«Здоровье – основа развития личности ребенка»
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… »
Наибольшее распространение получило определение Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Каждый из нас не раз слышал предложение «здоровый образ жизни». Что же это такое?
Здоровый образ жизни включает в себя:
1. Соблюдение режима учебы, отдыха и сна.
2. Двигательную активность, включающую систематические занятия ходьбой на воздухе, оздоровительным бегом, ритмической гимнастикой, доступными видами спорта.
3. Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления, аутогенной тренировки.
4. Разумное использование методов закаливания, водных процедур.
5. Рациональное питание.
Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей – сложная, трудная задача потому, что ни общественное устройство нашего государства, ни сам ребенок не воспринимают здоровье как необходимую норму жизни, как ценность.
Ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении человека к здоровому образу жизни, являются мотивация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности.
Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и развивать здоровье человека.
Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека. В качестве наиболее важных результатов физической культуры рассматриваются: здоровье, степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, телосложение, состояние физиологических функций, обеспечивающих определенный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений – того, что называется физическим состоянием человека.
К сожалению, современного человека характеризует неумение понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы и требования, которые всегда объективны, попросту невнимание к своему организму.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы стойкую мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни.
Поделитесь с Вашими друзьями: |