Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Петухова Надежда Юрьевна



Дата05.05.2016
Размер58 Kb.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Петухова Надежда Юрьевна,
учитель биологии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 36 г. Ярославля

В настоящее время особенную актуальность приобретает проблема сохранения здоровья учащихся.

В нашей школе под моим руководством ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. В школе создана «Служба здоровья», в совет которой входят учащиеся 5-11 классов.

Направления работы


I. Соблюдение гигиенических требований образовательного процесса:

а) проветривание кабинетов и рекреаций;

б) хорошее освещение школьных помещений;

II. Повышение двигательной активности учащихся:

а) выполнение утренней зарядки (перед первым уроком в школе);

б) физкультминутки на уроках;

в) упражнения для снятия напряжения на разных этапах урока;

г) школьные спортивные соревнования;

д) «Дни здоровья»;

е) работа кружков и секций в школе.

III. Информационно-образовательное обеспечение:

а) беседы о здоровом образе жизни в начальной школе;

б) выпуск санбюллетеня

в) радиопередачи

г) рубрика «Службы здоровья» в школьной газете;

д) валеологическая направленность учебно-воспитательного процесса (на примере урока биологии в 8 классе: «Закаливание организма»).

Приложения:

1. Открытый урок «Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви» 8 класс.

2. План работы кружка «Здоровьесохраняющая программа» на I полугодие.

3. Комплекс упражнений для проведения физкультминуток на уроках.

4. Упражнения на разных этапах урока.

Приложение 1


Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. 8 класс


На протяжении ряда лет (с 2002 г.) школа осваивает и внедряет здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся была разработана программа, в которую были включены мероприятия для педагогов и учащихся: педагогические советы, семинары, циклы бесед. Создана «Служба здоровья», куда вошли учащиеся от каждого класса школы. «Служба здоровья» участвовала в анализе школьного расписания, готовила беседы «О здоровом образе жизни» в начальной школе, проверяла санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, осуществляла контроль за режимом проветривания, разучивала комплекс утренней зарядки и физкультминуток.

Материалы педсоветов, комплексы упражнений оформлены в папки. По вопросам обмена опытом можно обратиться в школу №36.

Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технолологиям при подготовке уроков.

Конспект урока

Методический комментарий. Урок проводится в рамках темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Урок носит интегрированный характер, включает знания по анатомии, физиологии, гигиене, медицине, физической культуре, этики и эстетики. Валеологическая направленность урока предполагает теоретические знания, практические умения и навыки, физические упражнения в начале урока для активизации мыслительной деятельности, физкультминутка в середине урока (4-5 упражнения), упражнения в конце урока (лобно-затылочная коррекция).

Цель урока:



  • Определить, что такое закаливание и для чего его необходимо проводить;

  • Изучить методы и принципы закаливания;

  • Выяснить, каким гигиеническим требованиям должна отвечать наша одежда и обувь.

Ход урока

П: Начинаем наш урок, настраивая свой организм, все его системы на работу с помощью упражнений. (Учащиеся выполняют физические упражнения).

П: Современный человек привык жить в комфорте с определенным температурным режимом, с водопроводом и газом, телевизором и… малоподвижностью. Поэтому-то он стал легко уязвим для легчайших сквозняков и температурных колебаний, стал чаще болеть.

Что можно посоветовать этому современному человеку?

У: Больше двигаться и закаляться.

П: Совершенно верно. Сегодняшний урок мы так и назовем: «Закаливание организма». (Запись в тетради). Это лишь первый вопрос урока. Второй вопрос, который мы сегодня изучим, - это «Гигиена одежды и обуви». Ведь от того, что и как мы носим, тоже зависит здоровье человека. (Запись в тетради).

Как вы думаете, почему одни люди купаются зимой в проруби, а другим достаточно ступить босой ногой на холодный пол, чтобы простудиться; одни спокойно работают в поле под палящими лучами солнца, а другие изнывают от жары, если начинает припекать солнце?

У: Одни люди закаленные, другие – нет.

П: Значит, закаленный – это человек, который практически не болеет.

Что же такое закаливание?

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

П: Обратимся к определению закаливания, которое дают авторы учебника. (Ученики читают определение)

П: Это определение вы запишите дома в словарь. Предлагаю вам послушать сообщение, подготовленное ученицей класса на тему: «Основные принципы закаливания организма». (Запись в тетради). По ходу сообщения вам предстоит сделать записи в тетради, отметить 7 основных принципов закаливания.

Сообщение ученицы и проверка сделанных в тетради записей.

Принципы закаливания:


  • системность

  • постепенность

  • учет индивидуальных особенностей

  • разнообразие средств и форм

  • самоконтроль

  • сочетание общих и местных процедур

  • активный образ жизни.

П: Считаете ли вы себя закаленными или нет?

Ответы учеников с места.

П: Я попрошу встать тех учеников, которые считают себя закаленными, и объяснить, почему. Какие методы закаливания вы используете?



Ответы учеников.

П: А сейчас я хочу предоставить слово нашему школьному врачу. Мы попросим Татьяну Витальевну дать оценку состояния здоровья учеников нашего класса. Может, нам стоит всерьез задуматься над проблемой закаливания нашего организма.



Выступление врача.

П: Какие же выводы вы для себя сделали?



Ответы учеников с места

П: Перед тем, как мы перейдем ко второму вопросу нашего урока, проведем небольшую физкультминутку.



Физкультминутка.

П: Следующий вопрос нашего урока тоже связан с нашим здоровьем – гигиена одежды и обуви.



Для чего человеку одежда и обувь?

Ответы учеников:

Одежда и обувь



  • защищает организм от неблагоприятных воздействий окружающей среды;

  • поддерживает постоянную температуру тела;

  • имеет эстетическое значение, так как от нее зависит внешний облик человека.

П: Послушайте сообщение на тему: «Гигиенические требования к одежде» и оформите основные требования в тетради.

Сообщение ученицы и проверка записей в тетради.

Гигиенические требования к одежде и обуви:



  • одежда и обувь должны быть свободными, не стеснять движения;

  • одежда должна быть воздухопроницаема;

  • одежда должна хорошо впитывать влагу;

  • вредно длительное время носить прорезиненные одежду и обувь;

  • зимой лучше носить темную, летом светлую одежду.

П: А теперь решите: соответствует ли ваша сегодняшняя одежда гигиеническим требованиям. Может, вам следует что-то изменить? Ведь от правильно подобранной одежды, как и от образа жизни, зависит здоровье человека.

Сегодня мы с вами изучили два вопроса: «Закаливание организма», «Гигиена одежды и обуви». От решения этих вопросов во многом зависит здоровье каждого из нас. Здоровье – это самое большое богатство, которым располагает человек. Перед вами ряд мудрых изречений о здоровье. Выберете то, которое, на ваш взгляд, отражает главный вывод нашего урока.

Ученики предлагают: «Здоровье из чужих рук не получишь!»

Это высказывание может служить эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы хорошо поработали, узнали для себя много нового и полезного. Для снятия напряжения нам необходимо выполнить несколько упражнений. (Выполняются упражнения). Урок окончен.

Д.з. параграф 40, п.1-3; параграф 41, п.3-4.

В тетради ответить на вопрос: «Здоровый образ жизни для меня – это…».

Приложение 2

План работы кружка

«Здоровьесохраняющая программа»

на I полугодие

Сентябрь


  1. 04.09. Организационное заседание «Службы здоровья» школы 36.

  2. 11.09. День здоровья (поездка учащихся 11-х классов в Сахареж).

  3. 18.09. Разучивание нового комплекса для проведения физкультминуток на уроке.

  4. 25.09. «Подвижная перемена» (подбор материала).

Октябрь

  1. 02.10. Подведение итогов проверки утренней зарядки. Выпуск «Молнии».

  2. 09.10. «Подвижная перемена» (разучивание упражнений).

  3. 16.10. Самомассаж при ОРВИ (разучивание).

  4. 23.10. Рейд по проверке проветривания кабинетов.

  5. 30.10. Рейд по проверке санитарного состоянии кабинетов. Оформление итогов рейда.

Ноябрь

  1. 13.11. Подведение итогов проверки утренней зарядки за I четверть (радиопередача).

  2. 20.11. Конкурс на лучший комплекс для утренней зарядки.

  3. 27.11. Рейд по проверке проветривания кабинетов. Итоги рейда.

Декабрь

  1. 04.12. Проведение бесед о здоровом образе жизни в начальной школе.

  2. 11.12. Радиопередача «Влияние курения на органы дыхания и другие системы организма».

  3. 18.12. Разучивание упражнений для снятия напряжения во время урока.

  4. 25.12. Проверка санитарно-гигиенического состояния кабинетов.

Приложение 3

Средний школьный возраст

5-9 классы

Комплекс №1 для проведения физкультминуток на уроке

1. И.П. – сидя держаться за край стула.

1-3 – опираясь на спинку стула, прогнуться – вдох.

4 – И.П. – выдох.

(4 раза)


Методические указания. Упражнение способствует формированию правильной осанки, голову держать прямо, следить за дыханием.

2. И.П. – стоя, руки за спиной (с захватом предплечья).

1-2 подняться на носки.

3-4 И.П. (4-6 раз)

Методические указания. Следить за осанкой, дыхание не задерживать.

3. И.П. – стоя, руки на поясе.

1 стойка на носках, руки вверх.

2 И.П. (4-6 раз)

Методические указания. Следить за осанкой, руки в локтях не сгибать.

4. И.П. – стоя, руки за голову.

1 – правую ногу назад на носок, руки вверх – в стороны.

2 И.П.


3 – то же другой ногой.

4 И.П.


5. И.П. – стоя, руки на поясе.

1 отвести локти назад, «развернуть» грудную клетку – вдох носом.

2 И.П. – выдох ртом.

(4 раза)


Методические указания. Следить за дыханием.

6. И.П. – стоя, руки на поясе.

1-2 поворот головы налево.

3-4 И.П.


5-6 – то же направо

7-8 И.П.


7. И.П. – стоя, руки на поясе.

1-2 поворот туловища вправо.

3-4 И.П.

5-6 поворот налево

7-8 И.П.

Приложение 4


Упражнения на разных этапах урока


I. В начале урока

1. «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. Растереть уши ладонями.

2. «Перекрестные движения» - активизируют оба полушария, готовят к усвоению знаний.

Перекрестные координированные движения, правая рука, левая нога.

Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

3. «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расставить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию.

4. «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по 3 раза сначала одной рукой потом другой, затем сразу обеими руками.

5. «Симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию, облегчает процесс письма.

Нарисовать в воздухе симметричные рисунки.

II. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения

1. «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение.

Упражнение выполнять в течение 1 минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая – на затылок.

2. «Медвежьи покачивания» - расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз.

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключить руки.

3. «Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника.

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу, потянуться всем телом.

Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно стоя.

4. «Дыхательная гимнастика» - гармонирует дыхательную деятельность, нервную, сердечно-сосудистую системы.

Трансформирует отрицательные эмоции в положительные.

Ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха.

5. «Гимнастика для глаз» - снимает напряжение с глаз.

а) тренаж со зрительными метками.

В разных участках комнаты фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Располагаются в равноудаленных частях комнаты. В положении стоя на счет 1, 2, 3, 4 дети быстро фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая эти действия с движениями головы, глаз и туловища 1,5-2 мин.

III. Снять психологическое напряжение в конце работы на уроке

Релаксация «медуза».



Сидя на стуле совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница