Курс лекций Модуль Психология Тема 1 Психология как наука Комплексная



страница1/5
Дата09.05.2019
Размер100 Kb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5

Курс лекций

Модуль 1. Психология

Тема 1 Психология как наука

Комплексная цель темы: сформировать у слушателей целостное представление о психологии как науке и умение практического применения психологических знаний в самостоятельной деятельности выпускников-архитекторов.

Содержание.

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки.

Основные направления в развитии зарубежной психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Современные направления в развитии зарубежной психологической науки: необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные этапы развития отечественной психологической науки.

Характеристика предмета и объекта психологической науки. Методология науки и основные методологические принципы отечественной психологии: детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности. Понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Описательная характеристика психических явлений. Основные категории психологии: психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Основные направления и отрасли отечественной психологии. Общая, социальная психология, психология развития и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, психофизиология, юридическая психология, психология спорта. Задачи различных отраслей психологии. Практическое значение психологии.

Научные требования к объективному изучению психических процессов. Понятие о методе в психологии. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека.

Общая классификация методов психологии по Ананьеву Б.Г. Основные виды психологических методов: наблюдение, опросы, тесты, эксперимент. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения: объективное наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение. Достоинства и ограничения метода.

Метод эксперимента, его характеристика. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент. Достоинства и недостатки метода.

Характеристика методов опроса: беседа, анкетирование, интервью. Особенности применения метода. Достоинства и недостатки методов.

Психологические тесты, виды тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.

Способы практического психологического воздействия на человека. Убеждение как метод психологического воздействия. Подражание и сфера его применения в практической психологии. Понятие о внушении.

Проблема возникновения и развития психики в животном мире. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.Сознание и бессознательное: Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Функции языка.

Общее представление о развитии психики человека в онтогенезе.

Общее понятие о личности. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации. Индивид, личность, индивидуальность. Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств. Конституционные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Понятие индивидуальности. Про­дуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.

 Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.

Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Проблема взаимодействия биоло­гического, социального и психического. Концепция структуры личности К.К. Платонова. Струк­турный подход А.Н. Леонтьева. Концепция личности А.В. Петровского. Проблема личности в ра­ботах Б.Г. Ананьева. Комплексный подход Б.Ф. Ломова к исследованию личности.

Понятие о направленности личности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.

Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А. Н. Леонтьева: широта жизнен­ных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей (мотивов).

 "Я" как единица личности в теориях "личности как само­сознания". В. Джемс о трехкомпонентной структуре "Я". Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект».



Литература:

  1. Введение в психологию// Под ред. А.В.Петровского ,М, 1996.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1996

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.,М.,1992.

  4. Немов Р.С. Психология: в 3-х т., М.,1995.

  5. Общая психология. (Курс лекции)// Соств.Рогов Е.И., М., 1995.

  6. Петровский А.В. История Советской психологии. М.,1967.

  7. Психология. Учебник, СПб, 1998.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.М., 1989.

  9. Столяренко Л .Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница