских лабораторий и центров для обеспечения формирования у обучающихся необходимых знаний и компетенций по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии, углубления знаний по эксплуатации и использованию технологий и оборудования и знакомства с лучшими практиками формирования систем, комплексов, приборного, иного материально-технического оснащения в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.
13. Актуальными задачами в области ликвидации и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и реабилитации радиационно загрязненных участков территории Российской Федерации, являются:
а) постоянный учет ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, радиационно загрязненных участков территории Российской Федерации;
б) обеспечение оптимального темпа вывоза с площадок эксплуатирующих организаций, переработки или размещения на длительное хранение отработавшего ядерного топлива;
в) разработка и осуществление комплекса мер по:
вводу в эксплуатацию объектов централизованной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом, обеспечивающей его безопасное транспортирование, долговременное хранение и переработку;
строительству пунктов приповерхностного захоронения низкоактивных радиоактивных отходов, а также пункта глубинного захоронения долгоживущих и высокоактивных радиоактивных отходов;
созданию инновационных технологий переработки отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов;
ликвидации экологического ущерба и реабилитации радиационно загрязненных участков территории Российской Федерации;
безопасной промышленной утилизации выведенных из состава Военно-Морского Флота атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками и судов их обслуживания, а также выведенных из эксплуатации судов атомного ледокольного флота;
утилизации выведенных из эксплуатации приборов и материалов, используемых в разработках ядерного оружейного комплекса, включая работы по переработке и транспортированию объектов к месту утилизации.
14. Актуальными задачами в области совершенствования системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и системы реагирования на радиационные аварии являются:
а) совершенствование структуры, режимов функционирования, оснащения, степени готовности сил и средств ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
б) поддержание необходимого уровня аварийной готовности ядерно и радиационно опасных объектов, готовности сил и средств для ликвидации последствий возможных аварий (чрезвычайных ситуаций) на объектах использования атомной энергии;
в) снижение риска и уменьшение негативных последствий природных и техногенных катастроф на ядерно и радиационно опасных объектах, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
г) развитие отраслевых (ведомственных) ситуационно-кризисных центров и научно-методических центров (лабораторий) ядерной и радиационной безопасности.
15. Актуальными задачами в области дальнейшего развития международного сотрудничества по вопросам ядерной и радиационной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации аварийной готовности и аварийного реагирования являются:
а) реализация международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, совершенствование существующей международной системы ядерной и радиационной безопасности, включающей систему международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация с учетом опыта реагирования и ликвидации имевших место ядерных аварий и радиологических инцидентов;
б) участие специалистов Российской Федерации в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами ядерной и радиационной безопасности, в осуществлении контроля, экспертиз, инспекций, связанных с исполнением международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, в проведении совместных учений, учебно-методических, научных и других мероприятий;
в) выработка и реализация скоординированных в масштабах мирового сообщества мер, направленных на развитие международной системы безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии;
г) обеспечение оперативного и постоянного обмена информацией в случае ядерных аварий на основе ее прозрачности и достоверности, а также обмена передовым опытом между государствами по всем аспектам ядерной и радиационной безопасности;
д) активизация сотрудничества между национальными компетентными органами, научными и эксплуатирующими организациями, межправительственными и неправительственными организациями по вопросам безопасного использования атомной энергии;
е) совершенствование национальных, региональных и международных мер обеспечения аварийной готовности и реагирования в случае ядерных аварий, в том числе путем возможного создания потенциала быстрого реагирования и развития подготовки кадров в области управления в кризисных ситуациях на региональном и международном уровне;
ж) повышение роли национальных компетентных органов в обеспечении аварийной готовности и реагирования посредством содействия развитию и потенциального расширения существующих возможностей для участия в международной системе МАГАТЭ в области реагирования и оказания помощи;
з) совершенствование форм, способов и механизмов международного сотрудничества по следующим основным направлениям:
внедрение российских ядерных технологий, а также создание объектов использования атомной энергии за рубежом;
подготовка зарубежных специалистов в учебных центрах и организациях атомной отрасли;
вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов;
защита ядерно и радиационно опасных объектов от террористических актов;
повышение безопасности работ с ядерно и радиационно опасными объектами на всех стадиях их жизненного цикла;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами, отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образующимися в результате сокращения деятельности в области ядерного оружия, а также при эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения;
оказание содействия в становлении и развитии национальных органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии в странах, намеревающихся использовать российские ядерные технологии;
активное участие в международных форумах по методологии регулирования безопасности.
VI. Основные инструменты реализации настоящих Основ
16. Инструментами реализации настоящих Основ являются:
а) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы и правила ядерной и радиационной безопасности;
б) средства организаций, эксплуатирующих ядерно и радиационно опасные объекты;
в) специальные резервные фонды, создающиеся за счет отчислений организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
г) государственные программы, включая федеральные целевые программы и отраслевые (ведомственные) целевые программы, направленные на решение задач в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
д) средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
е) планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
17. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере социально-экономического развития общества и изменения состояния ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.
Поделитесь с Вашими друзьями: |