Курс лекций
Модуль 1. Психология
Тема 1 Психология как наука
Комплексная цель темы: сформировать у слушателей целостное представление о психологии как науке и умение практического применения психологических знаний в самостоятельной деятельности выпускников-архитекторов.
Содержание.
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки.
Основные направления в развитии зарубежной психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Современные направления в развитии зарубежной психологической науки: необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
Характеристика предмета и объекта психологической науки. Методология науки и основные методологические принципы отечественной психологии: детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности. Понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Описательная характеристика психических явлений. Основные категории психологии: психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Основные направления и отрасли отечественной психологии. Общая, социальная психология, психология развития и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, психофизиология, юридическая психология, психология спорта. Задачи различных отраслей психологии. Практическое значение психологии.
Научные требования к объективному изучению психических процессов. Понятие о методе в психологии. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека.
Общая классификация методов психологии по Ананьеву Б.Г. Основные виды психологических методов: наблюдение, опросы, тесты, эксперимент. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения: объективное наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение. Достоинства и ограничения метода.
Метод эксперимента, его характеристика. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент. Достоинства и недостатки метода.
Характеристика методов опроса: беседа, анкетирование, интервью. Особенности применения метода. Достоинства и недостатки методов.
Психологические тесты, виды тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.
Способы практического психологического воздействия на человека. Убеждение как метод психологического воздействия. Подражание и сфера его применения в практической психологии. Понятие о внушении.
Проблема возникновения и развития психики в животном мире. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.Сознание и бессознательное: Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Функции языка.
Общее представление о развитии психики человека в онтогенезе.
Общее понятие о личности. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации. Индивид, личность, индивидуальность. Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств. Конституционные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Понятие индивидуальности. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.
Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.
Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Проблема взаимодействия биологического, социального и психического. Концепция структуры личности К.К. Платонова. Структурный подход А.Н. Леонтьева. Концепция личности А.В. Петровского. Проблема личности в работах Б.Г. Ананьева. Комплексный подход Б.Ф. Ломова к исследованию личности.
Понятие о направленности личности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А. Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей (мотивов).
"Я" как единица личности в теориях "личности как самосознания". В. Джемс о трехкомпонентной структуре "Я". Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности.
Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект».
Литература:
-
Введение в психологию// Под ред. А.В.Петровского ,М, 1996.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1996
-
Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.,М.,1992.
-
Немов Р.С. Психология: в 3-х т., М.,1995.
-
Общая психология. (Курс лекции)// Соств.Рогов Е.И., М., 1995.
-
Петровский А.В. История Советской психологии. М.,1967.
-
Психология. Учебник, СПб, 1998.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.М., 1989.
-
Столяренко Л .Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.
-
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
Поделитесь с Вашими друзьями: |