2. Цели и задачи пмпк



Дата09.09.2017
Размер9.56 Mb.


1. Общие положения

    1. Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (далее – ПМПк) создаётся в соответствии с "Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования" (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16).

    2. ПМПК Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада № 9 «Синяя птица» комбинированного вида (далее – ДОУ) представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения, организуемого при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации.

    3. ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом и локальными актами ДОУ, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) детей, настоящим Положением.

2. Цели и задачи ПМПк

2.1. Целью ПМПк является определение и организация в рамках дошкольного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания детей с трудностями и отклонениями в развитии, состоянием декомпенсации; обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

2.2. Задачами ПМПк являются:


  • Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, в развитии и поведении

  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.

  • Выявление актуальных и резервных возможностей развития ребенка.

  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи, исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

  • Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей. Разработка рекомендаций специалистам, воспитателям и родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.

  • Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций.

  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, диагностику его состояния. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих и оздоровительных программ.

  • Организация взаимодействия между педагогами и специалистами ДОУ, участвующими в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных путях трудностей ребёнка.

  • При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк - направление ребенка в ПМПК более высокого уровня (ПМПК Г.о Балашиха ).

3. Основные функции ПМПк

3.1.Проведение углубленного психолого-медико-педагогического и социального изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в ДОУ.

3.2.Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3.3.Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

3.4.Прогнозирование и предупреждение неблагоприятных факторов, ведущих к психофизиологическим перегрузкам, дезадаптации, эмоциональным срывам и т.д..

3.5.Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.



4. Структура и организация деятельности ПМПк

4.1. ПМПк организуется на базе любого образовательного учреждения независимо от типа и вида при наличии соответствующих специалистов.

4.2. ПМПк утверждается приказом заведующего ДОУ на текущий учебный год.

4.3. Общее руководство работой ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4.4. В состав ПМПк входят: заместитель заведующего по УВР, при наличии специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра, старший воспитатель и воспитатели. При отсутствии специалистов в образовательном учреждении они могут привлекаться к работе ПМПк на договорной основе.

4.5. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется образовательным учреждением самостоятельно установленным порядком.

4.6. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

4.7. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, при необходимости – в присутствии родителей (законных представителей).

4.8. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

4.9. При отсутствии в данном дошкольном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или решения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию центра психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей.

4.10. ПМПк работает по плану, составленному на один учебный год.

4.11. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые ПМПк проводятся один раз в квартал. Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком воспитательно-образовательную работу, а также родителей (законных представителей). Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

4.12. В апреле-мае ПМПк на основании динамического наблюдения и представлений специалистов анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения детей, прошедших через индивидуальные программы развития и обучения и принимается решение о дальнейших формах работы с ним в данном ДОУ или переводе в ДОУ компенсирующего или комбинированного видов соответствующего профиля. Изменение вида образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).

4.13.В ПМПк ведется следующая документация:



  • годовой план и график плановых заседаний ПМПк;

  • журнал предварительной записи детей на ПМПк – (форма №1);

  • журнал регистрации плановых и внеплановых ПМПк;

  • журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк - (форма № 2);

  • протоколы заседаний ПМПк – (форма № 3);

  • карты развития ребенка, листы коррекционной работы специалистов;

  • список специалистов консилиума, расписание их работы;

  • журнал регистрации архива ПМПк;

  • архив ПМПк.

4.12.Архив ПМПк хранится в течение 10 лет и выдается только членам ПМПк, о чем в журнале регистрации ПМПк делается соответствующая запись.
5. Порядок подготовки и проведения ПМПк

5.1. Обсуждение проблемы ребенка на ПМПк планируется не позднее двух недель до даты его проведения.

5.2. ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, в его отсутствие – заместителя председателя ПМПк.

5.3. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

5.4. На период подготовки ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист, проводящий коррекционно-развивающую работу, который отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений.

5.5 Специалисты, ведущие работу с ребёнком, обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения ПМПк представить ведущему специалисту справки, характеристики, при вторичном и последующих обращениях динамику развития ребёнка за период, прошедший с момента последнего консилиума.

5.6. При обсуждении проблемы воспитанника на ПМПк должны быть следующие документы:


  • выписка из медицинской карты развития ребенка (форма-026у-2000);

  • психолого-педагогическая характеристика на ребенка специалистов и воспитателей, ведущих учебно- воспитательный процесс – (форма № 4);

  • дневник динамического наблюдения за ребенком в учебно-воспитательном процессе;

  • акт обследования семьи (по требованию) – (форма № 5);

5.7. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвующие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключение на ребенка и рекомендации.

Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.

5.8. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

5.9. При направлении ребенка в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК Г.о. Балашиха) копия коллегиального заключения ПМПК выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк МБДОУ. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПК могут направляться только по официальному запросу.

5.10. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПк.

5.11. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребёнке, полученной в процессе работы ПМПк



6. Права и обязанности специалистов ПМПк

6.1.Специалисты ПМПк имеют право:

6.1.1. Самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности.

6.1.2. Обращаться к педагогическим работникам, администрации ДОУ, родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы с воспитанниками.

6.1.3. Проводить в ДОУ индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические).

6.1.4. Требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией.

6.1.5. Вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний.

6.1.6. Обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать методические разработки, рекомендации и др.

6.1.7. Обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные (коррекционные) учреждения, привлекать к работе ПМПк специалистов городской (областной) психолого-медико-педагогической комиссии, областного центра психолого-медико-педагогического сопровождения;

6.1.8. Давать заключение о необходимости обследования ребенка врачами- специалистами, прохождения курсового лечения, организации дополнительной коррекционной помощи в учреждениях, занимающихся с детьми, имеющими проблемы в здоровье и развитии, смене профиля дошкольного учреждения (посещение специализированной или санаторной группы), комиссионного обследования ребенка в специализированных учреждениях Г.о. Балашиха и др.

6.2. Специалисты ПМПк обязаны:

6.2.1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции.

6.2.2. В решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации.

6.2.3. Принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинства воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических кадров.

6.2.4. Оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу ДОУ, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы и индивидуального подхода к ребенку. Участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в ДОУ, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми.

6.2.5. Осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия.

6.2.6. Готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанников для предоставления на ПМПк МБДОУ, в психолого-медико-педагогическую комиссию Г.о. Балашихи.

7. Ответственность специалистов ПМПк

Специалисты ПМПк несут ответственность за:



  • адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;

  • обоснованность рекомендаций;

  • конфиденциальность полученной при обследовании информации;

  • соблюдение прав и свобод личности ребёнка;

  • ведение документации и её сохранность.


8. Заключительная часть
Положение «О работе компенсирующих групп для детей с нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Синяя птица» комбинированного вида является локальным актом ДОУ и вступает в силу с момента утверждения его заведующим ДОУ.

Изменения и дополнения в Положение оформляются в соответствии с Уставом ДОУ и иными нормативными правовыми актами.

Приложение №1

Формы учета деятельности специалистов ПМПк
Форма № 1

Журнал записи детей на ПМПк


№ п/п

Дата

Ф.И.О.

ребенка


Дата

рождения


Инициатор обращения

Повод

обращения



График

консультирования

специалистов


Примечание
























Форма № 2


Журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов

и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк


№ № п/п

Дата

проведения

(первично, повторно)


Ф.И.О.

ребенка


Дата рождения

Проблема

Заключение

специалиста

или коллегиальное заключение ПМПк


Рекомендации

(с указанием сроков

реализации)


Примечание
























Форма № 3



Протоколы заседаний ПМПк

от "__"______200__ №

Председатель: ФИО

Секретарь: ФИО

Присутствовали: (перечислить)

Всего присутствовало____ человек.

Регистрационный список прилагается.

Приглашенные: (перечислить)

Повестка дня:


  1. Название вопроса (проблемы, отчета, выступления и др.).

  2. Название вопроса (проблемы, отчета, выступления и др.).

  1. Слушали: ФИО выступающего, краткое содержание выступления (полный текст выступления прилагается).

Выступали: ФИО (формулировка вопроса и ответ).

  1. Слушали: ФИО выступающего, краткое содержание выступления (полный текст выступления прилагается).

Выступали: ФИО (формулировка вопроса и ответ).

Постановили (решили): указываются мероприятия, сроки их реализации, ответственные за выполнение.

Председатель: ________________ Ф.И.О.

(подпись)

Секретарь: ________________Ф.И.О.

(подпись)

Форма № 4

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка специалистов и воспитателей, ведущих образовательно-воспитательный процесс

Схема педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

Для выявления детей, которые в первую очередь должны быть обследованы ПМПк ДОУ, воспитателю предлагается заполнить анкету-характеристику на всех детей, вызывающих его сомнение в адекватности развития возрастным показателям. Подобная анкета позволит воспитателю более тщательно оценить различные характеристики ребенка, привлечет его внимание к важным особенностям его развития и поведения.

В первую очередь в характеристике должно быть отражено:

1.-как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли болеет, охотно ли ходит в детский сад;

2. - как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками);

3. - достаточно ли он овладел навыками самообслуживания;

4. - как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях; какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;

5. - как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;

6. - особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой обучения детского сада;

7. - какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;

8. - что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у воспитателя.

Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов.
ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя ребенка ____________________________________Возраст _______________

Дошкольное учреждение________________ (группа) ________________________________
Воспитатель___________________________________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка, находящегося в Вашей группе. Это поможет другим специалистам организовать адекватную работу с ребенком. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (поставить крестик или галочку) только одно из трех значений: "О", "1" или "2", что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент. Значение "О" - показывает, что данный признак поведения (развития) отсутствует, "1" - признак выражен в средней степени, "2" - означает, что данный признак выражен в значительной степени. Постарайтесь работать внимательно, не пропуская утверждений.

Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.



пп

Оцениваемая характеристика

Признак отсутствует

Слабо

выражен

Выражен значительно

Баллы


0

1

2




I. Внешний вид. Отношение родителей










1.

Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду и одежде










2.

Ребенка забирают из сада одним из последних










3.

Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку










4.

Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада













II. Поведение в группе










5.

Не сразу воспринимает требования воспитателя
(как бы "отсутствует")










6.

Не выполняет правила распорядка жизни группы










7.

Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин










8.

Двигательная и речевая расторможенность.
Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого













III. Игра и общение с детьми и взрослыми










9.

Предпочитает играть в одиночестве










10.

Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит










11.

Не умеет поддержать игру










12.

Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми













IV. Речевое развитие










13.

Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения










14.

Словарный запас беден










15.

Речь грамматически неправильна










16.

Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно













V. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем










17.

Недостаточен объем знаний об окружающем мире










18.

Путается в понятиях "Дни недели", "Времена года", "Время суток" и т.п.










19.

Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается, "грязнуля")










20.

Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует)













VI. Отношение к занятиям и их успешность










21.

Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога










22.

С трудом овладевает необходимым объемом знаний










23.

Неусидчив, не доводит дело до конца










24.

Мешает педагогу и/или детям на занятиях













VII. Темповые характеристики деятельности










25.

Часто сонлив и вял в течении дня










26.

Темп работы на занятиях неравномерен










27.

Работает медленно и невнимательно










28.

Темп работы быстрый, но работает хаотично и "бестолково"













VIII. Физическое развитие










29.

Недостаточно развит физически










30.

Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным










31.

Не посещает детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок).










32.

Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно засыпает













IX. Моторное развитие










33.

Плохо развита мелкая моторика рук










34.

Нарушена общая координация. Неуклюжий










35.

Медлителен в движениях










36.

Предпочитает работать левой рукой










Общее количество баллов по каждому столбцу:










Общее количество баллов:





Умножьте количество крестиков (галочек) на соответствующее число (О, 1, 2)

в данном, столбце и запишите, получившуюся цифру в графе "Общее количество баллов по каждому столбцу", суммируйте полученные баллы по всем столбцам и запишите полученную цифру в графу "Общее количество баллов".*

Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?










Общая оценка особенностей развития и поведения ребенка (общая характеристика, учитывающая отмеченные особенности по всем разделам анкеты, написанная в свободной форме)



















Дата заполнения _____________ Подпись педагога _____________________

* Примечание: Ребенок может быть отнесен к группе риска и направлен на углубленное обследование (психолога, врача, логопеда и др.) в том случае, если общее количество баллов превышает 28 баллов.



Представление психолога

Ф.И.О. ребенка __________________________________ Возраст __________

МДОУ№ _______________________________ группа ___________________

Цель проведения обследования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запрос родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запрос педагогов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения, общения, привычки, интересы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность социально-бытовой ориентировки ______________________________________________________________________________

Моторная ловкость ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

Мотивация: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работоспособность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности памяти: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика речи: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика интеллектуального развития: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности конструктивной деятельности, рисунки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________ Ф.И.О. психолога ___________________________


Форма № 5

Акт обследования семьи ребенка
от "__"______200__

Мною_______________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы)

совместно____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы)

в присутствии_________________________________________________________

(Ф.И.О. присутствующих родителей, других родственников, проживающих на данной площади)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи, проживающей по адресу _________________________________________________________

Обследованием установлено, что семья состоит из ________человек

Семья занимает жилую площадь в _____________________

Указать: жилье коммунальное или отдельное,

благоустроенное или нет, количество комнат
Наличие места для сна, отдыха, игр детей________________________________

В связи с чем проводилось обследование_________________________________

Заключение_____________________________________________________

Подписи проводивших обследование:



Подписи родителей (присутствующих граждан):
Каталог: uploads -> 3000
3000 -> Памятка по профилактике гриппа Грипп
3000 -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я обратила особое внимание на тему «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»
3000 -> Нужны ли нам прививки?
3000 -> Причины заражения гриппом
3000 -> Защита зрения у детей
3000 -> Муниципальное бюджетное дошкольное
3000 -> Памятка для родителей в условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий, что и в детском саду
3000 -> Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника
3000 -> Анализ деятельности шмо учителей начальных классов моу прогимназии пос. Романцево Жидкова М. Б. (Ф. И. О. руководителя) за 2013-2014 учебный год
3000 -> Педикулез и меры его профилактики!


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница